Урок обществознания по теме «Экономика и ее роль в жизни общества».
Цели:
1. Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
2. Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
Вариант организации учебной работы.
Предлагается комбинированный урок с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Основные понятия и термины: экономика, потребности, ресурсы, экономический выбор, альтернативная стоимость, блага.
УМК: Учебник Обществознание 8 класс, Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, 2014 г.
Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин) 1 слайд
2. Проверка домашнего задания
1) Восстанови высказывание.
«Каждый наш поступок продолжает создавать нас самих»
немецкий философ Фридрих Ницше 2 слайд
Вопрос к классу: К какой сфере мы можем отнести это высказывание?
Ответ: К социальной сфере.
-Назовите несколько понятий, которые относятся к социальной культуре, к тем темам, которые мы изучали на прошлых уроках?
- Отклоняющееся поведение, Социальный статус, социальная роль
-Дайте определение одному из понятий.
Отклоняющееся (девиантное) (от лат. deviatio — отклонение) поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Основные формы девиантного поведения: 1) пьянство; 2) наркомания
2) Индивидуальная работа. Тестовые разноуровневые работы, вопросы взяты из материалов гиа. (Приложение 1)
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы начинаем новый раздел. С этой темой вы уже сталкивались в курсе обществознания и 6 - 7 класса, каждый год выходя на новый уровень подготовки. Давайте, вспомним мультфильм об антилопе и богатом радже. СЛАЙД 3 Сколько б золота не принесла ему антилопа, все равно было мало. Кому же из нас не хочется получить всё, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда- исчезла в далёком детстве золотая антилопа...и осталась одна реальность, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, надо усердно трудиться. Какова же тема сегодняшнего урока нам поможет узнать наша гостья встречаем, женщина Х, вам предстоит угадать, кто же она на самом деле? СЛАЙД 4
Выходит, Экономика.
Здравствуйте уважаемый народ! Я рада видеть вас, знаю, что вы наблюдаете за мной каждый день. Сейчас я вам зачитаю загадки, а по ответам вы выясните кто я такая))
и читает загадки:
А) Люди ходят на базар:
Там дешевле весь… Товар
Б) Как ребенка нет без мамы,
Сбыту нету без… товара
В) На товаре быть должна
Обязательна… Цена
Г) В этой фирме все бывает,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи
Что за фирма, подскажи? Банк
Д) Половину от зарплаты
Называют как, ребята? Аванс
Е) Коль трудился круглый год,
Будет кругленький … ДОход
-Каким общим понятием вы можете объединить эти слова?
Значит в гостях у нас сегодня ЭКОНОМИКА
Я хочу пригласить вас всех к разговору об экономической из сферы общества.
Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества».
- Что мы можем узнать из этой темы? Какой проблемный вопрос возникает?
Задача для учащихся: выяснить, какие потребности существуют у людей, основную проблему экономики и пути ее решения.
Обратите внимание на доску, наша корзина пуста, в конце урока нам необходимо ее заполнить ответами, отвечающими на проблемный вопрос.
1. Экономика как подсистема общества.
2. Потребности. Понятие блага в экономике.
3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.
1.Экономика как подсистема общества.
Что же такое экономика? Вам встречалось ранее это понятие?
Предлагаю одной группе поискать в интернете данное понятие, второй группе в словарях учебника и в экономических справочниках.
Работа в группах (1 – 2 мин)
а) (работа со словарями 1 группа, работа с ноутбуком 2 группа) Найдите в словарях, в интернет источнике определения экономики.
Экономика – это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
б) Запишите определение в тетрадь.
· Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
· Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.
· Экономика изучает экономические потребности, экономические блага, факторы производства (ресурсы, необходимые для ведения процесса производства).
· Вывод: Понятие экономика может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.
- Я предлагаю вам разобраться в экономических слагаемых.
2. Потребности. Понятие блага в экономике.
Учитель: Как ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Все время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется, как - то по-другому одеваться, ему хочется по-другому выглядеть. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле. Или жить в другом доме.
-Что это все такое?
