Экзаменациооный материал
Оценка 5

Экзаменациооный материал

Оценка 5
docx
05.02.2024
Экзаменациооный материал
1. Вопросы к ГЭ бакалавриат .docx

ВОПРОСЫ К ГИА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) «ДЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ)»

 

 

                                                                                          Утверждено

Зав.каф.: З.И.Гадаборшева

 _______________                                                                                                                                                                       (подпись)      

Протокол №__11_ заседания

кафедры от 29.06.2023

 

 

                                     Блок 1. Теоретические вопросы

(включающий проблематику психолого-педагогических дисциплин)

 

1.Предмет и задачи детской психологии. Детская психология как наука.

Связь детской психологии с другими науками. Специфика психического развития ребенка.

 

2.Методы детской психологии. Принципы исследования детской психики. Метод наблюдения. Эксперимент как метод эмпирического исследования. Вспомогательные методы исследования.

3.Теории психического развития ребенка.

Этапы становления детской психологии. Анализ концепций детского развития (этологический подход, психоанализ, теория привязанности, бихевиоризм и теория социального научения, когнитивная психология и др.)

 

4.Движущие силы и условия психического развития ребенка.

Основной закон развития высших психических функций. Проблема обучения и развития. Понятие ведущей деятельности. Влияние общения на психическое развитие ребенка.

 

5. Проблема периодизации развития в онтогенезе.

Подходы к периодизации психического развития. Понятие возраста. Понятие сензитивности.  Критические и кризисные периоды.

 

6.Психическое развитие новорожденного, младенца.

Кризис новорожденности. Психическое развитие ребенка в период новорожденности. Новообразования периода новорожденности. Ведущий вид деятельности.

 

7. Общая характеристика детей раннего возраста.

Социальная ситуация развития ребенка. Ведущий вид деятельности. Главные направления психического развития ребенка раннего возраста: развитие орудийных действий, речевое развитие, становление символических замещений и др.   

 

8.Специфика общения детей раннего возраста.

Роль взрослого в становлении общения со сверстниками. Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность детей раннего возраста.

 

9.Развитие познавательной сферы в раннем возрасте.

Развитие внимания, памяти, воображения детей раннего возраста. Развитие мыслительных процессов: взаимосвязь с предметной деятельностью, наглядно-действенное мышление, первые мыслительные операции, зарождение наглядно-образного мышления, взаимосвязь мышления с речью.

 

10.Развитие игры в раннем возрасте.

Процессуальная игра ребенка второго года жизни. Психологическое значение игровых замещений ребенка.  Кризис 3-х лет. Личностные новообразования в период кризиса 3-х лет.

 

11.Развитие личности дошкольника.

Социальная ситуация развития ребенка.  Ведущий вид деятельности.

Новообразования детей дошкольного возраста. Особенности самосознания и самооценки дошкольника. Содержание мотивов поведения. Формирование соподчинения мотивов.

 

12.Развитие волевой сферы дошкольника.

Понятие воли и произвольности. Природа опосредования произвольного поведения ребенка, варианты развития произвольного и волевого поведения.   Развитие волевых качеств в разных видах деятельности детей. Влияние воспитания и обучения на формирование воли в дошкольном возрасте.

 

13.   Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте.

Влияние условий жизни на формирование внимания у ребенка. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания в дошкольном детстве. Особенности памяти дошкольника. 

 

14.   Особенности    развития речи дошкольников.

Значение речи для психического развития. Интенсивное овладение речью в процессе общения с окружающими людьми. Роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи.

 

15.    Кризис 7 лет. 

Основные симптомы кризиса7 лет. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Понятие психологической готовности к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе, их специфика и взаимосвязь. 

 

16.Дошкольная педагогика как наука. Дошкольная педагогика как наука. Предмет дошкольной педагогики. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Основные категории дошкольной педагогики.

 

17.Функции и задачи дошкольной педагогики.

Понятие функция. Функции дошкольной педагогики объяснительная, прикладная, прогностическая, воспитательно-образовательная, основные задачи дошкольной педагогики как науки.

 

18.Методы дошкольной педагогики. Понятие метод. Методы педагогического исследования. Наблюдение как метод исследования, виды наблюдения. Опросные методы. Методы изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности.      Социометрические методы. Математические методы. 

