Перспективный план работы по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста
1 Опыты с воздухом «Зеленые пылесосы»
2 Как пламя загрязняет воздух
3 Как увидеть воздух
4 Парусные кораблики
5 Воздух помогает двигаться
Октябрь-ноябрь
В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности
1. Опыты с песком.
2. Откуда в пустыне появляются песчаные горки?
3. Мокрый песок
4. Рисунок из песка на бумаге
5. Исследование сухого и мокрого песка
Декабрь-январь
В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности. Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность
1. Опыты с магнитом
2. Магнитные чудеса
3. Притягивание и отталкивание магнитов
4. Притягивание магнитом
Февраль
Самостоятельная деятельность, коллективные занятия, опытно-экспериментальная деятельность
1. Эксперимент с цветом
2. Таинственные письма
3. Смешивание акварели
4. Таинственное появление и исчезновение
Март
Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность в развивающей среде и исследовательская деятельность
1. Опыты с водой
2. Волны в море
3. Лилии в воде
4. Пузыри в воде
5. Растворимость разных сыпучих в воде
Апрель
В режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
Приложение смотрите ниже.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Конспекты занятий
1. ЗАНЯТИЕ “ВОЛШЕБНИЦА ВОДА”
Программное содержание.
Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с исследовательским фартуком и этапами исследования объекта.
2. Закреплять знания детей о свойствах воды (течет, нагревается, растворяет, впитывается).
Развивающие задачи: 1. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.
2. Активизировать словарь (исследование, течет, нагревается, растворяет, впитывается, газообразное состояние).
Воспитательные задачи: 1. Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием.
2. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Звучит легкая музыка.
Воспитатель. Ребята, послушайте, какая музыка. Добрая, легкая, нежная. Под звуки этой мелодии к вам в гости пришла добрая волшебница (воспитатель выставляет картину “Добрая волшебница”). Это волшебница воды, которую зовут Стелла. Рассмотрите ее. Что вы видите?
Дети. В руках у нее книга, она красивая, у нее добрые глаза.
Воспитатель. Добрая волшебница приготовила нам сегодня много сюрпризов. А вот и первый сюрприз. Ребята, как вы думаете, что это?
Дети. Фартук.
Воспитатель. Но это не простой фартук. Это волшебный фартук. Обратите внимание на самый верхний карман, где находится карточка с изображением … чего?
Дети. Капли воды.
Воспитатель. Правильно. Значит, добрая волшебница предлагает нам изучить воду. А еще Стелла прислала нам карточки-помощницы, которые подскажут, где мы можем узнать о воде. Давайте посмотрим на первую карточку, где нарисована книга. Это значит, что книга нам поможет узнать о воде. Откройте книги на той странице, где лежит закладка. Внимательно рассмотрите и ответьте мне: для чего необходима вода.
Дети. Чтобы поливать растения, купаться, для рыбок, чтобы пить.
Воспитатель. Как вы считаете, какая вода нужна всем?
Дети. Чистая, прозрачная, свежая.
Воспитатель. А что для этого необходимо?
Дети. Беречь воду.
Воспитатель. Как?
ВЫВОД. Вода полезна и необходима всем. Ее нужно беречь и охранять.
Воспитатель. Обратимся к следующей карточке. На ней нарисован человек. Это означает, что узнать о воде можно, спросив у другого человека. Давайте расскажем друг другу: какие свойства и состояния воды вы уже знаете.
Дети. Свойства воды: течет, растворяет, нагревается, охлаждается. Состояния: снег, лед, дождь, пар, иней, град.
ВЫВОД. Вода имеет много разных свойств и состояний. Все зависит от условий, в которых она находится.
Воспитатель. А сейчас мы послушаем, как поет вода. И чуть позже поделимся услышанными звуками друг с другом.
Дети ложатся на пол, закрывают глаза. Воспитатель медленно произносит:
“Представьте себя. Где вы находитесь? Что вы слышите? А теперь откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и порадуйтесь, что мы снова все вместе”. Расскажите, где вы себя представили и что вы слышали.
Воспитатель. У нас осталась последняя карточка. Что на ней изображено?
Дети. Перчатка.
Воспитатель. Она означает, что необходимо провести эксперимент. И наша волшебница Стелла приготовила еще один сюрприз – посмотрите, это целая лаборатория. Давайте подойдем и посмотрим, что находится в этой лаборатории (воспитатель обговаривает с детьми, что они видят на столах).
Дети. Краски, кисточки, стаканы, разные вещества.
Воспитатель. Попробуйте краски, какие они: сухие или мокрые? Что можно сделать, чтобы оживить краски?
Дети. Капнуть воду, намочить.
Воспитатель. Попробуйте капнуть пипеткой. Затем налейте воду в стакан и раскрасьте ее. (Остальным детям добрая волшебница предлагает растворить в воде некоторые вещества).
Опыт
Дети растворяют краску, крупу, соль, песок и делают вывод: вода растворяет соль, сахар и краску, а крупу – нет.
