Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)
Оценка 4.7

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
администрации
Взрослым
13.07.2018
Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)
В статье раскрывается вопрос о проведении научно-исследовательской работы гимназии в рамках эксперимента регионального уровня. Какие этапы внедрялись, а также с помощью каких проектов была проведена эта работа рассказывает непосредственный участник и руководитель этого мероприятия заместитель директора по научно-методической работе Чернявская Ольга Алексеевна.
Научно-исследовательская деятельность.docx
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В Чернявская О.А., заместитель директора по УВР. ГИМНАЗИИ (из опыта работы) Аннотация:   в   статье   раскрывается   вопрос   экспериментальной   научно­ исследовательской   работы   гимназии.   С   помощью   каких   проектов   была проведена эта работа и какие результаты были достигнуты. Ключевые слова: эксперимент, научно­исследовательская работа, проект, модели, ИКТ, ученик, у4читель, гимназия, имидж, одаренный ребенок.   Состояние   постоянного   поиска   и   эксперимента   был,   есть   и   всегда   будет естественным.   Вне   этого   состояния   школа   не   сможет   полностью   выполнять функции образовательного учреждения. В настоящее время экспериментально­ исследовательская работа приобрела высокое развитие и стала определяющим фактором создания новой школы, нового учителя и нового ученика. Сегодня уже никого не удивляет, что на педагогической карте нашей страны расположены рядом гимназии и лицеи, колледжи и традиционные школы, школы с гимназическими классами и авторские школы. Конечно, стратегический путь к новой   школе   лежит   через   разработку   и   освоения   нововведений,   т.е.   через инновационные процессы.  И чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного,   тем   ближе   она   к   эксперименту.  ГБОУ   ЛНР   «Стахановская гимназия   №   26»   всегда   стремилась   и   стремится   к   освоению   нового, неизведанного,   и   уже   в   2010   году   активно   включилась   в   экспериментально­ исследовательскую работу по теме: «Создание благоприятных и доверительных условий   для   всеобщего   развития   личности   каждого   ученика».   Научным руководителем   эксперимента   стала   Слободян   Ольга   Петровна,   заместитель декана Стахановского педагогического колледжа.  Цель   исследования:   обеспечение   индивидуального   подхода   в обучении каждого ученика, его всестороннего полноценного развития согласно с природными задатками. Объект исследования:  система учебно­воспитательного процесса в гимназии. Предмет   исследования:   модель   содержания   и   форм   работы   по созданию благоприятных и доверительных условий для всестороннего развития личности каждого ученика. Для   учебного   заведения,   живущего   в   режиме   развития,   характерны исследования, эксперименты, разработка и освоение новшеств. Именно в ходе научных   исследований,   экспериментальной   работы   осуществляется   создание нового опыта, поиск оптимальных решений.  Необходимо   напомнить,   что   научно­исследовательская   работа   в   школе отличается от этой сферы деятельности высших учебных заведений, которые занимаются   истинно   научной   работой,   как   творением   нового   знания. Педагогические исследования в школе носят прикладной характер, направлены на   разработку   и   освоение   новшеств,   на   совершенствование   и   повышение результативности учебно­воспитательного процесса. Гимназический статус ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26» требует от каждого педагога научно­исследовательского творчества. В начале учебного года   методические   объединения   утверждают   план   научно­исследовательской работы по основной методической теме гимназии. В течение года на заседаниях научно­методического совета, семинарах и конференциях различных уровней, педагогических   советах,   педагогических   чтениях   учителя   гимназии представляют результаты своих исследований. Чтобы исследовательская деятельность была успешной в гимназии созданы определенные: ­  изучена и отработана   нормативно­организационная база.  ­   разработана   соответствующая   организационная   структура, координирующая данную работу. В ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26» научно­исследовательскую   работу   координируют   научно­методический   совет, творческие   группы,   школа   педагогического   передового   опыта.   Каждая подструктура   имеет   свои   полномочия,   права,   ответственность,   определяет содержание деятельности. Постоянное руководство научно­исследовательской и опытно­экспериментальной работой осуществляет научно­методический совет.   Для   успешной   реализации   цели   эксперимента   была   создана   программа экспериментально­исследовательской   работы,   которая   состояла   из   четырех этапов. Этап Срок  Характер деятельности Промежуточный результат Подготовительно­ диагностический 2010­ 2011   стартовых   Проведение 1. диагностических срезов; 2.Обучение кадров; 3. Определение группы учителей­ экспериментаторов; 4.   Разработка   индивидуальных планов, выбор темы эксперимента учителями­экспериментаторами Практический    Внедрение и развитие: ­ проектов:  «Имидж гимназии»,  2012­15 «Эффективный педагог»,  «Одаренные дети»; ­   модели     телекоммуникационной деятельности гимназии; ­   индивидуально­ориентированной системы обучения. внедрение элементов         ­   мониторинг   УВП   и   кадров (анкетирование, гимназии наблюдение, собеседование, посещение   уроков внеклассных мероприятий);  ­коррекция   плана   учебно­ воспитательной работы гимназии;  ­педагогический совет «Научно­ исследовательская работа учителя»; ­круглый «Экспериментальная деятельность гимназии»               в системы разработка ­создание   позитивного   имиджа гимназии условиях экспериментально­ исследовательской деятельности; ­ методической   работы   условиях эксперимента; ­   создание   мультимедийных методических сопровождений;  ­ разработка интегрированных и бинарных использованием ИКТ; ­проведение семинаров, педсоветов,   круглых   столов   по теме эксперимента уроков       Обобщающий 2016 1.Обобщение результатов внедрения проектов   и   разработки   моделей эксперимента. 2.