Мастер-класс
для родителей детей по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «Эксперименты дома»
Цель мастер-класса: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми.
Задачи:
- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.
- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.
- Укреплять сотрудничество между
родителями и педагогом.
- Формировать положительные эмоции.
Предварительная работа:
изготовление буклетов, подбор информации, подбор опытов, приготовление оборудования.
Участники: воспитатель средней группы, родители.
Форма проведения: мастер-класс
Ход мастер - класса
Теоретическая часть «Детское экспериментирование»
Ребенок – прирожденный исследователь.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших
опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают
ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети
следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому.
Это очень важный воспитательный момент.
Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать
выводы.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования
прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого
метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающей средой и
другими объектами.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на:
• на эмоциональную сферу ребенка,
• на развитие творческих способностей,
• на формирование трудовых навыков.
Дети очень любят экспериментировать - это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод
соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является
ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид
деятельности сменяет другой:
• зарядка,
• завтрак,
• занятия,
• прогулка,
• игры и т.д. Все по режиму.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.
На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов
(растворяемость красок и т.д.)
На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус
приготовленных блюд.
Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа
в экспериментальном уголке.
В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап
эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических
знаний.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует
целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не
тонет» и т.п.
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как
увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная
одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь
можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в
фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для
мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и
прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра
на прогулке или сделать ветер самим.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия
превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование
является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем
сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,
установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Практическая часть «Показ опытов»
Воспитатель: с вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно провести дома с детьми.
Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.
1. «Радуга в молоке».
Оборудование: тарелки, молоко, ватные палочки, пищевые красители,
жидкое мыло.
Опыт: Налейте молоко в тарелку, добавьте несколько капель красителей. Потом возьмите ватную палочку, окуните в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
2. «Заставь яйцо плавать»
Оборудование: 2 стакана простой воды, сырое яйцо, 5 чайных ложек соли.
Опыт: Аккуратно поместите яйцо в первый стакан с водой. Что мы видим? (яйцо утонуло, лежит на дне стакана). Берем второй стакан с водой и ложкой добавляем в него соль. Хорошенько размешиваем, достаем яйцо из первого стакана и аккуратно опускаем яйцо в соленую воду. Что мы видим? (яйцо плавает)
Вывод: У соленой воды плотность больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности. В пресной воде яйцо утонуло, по тому что плотность воды меньше.
3. «Танцующие виноградинки»
Оборудование: стакан, газированный напиток, виноград.
Опыт: Налейте напиток в стакан, опустите в него несколько виноградинок. Что мы видим? (виноградинки постепенно поднимаются со дна стакана и вновь опускаются)
Объяснение: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а виноградинки снова опускаются на дно.
4. «Опыт с мандаринами"
Как вы думаете, если мандарин бросить в емкость с водой, он утонет или нет? (ответы) Давайте проверим, опустите мандарин в воду. (мандарин не утонул) Как вы думаете, почему он не утонул? (предположения родителей) Давайте очистим мандарин и опять опустим в воду (очищенный мандарин утонул).
Объяснение: Кожура мандарина неровная, шершавая, пористая, эти поры заполнены воздухом. Этот воздух удерживает мандарин на поверхности воды.
Заключительная часть
Подведение итогов мастер - класса, родители делятся впечатлениями, воспитатель
раздает буклеты «Нескучные эксперименты дома».
Воспитатель: Уважаемые родители, вы наглядно убедились, что опыты – это совсем не сложно, что все это и многое другое вы можете проделать дома вместе с детьми. Станьте для ребенка волшебником. Экспериментируйте вместе с детьми!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.