Экскурсия в кабинет химии
Оценка 4.6

Экскурсия в кабинет химии

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
химия +1
Взрослым
29.01.2017
Экскурсия в кабинет химии
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Это традиция, ученики 11 класса ежегодно проводят различные занимательные опыты по химии . Это не только вызывает интерес к предмету химии, но и способствует развитию практических навыков .Можно проводить и во время предметной декады.внеклассное мероприятие
экскурсия в кабинет химии.doc
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 ЫХ КЛАССОВ «ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ» Цель: закрепить и расширить у учащихся 4 и 5 ­ых классов знание понятий «вещество»,  «молекула», «атом», «химические и физические явления», познакомиться с основными  правилами техники безопасности при работе с различными веществами. Оборудование: Опыт 1­ 2 хим. стакана; опыт 2­ 3 хим. стакана; опыт 3­ носовой платок,  спиртовка, тигельные щипцы; опыт 4­ детский меч, вата; опыт 5­ фильтровальная бумага,  вата; опыт 6­ подставка, стеклянная палочка, спиртовка. Реактивы: опыт 1­ раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария; опыт 2­ раствор  гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенолфталеинового; опыт 3­ вода,  спирт; опыт 4­100 мл 3%­го раствора хлорида железа, 100 мл 3%­го раствора родонита  калия, раствор фторида натрия; опыт 5­ рисовый отвар, раствор иодида калия; опыт 6­  дихромат аммония. Ход экскурсии. 1. Подготовительный этап  Среди учащихся 11классов подбираются помощники­ведущие. Их задача ­ подготовить  текст выступления, с учителем подготовить и отработать технику проведения опытов.  Особое внимание уделяется технике безопасности. С преподавателем природоведения  оговаривается время экскурсии в учебном процессе. 2. Проведение экскурсии. Учащиеся 4,5ых классов приходят в кабинет химии. Здесь их встречают  старшеклассники в белых халатах. На столе находятся все реактивы и необходимое  оборудование. Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня вы находитесь в самом необычном кабинете  нашей школы. Здесь постоянно происходят всевозможные чудеса!  ­А что такое чудеса? (ученики дают различные варианты ответов) ­В каких литературных произведениях чаще всего встречаются чудеса? (в сказках) ­ Правильно!  Ведущий 2: В сказках постоянно происходят различные необычные явления­звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются чудесные реки из молока с кисельными  берегами, а есть и опасные огненные реки. Герою приходится пройти множество чудесных  испытаний и остаться живым. Попробуем разобраться в сказочных превращениях. Мы 4­ый год занимаемся в этом  кабинете, изучая химию, и для нас не составляет труда провести небольшие «чудеса» Ведущий 3: Хоть чудес на свете нет.  Химия дает ответ.  «Чудеса на свете есть.  И, конечно, их не счесть!»  Мы вам несколько покажем … И, конечно, все расскажем Демонстрация опытов 1. Получение «молока»; Ведущий 1: Как часто в сказках в описании волшебной страны мы встречаем рассказ о  «молочных реках и кисельных берегах» Попробуем получить «молоко» из «воды» Описание опыта: В стакан с раствором сульфата натрия приливаем раствор  хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка, который во взвешенном  состоянии напоминает «молоко». 2. Получение «вишневого сока» из «воды» и обратное превращение; Ведущий 2: Ох, как хочется пить! Но воду не хочу. Попробую получить вишневый сок Описание опыта: В стакан с раствором гидроксида натрия добавляем раствор  фенолфталеинового. Наблюдаем изменение окраски. Ведущий 2: Нет, я передумал. Не хочу сок. Хочу воды Добавляем в малиновый раствор соляной кислоты. Наблюдаем обесцвечивание  раствора. Ведущий 2 пытается выпить полученный раствор, но первый ведущий его  останавливает: Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных превращениях! А если  серьёзно, то помните всегда­ в кабинете химии нужно соблюдать технику безопасности:  Не трогайте реактивы руками;  Не пробуйте вещества на вкус;  Все превращения проводите только под контролем и с разрешения главного  Волшебника ­ Учителя! 