Предлагаем экспрес-тест сформированности связной речи дошкольника.
Для тестирования лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден.
У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры.
Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего ребенка.
И так, начнем:
Задание 1. Составление описательного рассказа.
Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное.
Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не
называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.
Задание 2. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящие вопросы. Пусть он
самостоятельно попробует свои силы в
этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
Параметры оценки:
Ø Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.
Ø В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
Ø Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
Ø Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
Задание 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок,, которые есть у Вас дома.
Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять ребенка, если, по - Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.
Вас должно насторожить, если:
- ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
- ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;
- ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
- значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.