Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
экономика_Первые_шаги_внеурочка.DOCX
ПРОГРАММА
факультатива «Экономика: первые шаги»
для внеурочной деятельности младших школьников
(1 – 4 классы)
Пояснительная записка
Начальное экономическое образование является одним из факторов,
оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к
материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует,
чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность
возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически
рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего
складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как
создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно
именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую
информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и
подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента
предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История»,
«Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим
принципам:
1. Учет нагляднообразного характера мышления младших
школьников. В содержание программы по экономике вошли те
явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это
позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного
возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В
связи с этим, одной из важных задач программы является развитие
ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения
программы по экономике у младших школьников закладываются
предпосылки для развития экономического мышления,
необходимого для ориентации в современных рыночных условиях
жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных
экономических представлений, на базе которых в основной и
старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью
обучения экономике учащихся младших классов является формирование
начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и
деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс
«Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов. 1 Общая характеристика факультатива
Логика программы факультативного курса представляет собой систему
содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая
предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа
раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», ее изучение
дает возможность:
формировать у учащихся представление об экономике как сфере
деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его
потребностей;
обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи
труда человека с его результатами, приложенных усилий с
успешностью деятельности;
развивать основы потребительской культуры;
расширять активный словарь учащихся, включая в него
экономические термины;
мотивировать младших школьников к учению средствами
экономического материала;
способствовать освоению на информационном и эмпирическом
уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и
функций, их характеризующих;
формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
показать необходимость человеческих знаний и образования для
формирования нового информационного общества и создания
инновационной экономики;
Место предмета в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во
внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, со второго полугодия, всего
15 ч. Во 24 классах 1 ч в неделю, всего 30 часов. Используются как
групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый
раздел программы предусматривает использования игровой и практической
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными
заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В
процессе экономического образования учащиеся получают
представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе,
искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать
зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его
потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение
природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей
к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как
оценке результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные
«Экономики».
результаты освоения
При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как
экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки 2 между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся
узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность,
бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно
относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих
людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости,
аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность»
поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся
понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о
членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы
(раздел «Содержание обучения»).
Содержание обучения
1 класс
Я и моя семья.
Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав
семьи. Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта,
целесообразного порядка. Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье
и ее членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества,
присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно
рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим
хозяином.
Объяснять значение слов: «экономный», «щедрый», «запасливый»,
«бережливый».
Практическая и игровая деятельность: Игра «Генеральная уборка», «Я –
хозяин большого дома».
Мое и чужое.
Все, что принадлежит человеку – это его собственность. Личные вещи
человека. Собственность это не только вещи, но и произведения человека
(стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником:
производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность: Тема исследований: «Как
становятся собственниками». Игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся. 3 Труд – это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность –
предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия – блага,
которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение – это тоже труд.
Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.
Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.
Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.
Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственнобытового труда,
труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность: Экскурсия в школьную
столовую. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в художественный музей.
Сюжетноролевые игры. Темы проектов: «Как создается произведение
искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей
семье».
Все работы хороши.
Каждый человек имеет профессию – работу (врач, инженер, педагог,
космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные
с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и
культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию.
Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия: Уважать
труд людей разных профессий.
Классифицировать профессии по предмету
труда. Рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность: Встреча с человеком интересной
профессии. Рисование на тему профессий. Темы проектов: «Профессии в
моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»
К концу обучения в первом классе ученик узнает:
что такое собственность;
почему все люди трудятся;
какие бывают профессии;
как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в первом классе ученик сможет научиться
самообслуживанию, хозяйственнобытовому труду, труду в уголке природы. 4
Экономика: первые шаги
Экономика: первые шаги
Экономика: первые шаги
Экономика: первые шаги
Экономика: первые шаги
Экономика: первые шаги
Экономика: первые шаги
Экономика: первые шаги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.