3. «Несгораемый платок»; Ведущий 3: Да, несоблюдение правил безопасности может привести к серьёзным  проблемам ­ отравлениям, ожогам, пожару. Но сказочные герои проходят и огонь, и воду, и медные трубы. Как же им это удается?  Может у них специальная одежда? Описание опыта: Заранее носовой платок смачивают в воде и слегка отжимают.  Затем перед зрителем эту заготовку смачивают в спирте и поджигают, используя  тигельные щипцы. Спирт сразу вспыхивает ­ создается впечатление, что горит  платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым. 4. «Кровь без раны»; Ведущий 1: Да уж, сказочным героям приходится нелегко ­ а им хоть бы что! И в огне не горят, и в воде не тонут, а если мечом их и поранят ­ так на то и «живая вода» есть! Второй ведущий: (медленно говорит и делает) Вот вам еще одно развлечение Кто дает руку на отсечение?  Жаль руку на отсечение,  Тогда нужен больной для лечения! Оперируем без боли. Правда будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, Дайте спирт. Один момент! (дает спирт ­ NH4CNS) Спиртом смажем мы обильно. Не вертитесь, пациент,  Дайте скальпель, ассистент!  («скальпель» ­ палочка, смоченная в FeCl3) Посмотрите, прямо струйкой Кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – От пореза ни следа!  А виной всему, ребята,  Здесь реакция у нас!  Получился цвет похожий,  Так похожий просто класс! А фокус наш совсем не нов. Как получить, мы знаем «кровь»: В пробирке надо соль железа(Ш) растворить И тиоцианат в нее прилить. Описание опыта: Для проведения опыта используют 100 мл 3%­го раствора хлорида железа и 100 мл 3%­го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта  используют детский меч. Вызывают кого­нибудь из зрителей на сцену. Ваткой  промывают ладонь раствором хлорида железа­ «обеззараживают», а раствором  родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу  обильно течет «кровь». После окончания опыта ладонь протирают тряпочкой,  смоченной раствором фторида натрия и тщательно моют руки. 5. " Фараоновы змеи» Ведущий 2. А хотите увидеть, как появляется змея? Пожалуйста, смотрите. На стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В  центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2г пищевой соды и 13г  сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода  разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно­ серая "змея". Чем дольше горит спирт, тем длиннее "змея". 6. «тайные письмена»; Ведущий 1 ведущему2, который демонстративно что­то пишет «гусиным пером»:  Что ты там делаешь? Ведущий 2: Как любой волшебник я должен уметь в тайне хранить свои знания от  плохих людей, вот я тренируюсь­ составляю рецепт «невидимых чернил». Ведущий 1: Ну и как? Получается? Ведущий 2: А вот посмотри! (показывает «чистый» листок фильтровальной бумаги).  Здесь записана формула и название самого распространенного на Земле вещества. Ведущий 1: Где? Тут же ничего нет!  Ведущий 2: Но это же «секретные» чернила! Ребята, как вы думаете, название какого  вещества здесь записано? (учащиеся 5ого класса уже знают, что это вода). Проверим,  так ли это. Описание опыта: заранее готовится рисовый отвар, которым на фильтровальную  бумагу наносится слово «вода» и её формула. Бумагу просушивают и используют  уже эту  заготовку. Её смачивают раствором иодида калия («йодом»). Надпись  «проявляется». 7. «Вулкан» («волшебная палочка»); Ведущий 1: Ой, подумаешь­ невидимые чернила! Ха, зато у меня есть волшебная  палочка! (показывает стеклянную палочку). Ведущий 2: И что же в ней волшебного? Ведущий 1: А вот посмотри!  Я думаю, все вы знаете , что такое вулкан. Это захватывающее, потрясающее зрелище. Ну а те, кто еще не представляет себе этого явления природы , не огорчайтесь: я вам покажу  действующий вулкан в миниатюре. Описание опыта: На подставку холмиком насыпают дихромат аммония.  Стеклянную палочку нагревают в пламени спиртовки и опускают в центр этого  холмика до начала реакции, затем её убирают. 8. «Зажигание спиртовки волшебной палочкой.»  Ведущий 3:А чтобы вы поверили, что я волшебница ­ посмотрите, что я могу: ­  своей волшебной палочкой я зажгу спиртовку. Берется немного KMnO4, добавляется осторожно 0,5 мл конц.H2SO4,перемешать и  прикоснуться палочкой со смесью к фитилю спиртовки (должен быть хорошо смочен)  Ведущий1: Давайте представим , что мы с вами оказались в первобытном обществе.  