 

19. Физическое воспитание и физическое развитие детей дошкольного возраста.

Основы теории физического воспитания детей. Понятия физическое воспитание и физическое развитие. Единство физического и психического развития ребенка. Воспитание здорового ребенка. Задачи, методы, средства физического воспитания. Значение режима для всестороннего развития ребенка.

20. Умственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Основы теории умственного воспитания детей дошкольного возраста. Значение сенсорной культуры для интеллектуального развития ребенка. Сенсорное воспитание в системе М. Монтессори. Понятие умственное развитие. Показатели умственного развития.

21.Нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста.  Нравственное воспитание. Нравственное развитие. Механизмы нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания дошкольников. Создание условий для формирования у детей опыта коллективных взаимоотношений.

22.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Понятие трудовое воспитание. Своеобразие труда детей. Компоненты трудовой деятельности детей дошкольного возраста.        Задачи трудового воспитания дошкольников. Виды труда детей. Средства трудового воспитания. Формы организации труда детей.

 

23. Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Теория игры. Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Значение игры для разностороннего развития личности ребенка. Функции игры как феномена человеческой культуры. Классификация детских игр. Связь игры с другими видами деятельности. Структура игры. Народная игра как важнейшее средство воспитания детей.

24. История игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Значение игрушки. Основные виды игрушек. Педагогические, эстетические, гигиенические требования к игрушке.

25.Дидактические игры как средство воспитания и форма обучения, соответствующая возрастным особенностям детей. Исследования дидактической игры в педагогике. Виды дидактических игр. Структура игр. Методика организации и проведения дидактических игр. Приемы руководства ими.

 

26.Создание предметно-пространственной среды в ДОО. Содержание понятий: «среда», «развивающая среда», «образовательная среда». Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Базовые компоненты развивающей предметной среды.

 

27.Современные педагогические технологии детей дошкольного возраста. Понятие «технология». Сущность педагогической технологии. Виды педагогических технологий. Инновационные педагогические технологии.

 

28. Современные программы воспитания и обучения детей в ДОО. Понятие, виды программ и общие требования. Образовательная программа. Примерная основная образовательная программа. Авторские программы. Парциальные программы. Комплексные программы.

 

29. Организация адаптационного периода в ДОУ. Понятие адаптация, виды адаптации. Типы адаптации. Основные принципы работы по адаптации детей. Функции педагога в организации адаптационного периода детей к ДОО. Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОО.

 

30. Подготовка детей к школе в ДОУ и семье.

Содержание понятий: «подготовка», «подготовка к школе», «школьная зрелость», «готовность к школе», «преемственность». Готовность детей к школе: общая и специальная. Психологическая готовность к школе. Социальная готовность детей к обучению в школе. Интеллектуальная готовность. Роль семьи в процессе подготовки детей к школе.

 

                                      Блок 2. Теоретические вопросы

(включающий проблематику дисциплин цикла дополнительного образования)

 

1. Специфика работы педагога-хореографа с дошкольниками

Хореография как вид искусства. Хореография – искусство синтетическое. Специфика обучения хореографии детей. Анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические критериями возрастного развития детей дошкольного возраста. Возрастные психолого-педагогические особенности детей. Танец как форма самовыражения детей


2. Формы и методы обучения дошкольников на уроках хореографии в детском саду

Детские танцы. Язык танца. Формы и методы обучения хореографии детей дошкольного возраста. Цели и задачи обучения дошкольников хореографии. Примерный план проведения урока хореографии. Музыкальное содержание урока хореографии.

 

3. Законы и правила построения композиции танца

Композиция танца. Компоненты композиции танца. Основные законы композиции танца: закон единства драматургического и хореографического содержания; закон единства музыкального и танцевального выражения содержания; закон целостности танцевальной композиции; закон актуальности; закон контраста; частные законы композиции танца.

 

4. Характеристика видов хореографической лексики и хореографического текста

Хореографическая лексика. Разновидности лексики. Хореографический текст. Создание образной лексики.

 

5. Работа балетмейстера по созданию хореографического образа

Художественный образ. Особенности в создании балетмейстером хореографического произведения.  Компоненты хореографического образа.