Разработки   уроков,   программ, курсов, проектов. 3.Апробация,   анализ   и   экспертиза полученных результатов.   ­ систематизация и оформление результатов   экспериментальной деятельности; ­стратегическое   планирование деятельности гимназии с учетом полученных  результатов. Итоговый 2017     Разработка   и   внедрение индивидуально­ 1.   Демонстрация   опыта   учителей экспериментаторов   в   учебно­ воспитательном процессе. 2. технологии ориентированного обучения   и   итогов 3. перспективное   планирование     по развитию   как   внедренных,   так   и новых   проектов   в   условиях эксперимента    Подведение ­   круглые   столы   по   обмену опытом;   ­   обсуждение   накопленных результатов   на   методических объединениях, семинарах  ­ экспериментальной деятельности гимназии за 2010­ 2017 г.г.»   «   Итоги   педсовет На основе этой программы нами была разработана  модель экспериментально­ исследовательской деятельности, в которой  отражены объекты и направления научных   исследований.   Каждый   объект   исследования   требует   серьёзного осмысления и описания.  Одним из первых и   важных направлений в экспериментальной работе стал проект «Имидж гимназии».  Цель проекта:  ­ повысить конкурентоспособность учебного заведения; ­   развивать   заинтересованность   существующих   и   потенциальных   родителей   и учеников; ­ облегчить процесс внедрения новых образовательных услуг; ­улучшить   уровень   организационной   культуры   гимназии, психологического микроклимата в коллективе гимназии; ­ оптимизировать модель сотрудничества с дошкольными учебными заведениями и высшей школою.   социально­ Разработка и внедрение этого проекта актуальна, т.к. в последние годы много   говорят   и   пишут   о   том,   как   представить   уникальность   учебного заведения,   Проблема   внешнего представления   учебного   заведения   существовала   всегда,   но   в   современных условиях она проявляется более отчетливо.    особенности   его   жизнедеятельности. Во – первых, это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельности.  Во – вторых, обуславливается сокращением численности учащихся.  В­третьих, проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления   об   учебном   заведении   у   потенциальных   потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.  Таким   образом,   необходимость   внедрения   проекта   «Имидж   гимназии»   запросами       определился:  ­сложной демографической ситуацией в системе общего среднего образования;   ­ дифференциацией и вариативностью системы общего среднего образования; ­ сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников; ­ практики; ­ потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений школе; ­ наличием опыта работы образовательных учреждений в данной области. Механизмы формирования и способы построения имиджа СГ № 26 многочисленными социальной о     Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы.   И   инициатива   здесь   должна   исходить   исключительно   от   самого образовательного учреждения.  Формирование имиджа ­ это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Но как понять, какой именно образ наиболее предпочтителен для «нужной» целевой аудитории? И как определить   объем   и   специфику   своих   ресурсов?   Очень   часто   бывает,   что руководители и не подозревают, как много возможностей имеется в школе для создания ее позитивного имиджа. Причем именно решение этой задачи может существенно обогатить и сам педагогический процесс, дело лишь в правильном распределении общих усилий. Для этого работа гимназии по созданию имиджа была распределена на этапы: I  этап   —  определение   миссии.  Был   проведен   анлиз   внешней   среды. Педагогическая специфика учреждения диктует свои законы, поэтому, прежде всего   мы   определились   с   базовой   идеей   гимназии.   Ее   можно   назвать   также «концепцией», «изюминкой» «миссией», и т.д. Итак, миссия гимназии «Создание благоприятных условий для всестороннего развития личности» Итог   этого   этапа   ­   выделение   четкого   понимания   того,   каковы   наши сильные   и   слабые   стороны.   Дальнейшая   стратегия   здесь   проста:   сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами ­ работаем.  II этап — определение целевой аудитории.  Планируя имиджевую работу, мы пришли к выводу о том, что необходимо понять, какую целевую аудиторию нам хотелось бы привлечь в союзники. Это: ученики, родители, педколлектив,  СМИ.    Ученики.   Несомненно,   что   выпускники   являются,   чуть   ли   не   главными «пиарщиками».   Память   о   школе   хранится   долго,   и   если   тот   образ,   который сложился   у   ребят   по   окончании   учебного   заведения,   привлекателен,   они обязательно   приведут   своих   детей   именно   в   эту   школу.   К   тому   же   именно ученики, еще учась в школе, служат ее своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих школьных буднях (особенно в Интернете), или то, как   они   себя   ведут   в   общественных   местах,   напрямую   демонстрирует определенные стандарты, принятые в школьном сообществе. Родители   учеников.  Это   самые   авторитетные   субъекты,   способные   не только   дать   реальную   оценку   работы   школы,   но   и   откорректировать общественное своих   детей   о   ней. Именно   поэтому   родители   являются   главной   целевой   группой,   на   которую необходимо ориентироваться в имиджевой  работе.    и   мнение   мнение   Средства   массовой   информации.  СМИ   являются   своеобразными посредниками   между   школой   и   обществом.   Благодаря   своевременному информированию   о   планах   или   достижениях   образовательного   учреждения можно   существенно   расширить   круг   своих   потенциальных   партнеров   и   (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.    Следует отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Определившись в основных потребностях каждой целевой группы   (что   для   нее   самое   важное   в   нашей   деятельности?)   необходимо ориентироваться именно на них.  III этап — планирование. На   этом   этапе   происходит   разработка   конкретных   мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и              Внутренние: повышение организационной  культуры.  внешние.   