«Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 08.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников. Целью этой работы является создание условий для освоения детьми историко-культурного наследия своей Родины, воспитания чувства патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому, желания беречь и охранять культурные ценности, созданные руками наших предков, и природные ресурсы, которыми так богат наш край- Ростовская область.
Иконка файла материала +экскурсии.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский эколого­биологический центр»  города Ростова­на­Дону.  «Экскурсионная работа  учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования» Составил: Педагог Акимова Е.Л.г. Ростов­на­Дону 2018 г. Содержание. Введение………………………………………………………………....……2стр. 1. Подготовка экскурсии……………………………………………………..2стр. 2. Составление текста экскурсии………………………………………….....3стр. 3. Составление технологической карты……………………………………..3стр. 4. Составление «портфеля экскурсовода» ………………………………….4стр. 5. Подготовка экскурсовода………………………………………………….4стр. Заключение……………………………………………………………………4стр. 1Введение Деятельность   учащихся   по   созданию   экскурсий   представляется   одним   из перспективных   видов   исследовательской   работы   в   системе   дополнительного образования школьников. Целью   этой   работы   является   создание   условий   для   освоения   детьми историко­культурного наследия своей Родины, воспитания чувства патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому, желания беречь и охранять культурные ценности, созданные руками наших предков, и природные ресурсы, которыми так богат наш край­ Ростовская область. В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует:  наличие задачи, решение которой осуществляется в результате научного поиска;  познавательной, практической или теоретической значимости результатов такого поиска; самостоятельной деятельности учащихся под руководством педагога; использования комплекса исследовательских методов;    Создание экскурсии осуществляется в 5 последовательных этапов: 1. Подготовка экскурсии; 2. Составление текста экскурсии; 3. Составление технологической карты; 4. Составление «портфеля экскурсовода»; 5. Подготовка экскурсовода; 1 этап. Подготовка экскурсии. Создание   экскурсии   начинается   с   выбора   её   темы.   Тема­   это   та   основа, которая должна объединить объекты показа и рассказа экскурсовода. В зависимости от темы необходимо конкретизировать цели и задачи будущей экскурсии: историко­культурного просвещения, эстетические, патриотического воспитания, экологического образования и т.п. Следующая   стадия­   поиск,   анализ   и   отбор   материала,   составление   списка литературы   по   теме   экскурсии.   Чем   полнее   и   обширнее   данные,   тем   более интересным будет рассказ экскурсовода. Затем   выбираются   объекты   показа,   которые   должны   раскрывать   тему экскурсии.   Удобно   для   дальнейшей   работы   на   каждый   объект   составлять карточку с полными сведения о нём, с легендами и историческими анекдотами, с 2воспоминаниями   современников. индивидуальный текст экскурсии.   Эти   описания   можно   включить   в Собранные   в   процессе   подготовки   экскурсии   данные   служат   основой   для составления краткой летописи событий, о которых пойдет речь в экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке и установить между ними внутреннюю связь. Летопись событий послужит в дальнейшем для составления контрольного текста экскурсии. Исходя из последовательности событий, их внутренней связи, составляется маршрут экскурсии и намечаются остановки перед объектами показа.  2 этап. Составление текста экскурсии. Текст экскурсии делиться на контрольный и индивидуальный. В   контрольном   тексте   вся   информация   располагается   в   хронологическом порядке.   В   нём   кратко   сообщается   только   основные   факты   по   теме.   Для составления   контрольного   текста   служит   летопись   событий,   составленная   в период подготовки экскурсии. В   индивидуальном   тексте   фактический   материал   излагался   в   той последовательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов. Это, по сути, готовый рассказ экскурсовода, который ведётся от первого лица: «Я хочу обратить ваше внимание на…» . Во вступлении к индивидуальному тексту необходимо сообщить о маршруте, времени и месте его начала и окончания, о правилах безопасности и поведении экскурсантов. Основная   часть   индивидуальных   подтем,   объединяемых   в   единое   целое логическим переходом. В   конце   подводятся   итоги   экскурсии,   делаются   выводы   по   теме, рекомендуется   дополнительная   литература   и   темы   других   аналогичных экскурсий. 3 этап. Составление технологической карты. Технологическая   карта   экскурсии   состоит   из   титульного   листа,   схемы маршрута и маршрутного листа. В  титульном   листе  указывается   название   экскурсии,   её   тема,   вид   состав   экскурсантов, (пешеходная, протяженность маршрута в километрах и её продолжительность в часах.   автобусная,   комбинированная), Схема   маршрута  может   быть   составлена   на   плане   города.   Отмечаются начальная и конечная точки маршрута и все остановки на маршруте. 3Маршрутный   лист  с   названием   экскурсии   должен   содержать   сведения   о разработчиках маршрута и экскурсоводе, а также об организации, к которой они принадлежат   (учащиеся   школы   №…,   учащиеся   детского   объединения   …   ). Маршрутный лист оформляется в виде таблицы с графами: точки маршрута, способ передвижения от точки к точке, время в пути от предыдущей точки, объекты показа, примечания. 4 этап. Составление «портфеля экскурсовода». «Портфель   экскурсовода»   ­   это   условное   название   комплекса   наглядных пособий, которые используются в ходе проведения экскурсии. Назначение их­ максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда (первоначальный облик здания, утраченный памятник, портреты исторических личностей, имеющих отношения к теме экскурсии и т.п.).  5 этап. Подготовка экскурсовода. В   процессе   всей   подготовки   деятельности   по   составления   экскурсии учащиеся овладевали навыками самостоятельной работы с литературой, учились анализировать,   находить   внутреннюю   связь   между   событиями,   сопоставлять факты, оформлять результаты своей исследовательской работы в виде описаний, таблиц, схем. На   заключительном   этапе   среди   членов   исследовательской   группы необходимо   выбрать   и   подготовить   будущего   экскурсовода.   Среди   его необходимых   качеств­   доброжелательность,   коммуникабельность,   грамотное владение речью.  Обучение   будущего   экскурсовода   связано   с   выходом   на   экскурсионный маршрут, где он должен учиться применять полученные знания на практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа, рисунки, фотографии и схемы из «портфеля   экскурсовода».   Задача   педагога   при   это­   научить   школьника   не только   уверенно   владеть   материалом,   но   и   рассказывать   эмоционально, красочно. Заключение. Создание экскурсии и экскурсионная деятельность учащихся позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно­исторического   наследия,   в   повышении   образовательного   и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов. Кроме того, это интересный   и   перспективный   вид   исследовательской   области   гуманитарных 4наук, воспитывающий  чувства патриотизма  и гражданственности, уважения и бережного   отношения   к   культурным,   историческим   и   природным   богатствам Родины. 5

Посмотрите также