Насиров Илхам Закирович
канд. техн. наук., доцент, зав. кафедрой “Организации первозок и транспортной логистики” Андижанского машиностроительного института.
Узбекистан, г. Андижан
E-mail: nosirov-ilhom59@mail.ru
Тулкинхужаева Нилуфархон Расулжон кизи
Магистр 2- курса по специальности «Интеллектуальные транспортные системы» Андижанского машиностроительного института.
Узбекистан, г. Андижан
E-mail: nanvarjonova378@gmail.com
Атаханов Козимжон Аъзамжанович
Магистр 2- курса по специальности «Интеллектуальные транспортные системы» Андижанского машиностроительного института.
Узбекистан, г. Андижан
E-mail: nanvarjonova378@gmail.com
ЭКСПЕДИТОР КАК ОСНОВНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОСРЕДНИК
В Узбекистане лучшая транспортная инфраструктура в регионе: 42 530 км автомобильных дорог, 4 500 км железных дорог проходят по территории нашей страны и соединяют нашу страну с важными транспортными коридорами региона. Узбекистан как транзитное государство имеет особое значение для выхода в Исламскую Республику Афганистан (Трансафганский международный транспортный коридор) и доступа к портам Бандар-Аббас и Чабахор через территорию Афганистана. Коридор Андижан-Ош-Саритош-Иркештам-Кашгар, важность которого растет из года в год, является одним из крупнейших проектов в истории мира и был предложен Китайской Народной Республикой, соединяющей с другими регионами автомобильными дорогами прохождение через его территорию. Присоединение Китая к Конвенции МДП свидетельствует о нашем высоком потенциале в качестве первой транзитной страны для автомобильных перевозок из Китая в Узбекистан через Кыргызстан. Используя этот потенциал, мы можем выйти в Иран и Турцию через Туркменистан, в страны Кавказа, в Европу через страны Таможенного союза. Эти возможности могут создать тысячи рабочих мест, особенно для нашей экономики, прямо или косвенно в сфере производства, транспорта, инфраструктуры, туризма [1].
В настоящее время в транспортной логистике основную роль играет экспедитор, который организует логистический аутсорсинга за счет использования глобального информационного пространства. Деятельность его основана на использовании комплекса современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют вести базу данных грузоотправителей, грузополучателей и транспортных компаний, осуществлять планирование перевозок, диспетчеризацию и мониторинг исполнения заказов. Таким образом, экспедитор управляет в основном потоками информации о заказах, ресурсах, планах и фактическом состоянии транспортной сети.
Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма (или экспедитор), одной из которых в Андижанской области является ООО (Организация с ограниченной ответственности) “Universal trans invest”.
ООО “Universal trans invest” по договорам принимает обязанности экспедитора в организации перевозок грузов транспортом и по маршруту, избранным клиентом с обеспечением отправки и получения груза, а также выполнения других обязанностей, связанные с перевозкой [2].
Дополнительными услугами, оказываемыми экспедитором клиенту, как правило, являются:
• получение документов для экспорта-импорта грузов;
• выполнение таможенных формальностей;
• проверка количества и состояния груза;
• погрузка-разгрузка транспортных средств;
• уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
• хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;
• информационные услуги, страхование и т.п.
Как видно из приведенного перечня услуг, транспортно-экспедиционные фирмы по существу интегрируют большое количество элементарных логистических операций в функции, хотя формально эти операции и функции не называются логистическими. В нашем законодательстве до сих пор, к сожалению, отсутствует нормативно-правовая база по логистике, в том числе транспортной.
Транспортно-экспедиционное обеспечение (ТЭО) распределения товаров, как одна из функций логистики, заключается в планировании, организации и осуществлении доставки товаров от мест их производства до мест потребления с использованием оптимальных способов и методов. В частности, на автомобильном транспорте ТЭО рассматривается как система доставки, включающая в себя перевозку товара от изготовителя до потребителя и выполнение связанных с ней погрузочно-разгрузочных работ, складирование, хранение, расфасовку, упаковку, страхование, финансовые услуги, информационные процессы и ведение документации. Процесс выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого комплекса работ, операций и услуг, обеспечивающих эффективное распределение товаров, называется доставкой товаров [3].
