Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»
Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Старшая группа
Разработчик:
студентка 41 ДО группы
Завялова Галина Сергеевна
Согласовано:
Воспитатель группы
Шурова Татьяна Александровна
Отметка_____________
Богданович, 2022
Тема: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Место проведения: мини-музей
Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через знакомство с народным костюмом, развитие интереса к народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
2. Воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы.
3. Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества - музейным экспонатам.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам.
2. Обогащать речь, развивать активный словарь детей за счёт формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве.
3. Развивать навык общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Форма организации: фронтальная
Словарная работа: рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, телогрея, душегрея, порты, зипун, онучи, лапти, тулуп, передник, понёва, гашник, венчик, кичка, сорока, колпак, картуз.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде, оформление выставки «Кокошник».
Ход:
Этапы |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Методы, приемы, формы |
Планируемый результат |
Организационно-мотивационный |
Создать эмоциональный настрой: включить детей в деятельность на личностно - значимом уровне. |
1 слайд - Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. 2 слайд. - А встречает нас девица - красавица! Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовёт подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежду, По выставке пройдёмся не спеша, Рассмотрим русскую одежду: Не правда ли, проста и хороша! -А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? -
Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я
постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете. |
Дети входят под музыку в «Русскую Избу», садятся на лавки. Здороваются с воспитателем. Слушают воспитателя. Смотрят презентацию.
- В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.
|
Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный, наглядный (презентация) Приемы: беседа, сюрпризный момент |
Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.
Эмоциональное включение в действие
|
Основной |
Приобщать детей к культуре русского народа, через знакомство с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
|
3 слайд - Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? - Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? Рубаху традиционно украшали
ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее
время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу,
краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди. - Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом. Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом. Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание 4 слайд -А что же носили с рубахой? Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма. - Как вы думаете, почему он так называется? 5 слайд А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя - более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую. 6 слайд А что же носили мужчины? Давайте посмотрим. Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток. - Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. 7 слайд А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме. - Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп). Давайте, повторим. Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети. 8 слайд Два сапога – пара, и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только, когда их разнашивали. -Какая еще обувь вам знакома? «В дорогу идти - пять пар плети», - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?
Хороводная игра «Колпачок и палочка»
9 слайд Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? - Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку. 10 слайд По одежке встречают! По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком. 11 слайд Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках. Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома. Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным. По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное - на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили. - Как вы думаете, что значит чинили? 12 слайд Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось. - Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины. 13 слайд На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль - два неразлучных друга. В полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход: То назад, то вперед. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки. - Давайте покажем, как стирали и гладили белье.
|
Смотрят презентацию, слушают воспитателя. - Рубахи - Они отличаются размером: длинная и короткая, женская и мужская. Они украшены узорами, бисером, вышивкой.
Слушают рассказ воспитателя.
- Потому что, надевается спереди.
Продолжают слушать рассказ воспитателя.
Рассматривают мужскую одежду.
- Душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп.
Продолжают слушать рассказ воспитателя.
- Лапти, сапоги - Потому что раньше дорога считалась очень долгой, лапти изнашивались, поэтому в дорогу брали около пяти пар лаптей. Хороводная игра Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря: Раз, два, три, четыре, пять – Будет палочка стучать (ведущий стучит палочкой, показывает на одного из детей, стоящих в кругу) Тот говорит, три последних слова: Скок, скок, скок, Угадай, чей голосок. Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает (если отгадал, выбирает того, кто пойдет в середину)
- Эта загадка о шапке.
- Картуз
Слушают рассказ воспитателя
- Делали заплатку, зашивали.
- В корыте, кадке
- Белье стирают на речке.
Слушают рассказ воспитателя
- Это утюг
Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили) |
Форма: фронтальная Словесный: беседа, рассказ о обрядах и традициях, народным костюмом, стихи, пословицы, похвала. Наглядный: русский народный костюм; презентация Игровой: хороводная игра
|
Дети приобщены к культуре русского народа. Знакомы с русским народным костюмом, с его отдельными частями |
Заключительный |
Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания |
14 слайд Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка! -Из лыка свито Дырявое корыто. - Дуйся не дуйся, А через голову суйся. - По дороге шёл, Две дороги нашёл, По обеим пошёл. -Надену - ободом сведёт, Сниму - змеёю упадет. 15 слайд 16 слайд Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?» - Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.
- Что вы узнали сегодня на нашей беседе?
|
Слушают воспитателя.
- лапти
- рубаха
- порты
-пояс
Дети играют в дидактическую игру, сравнивают рубаху с рубашкой, народный сарафан и современный. - Мы узнали о русском народном костюме, о традициях, обычаях на Руси. - косоворотка, понева, душегрея, порты, зипун… |
Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный, наглядный (презентация), игровой (загадки) Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала |
Формирование элементарных навыков самооценки.
Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.