Сюда  входит ­  создание школьной символики,  ­ разработка дресс­кода (стандартов одежды, школьной формы),  ­ изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса,    ­ обучение этике деловых отношений и т.д.  Важно   помнить,   что   открытость   и   демократичность   школы   напрямую зависит   от   того,   насколько   привлекательно   выглядит   то,   что   вы   собираетесь «открывать» других.                       Внешние:   трансляция   целей   и   деятельности   школы   для   внешних «потребителей» ­ родителей,  СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты,   памятки,   листовки,   рассылка   благодарственных   писем,   участие   в крупномасштабных   проектах,   исследованиях,   волонтерской   деятельности   ­   то есть во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. для   Ученики Определение целевой аудитории Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное   здесь,   чтобы   деятельность   по   формированию   имиджа   затрагивала интересы и усилия всех членов школьного сообщества. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге).  IV этап — реализация  запланированных мероприятий.  Социальные партнеры                          Самое важное в реализации любых мероприятий по формированию имиджа ОУ  ­ это их органичная интеграция в образовательный процесс.  V этап — проверка  эффективности.              На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного   имиджа   с   желаемым   результатом.   Обязательным   условием   здесь является   доведение   итогов   мониторинга   до   всех   участников   подобной деятельности.   Между   прочим,   сама   заинтересованность   образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих.  Схематично   механизм   формирования   имиджа   образовательного   учреждения представлен на рисунке. СМИ Педагогический коллектив Планирование мероприятий Родители Определение миссии Внешнее Внутреннее Реализация мероприятия Проверка эффективности является     Таким образом, конечным результатом, т.е.,  целью формирования имиджа, конкурентоспособности образовательного   учреждения.  А   конкурентоспособность   достигается сформированным   отношением.   Если   то   отношение,   которое   имеется   у желаемых   союзников,   полностью   устраивает,   ­   можно   считать,  что   цели достигнуты повышение Исследование имиджа ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26» Практическим   этапом   проекта   стало   проведение   исследования   имиджа ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26» Исследование   проводилось   с   целью   выявления   отношения респондентов   к   имиджу   школы,   а   также   определения   приоритетных направлений   учебной   и   воспитательной   деятельности,   предпочтительной для   родителей,  учащихся   и   педагогов.  Мы   предлагаем   вам   просмотреть анализ   исследования   нескольких   вопросов   анкетирования.     (Полностью содержание анкеты вы можете посмотреть в информационных папках) 1. Исследование отношения к имиджу гимназии Результаты исследования В   качестве   метода   исследования   был   выбран   опрос,   в   качестве инструмента сбора информации – анкета. В ходе исследования был выбран стратифицированный отбор. Объем выборки составил 175 респондентов, из них 27 учителей, 103 ученика и 45 родителей. При анализе полученных данных, были получены следующие результаты:  При оценке отношения респондентов к имиджу СГ № 26 55% от общего   количества   опрашиваемых   ответили   «хорошо»,   17%   ­   «очень хорошо»,   22%   ­   «нейтрально»,   5%   ­   «плохо»,   1%   ­   «очень   плохо» (диаграмма 1). Диаграмма 1 – Отношение респондентов к имиджу гимназии Следовательно   можно   сделать   вывод   о   том,   что   в   целом   имидж ГБОУ ЛНР СГ № 26 имеет позитивное отношение к себе.     При   изучении   отношения   респондентов   к   символике,   были получены следующие результаты: а) На вопрос «Нравится ли Вам символика гимназии?» 100 человек ответили «да», 50 – «нет», 26 – затруднились ответить. Диаграмма 3 – Нравится ли Вам символика гимназии? Из   общих   ответов   можно   сделать   вывод   о   том,   что   символика вызывает позитивное  отношение к себе. Выводы и рекомендации: 1. В   целом   имидж   гимназии   имеет   позитивное   отношение   к   себе. Символика гимназии устраивает опрошенных. Исследование отношения к школьной форме Результаты исследования В   качестве   метода   исследования   был   выбран     опрос,   в   качестве инструмента     сбора   информации   –   анкета.   Она   также   находится   в информационной папке.  Для проведения данного исследования было опрошено 230 человек. Среди них 100 учеников с 5 по 11 класс (43 %), 100 родителей учеников с 1 по 11 класс (43 %) и 30 учителей (14 %). В результате анализа полученных данных, можно сделать выводы, которые представлены и описаны ниже. Упоминание фразы «школьная форма» не вызывает никаких эмоций у 67 опрошенных (39 %), отрицательные эмоции у 53 опрошенных (31 %) и положительные эмоции у 52 опрошенных (30 %). Данные представлены на диаграмме 1. Диаграмма   1   –   Эмоции,   вызываемые   упоминанием   фразы «школьная форма» 55   опрошенных   (32   %)   не   определили   для   себя,   считают   ли   они необходимым вводить школьную форму, в отличие от 82 человек (48 %), которые   считают   это   необходимым.   И   35   человек   (20   %)   считают,   что вводить школьную форму не нужно. Данные представлены на диаграмме 2. Диаграмма 2 – Нужно ли вводить школьную форму? На   диаграмме   3   представлены   данные   ответов   респондентов   на вопрос «Считаете ли Вы, что школьная форма дисциплинирует учеников?». Из   174   человек,   которые   ответили   на   вопросы   анкеты,   считают,   что школьная форма дисциплинирует учеников 97 (56 %). 41 опрошенный (24 %) с этим не согласен, и 35 человек (20 %) так и не определились. Диаграмма   3   –   «Считаете   ли   Вы,   что   школьная   форма дисциплинирует учеников» 66 человек (38 %) считают, что с помощью школьной формы все­ таки можно добиться самовыражения, 40 опрошенных (23 %) с ними не согласны.   67   человек   (39   %)   затруднились   ответить   на   данный   вопрос (диаграмма 4). Диаграмма   4   –   Можно   ли   добиться   самовыражения   при помощи школьной формы Среди опрошенных родителей и учителей 75 % (т.