ЭКСПЕДИЦИЯ
К ВОЛХОВСКИМ ПОРОГАМ
Всемирно известный геолог и географ, знаменитый путешествиник и исследователь Сибири и Центральной Азии, академик Владимир Афанасьевич Обручев (1864 - 1956) в конце своей долгой жизни написал: «Мое призвание определилось во время студенческой геологической практики после третьего курса, которой руководил профессор И.В. Мушкетов, исследователь Туркестана. Мы шли с ним вдоль берега р. Волхова и он рассказывал нам о далеком прошлом Земли, об образовании гор и врезании речных долин, показал, что в береговых скалах можно найти остатки морских животных минувших периодов и по ним восстановить картину давно исчезнувшей жизни».
Такое признание маститого ученого побудило меня подробнее изучить его биографию. И вот что я узнала.
В июне 1884 года группа студентов Горного института совершила путешествие по маршруту Петербург – река Волхов – Ладожский канал – река Нева – Петербург. Возглавлял будущих разведчиков недр профессор Иван Васильевич Мушкетов (1850 - 1902), прославленный исследователь Средней Азии, Урала, Кавказа и юга России, талантливый ученый и педагог, создатель целой школы русских геологов.
После его безвременной кончины В.А. Обручев написал о своем учителе теплый очерк, который был опубликован в «Ежегоднике по геологии и минералогии» (СПб., 1902 г., т. VI, вып. 1). Свои воспоминания о Мушкетове Обручев начал с той памятной для него поездки на берега Волхова.
«В Гостинополье, - писал будущий академик, - мы, человек 40 студентов, приехали под вечер и расположились на ночлег в маленькой гостинице, заполнив все ее номера. Было очень душно, и мы пооткрывали все окна, хотя Иван Васильевич (Мушкетов) предупреждал, что берега Волхова славятся обилием комаров, которые не дадут нам спать».
Предупреждение профессора, по-видимому, не раз приезжавшего в эти места, было не напрасным: никто из молодых людей не мог заснуть в эту ночь. «Поэтому, - вспоминал В. Обручев, - чуть свет мы все были на ногах, заказали самовары и с эгоизмом молодежи стали шуметь на дворе, чтобы поднять Ивана Васильевича и заставить его пустится в путь раньше назначенного времени. Иван Васильевич вышел к нам в 5 часов утра, бодрый и веселый, посмеиваясь добродушно над нашими злоключениями. С ним во главе мы пошли пешком вниз по правому берегу р. Волхова, представлявшему довольно многочисленные выходы коренных пород, которые подвергались осмотру и объяснению».
Во время этой прогулки молодые студенты имели, возможность убедится в выносливости Мушкетова. После первых пяти километров стало жарко и многие из них шли с трудом; иные натерли себе ноги, другие при каждой остановке садились отдыхать, третьи каждые 5 минут пили воду из реки.
«К обеденному привалу в Дубовиках, - продолжает Обручев, - большинство из нас уже устало, хотя пройдено было всего около 12 километров, а Иван Васильевич был бодр, точно только что вышел из дома, и своим примером показал, как должен вести себя геолог на полевой работе. Столь же неутомимым Иван Васильевич оставался до вечера, когда мы пришли в Старую Ладогу. В общем вся экскурсия была очень интересна и внушила нам уважение как к физическим, так и к интеллектуальным силам Ивана Васильевича, который не уставал беседовать с нами с утра до вечера, отвечая на многочисленные вопросы, часто наивные и бестолковые. Он держал себя с нами совершенно просто, как старший товарищ».
Во время этой поездки студенты Горного института впервые воочию увидели геологические разрезы в районе Волховских порогов, учились определять возраст пород, подмечать признаки залегания полезных ископаемых. Все увиденное оставило глубокий след в душе молодого Обручева. «Лично для меня, - писал он, - эта экскурсия имела большое значение, так, как я заинтересовался геологией». Более того, он признавался, что до этого «ни один из предметов, излагавшихся на младших трех курсах, не заинтересовал меня, и я даже подумывал бросить Горный институт и попробовать свои силы на литературном поприще, но экскурсия по Волхову, интересные лекции Мушкетова изменили мои намерения».
Впрочем, и в литературе В.А. Обручев оставил впоследствии заметный след: им написано несколько научно-фантастических и приключенческих романов («Земля Санникова», «Плутония», «В дебрях Центральной Азии» и др.), которые продолжают волновать воображение читателей.
Интересно отметить, что вместе с Обручевым в той же экспедиции к Волховским порогам принимал участие еще один будущий знаменитый геолог.
Карл Иванович Богданович (1864 - 1947) после окончания Горного института стал профессором и зав. кафедрой физической геологии и рудных месторождений, сменив на этом посту И.В. Мушкетова после его смерти. В 1914 – 1917 гг. К.И. Богданович был директором Геологического комитета России. После революции он переехал в Польшу, где в 1921 году занял должность профессора Горной Академии в Кракове, а с 1930 года возглавлял Государственный геологический институт Польши. Его имя, наряду с именами И.В. Мушкетова и В.А. Обручева, увековечено на карте мира. В их честь названы минералы, хребты, ледники и вулканы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.