Экскурсии в природу с детьми имеющими задержку психического развития
Оценка 4.9

Экскурсии в природу с детьми имеющими задержку психического развития

Оценка 4.9
pdf
21.04.2022
Экскурсии в природу с детьми имеющими задержку психического развития
Экскурсии в природу с детьми имеющими задержку психического развития .pdf

Экскурсионная деятельность в ДОУ для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Ознакомление с миром природы, обогащает чувственный опыт ребенка с задержкой развития, учит его быть внимательным к тому, что его окружает, смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Учит его запоминать и рассказывать увиденное, обобщать и анализировать. Формируя представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и мышления. В процессе экскурсионной работы у детей формируются представления о живом и неживом мире, зависимость жизни и деятельности живых организмов от природных условий.

Цель: развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через экскурсионную деятельность.

Задачи: 

  развивать познавательный интерес и познавательную мотивацию

  развивать наблюдательность, произвольное внимание;

  тренировать умения запоминать зрительные образы;

  закреплять знания детей об объектах и явлениях природы своего региона;

  развивать экологического сознания;

  воспитывать любовь к природе и чувство ответственности по отношению к ней;

  создавать   атмосферу доверия      и       открытости, принадлежности к коллективу через коллективное творческое дело. Реализация экскурсионной деятельности возможна во время непосредственно организованной   деятельности       на      прогулке    на      участке       ДОУ и\или  близлежащего парка. Предварительные беседы и итоговые творческие работы проводятся с детьми во вторую половину дня в группе. Учитывая особенности развития детей с ЗПР, временные рамки занятий не превышали 20-25 минут.  Перед каждой экскурсией с детьми проводится предварительная работа: совместное чтение, рассматривание иллюстраций и обсуждение текстов детских энциклопедий и художественных произведений по теме экскурсии; просмотр мультфильмов, видео, презентаций. В качестве итоговой работы для закрепления зрительных         образов      детям          предлагается   выполнить индивидуальный или коллективный рисунок.  

Все занятия следует проводить соблюдая принцип постепенности и последовательности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

План экскурсионной деятельности. 

Месяц

Предварительная работа

Тема экскурсии,

Место проведения

Итоговая творческая работа

Сентябрь

Чтение книги А. Саксе "Сказки о цветах"

"Что растет на клумбе" Территория

ДОУ

Рисунок "Клумба моей мечты"

Чтение рассказа Г. Сладкова "Осень на пороге"

"Ранняя осень в парке"

 

Коллективный рисунок «Осень в гости к нам

пришла…»

Октябрь

Чтение рассказа М. Пришвина "Этажи

леса"

"Этажи нашего парка"

 

Коллективный рисунок «Золотая осень»

Просмотр мультфильма "Как на полянку осень пришла"

"Осенние изменения в

природе"

 

Рисунок "Осенние  хлопоты"

Ноябрь

Чтение сказки "Как сёстры Ноябрь делили"

"Ноябрь - младший брат Зиме"

Участки ДОУ

Семейный рисунок к "Братец ноябрь"

Просмотр видео и презентаций о зимующих птицах

" Кто на юг не улетел"

 

Рисунок " Наши зимние соседи"

Декабрь

Чтение рассказа К.

Ушинского «Зима»

«Здравствуй, зимушка-зима» Участки ДОУ

Рисунок белой гуашью на черном фоне: «Белым-бело, сад наш снегом замело»

Чтение С. Еснин «Белая береза»

«В гости к березке»-

Участок ДОУ

Рисунок карандашами

«Березы в снегу»

 

Экскурсия №1. 

Тема: «Что растет на клумбе».

Цели и задачи: познакомить обучающихся с распространёнными декоративными растениями клумбы, учить распознавать их, наблюдать за ними; формировать умение сравнивать между собой; развивать интерес к объектам и явлениям природы, прививать любовь к природе.

Предварительная работа: за несколько дней до экскурсии дети, совместно с воспитателем группы, читают "Сказки о цветах" Анны Саске, обсуждают известные детям цветы, рассматривают иллюстрации.  

