Эта авторская работа - экспериментальное исследование процессов мышления у умственно отсталых младших школьников. Работа проводилась на базе школы-интернат. В исследовании принимали участие и девочки, и мальчики. С каждым индивидуально проводилась исследовательская деятельность на выявление развития мышления с использованием трёх методик.
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию особенностей
мышления умственно отсталых младших школьников
2.1. Организация исследования особенностей мыслительной деятельности
детей младшего школьного возраста с интеллектуальной
недостаточностью
Исследование особенностей мыслительных процессов детей с интеллектуальной
недостаточностью проводилось на базе Елатомской специальной (коррекционной)
школыинтернат.
Цель эксперимента: доказать, что мышление детей младшего школьного возраста с
интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и
особенностями развития.
Задачи:
1. Отбор диагностических методик, направленных на выявление уровня развития
мышления детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную
недостаточность с учетом особенностей психического и речевого развития детей
этой категории.
2. Организация условий осуществления диагностического обследования, изучение
историй развития, медицинских показателей детей группы, информирование
педагогов и администрации школыинтернат о плане исследовательских
мероприятий.
3. Провести диагностическое тестирование уровня развития мышления детей
младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность.2.2. Исследование уровня развития мыслительной деятельности детей
младшего школьного возраста
Исследование проводилось в течение 3х недель, в нем принимали участие дети
младшего школьного возраста.
Список детей экспериментальной группы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Имя ребенка
КТ
УМ
ШК
МС
МА
ФА
МЕ
УВ
ВН
ГС
Пол
Ж
М
Ж
Ж
М
М
Ж
Ж
М
Ж
Дата рождения
28.01.2002
23.12.2000
15.02.2001
15.02.2001
14.02.2001
14.01.2002
24.01.2001
27.03.2001
03.07.2001
25.01.2002
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Методика "Нелепицы"
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления,
ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих
между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и
грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку,
изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций сживотными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию
примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем
месте и правильно нарисовано. Если чтонибудь тебе покажется не так, не на месте
или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты
должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала
ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем
объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За
это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и
объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время
(3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно
объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
89 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до
трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно
быть.
67 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но тричетыре из
них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
45 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 57 из них не успел за
отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
23 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 4 из 7 имеющихся на
картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
01 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи
имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том
случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания,
определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке,
но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Результаты обследования по методике «Нелепицы»
№ Имя ребенка
КТ
1
2
УМ
3 ШК
Уровень
средний
низкий
низкий
Балл
4
2
24
5
6
7
8
9
10
МС
МА
ФА
МЕ
УВ
ВН
ГС
1
0
1
2
1
3
0
оч.низкий
оч.низкий
оч.низкий
низкий
оч.низкий
низкий
оч. низкий
Методика "Что здесь лишнее?"
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать
процессы образнологического мышления, умственные операции анализа и
обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых
представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов
является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и
почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1
мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они
являются лишними.
89 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
67 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
Результаты обследования по методике «Что здесь лишнее?»
КТ
Балл
3
№ Имя ребенка
1
Уровень
низкий2
УМ
3 ШК
4
МС
МА
5
ФА
6
7
МЕ
УВ
8
ВН
9
10
ГС
2
2
1
1
1
2
0
1
1
низкий
низкий
оч.низкий
оч.низкий
оч.низкий
низкий
оч.низкий
низкий
оч. низкий
Картинки к методике «Что здесь лишнее?»45 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
23 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
01 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
89 баллов — высокий.
47 баллов — средний.
23 балла — низкий.
01 балл очень низкий.2.3. Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной
деятельности детей младшего школьного возраста с умственной
отсталостью
По результатам методик в исследуемой группе не обнаружилось ни одного ребенка с
наивысшим уровнем развития мыслительной деятельности. Большинство детей
имеют низкий уровень развития нагляднообразного, словеснологического
мышления и уровня обобщения на уровне представлений. Деятельность некоторых
детей при выполнении задания напоминала не столько процесс мышления, сколько
припоминания. Большую сложность для детей, участвующих в обследовании
оказались задания, выполнение которых основывалось на словеснологическом
мышлении и установлении причинноследственных связей, отношений между
объектами и событиями. Эти задания требовали также определенного уровня
развития устной связной речи.
Анализируя общие результаты исследования, необходимо обратить внимание на
качественный разброс результатов детей одного возраста и посещающих одну и ту же
группу. Это еще раз подтверждает тот факт, что категория детей с умственной
отсталостью весьма неоднородна, как неоднородны причины и степень повреждения,
которые привели к умственной отсталости ребенка.