Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» для детей старшей группы
Оценка 5

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» для детей старшей группы

Оценка 5
docx
28.05.2022
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»  для детей старшей группы
«Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба».docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»

 

 

 

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»

 

Старшая группа

 

Разработчик:

студентка 41 ДО группы

Завялова Галина Сергеевна

Согласовано:

Воспитатель группы

Шурова Татьяна Александровна

 

 

 

Богданович, 2022

Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с обрядами и традициями, связанными на Руси с хлебом, о том, как выращивали хлеб в старину.

Задачи:

Образовательные:

1.  Приобщать детей к культуре русского народа;

2.   Познакомить детей с обрядами и традициями, связанными с хлебом, прививать любовь к национальным традициям;

Воспитательные:

1.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.  Упражнять детей в применении полученных знаний в типичных ситуациях, развитие умения поддерживать беседу;

3.   Воспитывать интерес к русским традициям; бережное отношение к хлебу, интерес к труду людей, выращивающих хлеб.

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные, активизировать словарь за счёт использования пословиц, новых слов.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:   квашня, русская печь, ступка, хлебная лопата, рушник и т. д.

Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений; рассматривание колосьев, пшеницы, муки, теста; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К. Паустовского «Теплый хлеб», К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Оборудование:  «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, народные костюмы, музыкальное сопровождение.

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

Хозяйка встречает гостей.

Хозяйка: «Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, яхонтовые мои! Заходите скорей! Я сегодня вам расскажу и покажу, как раньше хлеб пекли, а потом и вместе тесто замесим, да пышный каравай испечем».

Хозяйка: У народа есть слова: Хлеб – всей жизни голова!

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе!

 

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

Здороваются с воспитателем.

Слушают воспитателя.

 

 

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа;   Познакомить детей с обрядами и традициями, связанными с хлебом, прививать любовь к национальным традициям.

В каждой избе раньше была печь-печка-матушка, печка-кормилица (Показ русской печи). Печь не только обогревала жилище, в ней пекли хлеб, пироги, запаривали кашу, варили щи. А еще печь лечила людей!

Хозяйка: Ребята, а может, вы знаете стихи или поговорки о хлебе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйка: Молодцы, ребята. А откуда же берется хлеб?

 

Хозяйка: Верно ребята. Вот они зернышки пшеничные.

- А вот те самые колоски, что вырастают на полях.

- Колоски собирали, везли на мельницу, там выбивали зерна из колосков. А потом растирали зерна в ступке или между жерновами и получалась мука. Вот так (показ растирания зерен в ступке).

Хозяйка: Мука ребята была пшеничная, из пшеницы – она была белая и использовали ее для выпечки пирогов, булок, калачей. А еще была ржаная мука, делали ее из ржи. Она была темная, и пекли из нее ржаной хлеб (показ пшеничной и ржаной муки).

Хозяйка: В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступили к работе. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зуб». Брали щепотку муки и разжевывали. Если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая. Возьмите по щепоточке муки и попробуйте ее на зубок. Ну как годится наша мука для выпечки хлеба?

Хозяйка (показывает сито) – Ребята, что это?

Хозяйка: Для чего оно нужно?

Хозяйка: Перед замесом теста муку просеивали через сито, чтобы хлебушек получился пышный и ароматный. Хотите попробовать просеять муку через сито?

Хозяйка: А замешивали тесто вот в такой деревянной кадушке. А называлась она – квашня.

 

 

 

Физкультминутка «Мы зернышки»

В землю зернышко попало,

Прорастать на солнце стало,

 

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал,

К свету…и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Хозяйка: Размялись, молодцы.

Хозяйка: Готовое тесто отправляли в печь на специальной хлебной лопате. Хотите попробовать? 

Хозяйка: Как я уже говорила, печи на Руси были особенные. Они обогревали помещения, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Хозяйка: Ставили хлеб в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится. И вы ребята, не ссорьтесь, не ругайтесь, друг друга не обижайте, пока ваш хлеб печется в печи»!