Первобытные люди боялись огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно  загоралось. Сейчас вы увидите «Самовозгорание костра». Опыт №9 «Самовозгорание костра».  В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия КМп0 4.  Аккуратно смочить кристаллы концентрированной серной кислотой . Фарфоровую чашку  поместить на металлический поддон и замаскировать ее, уложив с верху и вокруг  древесные стружки , внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой  чашки. Незаметно для зрителей смочить кусочек ваты спиртом и быстро выжать несколько  капель спирта над фарфоровой чашкой .Руку сразу убрать . Костер ярко вспыхивает и  быстро сгорает. Опыт №10 «Цветная фотография» Первый ведущий: Я попрошу выйти ко мне одного мальчика. Я ему сделаю моментальную  цветную фотографию. Вот лист бумаги, а я брызну на него волшебной жидкостью из  пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился! На листе ватмана заранее делается рисунок ­ портрет мальчика ­ спиртовым раствором  фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната  натрия, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок,  изображающий мальчика. Опыт №11 : «Нет дыма без огня» Второй ведущий: Вы слышали русскую пословицу: «Нет дыма без огня»? А я могу показать  противоположное, вы увидите дым, но при этом я ничего поджигать не буду. Ведущий берет две стеклянные палочки. Одну смачивает в конц. соляной кислоте, а  другую в конц. растворе аммиака. Палочки подносят друг к другу, но так, что они не  соприкасаются. Над палочками появляется струйка «дыма» (хлорид аммония). В широкий сосуд (блюдце, тарелку) наливают немного концентрированной соляной  кислоты и столько же 25%­го раствора нашатырного спирта: Появляется дым без огня Ведущий 3: Как много чудес встречаем мы в сказках! Но, оказывается, нет ничего  чудесного в этих превращениях и многие секреты этих «превращений» раскрывает наука  ХИМИЯ! Далее проходит беседа с учащимися 5ых классов. За каждый правильный ответ ученик получает 1 Химон­ бумажную монетку с химической символикой.  Ведущий 1: А теперь отгадайте наши загадки! (ведущие по очереди задают загадки,  награждая победителя Химоном) А ну, скорей снимите шляпу! Я дочь космического папы. И вездесуща и легка, ­  Я лед, я пот, я ­ облака. Я иней, чай, бульон, туман,  Река, ручей и океан. Когда я злюсь, то закипаю; А от мороза – застываю      (вода) Сообщаю: я спешу! Я живу, пока пишу.  Исчертил всю доску белым… Исчезаю. Был я ...  (мелом) Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин,  Не засолишь огурца, Не заправишь холодца. Но не только лишь в еде ­ Я живу в морской воде. Предупреждаю вас заранее: Я непригоден для дыхания! Но все как будто бы не слышат И постоянно мною дышат.    (азот) Такова моя природа: Известняк, песок и сода Много требуют огня,  Если льет слеза из глаза, Вкус припомнишь мой ты сразу. Кто догадлив, говорит: Это­натрия хлорид (соль) Иду на мелкую монету, В колоколах люблю звенеть, Мне ставят памятник за это И знают: имя мое ­ медь Быть символом не каждому дано,  Но именем моим не без причины Назвали руки, дождь, тельца, руно, Сечение и мнений середину. И в честь меня был назван даже век, Когда был очень счастлив человек. Что нынче в имени моем? А встарь Считали все, что я ­ металлов царь.    (золото) Чтобы выплавить меня. Я прозрачно и светло  И зовут меня стекло Ведущие: Ребята, какие же вы молодцы! Мы очень надеемся, что вам понравилась  экскурсия в кабинет чудес­ в кабинет химии и вы с таким же интересом будете изучать  этот предмет в старших классах! Перемена, перемена!  Заливается звонок.  Наконец­то он закончен,  Надоедливый урок!  Дернув серу за косичку,  Мимо магний пробежал.  Йод из класса испарился,  Будто вовсе не бывал.  Фтор поджег случайно воду,  Хлор чужую книжку съел.  Углерод вдруг с водородом  Невидимкой стать успел.  Калий, бром в углу дерутся:  Не поделят электрон.  Кислород­шалун на боре  Мимо проскакал верхом.

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии

Экскурсия в кабинет химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017