Перспективный план развития психолого-педагогической деятельности
в образовательной организации
Пояснительная записка.
Социально-психолого-педагогическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психолого-педагогическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психолого-педагогическая помощь детям, родителям (законным представителям), учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психолого-педагогическая коррекции и реабилитации.
В ходе социально-психолого-педагогической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель (законный представиттель) - ребенок - учитель
Цель совместной деятельности педагога – психолога и социального педагога: выработка единых методов воздействия на личность обучающегося.
Задачи:
1. Обеспечение целостного и системного социально-психолого-педагогического воздействия на детей «группы риска».
2. Реализация совместных просветительских мероприятий, направленных на предупреждение различных отклонений в поведении детей.
3. Выявление различных форм неблагополучия в семьях обучающихся.
4. Совместно с классным руководителем выработка различных методов воздействия при работе с детьми «группы риска» и их семьями.
5. Реализация индивидуальных программ помощи детям с деструктивным поведением.
6. Консультирование родителей, педагогов по вопросам воспитания и полноценного развития детей и подростков.
7. Оказание помощи детям и семьям в профессиональном самоопределении.
8. Взаимодействие с правоохранительными органами в реализации совместного плана работы с неблагополучными семьями и детьми «группы риска».
9. Консультирование администрации учреждения по вопросам причин неблагополучия в семьях и различных направлений в работе с подростками «группы риска».
10. Проведение разъяснительной профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению употребления психоактивных веществ. Взаимодействие со специалистами различных ведомств и организаций в просветительской работе с детьми и подростками по предупреждению различного рода отклонений в их поведении и развитии.
11. Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждении.
12. Принятие мер по социальной защите, поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности.
13. Координация взаимодействия учителей, родителей (законных представителей), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.
14. Посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
15. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Блок
|
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. Деятельность соц. педагогов |
Сбор материала и составление соц. паспорта школы.
Создание/обновление электронного банка данных по неблагополучным семьям, учащимся, состоящим на учете в ОДН; опекаемым.
Составление списков питания учащихся из семей многодетных, неблагополучных, опекаемых.
Составление актов обследования семей детей: на опеке, состоящих на учете в ОДН.
Снятие и постановка учащихся на внутришкольный учет.
Исследование воспитательного потенциала микрорайона (социальные структуры, службы, клубы, СОК).
Прием отчетов классных руководителей по учащимся, пропускающим занятия без уважительной причины.
Педсоветы по предварительным итогам обучения учащихся.
Организация дополнительных занятий с «проблемными» учащимися в каникулярное время.
Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося (девиантного) поведения.
Профилактические беседы по правовым знаниям (4-11 классы), совместная работа с инспектором ОДН.
Изучение занятости во внеурочное время «проблемных» учащихся и СОП, работа с сайтом skola59.ru
Проведение Советов профилактики
Выходы членов СППС на родительские собрания и классные часы.
Проведение профессионально-ориентационной диагностики будущих выпускников 9-х, 11-х классов (с акцентированием внимания на группу социального риска).
Прогнозирование и содействие организации летнего отдыха детей группы социального риска, их временное трудоустройство.
|
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь, январь
В течение учебного года
Еженедельно
В течение года
Еженедельно
В течение года
В течение года
Ежедневно
В течение года
В течение года
Ежемесячно
В течение года
В течение года
Май |
Соц. педагог
Соц. педагог, классные руководители, ответственный за питание
Соц. педагог, классные руководители
Соц. педагог, классные руководители
Соц. педагог, Зам.директора по ВР
Психолог, педагог-организатор
Соц. педагог
Зам.директора по УВР, соц. педагог
Классные руководители
Психолог
Соц. педагог
Зам.директора по ВР
Соц. педагог
Соц. педагог, психолог
Зам.директора по ВР, психолог
Соц. педагог
|
2. Деятельность классных руководителей |
Проведение рефлексивных классных часов: «Мы и наши проблемы: итоги месяца».
Отчет по учащимся, пропускающим занятия без уважительной причины (более 5).
Организация работы с «проблемными» детьми в каникулярное время.
Привлечение к работе с «проблемными» учащимися родительских комитетов классов |
1 раз в месяц
1 раз в неделю (по понедельникам)
В течение года (каникулы)
В течение года |
Классные руководители
Соц. педагог, классные руководители
Зам.директора по ВР, классные руководители
Классные руководители
|
3. Деятельность учителей предметников |
Ведение социального документа (в электронном виде) с фиксацией индивидуальной работы и дополнительных занятий с учащимися, требующими особого внимания. |
В течение года |
Учителя-предметники
|
4. Деятельность психологической службы |
Исследования по адаптации школьников (1, 5, 11 классы).
Диагностика развития познавательных потребностей и интересов учащихся.
Психолого-педагогическая коррекция поведения учащихся, состоящих на внутришкольном учете и СОП.
Индивидуальное консультирование учащихся и их родителей по личностным и межличностным проблемам. |
Сентябрь
В течение года
В течение года
В течение года |
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
|
5. Психолого-педагогический анализ: |
- формирования личностных отношений к различным сторонам жизни в процессе разных видов деятельности; - формирования адекватной самооценки на основе программы Т.Н. Гущиной «Игровые технологии по формированию социальных навыков подростков»; «Я и мой мир»; - психологического климата и отношений между детьми, личностного статуса в классном коллективе; - степени включенности каждого ребенка в творческом взаимодействии; - способности к самоопределению и саморазвитию; - самовоспитание как: целенаправленное действие самого человека на себя. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, психолог
|
6. Деятельность с педагогическими кадрами |
Организация работы МО классных руководителей.
Цикл мероприятий для классных руководителей: «Основные направления деятельности классного руководителя» «Форы работы с родителями»
«Содержание и структура социальной компетентности классного руководителя»
«Организация самоуправления школьников»
«Конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе: причины, следствия, решения»
Цикл семинаров для педагогов: «Школа и семья: от диалога к партнерству» |
В течение года
В течение года |
Зам.директора по ВР
Зам.директора по ВР
Соц. педагог
Зам.директора по ВР
Педагог-организатор
Психолог
Зам.директора по ВР, соц. педагог |
7. Диагностическая деятельность |
Психолого-педагогическое тестирование: на адаптацию в 1, 5, 10 классах;
на изучение учебной мотивации;
на интеллектуальный уровень развития учащихся;
на общекультурный уровень и ценностные ориентации;
на выявление детей девиантного поведения
по готовности к профессиональному самоопределению
Анкетирование учащихся: занятость в системе дополнительного образования;
о взаимоотношениях в классных коллективах;
об отношении к школе. |
Сентябрь, апрель
Ноябрь
Декабрь
1 раз в год
В течение года
В течение года
Сентябрь, январь
1 раз в год
Апрель |
Психолог
Психолог
Классный руководитель
Классный руководитель
Соц. педагог
Соц. педагог
Соц. педагог
Психолог
Психолог |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.