Транспортное обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг и услуг хранения. Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых как правило невозможен перевозочный процесс. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо- правовые и информационно- консультационные услуги. Итак, функции транспорта в системе распределения товаров заключаются в выполнении транспортного и экспедиционного обслуживания [4].
Исследования проблемы качества транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей показали, что высокий уровень качества транспортных услуг достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания. Иными словами, чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем, в условиях рынка обслуживание с более широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо основной массе потребителей, оказывается слишком дорогим для них или нерентабельным для перевозчиков и экспедиторов [5].
Согласно гражданскому законодательству экспедитор несет ответственность перед клиентом за весь объем услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции (включая перевозку товаров). Международные стандарты дают основания организации претендовать и отстаивать статус исполнителя услуг, считать правомерным признание в учете и в целях налогообложения в качестве доходов стоимость всех оказанных клиенту услуг, а также признание соответствующих экономически обоснованных расходов и начисление НДС в общеустановленном порядке. Более того, налоговики и сами порой настаивают на том, чтобы экспедитор в бухгалтерском и налоговом учете следовал именно этой логике [6].
На сегодняшний день не существует единственно правильного варианта признания в бухгалтерском и налоговом учете экспедитора доходов и расходов, а также начисления налога на прибыль и НДС. Можно лишь утверждать, что все операции организации должны быть учтены ею в соответствии с действительным экономическим смыслом. Данный вывод актуален как для целей ведения учета, так и для целей налогообложения.
Использованная литература
1. Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2018 йил 20 февралдаги «Лойиҳаолди, лойиҳа, тендер ҳужжатлари ва контрактларни экспертизадан ўтказиш тартибини такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида»ги ПҚ-3550-сон қарори” // Халқ сўзи 2018 йил 20 февраль, Тошкент, 1-2 б.
2. Турдиалиев У.М., Насиров И. З., Иброхимова М. М. Транспорт воситалари учун интеллектуал бошқарув тизими// Научный вестник Машиностроение, Андижан: АндМИ- 2019, № 3, с. 59-65.
3. Насиров И.З., Гаффаров М.Т. “Электронная система платежей в автобусах”// Естественнонаучный журнал «Точная наука», выпуск № 117. www.idpluton.ru. Кемерово: «Техноконгресс»- 2021 с. 10-13.
4. Nasirov I.Z., Ataxanov K.A. “Avtobuslarda yo’l xaqi uchun tezkor toʻlovlar intellektual tizimini joriy etish”// «Yangi O’zbekistonda islohotlarni amalga oshirishda zamonaviy axborot-kommunikatsiya texnologiyalaridan foydalanish» mavzusidagi Xalqaro ilmiy-amaliy konferentsiyani ilmiy maqolalar to’plami, 27-29-oktabr, 2021-yil., I-II sho’balar. Andijon: AndMI- 2021 y., 297-299 b.
5. Nasirov I.Z., Gaffarov M.T. Accession of the Republic of Uzbekistan to the Kyoto convention // Процветание науки. Научно-методический журнал- 2021. № 2 (2), Иваново: Умы Современности. DOI 10.24412/2713-0738-2021-22-41-57. c. 26-33.
6. Турдиалиев У.М., Насиров И.З., Атаханов К.А. “Транспорт воситалари учун интеллектуал бошқарув тизими”// «Yangi O’zbekistonda islohotlarni amalga oshirishda zamonaviy axborot-kommunikatsiya texnologiyalaridan foydalanish» mavzusidagi Xalqaro ilmiy-amaliy konferentsiyani ilmiy maqolalar to’plami, 27-29-oktabr, 2021-yil., I-II sho’balar. Andijon: AndMI- 2021 y., 161-164 б.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.