В ходе экскурсии дети, совместно с учителем-дефектологом, рассматривают цветы, растущие на клумбе. Для активизации процессов памяти взрослый дает детям задания вспомнить, сравнить внешний вид родственных растений, найти похожие растения. Особый акцент делает на цветовой палитре клумбы в сравнении ее с цветами радуги.  

Проводится игра "Что бывает такого цвета". 

Содержание игры: ведущий называет цвет. Дети должны по памяти назвать предметы, которые бывают этого цвета (например, красный - помидор, яблоко). Ребенок, не назвавший предмет, должен успеть перебежать на другую сторону дорожки, чтобы его не задел ведущий.

Для лучшего запоминания зрительных образов дефектолог вызывает у детей ассоциации (на что похожи шипы розы, семена календулы, цветы хризантемы).  

В конце экскурсии проводится игра "Кто знает - тот называет", направленная на закрепление названий декоративных цветов.

Закрепление и актуализация полученных знаний: на следующий день после экскурсии проводится викторина "Угадай растение".  Дети  отгадывают загадки типа «Доскажи словечко», вспоминают названия декоративных растений, которые видели во время экскурсии.  

Оформляется выставка детских рисунков "Клумба моей мечты".

Экскурсия № 2.

Тема: «Ранняя осень в парке».

Цели и задачи: дать представление о характерных признаках ранней осени в неживой и живой природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру; воспитывать чувство прекрасного.

Предварительная работа: на занятиях в группе дети читают и обсуждают рассказ Г. Сладкова "Осень на пороге". Проводится инструктаж по технике безопасности и поведению на улицах города, в природе.

Ход работы: По прибытии на место детям дается время на свободное ознакомление с территорией, на которой будет проводиться наблюдение.

Затем учитель-дефектолог проводит актуализацию знаний об осени: задает вопросы о времени года, о текущем месяце. Побуждает детей сравнивать состояние неживой природы летом и ранней осенью (цвет неба, количество облаков, наличие ветра, яркость солнца и т.д).

Проводится игра "Правда-ложь": педагог произносит какое-либо утверждение, связанное с местом экскурсии и объектами наблюдения; дети, с закрытыми глазами, по памяти, подтверждают его или опровергают. Затем, открыв глаза, проверяют истинность. Утверждения могут быть следующего характера: "Сегодня ясный день", "В этом месте есть две лавочки" и другие. За каждый правильный ответ дети делают шаг вперед. Выигрывает ребенок, продвинувшийся дальше всех.

Далее проводится подробное обсуждение изменений в живой природе ранней осенью. Делается акцент на изменении цвета листьев растений, на его неравномерности, сохранении цвета хвойными растениями. Отдельное внимание уделяется рассматриванию листьев каждого вида деревьев (отличие форм, размеров, окраски).  

Проводится игра "Беги к дереву, которое я назову": Учительдефектолог называет дерево, дети должны  узнать и добежать до него.  

В конце экскурсии детям дается задание собрать природный материал для изготовления поделок: шишки, листья, веточки, цветы.  

Закрепление и актуализация полученных знаний: в течение нескольких дней после экскурсии дети работают с собранным природным материалом: перебирают, сушат, чистят. В процессе работы вспоминают названия растений, описывают их внешний вид, особенности. Итогом работы служит коллективный рисунок с элементами аппликации из собранного природного материала.

Экскурсия № 3.

Тема: «Этажи нашего парка».

Цели и задачи: расширить представления детей о растительном сообществе как о многоярусной системе, связях внутри нее; развивать умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: в группе с воспитателем проводится чтение и обсуждение рассказа М. Пришвина "Этажи леса".

Ход экскурсии: В начале экскурсии учитель-дефектолог проводит сравнение растительного сообщества парка с многоэтажным домом, вызывая в памяти детей зрительные образы.  

Проводится игра "Где мой дом". Дефектолог называет животное или птицу. Если они обитают на нижнем ярусе, дети садятся на корточки, если на верхнем - подпрыгивают. Например, белка живет на дереве ("высоко"), мышка живет в норке ("низко") и так далее.