Воспитатель. Правильно, вода может растворить некоторые вещества. А сейчас я предлагаю вам зарисовать опыты, которые вы проводили, и заполнить пустые карманы волшебного фартука (дети рисуют).
Звучит шум ветра.
Воспитатель. Вы слышите шум? Подойдите все ко мне. Давайте возьмемся крепко за руки, чтобы нам не было страшно. Дети, а что же это было?
Дети. Ветер, ураган, торнадо.
Воспитатель. К нам прилетела злая волшебница Гингема (показывает иллюстрацию злой волшебницы). Она не случайно сюда прилетела. Скорее всего, она здесь что-то натворила. Посмотрите внимательно на картинку, что она у нас унесла.
Дети. Воду.
Воспитатель. Как вы думаете, можно ей доверять воду и что она может с ней сделать?
Дети. Заколдовать, сделать грязной.
Воспитатель. А у меня есть волшебная ручка, с помощью которой мы отнимем воду. (Воспитатель “стирает” воду в колбе). Мы спасли воду. И нам не страшна злая волшебница.
Дети. Не боимся мы тебя. Улетай отсюда.
Воспитатель. Ах, ребята, посмотрите, злая волшебница Гингема заморозила наши подснежники. Как их можно освободить из ледяного плена?
Дети. Полить горячей водой, отнести на батарею, согреть в ладошках, подышать.
Воспитатель. Послушайте, как трещит лед (добавляет горячую воду из термоса).
Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок
Беленький и нежный.
Воспитатель. Сейчас мы положим цветы на батарею, чтобы они высохли. А вечером, вместе с воспитателем вы оформите весеннюю картину и наклеите наши подснежники. Вот сколько радостных сюрпризов приготовила для вас добрая Стелла. И сейчас последний ее сюрприз, самый веселый и радостный.
Танец “Разноцветная игра”.
Воспитатель. И нет на земле народа, который бы не чтил воду. Сколько песен, стихов, пословиц сложено о красоте рек, озер, родников.
2. ЗАНЯТИЕ “ЦАРСТВО ТРЕХ ВЕТРОВ”
Образовательные задачи.
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
Воспитательная задача
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.
Развивающие задачи.
Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый важный и нужный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать:
Я – могуч,
Я гоняю стаи туч,
Я волную сине море,
Всюду вею на просторе.
Ребята, сильный ветрище – это хорошо. Почему?
Дети. Разгоняет тучи, гонит большие корабли.
Воспитатель. Сильный ветрище – это плохо. Почему?
Дети. Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.
Воспитатель. Каким еще словом можно назвать Ветрище?
Дети. Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо.
Воспитатель. Да, вы правы. Сильный ветер – это ураган, вьюга, буран... А сейчас, давайте послушаем, какой бывает сильный ветрище.
Аудиозапись “Шум ветра”.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в заснеженной тундре. Кругом темно, холодно и никого нет, только ветрище воет… Но, давайте возьмемся крепко за руки, не такой он уж и страшный, когда мы все вместе. А сейчас откройте глаза и мы поближе посмотрим на нашего силача-Ветрище. Он и правда очень сильный, но длится всего миг.
Для встречи с Ветрищем нам понадобится несложное оборудование. Мне потребуется помощник.
Опыт “Ураган из листьев”.
Загадка.
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так, порою, он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде!
Воспитатель. Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети. Сильный ветрище –это очень сильное движение воздуха, оно опасно.
Воспитатель. Тогда вышел средний брат и начал рассказывать о себе:
Вею, вою, ворожу,
Снег пушистый я кружу.
Гуляю в поле, а не конь,
Летаю на воле, да не птица.
Отгадали, кто же я? (Ветер).
Воспитатель. Ребята, ветер – это хорошо. Почему?
Дети. Он может шуметь, гудеть, надувать паруса, вертеть крылья мельницы, качать деревья, гнать по небу облака, разносить семена.
Воспитатель. Ветер – это плохо. Почему?
Дети. Песок в глаза, срывает шляпу, поднимает юбку, портит прическу маме.
Воспитатель. А какой бывает ветер?
Дети. Неприятный, колючий, жаркий, быстрый.
Воспитатель. Ветрище мы с вами видели, а теперь, давайте посмотрим на ветер. Мне понадобятся смелые, инициативные помощники, которые сейчас выйдут и помогут мне провести опыт.
Опыт с вентилятором.
Воспитатель. Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети. Ветер – не очень сильное движение воздуха, он людям помогает, и является частым гостем в нашей жизни, у нас на севере.
Воспитатель. И, наконец, дошла очередь и до младшего брата:
Перед вами я – ветренок,
Непоседливый ребенок.
По обочинам дорог
Бегаю как паренек.
А сейчас мы с вами встретимся с Ветерком (раздает листы бумаги, предлагает помахать этим листочком). Я вижу, не всем удобно держать листочек, да и не красиво. А что из него можно сделать (делают веер). А теперь, давайте помашем на себя. Что вы почувствовали?
Дети. Прохладу, свежесть, приятное ощущение.
