Экспериментальная работа по развитию мышления

  • Научные работы
  • doc
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта авторская работа - экспериментальное исследование процессов мышления у умственно отсталых младших школьников. Работа проводилась на базе школы-интернат. В исследовании принимали участие и девочки, и мальчики. С каждым индивидуально проводилась исследовательская деятельность на выявление развития мышления с использованием трёх методик.
Иконка файла материала экспериментальная работа (Автосохраненный).doc
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию особенностей  мышления умственно отсталых младших школьников 2.1. Организация исследования особенностей мыслительной деятельности детей   младшего   школьного   возраста   с   интеллектуальной недостаточностью Исследование   особенностей   мыслительных   процессов   детей   с   интеллектуальной недостаточностью   проводилось   на   базе   Елатомской   специальной   (коррекционной) школы­интернат. Цель эксперимента: доказать, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной   недостаточностью   отличается   выраженным   своеобразием   и особенностями развития. Задачи: 1.   Отбор   диагностических   методик,   направленных   на   выявление   уровня   развития мышления   детей   младшего   школьного   возраста,   имеющих   интеллектуальную недостаточность   с   учетом   особенностей   психического   и   речевого   развития   детей этой категории. 2.   Организация   условий   осуществления   диагностического   обследования,   изучение историй   развития,   медицинских   показателей   детей   группы,   информирование педагогов   и   администрации   школы­интернат   о   плане   исследовательских мероприятий. 3.   Провести   диагностическое   тестирование   уровня   развития   мышления   детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность.2.2.   Исследование   уровня   развития   мыслительной   деятельности   детей младшего школьного возраста Исследование проводилось в течение 3­х недель, в нем принимали участие дети   младшего школьного возраста. Список детей экспериментальной группы №  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Имя ребенка КТ УМ ШК МС МА ФА МЕ УВ ВН ГС Пол Ж М Ж Ж М М Ж Ж М Ж Дата рождения 28.01.2002 23.12.2000 15.02.2001 15.02.2001 14.02.2001 14.01.2002 24.01.2001 27.03.2001 03.07.2001 25.01.2002 Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Методика "Нелепицы"  При   помощи   этой   методики   оцениваются   элементарные   образные   представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.  Процедура   проведения   методики   такова.   Вначале   ребенку   показывают   картинку, изображенную   ниже.   В   ней   имеются   несколько   довольно   нелепых   ситуаций   сживотными.   Во   время   рассматривания   картинки   ребенок   получает   инструкцию примерно следующего содержания:  «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что­нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».  Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала  ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем  объясняет, как на самом деле должно быть.  Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За  это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и  объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.Оценка результатов  10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время  (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно  объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.  8­9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до  трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно  быть.  6­7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три­четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.  4­5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5­7 из них не успел за  отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.                                                                                                                                          2­3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 ­4 из 7 имеющихся на  картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.  0­1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи  имеющихся нелепиц.  Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том  случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания,  определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке,  но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.  Результаты обследования по методике «Нелепицы» №  Имя ребенка КТ 1 2 УМ 3 ШК Уровень средний низкий низкий Балл 4 2 24 5 6 7 8 9 10 МС МА ФА МЕ УВ ВН ГС 1 0 1 2 1 3 0 оч.низкий оч.низкий оч.низкий низкий оч.низкий низкий оч. низкий Методика "Что здесь лишнее?"  Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать  процессы образно­логического мышления, умственные операции анализа и  обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых  представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:  «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов  является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и  почему является лишним».  На решение задачи отводится 3 минуты.  Оценка результатов  10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они  являются лишними.  8­9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.  6­7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин  Результаты обследования по методике «Что здесь лишнее?» КТ Балл 3 №  Имя ребенка 1 Уровень низкий2 УМ 3 ШК 4 МС МА 5 ФА 6 7 МЕ УВ 8 ВН 9 10 ГС 2 2 1 1 1 2 0 1 1 низкий низкий оч.низкий оч.низкий оч.низкий низкий оч.низкий низкий оч. низкий Картинки к методике «Что здесь лишнее?»4­5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.  2­3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.  0­1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.  Выводы об уровне развития  10 баллов — очень высокий. 8­9 баллов — высокий.  4­7 баллов — средний.  2­3 балла — низкий.  0­1 балл ­ очень низкий.2.3. Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной  деятельности детей младшего школьного возраста с умственной  отсталостью По  результатам методик в исследуемой группе не обнаружилось ни одного ребенка с наивысшим уровнем развития мыслительной деятельности. Большинство детей  имеют низкий уровень развития наглядно­образного, словесно­логического  мышления и уровня обобщения на уровне представлений. Деятельность некоторых  детей при выполнении задания напоминала не столько процесс мышления, сколько  припоминания. Большую сложность для детей, участвующих в обследовании  оказались задания, выполнение которых основывалось на словесно­логическом  мышлении и установлении причинно­следственных связей, отношений между  объектами и событиями. Эти задания требовали также определенного уровня  развития устной связной речи.           Анализируя общие результаты исследования, необходимо обратить внимание на качественный разброс результатов детей одного возраста и посещающих одну и ту же группу. Это еще раз подтверждает тот факт, что категория детей с умственной  отсталостью весьма неоднородна, как неоднородны причины и степень повреждения,  которые привели к умственной отсталости ребенка.