Далее дети, под руководством учителя сравнивают растения по величине, называют их, соотносят по ярусам, делают обобщение: трава - нижний ярус, кусты - средний, деревья - верхний. Проводится обсуждение, почему разные растения занимают разные этажи, от чего это зависит (от потребности в освещении, от количества стволов, от одеревенения стволов). По возможности рассматриваются корни различных растений, обсуждается значение корня для жизнедеятельности растения.  

В заключении проводится игра "Этажи": каждому ребенку присваивается название дерева, кустарника или травянистого растения. По команде учителя-дефектолога дети должны образовать три круга-этажа (травы - сидят на корточках, кустарники - стоят, деревья - стоят, подняв руки вверх). 

Игра проводится несколько раз.

Закрепление и актуализация полученных знаний: в течение недели дети различными материалами рисуют коллективный рисунок "Золотая осеньэтажи нашего парка" предварительно распределив природные ярусы между собой.

Экскурсия № 4.

Тема: «Осенние изменения в природе».

Цели и задачи: расширить представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, развивать познавательную активность.

Предварительная работа: во время пребывания детей в группе организуется просмотр мультфильма "Как на полянку осень пришла", проводится обсуждение, сравнивается погода в сентябре и октябре, отмечаются существенные изменения в природе.  

В начале экскурсии учитель-дефектолог просит детей вспомнить о том, как они ходили на экскурсию в сентябре, и сравнить погоду в прошлом месяце и сейчас (изменения в неживой природе).  

Далее проводится игра с мячом "Живое-неживое": учитель-

дефектолог кидает мяч и называет слово. Если названный объект относится к неживой природе, ребенок ловит мяч и называет, какие изменения с ним произошли. Если объект относится к живой природе, ребенок отбивает мяч.

После этого обсуждаются осенние изменения в живой природе. Педагог побуждает детей вспомнить, какими были растения в начале осени. Обращает внимание на то, как они выглядят сейчас (большинство листьев опало, цветов нет, трава пожухла и так далее). Обсуждается значение листопада для растений. Проводится сравнение  хвоинок сосны  с листьями деревьев.  

В конце экскурсии проводится игра "Отгадай и спляши": дефектолог  загадывает детям загадки о деревьях, отгадавший ребенок встает в центр круга и показывает несколько танцевальных движений. Остальные дети за ним повторяют.

Закрепление и актуализация полученных знаний: в конце недели дети рисуют на тему "Осенние хлопоты". Педагог обращает внимание детей на цветовое оформление рисунка, создание настроения осени.

Экскурсия № 5. 

Тема: «Ноябрь - младший брат зиме».

Цели и задачи: развивать умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; расширять представления о сезонных изменениях, связи живой и неживой природы; учить эмоциональноположительному восприятию мира, природы.

Предварительная работа: за день до экскурсии дети читают сказку "Как сестры Ноябрь делили", обсуждают содержание сказки, обращая внимание на особенности этого месяца.

Ход работы: В начале экскурсии учитель-дефектолог читает стихотворение Т. Керстен "Унылый ноябрь". Детям предлагается отметить особенности погоды в ноябре, относящиеся к осени и зиме. Делается вывод, что в Сибири по погодным явлениям ноябрь ближе к зиме, чем к осени. Педагог предлагает детям представить и рассказать, как бы мог выглядеть ноябрь-человек. Сравнивается природа в октябре (опадают листья, дожди, пасмурное небо и так далее) и ноябре (деревья сбросили листву, выпал снег, замерзли мелкие водоемы и другое). 

Проводится игра "Когда это бывает": Учитель-дефектолог загадывает загадки про месяцы (октябрь, ноябрь). На загадках про ноябрь дети хлопают, когда слышат загадку про октябрь - топают.  

Обсуждается подготовка животных и растений к зиме. Особое внимание уделяется отлету птиц, классификации их на перелетных и зимующих. Взрослый обращает внимание на сложность добывания пищи зимующими птицами.

В конце экскурсии проводится игра "Опиши животное": учитель- дефектолог говорит название животного ребенку-ведущему. Ребенок должен составить мини-рассказ о внешнем виде и повадках этого животного, остальные дети угадывают о ком идет речь. Ребенок, первым отгадавший верно, становится ведущим.

