Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Русская народная игрушка» Старшая группа
Оценка 4.8

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Русская народная игрушка» Старшая группа

Оценка 4.8
docx
28.05.2022
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: «Русская народная игрушка»   Старшая группа
Русская народная игрушка.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»

 

 

 

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Тема: «Русская народная игрушка»

 

Старшая группа

 

 

Разработчик:

студентка 41 ДО группы

Завялова Галина Сергеевна

Согласовано:

Воспитатель группы

Шурова Татьяна Александровна

Отметка_____________

Богданович, 2022

Тема: «Русская народная игрушка»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи:

Образовательные:

1.  Приобщать детей к культуре русского народа;

2.  Научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

2. Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, совершенствовать речь как средство общения.

Развивающие: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: фронтальная

Словарная работа:   кукла-оберег, обрядовая кукла, игровая кукла.

Предварительная работа: посещение выставки «Русская изба», рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», презентаций, чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.

Оборудование и материалы:  «Русская изба», экспозиция народных кукол; инструменты и материалы для практической работы (Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы трёх размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки); запись с русской народной музыкой; образец куклы (изготовленной педагогом ранее).

 

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

Педагог приглашает детей в «избу», рассаживает гостей на лавки.

Воспитатель:

Вы знаете ребята, куда мы пришли?

Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)

А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки.

А как нужно вести себя в музее?

Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки.

- В музей

- Куда ходят рассматривать что-то интересное.

 

 

 

 

 

 

 

- Не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками.

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Приобщать детей к культуре русского народа;   Научить детей изготавливать народную куклу Колокольчик. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы.

Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани.

 

- Сегодня в нашем музее открывается выставка старинных кукол.

Хотите познакомиться с игрушками, в которые играли ваши бабушки и дедушки?

Отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Воспитатель:

Предлагает детям пройти вместе с ним рассмотреть экспозиции музея.

Сопровождая рассматривание словесным рассказом о народных куклах.

- На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали

по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный – цвет крови, заката, красоты и т.п.

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Народные куклы делились на три группы:

Куклы-обереги;

Обрядовые куклы;

Игровые куклы.

Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье. Своё назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка. Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница». Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники. Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Сёмик и Семичиха. Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок

Прежде чем нам продолжить экскурсию хотите поиграть

Игра песня:

Я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:

- У Маланьи у старушки

- Жили в маленькой избушке

 

- Семь сыновей

 

- Все без бровей

 

- Вот с такими ушами

 

 

- Вот с такими носами

 

 

 

- Вот с такими усами

 

 

- Вот с такой головой

 

- Вот с такой бородой

 

 

- Ничего не ели

 

- На нее глядели

 

 

 

- И все делали вот так… Воспитатель:

- Вы знаете ребята, в каждом музее кукол есть мастерская, где реставрируют и изготавливают их и в нашем музее она тоже есть.

Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

- Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик.

Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы и небольшой кусочек синтепона.

За работу! Берём кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это - первый слой тряпичной куклы.

Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей, обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.

Теперь берем в руки лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку куклы, завязываем.

Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Слушают воспитателя.

 

 

- Да, хотим

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку:

- Кукла

 

Проходят вместе с воспитателем, рассматривают экспозиции музея, слушают рассказ о народных куклах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Закат, солнце…

 

 

 

 

 

 

 

 

- У них нет лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Куклы-обереги, значит оберегают. Обрядовые куклы, для каких-то обрядов, а игровые куклы, чтобы с ними просто играть.

 

 

 

Дети продолжают слушать рассказ о куклах, рассматривая презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, давайте поиграем.

Дети встают в круг, повторяют за воспитателем слова и движения.

Хлопают в ладоши

Приседают, сложив руки домиком

Показывают семь пальцев

Очерчивают брови пальцем

Растопыривают ладони, подносят к ушам.

Показывают нос двумя растопыренными руками

Рисуют пальцем усы, разводят руки в стороны

Очерчивают большую голову

Показывают с руками с наклоном вниз

Подносят ко рту руку-чашку, другую-ложку

Держат руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.

Выполняют любое движение.

 

 

 

Слушают воспитателя, садятся за стол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическую часть, изготавливают куклу Колокольчик по наглядному и словесному образцу при помощи воспитателя.

 

 

 

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, рассказ о обрядах и традициях, связанных с хлебом, стихи, пословицы, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы: русская печь, ступка, сито, кадушка, хлебная лопата.

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети знакомы с культурой русского народа. Умеют изготавливать народную куклу Колокольчик. Знают историю возникновения и разнообразии народной куклы. Развита мелкая моторика, внимание, усидчивость, глазомер, умеют работать с лоскутами.

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

-  Когда возникли первые народные игрушки?

-  Из чего их делали?

 

 

- Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

 

- Названия, каких кукол вы запомнили?

 

- Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?

-  Для чего она служила, какое было её назначение?

- Кукла не рождается сама:

ее создает человек.

Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

В этом главная ценность

традиционной народной куклы!

- Спасибо, ребята. На этом наша экскурсия подошла к концу, все молодцы.

Дальнейшая работа:

- Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси;

- Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.

- Очень давно, в Древней Руси

- Их делали из  тряпок, ткани, соломы, дерева, бересты…

- Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

- Кукла Колокольчик, кукла-оберег, кукла Пеленашка, игровая кукла…

- Кукла Колокольчик

- Она приносила в дом веселье, радостные новости, хорошее настроение.

 

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад

Тема: « Русская народная игрушка »

Тема: « Русская народная игрушка »

Этапы Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, приемы, формыПланируемый результат

Этапы Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, приемы, формыПланируемый результат

Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани

Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед

Пеленашка. Самый первый оберег младенца

Пеленашка. Самый первый оберег младенца

Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам

Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам

Ничего не ели - На нее глядели -

Ничего не ели - На нее глядели -

Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы

Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы

Названия, каких кукол вы запомнили? -

Названия, каких кукол вы запомнили? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022