Для младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Это маленькие исследователи того мира, который их окружает. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств участвует одновременно в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование.
Одним из основных методов в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста является проведение элементарных опытов. Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте предполагает формирование следующих представлений:
О материалах (песок, камень, бумага, дерево и тд.)
О природных явлениях (ветер, снег, солнце, вода)
О мире растений (способы выращивания из семян луковицы)
О предметном мире
Одно из главных условий успешной организации исследовательской деятельности - это создание предметно-развивающей среды.
Мы в группе создали условия для активной, познавательной деятельности:
Зона экспериментирования (мини-лаборатория)
Чудо-огород на окне
Взаимодействие с растениями помогает детям осознать свое отношение к окружающему миру развивает наблюдательность, внимание, мышление. Дети получают первые навыки по уходу за растениями, а мы личным примером демонстрируем им правильное отношение к объектам природы.
Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера, Н. Н. Поддъякова и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.