Закрепление и актуализация полученных знаний: после экскурсии детям дается домашнее задание нарисовать коллективный семейный рисунок "Братец-Ноябрь". После выходных проходит презентация, обсуждение наиболее удачных работ.

Экскурсия № 6.

Тема: «Кто на юг не улетел».

Цели и задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, рассказывать об увиденном; приучать детей бережно относиться к природе, побуждать помогать животным и птицам зимой.

Предварительная работа: воспитатель группы организует просмотр видео и презентаций о зимующих птицах, проводится работа по обогащению представлений детей о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках.

Ход экскурсии: для актуализации имеющихся знаний детей учительдефектолог проводит обсуждение погоды, дети отмечают зимние изменения в природе. Затем педагог обращает внимание детей на птиц, находящихся поблизости (воробьи, голуби и так далее). Дети отмечают, что этих птиц они видели и летом, и осенью: это зимующие птицы. Дефектолог предлагает найти в ближайшем окружении птиц, которые прилетают на зиму к нам в город: снегирей, свиристелей и других. Побуждает детей вспоминать, какие птицы осенью улетели.  

Проводится игра "Повтори": учитель-дефектолог произносить 5 названий птиц. Ребенок, на которого он укажет, должен повторить последовательность.

Проводится беседа о том, чем питаются птицы зимой. Педагог обращает внимание детей на трудности в ее поиске, на важность и необходимость помощи человека птицам зимой. Дети насыпают принесенный корм (пшено, семечки, собранные ягоды рябины) в кормушку, отмечают повадки птиц, их внешний вид, размер, предпочтения в выборе корма.

Закрепление и актуализация полученных знаний: в течение следующей недели дети делают кормушки для птиц: для воробьев и синиц поменьше, для голубей - побольше. Во время работы, дети вспоминают внешний вид птиц, их повадки, интересные особенности (форму клюва, расцветку и так далее). Педагог напоминает детям о необходимости подкармливать птиц зимой, побуждает наблюдать за ними. В конце недели дети рисуют работу «Наши зимние соседи» Экскурсия №7. 

Тема: «Здравствуй, зимушка зима»

Цели и задачи: развивать наблюдательность у детей; актуализировать представления о признаках зимы, учить наблюдать и рассказывать о наблюдаемых явлениях, развивать познавательный интерес к объектам и явлениям природы, прививать любовь к природе.

Предварительная работа: до экскурсии воспитатель читает рассказ К.

Ушинского «Зима», рассматривают иллюстрации в альбоме «Зима».

Ход экскурсии: дети, совместно учителем-дефектологом, определяют погоду (морозно, ветрено, идет ли снег, есть ли тучи на небе, есть ли иней, снег на деревьях, рассматривают, что изменилось в одежде товарищей. Для активизации процессов памяти взрослый дает детям задания вспомнить, сравнить, в чем они выходили на прогулку осенью, что было осенью на участке.  Проводится игра "Отгадай, о чем я сказала". 

Содержание игры: дефектолог  называет определения какого-то явления природы или предмета. Например: (холодный, резкий, сильный). Дети должны догадаться, о чем говорит педагог. 

В конце экскурсии проводится игра "Хорошо-плохо". Дети рассказывают, почему им нравится или не нравится зима.  

Закрепление и актуализация полученных знаний: на следующий день дети выполняют работы белой гуашью на темном фоне. Проводится выставка рисунков.  

Экскурсия № 8.

Тема: «В гости к березке»

Цели и задачи: дать представление о характерных признаках в живой природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру; воспитывать чувство прекрасного.

Предварительная работа: на занятиях в группе дети читают и обсуждают рассказ С.Есенин "Белая береза". 

Ход работы: Детям дается время на свободное ознакомление с территорией, на которой будет проводиться наблюдение. Затем учительдефектолог проводит актуализацию знаний о зиме: задает вопросы о времени года, текущем месяце. Побуждает детей сравнивать состояние живой природы осенью и зимой, о том, как выглядит береза зимой и как выглядела осенью.  Рассматривают заснеженные ветки, определяют, почему ветви березы свисают вниз (на ветках много снега, «он лежит как шапка»). Обращает внимание на хвойные деревья, а ветви хвойного дерева, на то с какой стороны ствола снега больше и т п. Предлагает рассмотреть, на каких деревьях висят кормушки, напоминает, почему нужно помогать птицам зимой. Побуждает детей рассказывать о том какие деревья растут у них рядом с домом, есть ли там кормушки, кто в кормушки насыпает угощение для птиц.

