Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»
Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Старшая группа
Разработчик:
студентка 41 ДО группы
Завялова Галина Сергеевна
Согласовано:
Воспитатель группы
Шурова Татьяна Александровна
Отметка_____________
Богданович, 2022
Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и медведь»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Место проведения: мини-музей
Время проведения: вторая половина дня
Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба», через ознакомление с русской народной сказкой.
Задачи:
Образовательные: Приобщать детей к культуре русского народа, через ознакомление с русской народной сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей;
Воспитательные: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, ответы других детей;
учить отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать;
Развивающие: развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, умение оценивать поступки героев сказки.
Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Форма организации: фронтальная
Словарная работа: вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная.
Предварительная работа: посещение музея «Русская изба», подготовка картинок и художественной литературы к занятию.
Оборудование и материалы: «Русская изба», книга со сказкой «Мужик и медведь», картинки, костюм Хозяюшки.
Ход:
Этапы |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Методы, приемы, формы |
Планируемый результат |
Организационно-мотивационный |
Создать эмоциональный настрой: включить детей в деятельность на личностно - значимом уровне. |
Воспитатель приглашает детей в Русскую избу. Пока дети рассаживаются, воспитатель переодевается «хозяйкой». - Ребята, сегодня мы поговорим об одном из жанров литературы. А о каком, вы сможете узнать, когда отгадаете загадку: Легенда, предание народное, Ребята ее обожают. Родители, если свободные, Ее тебе на ночь читают. - С давних времен люди рассказывали сказки своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Мужик и медведь». - Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы. |
Дети проходят в «Русскую избу», рассаживаются на лавки.
Слушают педагога
- Это сказка. |
Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный. Приемы: беседа, сюрпризный момент |
Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.
Эмоциональное включение в действие
|
Основной |
Приобщать детей к культуре русского народа, через ознакомление с русской народной сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей, развивая связную речь. |
Чтение сказки. - В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает?
- А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь). Беседа по содержанию сказки -Как называется сказка? -Кто ее сочинил? -Значит это русская народная сказка. -Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? -А что можно сказать о мужике?
-Чем он занимался в сказке?
-Как одним словом назвать все, что он делал? -Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? А во второй?
-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его?
-Кто в сказке вышел победителем?
-Почему сильного медведя победил слабый мужик?
-В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? Кто повторит пословицу?
Что она означает?
А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете?
Физминутка: речь с движением «В огороде» - У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем. В огород пойдем,
Урожай соберем. Мы морковки натаскаем, И картошки накопаем, Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке.
-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим. Подвижная игра «Вершки и корешки» Посмотрите, на столе лежат вершки и корешки овощей. Давайте разделимся на две команды: одна команда будет называться "Вершки", а другая - "Корешки". "Вершки", берут себе в руку по вершку, а - "Корешки" - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу вы будете бегать врассыпную, а когда услышите "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к вершку - корешок, а к корешку - вершок. |
Слушают сказку.
- Это то, что у растений находится над землей.
- Мужик и медведь - Ее сочинил народ
- Он жадный, злой, ленивый, глупый
- Мужик умный, обхитрил медведя, трудолюбивый - Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает, возит в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать. - Он трудился - Медведю - вершки, себе - корешки -А во второй: медведю – корешки, а себе – вершки
- Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал - Победителем в сказке оказался мужик - Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло
- Разум, это ум Повторяют пословицу - Она означает, что умный может победить сильного
- Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться
Дети выполняют физминутку:
Идут по кругу, взявшись за руки Имитация движений
Показывают круг Имитируют
Идут по кругу, взявшись за руки
Дети играют в подвижную игру по правилам
Игра повторяется 2-3 раза, каждый раз дети меняются вершками и корешками.
|
Форма: фронтальная Словесный: сказка, беседа по сказке. Наглядный: картинки Игровой: динамическая пауза, подвижная игра.
|
Дети знакомы с культурой русского народа. Знают русскую народную сказку «Мужик и медведь». Умеют осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Развита связная речь. |
Заключительный |
Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания |
- Ребята, какие вы молодцы! Что нового вы сегодня узнали?
- Во что мы играли сегодня?
- Что вам больше всего понравилось? Нам пора прощаться. Приходите еще в гости. До свидания! (Хозяюшка выходит, переодевается) - Ребята, нам пора возвращаться в группу, но мы скоро опять навестим добрую «Хозяюшку» и послушаем ее сказки. |
- Мы узнали новую сказку «Мужик и медведь». Что такое вершки, корешки, ботва… - Мы играли в игру «Урожай», «Вершки и корешки» - Находить вершки и корешки. Прощаются с хозяюшкой, идут в группу. |
Форма организации: фронтальная. Методы: Словесный, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала |
Формирование элементарных навыков самооценки.
Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.