е. 62 человека) отметили, что школьную форму должны носить все обучающиеся. А 41 % из тех учеников, которые согласны с введением школьной формы, считают, что ее нужно носить только в начальной школе. Приведенные выше данные были получены в результате обработки и табулирования   ответов,   полученных   в   ходе   анкетирования   учеников,   их родителей и учителей СГ № 26. На основании ответов 55 человек (32 %), которые отметили, что школьную   форму   вводить   нужно,   можно   сделать   выводы,   которые приведены ниже. Из полученных ответов по поводу цвета школьной формы, узора и комбинации школьной формы, следует отметить о предпочтении опрошенных в подборе школьной формы для учеников гимназии. Среди   опрошенных   были   также   те,   кто   считает,   что   школьную форму вводить не нужно; их число составило – 29 учеников (32 %) и 6 родителей (11 %), среди учителей таких нет. Среди   ответов   на   вопрос   «Почему   Вы   считаете,   что   школьную форму вводить не нужно?» присутствовали такие варианты ответов:  Среди учеников: o если ходить в одной и той же одежде, можно сойти с ума; o неудобно, некомфортно, форма сковывает движения; o школьная форма выглядит некрасивой и скучной; o не нравится, когда все выглядят одинаково, и носят одну и ту же одежду; o нет смысла от ее введения, так как никто носить ее не будет; o мешает свободному самовыражению личности; o введение формы вызовет недовольство учеников, ухудшится успеваемость и дисциплина; o выбор есть у каждого, и ученики должны сами решать, что им носить в школу; o мешает спорту; o мешает подросткам найти свой стиль в одежде; o некоторые ученики не смогли однозначно ответить на данный вопрос, написав «Просто не нужно».  Среди родителей: o на знаниях не отражается то, во что одет ребёнок; o потому   что   детям   придется   носить   одежду,   которая   им   не нравится; важно, чтобы одежда была чистой, глаженой, а не то, какого она стиля;  o нет смысла вводить школьную форму, так как дети ее носить не будут, и она будет «залеживаться» в шкафу; o ношение одной и той же одежды делает детей замкнутыми и похожими друг на друга. Могут возникнуть комплексы. Выводы и рекомендации На основании полученных результатов был сделан сделать вывод о том, что ни одна из групп опрошенных респондентов (учеников, родителей, учителей) не может дать однозначного ответа на вопрос «Стоит ли вводить школьную форму?». Только 32 % всех опрошенных считают, что школьную форму вводить стоит. Поэтому вопрос о школьной форме всегда труден, но, тем не менее форма введена и в настоящее время учащиеся, родители, учителя понимают имиджевую стратегию гимназии.  Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их учебном заведении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась   среди   прочих,   вызывала   желание   устроиться   на   работу   или учиться именно в ней.  Устойчивый   позитивный   имидж   можно   рассматривать   как   важный современный   компонент   методического   продукта   и   как   дополнительный ресурс управления и  развития образовательного учреждения.  Одновременно   с   проектом   «Имидж   гимназии»   стартовал   не   менее важный и актуальный проект «Эффективный педагог».  Цель этого проекта: • провести диагностику и выявить скрытые способности учителя для  работы в условиях экспериментально­исследовательской деятельности; • помочь учителю поверить в свои возможности и превратиться в  нестандартного и оригинально мыслящего, творческого педагогического  работника; • развивать индивидуальные способности учителя, повышать качество  образования учащихся; Для успешной реализации проекта были созданы направления деятельности учителя СГ № 26 в условиях эксперимента.  Прежде всего, была: ­ ­ составлена   программа   изучения   деятельности   и   личности   учителя, которая   помогла   провести   диагностику   и   выявить   скрытые способности учителя для работы в условиях эксперимента;   созданы   условия   эффективного   повышения   педагогического мастерства;  ­ разработаны   механизмы   и   факторы   стимулирования   творческой ­ деятельности учителей; составлен   план   развития   качественных   и   эффективных   форм индивидуальной научно­методической работы учителей; ­ разработана   программа   внедрения   информационно­компьютерного обеспечения учителей в рамках экспериментальной деятельности;(все эти материалы размещены в информационных папках) составлен   план   работы   с   молодыми   специалистами   и   вновь прибывшими учителями в условиях экспериментальной деятельности ­ (работа ШМУ: одним из приоритетов которой стало обучение методам традиционной школы с использованием современных технологий) В ходе проекта нами была разработана модель современного учителя как конкурентоспособного специалиста.  Для   раскрытия   этой   модели   в   гимназии   сформировалась   творческая группа   педагогов­экспериментаторов, работающих  над индивидуальными и коллективными   темами   исследований.   Их   исследовательская   деятельность направлена   на   развитие   отдельных   компонентов   сложной   педагогической системы:   содержание   образования;   совершенствование   организации   учебно­ воспитательного   процесса;   внедрение   новых   и   передовых   технологий образования; внеучебная деятельность; процесс управления. Большинство учителей работают над своими исследованиями в течение 3­5   лет.   Одним   из   результатов   целенаправленной   работы   в   непрерывном поисковом,   экспериментально­исследовательском   режиме   является совершенствование   их   профессионального   мастерства.   Все   понимают, насколько это важно и для самого учителя, и для гимназии, и для общества в целом.   Ведь   говоря   словами   И.В.   Гете   «нет   ничего   страшнее   деятельного невежества». Что   необходимо   для   того,   чтобы   индивидуальные   исследования учителей   перешли   в   систему   экспериментальной   работы   всего образовательного учреждения? Тот же великий И. Гёте сказал: "Во всяком произведении   искусства,   великом   и   малом,   вплоть   до   самого   малого,   всё сводится к концепции».   В   2016   году   была   разработана   новая   концепция   гимназии,   где определены философские ценности, положенные в основу её деятельности, важнейшие   цели.   