Потребность – это нужда человека в чем-либо для нормальной его жизнедеятельности.
Знакомы мы с этим понятием? (самостоятельная работа)
Вывод: Существует три типа потребностей, они составляют основу нашей жизни.
· Материальные.
· Духовные.
· Социальные
Работа в парах: Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей.
(пища, свет, тепло, чтение книг, посещение театров, путешествия, дружба, любовь, самоуважение).
Один учащийся на доске выполняет ту же работу.
· Материальные. · |
· Духовные.
|
· Социальные.
|
|
|
|
Проверка.
4.Учитель. Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности человека. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко-достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить на мотоцикл, машину).
-Какой можно сделать вывод?
Потребности людей безграничны.
Учитель: О сказочной скатерти – самобранке или возможности иметь «золотую рыбку», чтобы удовлетворить наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реальной жизни общество располагает ограниченными ресурсами. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань, чтобы построить дом, нужны материалы, чтобы произвести бензин, нужна нефть. Все это называется ресурсами. Ресурсы необходимы для производства благ. Рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо».
5.Самостоятельная работа с учебником стр.146.
Благо – это то, что является полезным для человека и служит удовлетворению его
потребностей.
Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.
Свободные блага (преимущественно природные) - доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры.
Как используются свободные блага на территории Кваркенского района?
Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности.
6.Закрепление.
Впиши перечисленные термины в соответствующую графу таблицы:
Пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятие в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц.
Свободные блага |
Эконом. блага: |
вода из родника, энергия ветра, дожди. |
ремонт квартиры, пошив одежды в ателье, мороженное, занятия в театральном кружке, ремонт квартиры, проезд в автобусе, освещение улиц. |
Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ.
Вопрос классу
Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.
Мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. Человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике.
Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?
Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.
Проблема ограниченности ресурсов решается таким методом как их экономия.
Где же человек впервые учится разумно использовать и распределять ресурсы? (в семье)
Все мы оплачиваем жилищно-коммунальные услуги. Каким ресурсами мы пользуемся? (вода, электроэнергия, тепло, газ).
Возьмем потребление воды. По мнению некоторых авторов, установка водных счетчиков экономит семейный бюджет по этой статье расходов в 4 раза.
7.Учитель. Как правильно принимать мудрые решения и правильно делать выбор, как использовать средства, чтобы получить то, что нужно.
В экономике это называется экономический выбор.
Каждый день, идя в магазин, мы сталкиваемся с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой.
Как называется этот выбор? Этот выбор называется альтернатива.
Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.
Запись в тетрадь
Сейчас я вам предлагаю решить жизненные задачи, которые позволят вам проверить на сколько вы можете на практике применить полученные на сегодняшнем уроке экономические знания.
Сценка
– Привет, Данил. Ты пойдешь на новый фильм «Как приучить дракона 3»?
– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще поучить. Иначе Василий Васильевич поставить мне двойку.
– Да брось. Завтра спишешь у Утикаевой.
– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция борьбы греко - римской.
Если не учить, то уж лучше сходить на борьбу.
– А мы пойдем на трехчасовой сеанс, и ты успеешь к 7 часам.
– Хорошо. Только я посчитаю, сколько у меня денег
до конца недели: 500 рублей до пятницы. Это мама дала и для горячего питания!
Какие возможные варианты выбора у Данила? Что в каждом конкретном выборе будет являться альтернативной стоимостью? Как в данной ситуации поступили бы вы?
8.Закрепление учебного материала.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока
Задача для учащихся: выяснить, какие потребности существуют у людей, основную проблему экономики и пути ее решения.
Вывод: Таким образом, экономические действия людей – это результат, осознанного выбора. Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т.е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решения. Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
9. Итог. Выставление оценок.
10. Домашнее задание. П.17, объясни, как ты понимаешь слова Н.Г.Чернышевского «Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние – вещь, необходимая для счастья».
Если останется время на решение задач.
1. Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет?
2. Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около твоего дома стоит 50 р., а в книжном магазине, до которого нужно ехать на автобусе, - 30 р. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 7 р.?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.