Экспериментирование как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности на занятиях в объединении дополнительного образования
Оценка 4.6

Экспериментирование как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности на занятиях в объединении дополнительного образования

Оценка 4.6
docx
19.01.2024
Экспериментирование как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности на занятиях в объединении дополнительного образования
Статья Экспериментирование.docx

Название статьи: «Экспериментирование как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности на занятиях в объединении дополнительного образования».

 

Автор: Со Наталья Инчеровна, методист, педагог дополнительного образования МАУ ДО ДД(Ю)Т г. Южно-Сахалинска.

 

 

Экспериментирование как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности на занятиях в объединении дополнительного образования

 

Мы часто задаем вопросы: «Как привлечь и развить интерес у ребенка к различным объектам, явлениям природы, окружающему нас миру? Что мы можем и должны для этого сделать?»

У современных детей, как правило, отсутствует интерес к дисциплинам естественнонаучного цикла. Поэтому необходимо уже в младшем школьном возрасте мотивировать детей к познанию, обучению и развитию познавательного интереса путем исследовательской деятельности посредством экспериментирования.

Детское экспериментирование легло в основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный исследователь».

Целью программы «Юный исследователь» является развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста в процессе экспериментирования с объектами окружающей среды.

Основные задачи: расширить представление детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах живой и неживой природы; обучить детей проводить доступные и простейшие эксперименты; строить гипотезы, искать ответы на вопросы; анализировать и фиксировать результаты экспериментальной деятельности; формировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами при проведении экспериментов.

Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений природы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно или с помощью педагога изучают окружающие объекты и различные формы воздействия на них.

Работая по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Юный исследователь", предназначенной для детей 7-8 лет, экспериментальная деятельность используется в каждом разделе. В самом большом разделе «Температура», педагог, опираясь уже на имеющиеся у детей знания, подводит к понятию «температура» и ставит перед ними проблему. например, почему утюг горячий, а лед холодный? На занятиях ребята проводят эксперименты по измерению температуры своего тела, воздуха за окном, холодной, горячей воды и т.д.

Увлекательны для детей оказались эксперименты по измерению кислотности различных жидкостей индикаторной (лакмусовойбумагой. В игровой форме в разделе «Магнетизм» ребята знакомятся с чудесами магнитного поля, а также меряться силой и узнают о пульсе в разделе «Пульс».

Благодаря экспериментированию обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения поступающей информации. Также стимулируется развитие речи за счёт формулировки выводов, обнаруженным закономерностям по проделанным экспериментам. Стоит отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укреплению здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Исследовательская деятельность в рамках программы способствует формированию у обучающихся экологических знаний, углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим гуманитарным и естественнонаучным предметам, а также воспитывает у детей инициативу, активное, добросовестное отношение к экспериментам.

Таким образом, метод экспериментирования обеспечивает качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной деятельности.


 

Название статьи: «Экспериментирование как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности на занятиях в объединении дополнительного образования»

Название статьи: «Экспериментирование как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности на занятиях в объединении дополнительного образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2024