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А потом обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

 

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

 

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам – хлебом.

 

Хозяйка: Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе. Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уже стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Хозяйка: Встретить гостя с хлебом - солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом».

 

Слушают воспитателя, рассматривают печь

 

Дети рассказывают стихи.

Из чего печется хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печется из муки,

Что дают нам колоски.

 

До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил - обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, все в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

Пословицы:

« Худ обед, коли, хлеба нет»

«Без хлеба не сытно, а без соли не сладко»

« Хлеба не куска, так и в тереме тоска,

А хлеба каравай - и под елью рай»

«Горька работа…да хлеб сладок!»

«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!»

- Зерно сеют на полях, из них вырастают колоски

 

 Рассматривают пшеничные зерна

Рассматривают колоски

 

 

Смотрят, как растирают зерна в ступке.

 

 

 

 

 

Рассматривают пшеничную ржаную муку.

Слушают воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берут по щепотке муки, пробуют на вкус.

- Да, годится.

- Сито!

- Для просеивания муки

Слушают воспитателя.

 

 

- Да, хотим.

Дети по очереди подходят и с помощью хозяйки просеивают муку через сито. Выполняют физминутку по словесному образцу.

Наклоны вниз

Подтягиваются вверх на носочках

Приседают

Подпрыгивают

Тянутся вверх на носочках, улыбаются.

Берут хлебную лопату, отправляют «тесто» в печь.

Слушают воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Слегка покачивают поднятыми руками вверх,

Постукивают кулаками друг о друга.

Выполняют упражнение «Пальчики здороваются» Сжимают и разжимают кулаки. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Поднимают руки вверх.

Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

 

Слушают воспитателя.

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, рассказ о обрядах и традициях, связанных с хлебом, стихи, пословицы, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы: русская печь, ступка, сито, кадушка, хлебная лопата.

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети знакомы с обрядами, традициями, связанные с хлебом. Знают пословицы, поговорки о хлебе…

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

Хозяйка: Теперь вы знаете, сколько труда нужно вложить, чтобы испечь хлеб. Хлебом надо дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб – наше богатство!

- Ребята, наша экскурсия в мини-музей «Русская изба» подошла к концу. О чем, мы с вами говорили сегодня на экскурсии?

 

 

-Что, вам больше всего запомнилось, понравилось?

 

-Какие новые слова мы сегодня узнали?

 

 

- Вам понравилась экскурсия? Захотите ли вы снова прийти в музей «Русская изба»? Почему?

 

 

 

- Молодцы, все хорошо сегодня поработали. А теперь я предлагаю пойти в группу и собираться на прогулку.

 

Слушают воспитателя.

 

 

 

 

- Мы говорили о русских традициях, обрядах, связанных с хлебом.

- Месить муку через сито, пробовать ставить тесто в печь…

- квашня,  ступка, хлебная лопата, рушник, жернова и т. д.

-Да, понравилась. Мы снова хотим прийти в музей, чтобы узнать много нового о традициях русского народа.

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад

Тема: « Хлеб в обрядах и традициях русского народа »

Тема: « Хлеб в обрядах и традициях русского народа »

Этапы Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, приемы, формыПланируемый результат

Этапы Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, приемы, формыПланируемый результат

Хозяйка: Молодцы, ребята. А откуда же берется хлеб?

Хозяйка: Молодцы, ребята. А откуда же берется хлеб?

Вот так (показ растирания зерен в ступке)

Вот так (показ растирания зерен в ступке)

Хотите попробовать просеять муку через сито?

Хотите попробовать просеять муку через сито?

Пальчиковая гимнастика « Хлеб »

Пальчиковая гимнастика « Хлеб »

Основной Приобщать детей к культуре русского народа;

Основной Приобщать детей к культуре русского народа;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022