Основной целью психологического обследования ребенка приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезодаптации.
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.
Экспериментальная часть.
Основной целью психологического обследования ребенка приеме в школу
является распознавание его индивидуальных особенностей, а также
продолжение их дезодаптации.
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной,
эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается
дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию
внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение
воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную
координацию.
Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных
реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные
задания.
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками
и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность
исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании этих параметров создаются тесты для определения
школьной зрелости.
Методики исследования.
Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной
зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить "Ориентационный
тест школьной зрелости" КернаЙнрасска.
Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:
Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание
письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому
ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения
заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике
руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе
для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах)
интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и
срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Этитакже позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время
сосредоточенно, не отвлекаясь.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1
высший бал; 5 низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем
заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов,
рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже
среднего. Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно
обследовать.
Вторая методика, которая использовалась в целях определения
готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной
дошкольника. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки,
изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных
букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей
работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности
пространственного восприятия,
развития произвольного внимания,
сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на
детей 5,5 – 10 лет.
Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На
этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь
на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись,
будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как
этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или
пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать
правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета
балов, начисляемые за ошибки.
Ошибками считаются:
а) отсутствие, каких либо детали рисунка.
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при
относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.
в) не правильное изображение элементов рисунка.д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного
направления.
е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены
ж) залезание линий одна на другую.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено
задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.