Опыты с водой
Опыт №1
Тема. «Как вода отражает предметы?»
Цель. Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы.
Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать
желание соблюдать опрятный вид.
Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.
Ход. Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает
детям найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с
Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим
внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?»
Воспитатель: «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала.
Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня
наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике
с водой?( Своё отражение). На что оно похоже? ( На тёмное пятно). Если Ваня
будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение
будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная).
Игровое упражнение «Разбей зеркало». Вопросы: «Вы бросили в воду камушки. Что
произошло с водой? (Отражение исчезло). Когда можно опять увидеть своё
отражение? Когда разойдутся круги от предмета, вода станет спокойной и можно
опять увидеть свое отражение.
Игра «Покажи сказочное животное»- с помощью движений пальцев дети придумывают
разнообразные фигурки и находят их через отражение в воде.
Вывод. «Вода как зеркало отражает в себе предметы».
Опыт №2
Тема. «Как вытолкнуть воду?»
Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду
погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику,
активизировать словарь ( край, поднимается, опускается, выше, ниже ).
Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.
Оборудование. Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.
Ход. Домовой Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно,
потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними
играть?»
Воспитатель: « Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры
нужны только вода и камушки».
Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой?
(Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв
банки? (ответы детей).
Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: «
Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому
что мы кладём в воду камушки).
Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью
ложек.
Вывод. «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».
Опыт №3
Тема. «Как окрасить воду?»
Цель. Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски
воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и
светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать
проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.
Оборудование. Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные
ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.
Ход. Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я
видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда -
я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть
цветовые оттенки?» Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде.
А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды
можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет
растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые
оттенки с помощью пищевых красителей. Пищевые красители похожи на цветной
песок, их используют для придания продуктам определённого цвета. Например,
красят яйца на Пасху.
Обследовательские действия: « В один стаканчик с водой я положу одну ложку
красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного
красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что
произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В
красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В
каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше
красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее».
Игровые задания: «Выберите на подносе квадратик, переверните его и узнайте
цвет. В этот цвет нужно окрасить воду. Запомните, сколько ложек с красителем вы
положите в воду».
Вопросы: «В какой цвет ты окрасил воду? Сколько ложек красителя положил?»
Игровое задание: «Сделай оттенок светлее( темнее)».
Воспитатель: «Давайте расскажем Кузе , в какие цвета мы окрасили воду».
Опыт №4
Тема. «Почему исчезает вода?»
Цель. Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода. Развивать
умение сравнивать, анализировать. Поддерживать интерес к опытнической
деятельности.
Оборудование. Два одинаковых стакана, блюдце, фломастер, вода.
Ход. 1этап. Домовой Кузя рассказывает детям стихотворение о воде.
Воспитатель: « Ребята, мы с вами познакомились с разными свойствами воды. Сегодня
давайте узнаем, как может исчезать вода. Наполним два стакана водой до
одинакового уровня, отметим фломастером, где заканчивается вода. Один стакан
закроем блюдцем. Поставим оба стакана к батарее. Завтра посмотрим, сколько воды
будет в стаканах».
2 этап. На следующий день рассмотреть с детьми стаканы с водой. Вопросы: «
Какие изменения вы заметили? Одинаковое ли количество воды в стаканах? В каком
стакане воды меньше? В каком больше?»
Объяснение: « В открытом стакане воды стало меньше, в закрытом стакане воды
осталось столько же. В открытом стакане вода испаряется и превращается в
частички пара. Вода уменьшается из- за тепла батареи».
Вывод. «Вода может испаряться, превращаясь в пар».
Опыт №5
Тема. «Как получаются цветные льдинки?»
Цель. Выявить свойство воды замерзать на холоде. Развивать умение устанавливать
простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к
изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.
Оборудование. Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.
Ход. Домовой Кузя приносит в группу льдинку: «Этот кусочек льдинки я взял с
замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!»
Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь?
(Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её
трогаем руками?( Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук).
Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».
Объяснение: « Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные
льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в
понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку и вставить ниточку».
Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла? (Вынести формочки на улицу).
Какая погода должна быть на улице? (Морозная). Где ёще можно заморозить воду?(В
холодильнике).
В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки: «Почему держится
ниточка на льдинке? (Она примёрзла). Почему льдинки цветные? (Из цветной воды).
Когда могут растаять льдинки? (При тёплой погоде).
Вывод. «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.