Наша   Концепция   ­   одна   из   возможных   моделей инновационного образования. Результат, на который направлена деятельность гимназии,   ­   гипотетический   выпускник,   ориентир,   эталон,   степенью приближения   к   которому   определяется   эффективность   деятельности педколлектива.   Исходя   из   принятой   Концепции   образования   и   развития ученика,   мы   определили   единую   научно­методическую   тему   –   «Активное внедрение инновационных и информационно–коммуникативных технологий в методики преподавания предметов». Эта тема и является системообразующей всех индивидуальных и групповых исследований учителей. Определив   основные   черты   творческой,   интеллектуальной   личности, методические объединения утвердили свои темы исследований.  Тема исследования методических объединений  ­  гуманитарно­эстетического цикла – «Использование инновационных и   информационно   коммуникативных   технологий   на   уроках   гуманитарно­ эстетического цикла»   ­   естественно­математического   цикла  –  «Совершенствование   уровня педагогического мастерства учителей естественно­математического цикла в области учебных предметов и методики их преподавания». ­ начальных классов – «Развитие творческих способностей учеников младшего   школьного   возраста   в   условиях   личностно   ориентированного учебно­воспитательного процесса».     ­   классных   руководителей   –    «Современные   образовательные технологии и методики  в воспитательной системе классного руководителя» По мере работы методических объединений, творческих групп эти темы обогащаются   новым   содержанием,   развиваются   новые   идеи.   Кроме   того, эксперименты стали тесно связанными между собой, пронизывая друг друга. Локальные эксперименты перешли в модульные, модульные ­ в системные.  Итогом проекта стало создание   информационно­обобщающего стенда «Гимназия как центр развития и самореализации личности» Мир   новейших   информационных   технологий   занимает   все   большее место в нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря   компьютерным   технологиям   существенно   повышается   интерес обучающихся   к   предмету,   активизируется   мыслительная   деятельность,   а значит,   повышается   и   качество   обученности школьников.  Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным   видом   телекоммуникаций.   Они   обладают   рядом неоспоримых   преимуществ   по   сравнению   с   традиционными   средствами общения и передачи информации. Поэтому в целях успешного проведения эксперимента в гимназии была разработана модель телекоммуникационной деятельности. Модель  телекоммуникационной   деятельности,   реализуемая   в   процессе обучения, обеспечила возможность: вовлечения   в   активный   познавательный   процесс   каждого учащегося;  визуализации знаний, развитие наглядно – образного мышления; формирование культуры учебного труда; совместной   работы,   сотрудничества,   общения   при   решении   проявляя   и   формируя   у   учащихся разнообразных   проблем, коммуникативную культуру, личностное осознание ценностей совместного труда;  свободного   доступа   к   необходимой   информации,   с   целью достижения   и   возможности   всестороннего   исследования   определенной проблемы.   В   результате   происходит   активное   накопление   опыта использования современных компьютерных технологий, участники проекта обучаются   творчески   и   целенаправленно   добывать,   обрабатывать   и использовать   необходимую   информацию   средствами   телекоммуникаций, создавать и использовать информационные базы данных; формировать   умения   и   навыки   проектной,   поисковой   и исследовательской деятельности; повысить активность и самостоятельность учащихся в процессе учебной   познавательной   деятельности;   предоставление   возможности самореализации личности; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; осуществлять объективный контроль знаний, качество усвоения           повысить интерес и   мотивации в получении дополнительных знаний   не   только   по   предметам,   изучаемым   по   программе   за   счет формирования положительного отношения к учебе; формировать   творческую   личность,   развивать   творческие материала; способности; развивать личностные механизмы адаптации к условиям быстро   способности   к   постоянному   развитию   и меняющегося   мира, самосовершенствованию;    приобрести   хорошие   предметные   знания   вследствие   упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции. Знания,   умения   и   навыки,   приобретаемые   участниками телекоммуникационных проектов:  представления о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного   типа   (локальные,   региональные,   глобальные),   их назначении и возможностях, использовании сервисов сети Интернет, установки необходимых клиентских программ: знание   общих   принципов   организации   сети   Интернет,   как объединения различных сетей;   представление об адресации в сети Интернет;   представление   об   основных   сервисах   сети   Интернет   и   понимание  принципов их функционирования;   понимание   особенностей   организации   информационного пространства WWW;  знание общих приемов работы с программами­браузерами;  знание основных методов работы с электронной почтой;    владение приемами навигации;    умение работать с почтовыми программами;   представление о списках рассылки;   владение   приемами   работы   с   телеконференциями   и   группами новостей;   навыки поиска информации в сети Интернет;   умение сохранять найденную информацию различными способами.   анализ   и   систематизация   информации   в   виде   текстовых, гипертекстовых документов;   оценка  возможности   использования  той  или  иной  информационной технологии в учреждении образования;   навыки работы с сервисами телеконференций. Для   развития   проекта   «Одаренные   дети»   гимназия   ориентируется   на следующие направления: деятельность   внеурочная младшей   праздников,   в   проведение   ежегодных   конкурсов, ­   систематическое   выявление   и   обновление   банка   «одаренных   детей»; ­ работа кружков и секций по интересам учащихся; ­     школе; ­   викторин; ­ привлечение педколлектива гимназии к пропаганде развития творческого потенциала учащихся; ­ введение в годовой план работы гимназии графика предметных недель по всем направлениям и проведение творческих отчетов по их результатам; ­   содействие   заинтересованности   учащихся   учебными   предметами творческими,   интересными   заданиями; ­   совершенствование   работы   учителей   по   подготовке   учащихся   к предметам; Республиканской ­   МАНе; ­   спортивно­ патриотических сборов;     проведение   туристко­краеведческих   экскурсий,   обучению   учебным   в   нестандартными   уроками,   олимпиаде   учащихся интерес       к по   Работа с одаренными детьми – следующий шаг  для реализации цели исследования. В ходе   работы над этим проектом возник вопрос: как  в условиях экспериментальной деятельности гимназии организовать работу по выявлению и воспитанию личности, которая умеет творчески мыслить, какую называют   одаренным ребенком.  