Экспериментальное обоснование эффективности применения разработанной методики по повышению результативности выполнения нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Актуальность:
В современном образовательном пространстве программа всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» (ГТО) снова актуальна, из-за прогрессирующего снижения уровня здоровья детей и молодежи, становится очевидным необходимость поиска новых организационно-методических подходов, направленных на совершенствование системы физического воспитания на всех ступенях образования.
Общероссийское движение «Готов к труду и обороне» — программа физкультурной подготовки, существовавшая в нашей стране с 1931 по 1991 год и охватывающая население в возрасте от 10 до 60 лет. С ликвидацией Советского Союза комплекс ГТО прекратил свое существование. С 2014 года происходит возрождение комплекса в условиях современной России. Современный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.
Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по 3 уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам. Виды испытаний, входящие в состав ВФСК «ГТО», направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Субъектам Российской Федерации предоставляется право дополнительно включать в комплекс ГТО на региональном уровне 2 вида испытаний, в том числе по национальным, военно-прикладным и по наиболее популярным в молодежной среде видам спорта. Государственные требования комплекса ГТО внутри каждой ступени делятся на:
Обязательные:
· Бег на 30, 60 и 100 м.
· Бег на 1000, 1500, 2000 и 3000 м.
· Подтягивание из виса на не высокой перекладине и из виса лежа на низкой перекладине.
· Сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу и о гимнастическую скамью.
· Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
По выбору:
· Скандинавская ходьба
· Бег на лыжах
· Рывок гири
· Метание теннисного мяча в цель, мяча весом 150 гр., спортивного снаряда весом 500 и 700 гр.
· Поднимание туловища из положения лежа на спине
· Прыжок в длину с места и с разбега
· Плавание
· Стрельба
Проблемы:
1. Не во всех школах есть достаточно оснащенная материальная база для подготовки к выполнениям нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне».
2. Уровень физической подготовленности не позволяет успешно выполнять нормативы всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне».
Цель:
Экспериментальное обоснование эффективности применения разработанной методики по повышению результативности выполнения нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» у детей 11-12 лет.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне».
2. Оценить результативность выполнения исходного уровня физической подготовленности в зависимости от вида спорта на III ступени всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне».
3. Выявить и применить методику биологически обоснованной системы спортивной тренировки (БОССТ) в зависимости от вида спорта на III ступени всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне».
4. Провести сравнительный анализ методики у детей 11-12 лет в динамике и оценить эффективность разработанной методике.
Гипотеза:
Предполагается, что использование биологически обоснованной системы спортивной тренировки в системе всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» качественно повлияет на рост спортивных результатов.
|
|
Лыжные гонки |
Легкая атлетика |
Контрольная группа |
|||
м |
д |
м |
д |
м |
д |
||
Бег на 30 м (сек.) |
Х |
5,1* |
5,3* |
5,05* |
5,2* |
5,5 |
5,6 |
±m |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,08 |
0,13 |
0,07 |
|
Бег на 1500 м (мин.) |
Х |
6,21*** |
7,10*** |
6,28*** |
7,13*** |
7,52 |
9,12 |
±m |
0,14 |
0,23 |
0,14 |
0,33 |
0,13 |
0,19 |
|
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) |
Х |
11*** ++ |
|
7** |
|
4 |
|
±m |
0,9 |
|
0,48 |
|
0,36 |
|
|
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз) |
Х |
|
21*** |
|
17*** |
|
10 |
±m |
|
1,34 |
|
1,35 |
|
0,66 |
|
Наклон вперед из стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см) |
Х |
9*** |
13** |
10*** |
15** |
6 |
11 |
±m |
1,37 |
0,91 |
1,16 |
0,57 |
0,36 |
0,64 |
Условные обозначения:
* - обозначено наличие достоверных различий с данными контрольной группы (* - ро<0,05, ** - ро<0,01, *** - ро<0,001);
+ - обозначено наличие достоверных различий с данными группы «Легкая атлетика (++ - ро<0,01).