Воспитатель. Итак, ветерок – это слабое движение воздуха. Ребята, покажите мне свои красивые губки, вытяните их трубочкой и подуйте, как ветерок. А теперь давайте поиграем: научим наши маленькие шарики летать, не дадим им упасть на пол. (Дети дуют на шары). Итак, ветерок – это слабое движение воздуха. А какими словами мы можем описать ветерок?
Дети. Нежный, ласковый, приятный, прохладный.
Воспитатель. Ой, ой, ой, а ветерок-то с нами хочет поиграть.
Физкульминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.
Не все деревца распрямили свои веточки, давайте встанем и еще раз поиграем.
Воспитатель. Мы сегодня встретились с Ветрищем, Ветром и Ветерком. Я заметила, что вас заинтересовала эта встреча. Вы многое узнали, многое открыли для себя. А теперь, давайте все свои впечатления отразим в рисунке.
Дети рисуют с помощью свечи и гуаши.
Давайте мы с вами, ребята, попрощаемся с братьями ветрами. Каждый из них важен и нужен в природе. И на прощанье послушаем стихи, которые выучили с родителями самые активные дети нашей группы.
Стихи.
Ходит в море ветер-пастушок
Дует ветер в маленький рожок…
А вокруг него бегут барашки,
У барашков – белые кудряшки.
А когда приляжет пастушок
И затихнет маленький рожок,
Все барашки дремлют под водой
Под морскою крышей голубой.
Воспитатель. Молодцы. Спасибо. А сейчас, ребята, я хочу закончить наше занятие такими прекрасными словами:
Хорошо, что солнце светит! Хорошо, что дует ветер!
Хорошо, что этот лес, вырос прямо до небес!
Хорошо, что в этой речке очень синяя вода
И меня никто на свете не догонит никогда!
Хорошо играть с друзьями! Хорошо прижаться к маме!
Хорошо жевать траву! Хорошо, что я живу!
Второй Тематический план по организации
поисково-исследовательской деятельности детей.
Направления экспериментальной деятельности
Тема Задачи
Экспериментирование с песком, глиной
1 «Песок, глина – наши помощники».
Цель: Уточнить представления о свойствах песка и глины.
2 «Песчаный конус».
Цель: Помочь определить, может ли песок двигаться.
Экспериментирование с водой.
1 «У воды нет запаха».
Цель: Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
2 «С водой и без воды».
Цель: Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Экспериментирование с воздухом.
1 «Этот удивительный воздух».
Цель: Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
2 «Парусные гонки».
Цель: Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
3 «Вдох – выдох».
Цель: Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
4 Сухой из воды. Цель: Помочь определить, что воздух занимает место.
Наблюдение за жизнью растений
1 «Нужен ли корешкам воздух?»
Цель: Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
2 «Земля – наша кормилица.»
Цель: Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомит с составом почвы.
3 «Земля – наша кормилица».
Цель: Закрепить представления о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.
4 «Что выделяет растение?»
Цель: Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
5 «Есть ли у растения органы дыхания?»
Цель: Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
6 «Почему цветы осенью вянут?»
Цель: Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
Наблюдение за жизнью животных.
1 «Могут ли животные жить в земле?»
Цель: Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
ЧЕЛОВЕК.
1 «Проверим слух.»
Цель: Показать, как человек слышит звук.
2 «Наши помощники – глаза».
Цель: Познакомить со строением глаза, функцией его частей.
3 «Как устроена дыхательная система человека?»
Цель: Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
4 «Зачем человеку глаза?»
Цель: Помочь определить, зачем человеку нужны глаза.
5 «Есть ли у глаз помощники?»
Цель: Помочь определить помощников глаз.
6 «Что я вижу одним глазом?»
Цель: Помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.
7 «Взаимосвязь органов вкуса и запаха».
Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
8 «Определение пищи на вкус.»
Цель: Развивать способность определять пищу на вкус (не глядя на нее).
9 «Большой – маленький.»
Цель: Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.
Экспериментирование с предметами
1 «Как действуют магниты на предметы.»
Цель: Цель: Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
2 «Мир бумаги.»
Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.
3 «Мир ткани.»
Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
4 «Наряды куклы Тани».
Цель: Познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использование тканей и временем года.
5 «Легкая пластмасса.»
Цель: Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.
6 «Как достать скрепку из воды, не замочив рук.»
Цель: Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
7 «Представления о полюсах магнита.»
Цель: Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.
8 «Путешествие в мир стеклянных вещей.»
Цель: Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
9 «Меня зовут Стеклянчик.»
Цель: Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать предметы из стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
10 «Термометр.» Цель: Реализовать представления Сформированные
в ходе поисковой деятельности; закрепить навыки работы с бумагой, клеем.
10 «Опыт с металлом и пластмассой».
Цель: Сравнивать способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.
12 «Как поднять единицу,»
Цель: Познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображения на две равные части, с понятием оптики.
13 «Испытание магнита.»
Цель: Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.
14 «Разные отражения.»
Цель: Помочь понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете.
15 «Удивительные плоды.»
Цель: Закрепить навыки работы с бумагой, клеем; формировать умение доводить работу до логического конца; развивать фантазию.
Литература.
1. Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
2. В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
3. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
6. А.И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.