С чего мы начали работу? С заседания круглого стола, на котором учителями был сформирован портрет   одаренного   ребенка:   оригинально,   быстро,   часто   интуитивно решает   задания,   может   показать   несколько   вариантов   решения   заданий, полностью окунается в решение, уверен в себе, хорошо ориентируется в обстоятельствах,   учитывая   препятствия   и   полезные   моменты.   Такими чертами наделено много детей. А это настраивает оптимистически: если талант – редкость, то одаренные дети – явление широкое. Поэтому нужно своевременно найти, сберечь и развить в молодом поколении способности, одаренность, талант. Учет индивидуальных особенностей учеников в ГБОУ ЛНР СГ № 26: Дифференциация учеников по группам      Структура   основных   направлений   деятельности   одаренных   детей   в ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26» Для   успешного   проведения     научно­ исследовательской работы прежде всего упор делается на индивидуальный (субъектном) уровень, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей   и   потребностей   (как   правило,   неосознаваемых   или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития. экспериментальной, Задачей педагогического коллектива при осуществлении такого подхода в обучении стало создание психолого­педагогических условий, которые бы стимулировали   образовательную   деятельность   учащихся   на   основе самообразования,   саморазвития,   самовыражения   в   ходе   овладения знаниями. Разрешить   поставленную   задачу   мы   решили,   проектируя   такую технологию   обучения,   которая   предусматривала   бы   дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне. Одним   из   вариантов   реализации   данного   подхода   стало   внедрение элементов   индивидуально­ориентированной  системы   обучения   (в дальнейшем   –   ИОСО),   которая   призвана   адаптировать   классно­урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение   основного   противоречия   традиционной   школы,   связанного   с групповой   формой   организации   обучения   и   индивидуальным   характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся. При   разработке   данной   технологии   обучения   мы   не   фиксировали   свое внимание на критике классно­урочной системы обучения, не покушались на дидактические   постулаты,   считая,   что   в   них   имеются   мощные   резервы индивидуально­ориентированного обучения. Смысл названия предлагаемой технологии обучения мы видим в том, что она,  во­первых,  ориентирована   на  учет  своеобразия  психики   и  личности индивида,   ее   неповторимости.   В   ней   заложены   механизмы,   позволяющие учитывать   морфофизиологические   особенности,   темперамент,   специфику интересов, качества перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей   индивида. индивидуально­ориентированной.   Поэтому   наша   технология   называется Во­вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей   индивидуальности,   способности   быть   личностью   посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д. В­третьих,  она   ориентирует   учителя   на  работу   с   каждым   учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.  В­четвертых,  она   ориентирована   на  интеграцию   индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.  В­пятых,  она   ориентирована   на  учет   и   реализацию   индивидуальных особенностей учителя. При разработке индивидуально­ориентированной системы обучения ИОСО мы хорошо понимали, что успешность любой методики обучения зависит от того,   насколько   ясно   и   четко   в   ней   прописана   технология   организации учебного процесса, как для учителя, так и для ученика. Чем меньше вопросов возникает у организаторов учебной деятельности, чем конкретнее требования к   учащимся,   тем   эффективнее   результаты   внедрения   любой   системы обучения. Вот   почему   при   разработке   индивидуально­ориентированной   системы обучения   (ИОСО)   мы   большое   внимание   уделили   технологии   ее осуществления и решили представить ее вашему вниманию в виде ответов на вопросы. Что является основой ИОСО? Основой   разработанной     технологии   обучения   является   индивидуально­ ориентированный учебный план по предмету. Он составляется по следующей форме.  В первой графе указываются номера заданий.  Во второй графе указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса.  В третьей определяются временные рамки изучения параграфов, тем или разделов.  В   четвертой   обозначаются   понятия,   термины,   правила,   которыми ученик должен оперировать.  В   шестой   определяются   по   мере   необходимости   индивидуальные дополнительные   задания   ученику   с   учетом   зоны   его   ближайшего развития.  В   седьмой   и   восьмой   графах   отражается   подтверждение   учебных результатов, полученных учеником. № п/п Источники изучения Контрольные сроки Необходимо повторить,   знать, уметь Индивидуальное задание Оценка Подпись учителя 3 4 5                         1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. План   позволяет   каждому   учащемуся   в   зависимости   от   своих   способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создаются условия для движения по   коллективному   учебному   маршруту   сообразно   своим   индивидуальным особенностям.   План   задает   четкие   и   ясные   правила   деятельности,   как   для учителя, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе. Как организуются занятия При   данной   системе   обучения   значительная   доля   учебного   времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока – лекционный и практический. На уроках­лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не   выставляются   оценки.   