Экспериментирование и познавательно – исследовательская
деятельность для детей 5 – 6 лет
Проект «Исследуем окружающий мир»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Исследовательская технология это специально - организованная деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.
В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают.
В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир, проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его. Экспериментирование и познавательно – исследовательская деятельность дает возможность ребенку дошкольнику более успешнее и благополучнее познать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.
Одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.
Совместно с игровой деятельностью в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно–экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые знания. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.
Проект «Исследуем и познаем окружающий мир» направлен на формирование навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта раскрывает решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно–экспериментальную деятельность.
Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.
Реализация проекта позволит дать детям возможность созидательно работать с разнообразным природным материалом, творчески проявлять себя при проведении различных опытов и экспериментов. В проекте взаимосвязаны многообразные досуговые и просветительские формы деятельности, одновременно опробованы разнообразные формы и методы просветительской работы с родителями (законными представителями).
Цель проекта: Формирование познавательно–исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
- учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
- учить анализировать предметы путём сопоставления признаков;
- обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
- развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;
Для реализации такого масштабного проекта нами был выбран вариант познавательно-исследовательской деятельности по всем лексическим темам для старшей группы(1 раз в неделю). Составлен перспективный план с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет.
Сентябрь |
Лексическая тема |
Тема |
Программные задачи |
Материалы |
Детский сад |
«Волшебная капелька» |
Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство. Воспитывать бережное отношение к воде |
Монитор, картинка капельки, ткань, чайные ложки, цветные карандаши, листы тонированной бумаги. |
|
Правила дорожного движения |
«Для чего нужна вода?» |
Определить с помощью опытов состояние воды. Закрепить знания детей о неживой природе. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Карточки, бумага для салфеток, льдинки, стакан с водой, воронка, снег, кусочек земли, глобус, ложка, пипетка, банка с водой. |
|
Осень. Осенние месяцы |
«Почему осенью листья желтеют?»
|
Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.
|
Рябина, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график. |
|
Овощи. Труд взрослых на полях и огородах |
«Выращивание растения из морковных верхушек» |
Закрепить, что необходимо ля выращивания растений. Дать возможность детям на примере моркови убедиться, что и в песке тоже может произрастать растительность; убедить детей, что растение вырастет, если будет достаточно влаги и света. |
Материалы: песок, мелкая ёмкость, верхушки растений.
|
|
Октябрь |
Фрукты |
«Фрукты: как их можно есть?»
|
Показать детям различные способы приготовления блюд и напитков из фруктов.
|
Картинки с изображением фруктов, сюжетная картинка «Сбор урожая в саду», тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом.
|
Грибы. Ягоды |
«Растения вокруг нас» |
Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений. Развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Комнатное растение, ёмкость с водой, тряпочка, схема роста растений. |
|
Мебель |
«Почему мебель из разного материала» |
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, в процессе разработки проекта «мебель» |
Предметы мебели (игрушки) |
|
Одежда. Обувь, головные уборы |
«Свойства ткани и бумаги» |
Познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани, учить видеть их сходства и различия. Учить детей делать умозаключения и выводы. Развитие логического мышления. Воспитывать аккуратность при работе. |
Ажурные салфетки из бумаги и ткани; шарфики из бумаги и ткани; емкости с водой, увеличительное стекло, макеты деревьев. |
|
«Мир ткани»
|
Познакомить с различными видами тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. |
Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, ёмкости с водой, алгоритм деятельности. |
||
Ноябрь |
Домашние животные. Места их обитания |
«Фермерская продукция (молоко)» |
Привлечение детей к активному использованию молочных продуктов с целью укрепления здоровья и развития художественно – творческого мышления через познавательно-исследовательскую деятельность |
Молоко, лимон, вода, масло |
Дикие животные и их детеныши |
«А в берлоге-то теплее» |
Расширение представлений о диких животных, их приспособление к жизни в зимних условиях.. |
Две пластиковые бутылки с водой |
|
Перелетные птицы. Особенности строения птиц |
«Почему говорят «как с гуся вода»?»
|
Помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
|
Перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, бумага с рыхлой структурой, кисточка.
|
|
Семья. День матери |
«Мир лекарственных растений» |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора; хранении и применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. |
Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения (гербарии); отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «растения нашего края». |
|
Декабрь |
Зима. Зимние месяцы |
«Дивные свойства магнита» |
Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита. Познакомить детей с понятиями «магнитная сила», «притяжение». Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы. |
Халаты, шапочки, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные предметы, пластиковые тарелочки, крупа, емкости с водой, скрепки, магниты по количеству детей. |
ХМАО - Югра. Природа, животные, растительный мир |
«Мир дерева»
|
научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить с её качествами (твёрдость, структура поверхности-гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойствами (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде).
|
; деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски на каждого ребёнка; спиртовка, спички, нож , алгоритм описания свойства материала (предметно-схематическая модель). |
|
Зимующие птицы |
«Лёд легче воды»
|
Познакомить детей со свойствами льда, создать условия для формирования у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности. Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты. Формировать представление о природном явлении – льде. Формировать знания о технике безопасности на льду зимой и весной. |
Полупрозрачная трубочка, кусочек пластилина, маркер или фломастер, стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего, кубики льда, соль, нитка |
|
«Образование инея»
|
Подвести детей пониманию механизма образования инея. Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты. Формировать представление о природном явлении – инее. |
Горячая вода, веточки |
||
Новогодний праздник |
«Песочные чудеса» |
Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком. |
Песок, одноразовые стаканчики, ложечки, деревянные палочки, тарелочки, лупы, бутылочки, баночки с воронками, иллюстрации с изображением песка, фартуки, подносы по количеству детей. |
|
Мы играем в театр |
«Бумажные превращения» |
Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любознательность, бережливость. |
Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных, ёмкость с водой, предметы, изготовленные из бумаги. |
Список литературы
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А. Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
4. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.