Проводится игра "Снежный ком": педагог произносит какое-либо слово, связанное с местом экскурсии и объектами наблюдения: Например: «береза» рядом стоящий ребенок называет слово педагога, и придумывает своё, следующий ребенок называет предыдущие слова и свое слово и т.д  Проводится игра "Беги к дереву, которое я назову". Учительдефектолог называет дерево, дети должны  узнать по стволу  и веткам и добежать до него.  

Закрепление и актуализация полученных знаний

В конце недели дети рисуют березу. Педагог обращает внимание на то, куда направлены ветки березы, на толщину веток, ствола. Учитель-дефектолог предлагает детям дома с родителями придумать  к своему рисунку небольшой рассказ (Н-р: где выросло дерево, кто его посадил, что «видело» дерево летом рядом с собой, что происходило вокруг него осенью, что происходит зимой).

Заключение:

По мнению Э.Э. Баранниковой, «экскурсия в природу – это способ накопления, конкретизации, обобщения и систематизации представлений детей об окружающем мире природы, который соответствует познавательным возможностям дошкольников»

Педагогический мониторинг после проведенной работы с детьми, имеющими задержку развития, показал, что у детей:

      более глубоко и четко формируются первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

      имеющиеся          представления     о        окружающем       структурируются          и систематизируются  

      развивается наблюдательность, интерес к природе,  экологическое мышление и творческое воображение

      развиваются эстетические чувства, что в свою очередь влияет на качество изобразительной деятельности

      формируется бережное осознанное отношение к родной природе, интерес к родной литературе

      более сознательно происходит освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Экскурсионная деятельность в ДОУ для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Экскурсионная деятельность в ДОУ для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

ЗПР, временные рамки занятий не превышали 20-25 минут

ЗПР, временные рамки занятий не превышали 20-25 минут

Ноябрь Чтение сказки "Как сёстры

Ноябрь Чтение сказки "Как сёстры

Ребенок, не назвавший предмет, должен успеть перебежать на другую сторону дорожки, чтобы его не задел ведущий

Ребенок, не назвавший предмет, должен успеть перебежать на другую сторону дорожки, чтобы его не задел ведущий

Выигрывает ребенок, продвинувшийся дальше всех

Выигрывает ребенок, продвинувшийся дальше всех

Далее дети, под руководством учителя сравнивают растения по величине, называют их, соотносят по ярусам, делают обобщение: трава - нижний ярус, кусты - средний, деревья -…

Далее дети, под руководством учителя сравнивают растения по величине, называют их, соотносят по ярусам, делают обобщение: трава - нижний ярус, кусты - средний, деревья -…

После этого обсуждаются осенние изменения в живой природе

После этого обсуждаются осенние изменения в живой природе

Взрослый обращает внимание на сложность добывания пищи зимующими птицами

Взрослый обращает внимание на сложность добывания пищи зимующими птицами

Закрепление и актуализация полученных знаний : в течение следующей недели дети делают кормушки для птиц: для воробьев и синиц поменьше, для голубей - побольше

Закрепление и актуализация полученных знаний : в течение следующей недели дети делают кормушки для птиц: для воробьев и синиц поменьше, для голубей - побольше

Цели и задачи : дать представление о характерных признаках в живой природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать познавательную активность, интерес к окружающему…

Цели и задачи : дать представление о характерных признаках в живой природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать познавательную активность, интерес к окружающему…

Педагогический мониторинг после проведенной работы с детьми, имеющими задержку развития, показал, что у детей: • более глубоко и четко формируются первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях,…

Педагогический мониторинг после проведенной работы с детьми, имеющими задержку развития, показал, что у детей: • более глубоко и четко формируются первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2022