Посещение   лекционных   занятий   является обязательным. На   практических   занятиях  учащиеся   сдают   учебные   темы   учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации   как   у   учителя,   так   и   у   одноклассников   –   консультантов   по предмету. Допускается свободная форма посещения занятий, выполнение задания по другому, не связанному с расписанием, предмету или чтение непрофильной литературы. В начале учебного года каждому ученику выдаются учебные планы по предметам.  Классные   руководители   и   учителя   проводят   инструктирование учащихся   о   том,   как   организовать   работу   по   их   выполнению,   знакомят   с правилами, обязательными для выполнения каждым. После   первых   лекционных   занятий   по   предмету   ученик   приступает   к реализации своего индивидуально­ориентированного учебного плана. Самостоятельную   подготовку   выбранного   уровня   фрагментов­заданий ученик может осуществлять как на практическом занятии, так и в свободное от   уроков   время.   Это   связано,   прежде   всего,   с   тем,   что   индивидуально­ ориентированные   учебные   планы   одновременно   содержат   в  себе  домашние задания. Выполнив   задание,   ученик   сдает   его   учителю.   Учитель   имеет   право выслушать   ответ   учащегося   как   на   все,   так   и   на   отдельные   вопросы, выбранные   им   непосредственно   при   приеме   задания,   а   также   поручить процедуру контроля за исполнением своим консультантам из числа учащихся. Ученик может одновременно сдавать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий параграф, если не сданы задания по первому и второму параграфам. Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей: о   повторной   сдаче   учебного   материала   с   возможным   изменением о   выставлении   оценки,   соответствующей   фактическому   знанию учебного материала, но не выше заявленной. Но   во   всех   случаях   при   ответах   учащихся   не   используется   оценка «неудовлетворительно», так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления. Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий,   не   соответствующих   его   возможностям,   то   между   учителем   и уровня заданий;   учащимся   может   быть   заключен   контракт,   в   котором   определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки. При   выполнении   плана   ученик   имеет   возможность   опережающего обучения по предмету, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом   на   месяц,   четверть,   он   может   продолжать   изучение   материала последующих календарных сроков. Опережающее обучение позволяет ученику использовать сэкономленное при изучении одного предмета время на изучение учебных материалов других предметов. Работа по индивидуально­ориентированному учебному плану позволяет организовать   углубленное   или   коррекционное   изучение   учебных   курсов   на индивидуальном   уровне.   Зная   возможности   и   способности   того   или   иного ученика,   учитель,   задавая   дополнительные   задания   и   отмечая   их   в   графе «индивидуальное   дополнительное   задание»,   может   стимулировать   работу ученика в том или ином направлении. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Всем известно, если ребенок живет в атмосфере поддержки, безопасности, толерантности   он   учится   быть   уверенным   в   себе,   доверять   другим,   быть терпимым   к   окружающим.   Поэтому  создание   условий   для   всестороннего развития личности каждого ученика  это и есть главной целью     коллектива Стахановской   сформирован высокопрофессиональный, творчески работающий коллектив со сложившимися традициями,   передающимися   и   бережно   хранящимися   из   поколения   в поколение.    гимназии   №   26.   В   гимназии     Можно в жизни всему научиться, Воплотить много новых идей, А учитель, как птица стремится, Окрылять полетом детей.  таков девиз педагогической мастерской «Синяя птица», который работает в рамках исследовательской деятельности гимназии.  В мастерской     учителя    занимаются самообразованием, повышая свой профессиональный   уровень,   внедряют   формы   и   методы   работы, позволяющие   привлечь   гимназистов   к   научно­исследовательской деятельности. Делятся своим опытом, разрабатывают авторские новинки в проведении   уроков   в   соответствии   с   новыми   образовательными стандартами,   принимают   активное   участие   в   научно­практических конференциях,   конкурсах,   вебинарах,   публикуются   в   педагогической прессе и на учительских сайтах. И результаты не заставляют себя ждать. Учитель   начальных   классов,   Срибна   Елена   Ивановна   в   2017   году   стала призером, заняв второе   место в творческом конкурсе учителей начальных классов   образовательных   учреждений   города  «Фестиваль   педагогических идей».    В   2016­17   учебном   году   в   городе   впервые   проходила   олимпиада   для учащихся  4­х   классов,   где       ученик  4­Б   класса   занял   І  первое   место   в олимпиаде по математике (учитель Байчурина И.В.)   Педагоги средних и старших классов с энтузиазмом подхватывают факел   начальной   школы,   чтобы   еще   больше   зажечь   сердца   учеников   и повести их за собой в мир знаний.   Учителя­словесники   нашей   гимназии   всегда   отличались   высоким профессионализмом,   качеством   обучения   и   творческой   энергией,   а   их ученики ежегодно занимают призовые места на олимпиадах, в конкурсах.  В 2016­17 учебном году ученица 11­А класса Акименко Полина заняла І место в ІІІ этапе олимпиады по украинскому языку и литературе (учитель Акимова   Оксана   Станиславовна),   и   ІІ   место   –   по   литературе   (учитель Марченко Раиса Алексеевна).     В гимназии действует творческое объединение «Поэтическое кафе» (руководители учителя российской филологии   Богданова А.В., Марченко Р.А.).   Именно   они   откликнулись   на   инициативу   Санкт­Петербургской региональной общественно­культурной организации «Союз донбассовцев» создать   творческий союз российских школьников и учащихся Донбасса, заключив   дружеский   договор   о   сотрудничестве   с   привлечением муниципального общеобразовательного учреждения «Гатчинская гимназия им.   К.