Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»
Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Старшая группа
Разработчик:
студентка 41 ДО группы
Завялова Галина Сергеевна
Согласовано:
Воспитатель группы
Шурова Татьяна Александровна
Отметка_____________
Богданович, 2022
Тема: «Русская народная игрушка»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Место проведения: мини-музей
Время проведения: вторая половина дня
Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи:
Образовательные:
1. Приобщать детей к культуре русского народа;
2. Научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.
2. Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, совершенствовать речь как средство общения.
Развивающие: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Форма организации: фронтальная
Словарная работа: кукла-оберег, обрядовая кукла, игровая кукла.
Предварительная работа: посещение выставки «Русская изба», рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», презентаций, чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.
Оборудование и материалы: «Русская изба», экспозиция народных кукол; инструменты и материалы для практической работы (Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы трёх размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки); запись с русской народной музыкой; образец куклы (изготовленной педагогом ранее).
Ход:
Этапы |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Методы, приемы, формы |
Планируемый результат |
Организационно-мотивационный |
Создать эмоциональный настрой: включить детей в деятельность на личностно - значимом уровне. |
Педагог приглашает детей в «избу», рассаживает гостей на лавки. Воспитатель: Вы знаете ребята, куда мы пришли? Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.) А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки. А как нужно вести себя в музее? |
Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки. - В музей - Куда ходят рассматривать что-то интересное.
- Не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками. |
Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный. Приемы: беседа, сюрпризный момент |
Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.
Эмоциональное включение в действие
|
Основной |
Приобщать детей к культуре русского народа; Научить детей изготавливать народную куклу Колокольчик. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы. Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани.
|
- Сегодня в нашем музее открывается выставка старинных кукол. Хотите познакомиться с игрушками, в которые играли ваши бабушки и дедушки? Отгадайте загадку: Расскажу ей сказку - Она закроет глазки, Поиграем - будем спать, Уложу ее в кровать. Что за милая игрушка: Утром - дочка, днем - подружка? Воспитатель: Предлагает детям пройти вместе с ним рассмотреть экспозиции музея. Сопровождая рассматривание словесным рассказом о народных куклах. - На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. А кто знает, что символизирует, означает красный цвет? Красный – цвет крови, заката, красоты и т.п. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет? Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы. Народные куклы делились на три группы: Куклы-обереги; Обрядовые куклы; Игровые куклы. Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах? Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. Кукла на счастье. Своё назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье. Пеленашка. Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша. «Кубышка-травница». Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу. Неразлучники. Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было. Сёмик и Семичиха. Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок Прежде чем нам продолжить экскурсию хотите поиграть Игра песня: Я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения: - У Маланьи у старушки - Жили в маленькой избушке
- Семь сыновей
- Все без бровей
- Вот с такими ушами
- Вот с такими носами
- Вот с такими усами
- Вот с такой головой
- Вот с такой бородой
- Ничего не ели
- На нее глядели
- И все делали вот так… Воспитатель: - Вы знаете ребята, в каждом музее кукол есть мастерская, где реставрируют и изготавливают их и в нашем музее она тоже есть. Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол. - Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик. Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы и небольшой кусочек синтепона. За работу! Берём кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это - первый слой тряпичной куклы. Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей, обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой. Теперь берем в руки лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку куклы, завязываем. Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы! |
Слушают воспитателя.
- Да, хотим
Отгадывают загадку: - Кукла
Проходят вместе с воспитателем, рассматривают экспозиции музея, слушают рассказ о народных куклах.
- Закат, солнце…
- У них нет лица.
- Куклы-обереги, значит оберегают. Обрядовые куклы, для каких-то обрядов, а игровые куклы, чтобы с ними просто играть.
Дети продолжают слушать рассказ о куклах, рассматривая презентацию.
- Да, давайте поиграем. Дети встают в круг, повторяют за воспитателем слова и движения. Хлопают в ладоши Приседают, сложив руки домиком Показывают семь пальцев Очерчивают брови пальцем Растопыривают ладони, подносят к ушам. Показывают нос двумя растопыренными руками Рисуют пальцем усы, разводят руки в стороны Очерчивают большую голову Показывают с руками с наклоном вниз Подносят ко рту руку-чашку, другую-ложку Держат руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами. Выполняют любое движение.
Слушают воспитателя, садятся за стол.
Выполняют практическую часть, изготавливают куклу Колокольчик по наглядному и словесному образцу при помощи воспитателя.
|
Форма: фронтальная Словесный: беседа, рассказ о обрядах и традициях, связанных с хлебом, стихи, пословицы, похвала. Наглядный: предметы обихода русской избы: русская печь, ступка, сито, кадушка, хлебная лопата. Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.
|
Дети знакомы с культурой русского народа. Умеют изготавливать народную куклу Колокольчик. Знают историю возникновения и разнообразии народной куклы. Развита мелкая моторика, внимание, усидчивость, глазомер, умеют работать с лоскутами. |
Заключительный |
Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания |
- Когда возникли первые народные игрушки? - Из чего их делали?
- Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
- Названия, каких кукол вы запомнили?
- Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? - Для чего она служила, какое было её назначение? - Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы! - Спасибо, ребята. На этом наша экскурсия подошла к концу, все молодцы. Дальнейшая работа: - Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси; - Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы. |
- Очень давно, в Древней Руси - Их делали из тряпок, ткани, соломы, дерева, бересты… - Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы. - Кукла Колокольчик, кукла-оберег, кукла Пеленашка, игровая кукла… - Кукла Колокольчик - Она приносила в дом веселье, радостные новости, хорошее настроение.
|
Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала |
Формирование элементарных навыков самооценки.
Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.