|
Лыжные гонки |
|||||
м |
д |
|||||
|
з |
с |
б |
з |
с |
б |
Бег на 30 м (сек.) |
70%(14 чел.) |
20 (4) |
10 (2) |
100 |
|
|
Бег на 1500 м (мин.) |
80 (16) |
20 (4) |
|
75 (15) |
|
25 (5) |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) |
95 (19) |
5 (1) |
|
|
|
|
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз) |
|
|
|
90 (18) |
10 (2) |
|
Наклон вперед из стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см) |
40 (8) |
35 (7) |
25 (5) |
60 (12) |
40 (8) |
|
|
Легкая атлетика |
|||||
м |
д |
|||||
|
з |
с |
б |
з |
с |
б |
Бег на 30 м (сек.) |
90 (18) |
10 (2) |
|
95 (19) |
1 (5) |
|
Бег на 1500 м (мин.) |
75 (15) |
15 (3) |
10 (2) |
50 (10) |
15 (3) |
35 (7) |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) |
65 (13) |
25 (5) |
10 (2) |
|
|
|
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз) |
|
|
|
75 (15) |
|
25 (5) |
Наклон вперед из стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см) |
60 (12) |
40 (8) |
|
100 (20) |
|
|
|
Контрольная группа |
|||||
м |
д |
|||||
|
з |
с |
б |
з |
с |
б |
Бег на 30 м (сек.) |
30 (6) |
40 (8) |
30 (6) |
15 (3) |
70 (14) |
15 (3) |
Бег на 1500 м (мин.) |
|
90 (18) |
10 (2) |
|
|
100 (20) |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) |
20 (4) |
20 (4) |
60 (12) |
|
|
|
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количество раз) |
|
|
|
10 (2) |
15 (3) |
75 (15) |
Наклон вперед из стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см) |
5 (1) |
80 (16) |
15 (3) |
5 (1) |
90 (18) |
5 (1) |
№ |
Упражнение |
МАЛЬЧИКИ |
ДЕВОЧКИ |
||||
золотой |
серебряный |
бронзовый |
золотой |
серебряный |
бронзовый |
||
1.1 |
Бег на 30 метров (секунд) |
5,1 |
5,5 |
5,7 |
5,3 |
5,8 |
6,0 |
1.2 |
или бег на 60 метров (секунд) |
9,5 |
10,4 |
10,9 |
10,1 |
10,9 |
11,3 |
2.1 |
Бег на 1500м (мин:сек) |
6:50 |
8:05 |
8:20 |
7:14 |
8:29 |
8:55 |
2.2 |
или бег на 2000м (мин:сек) |
9:20 |
10:20 |
11:10 |
10:40 |
12:10 |
13:00 |
3.1 |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) |
7 |
4 |
3 |
- |
- |
- |
3.2 |
или подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см (кол-во раз) |
23 |
15 |
11 |
17 |
11 |
9 |
3.3 |
или отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) |
28 |
18 |
13 |
14 |
9 |
7 |
4 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) |
+9 |
+5 |
+3 |
+13 |
+6 |
+4 |
Вывод:
Было проведено тестирование уровня физической подготовленности учащихся. Результаты представлены в таблице.
Исходя из результатов, представленных в таблице видно, что уровень развития скоростных способностей легкоатлетов превышает уровень лыжников и контрольной группы, причем это отмечается в подгруппах и мальчиков, и девочек. Однако, если различия между группами занимающихся лыжными гонками легкой атлетикой недостоверные (ро>0,05), то обе группы спортсменов существенно превосходят аналогичные показатели контрольной группы (ро<0,05).
Так же, показатели гибкости легкоатлетов выше, чем у остальных. Но различия между группами занимающихся лыжными гонками легкой атлетикой недостоверные (ро>0,05), при этом обе группы спортсменов существенно превосходят аналогичные показатели контрольной группы (мальчики - ро<0,001, девочки - ро<0,01).
В свою очередь лыжники отличаются выносливостью и силой. Так в подтягивании из виса на высокой перекладине мальчики-лыжники показали результаты, имеющие достоверные отличия с аналогичными показателями мальчиков-легкоатлетов (ро<0,01). У девочек, которые подтягивались из виса лежа на низкой перекладине достоверных различий между группами спортсменов не выявлено, хотя у лыжниц показатели несколько выше. В то же время обе группы спортсменов на статистически значимом уровне превзошли аналогичные показатели контрольной группы ((мальчики - ро<0,001 (лыжники) - ро<0,01 (легкоатлеты), девочки - ро<0,001).
В беге на 1500 м результаты лыжников оказались несколько выше аналогичных показателей легкоатлетов, но эти различия не носят достоверный характер (ро>0,05), но обе группы спортсменов существенно превосходят аналогичные показатели контрольной группы (ро<0,001).
Таким образом, стоит отметить, что результаты контрольной группы существенно ниже, чем у легкоатлетов и лыжников, по нашему мнению, это связано с тем, что дети из контрольной группы не занимаются в секциях, следовательно, у них низкий уровень подготовленности.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что уровень физической подготовленности юных спортсменов превышает уровень физической подготовленности контрольной группы, однако, лыжники отличаются в показателях выносливости и силы, а легкоатлеты скорости и гибкости, это связанно со спецификой подготовки в избранных видах спорта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.