Ушинского»   и   Стахановской   гимназии   №   26.   Этот   проект предусматривает   совместную   реализацию   углубленного   творческого подхода к изучению русского языка и литературы, воспитания учащихся на принципах дружбы и добрососедства, единой культурной и духовной среды. Наши   гимназисты   принимали   участие   в   экологическом   конкурсе, проводимым организацией «Союз донбассовцев» в г. Санкт­Петербург. В номинации   лучшее стихотворение победили Мудрик Анастасия, Акименко Полина, Грицаенко Николай.  Их работы были опубликованы в питерской газете «Общество и экология» Под   руководством   Богдановой   А.В.,   учителя   русского   языка   и литературы, уже на протяжении 30 лет работает гимназический театр. В 2017   году   ее   воспитанники   заняли   ІІ   место   в   городском   этапе республиканского   конкурса   театрализации   «Обелиск   у   дороги»   в постановке «Вы думаете, павшие молчат?» В июне 2017 года учитель русского языка и литературы Чернявская О.А. стала   участником   XI   Международного   фестиваля   «Великое   русское слово»,     в   рамках   которого     проводился   X   Международный   научно­ практический   семинар   преподавателей   русского   языка   и   литературы «Русская словесность в школьном образовании: традиции и нововведения» (г.  Ялта).    В   нем   участвовали   преподаватели   из   Российской   Федерации, Луганской и Донецкой  Народных Республик. В ходе семинара участники прослушали курс лекций, поделились своим опытом, обсудили актуальные проблемы   в   преподавании   русского   языка   и   литературы,   обменялись практическими материалами. Учителя   естественно­математических   наук   не   отстают   от   своих коллег   гуманитарного   цикла   наук.       Хочется   отметить   работу   учителя биологии,   Квитко О.В.   Третий год команда участников олимпиады по биологии занимает I место во  II  этапе Республиканской олимпиады. Под его руководством ученицы 11 класса Лисицкая София и Акименко Полина приняли участие в городской научно­практической конференции на базе Стахановского педагогического колледжа, предоставив исследовательскую работу «Оптогенетика – новые возможности и почему нельзя отставать». Эти   же   ученицы   защитили   научно­исследовательские   работы   в   малой академии наук г. Стаханова  и были награждены дипломами I, ІІ степени   Всероссийского    конкурса   «Научный   потенциал   XXI   века».   Так, Акименко Полина, в своей работе подняла вопрос структуры  и динамики популяции бродячих собак города Стаханова, а Лисицкая София раскрыла аспекты использования листового опада на примере нашего города.  Традицией в гимназии стало проведение мастер­классов. В 2016­17 учебном году их провели учителя: математики, Логачева Н.И. «Развитие логического   мышления»,   музыки,   Агейкина   С.В.  «Игра   на   шумовых инструментах»,   изобразительного   искусства   Кирилова   Г.П.   «Техника бумагопластики». В   гимназии   немало   времени   уделяется   проектной   деятельности. Учащиеся   разрабатывают   и   защищают   проекты   в   разных   научных направлениях. Один из них ­ «Мы дети Галактики, но самое главное ­ мы дети   твои,   дорогая   Земля»   был   представлен   на   городском   семинаре директоров   образовательных   учреждений   учениками   10­11   классов   под руководством учителя географии Демчук А.И.  Во все времена, во все эпохи жили и живут люди с добрым сердцами, готовые   откликнуться   на   зов   помощи.   Милосердие   –   основная   черта характера таких людей. Вдвойне приятно, когда милосердие проявляют те, кто еще не вступил на путь взрослой жизни. Именно эту черту в сердцах учащихся   гимназии   стремится   воспитать   педагог­организатор   Грицаенко Ю.В., под руководством которой действует волонтерский отряд «Лада». Главная цель отряда неизменна – безвозмездная помощь тем, кому сейчас нелегко.   Одна из постоянных акций «Лады» ­ ежегодный сбор одежды, игрушек   и   книжек   для   малообеспеченных   граждан.   В   2015   году гуманитарная   помощь,   собранная   юными   волонтерами,   отправилась   в   г. Первомайск, где многие люди остались без средств к существованию, домов и зачастую без самого необходимого. В 2016 году «Ладовцы» вновь собрали гуманитарную   помощь   и   передали   ее   волонтерской   организации   «Мы вместе»   Шестого   отдельного   мотострелкового   казачьего   полка   имени Платова.   Декабрь   2016   года   –   собранные   вещи,   обувь,   канцелярские принадлежности и игрушки переданы интернату № 2. И все, кому оказана помощь, от души благодарят юных волонтеров, проявивших по­настоящему взрослую доброту и милосердие.  С 2016­2017 учебного года в гимназии начал работу клуб «Диалог», где ребята   учатся отстаивать свою точку зрения, владеть культурой ведения дискуссии, грамотно решать проблемные вопросы. Все это формирует у учащихся   умение   критически   мыслить,   быстро   и   объективно   оценивать ситуацию, принимать динамичное решение, уважать мнение других. ГБОУ  ЛНР  «Стахановская   гимназия   № 26»  создает  все   условия  для всестороннего развития личности, интеллектуального роста и реализации возможностей на пути достижения больших успехов. Каждый гимназист, кроме учебы, может найти здесь еще и дополнительные виды внеурочной деятельности,   ощутить   радость   познания   этого   удивительного   мира, реализовать   свои   способности,   применять   полученные   знания   в   разных жизненных ситуациях. Ведь всем известно, что именно реализация своих способностей делает человека счастливым и успешным. Литература: 1. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в  различных типах образовательных учреждений: диссертация к.пед.н.­ Москва,2000.­157с. 2. Иванов, Д.А. Образовательная или развивающая среда/ Д.И. Зеер // Биб­ка  журнала «Директор школы». – 2007. ­ №6.­С.48­49. 3. Савенко, А.И. У колыбели гения / А.И. Савенко.­М.:Пед. общество России,2000.­ 224с. 4. Слободчиков, В.И. Образовательная среда.­М.,1997.­181с. 5. Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде.­СПб.:  «Образование­культура»,2000.­72с. 6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика.­М.:Академия,2008.­256с.

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)

Экспериментально-исследовательская деятельность в гимназии (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2018