 

6. Методы обучения в работе над танцевальными этюдами на уроке народно-сценического танца. Организация этюдной работы

Организация этюдной работы. Работая над этюдами народно-сценического танца. Методы обучения в работе над танцевальными этюдами.

 

7. Основной закон построения драматургического произведения

Балетмейстер и его роль в создании хореографического произведения. Компоненты композиции хореографического произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

 

8. Роль выразительных средств в хореографии при создании хореографического образа

Специфическая особенность танцевального искусства. Роль выразительных средств в создании хореографического образа. Танцевальный костюм, сцена, предметная среда, сценическая среда - выразительные средства в хореографии. Актерское мастерство танцора.

 

9. Виды творческой деятельности балетмейстера

Профессия балетмейстера. Виды творческой деятельности балетмейстера: балетмейстер-сочинитель; балетмейстер-постановщик; балетмейстер-репетитор; балетмейстер-педагог. 

 

10. Этапы создания хореографического произведения

Основные стадии в работе балетмейстера над созданием композиции.  Поиск сюжета. Зарождение замысла. Сбор материала. Воплощения композиции. Разработка эскизов костюмов. Этапы создания балетмейстером хореографического произведения.

 

11. Специфика процесса обучения детской хореографии в дошкольной образовательной организации

Специфика детской хореографии в развитии гармоничной личности ребенка. Цель и задачи детской хореографии. Процесс обучения детской хореографии. Формы организации детской хореографии. Детская хореография как средство интеллектуального и эмоционального, общего физического и музыкального развития детей дошкольного возраста.

 

12. Развитие хореографической пластики детей посредством игрового стретчинга

Партерная гимнастика. Партерный экзерсис. Цель и задачи занятий по развитию у детей хореографической пластики средствами игрового стретчинга. Принципы развития хореографической пластики. Музыкальное сопровождение занятий.

 

13. Методика обучения и развития ребенка средствами игрового стретчинга

Игровая деятельность как средство развития личности ребенка.  Специфика игрового стретчинга как здоровьесберегающей технологии, направленной на борьбу с различными детскими недугами и их профилактику. Игровой стретчинг как средство влияния на детский организм, психическую и эмоциональную сферы.  Использование театральных форм, различных тематических и сюжетно-ролевых игр в процессе игрового стретчинга. Методика организации занятий игрового стретчинга.

 

14. Теоретические основы системы музыкального ритмического воспитания детей

Система музыкального ритмического воспитания детей Эмиля Жак-Далькроза. Воспитательная роль урока ритмики. Использование системы Далькроза за рубежом и в России. Музыкально-ритмическая деятельность детей как важнейшее средство развития телесного опыта и развитие личности в целом. Формы организации и виды ритмики.

 

15. Характерные особенности организации детского хореографического коллектива

Физическое развитие детей на занятиях хореографии. Развитие основных физических качеств как будущего потенциала исполнителя. Формы и признаки детского хореографического коллектива. Значение детского хореографического коллектива.

 

16. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников

Музыкальные занятия как основная форма организации музыкальной деятельности детей. Роль воспитателя в проведении занятий. Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия. Музыка в повседневной жизни детского сада. Виды детской музыкальной деятельности, используемые в повседневной жизни детского сада. Основные цели и задачи музыкального воспитания в семье.

 

17. Характеристика природы музыкальных способностей и структуры музыкальности

Способности как индивидуально-психологические свойства личности. Задатки и способности. Природа музыкальных способностей.  Структура музыкальности (Б.М. Теплов).

 

18. Характеристика методов и приемов музыкального развития детей

Задачи и содержание музыкального воспитания. Методы и методические приемы обучения. Источники получения знаний. Три взаимосвязанных метода музыкального развития детей.

 

19. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании

Образовательные технологий в дошкольном образовании и их характеристика. Цель и задачи здоровьесберегающей технологии. Технология проектной деятельности. Технология исследовательской деятельности. Информационно-коммуникационные технологии. Личностно-ориентированные технологии. Специфика игровой технологии.

 

20. Общая характеристика видов музыкальной деятельности детей

Музыкальная деятельность дошкольников как средство познания детьми музыкального искусства. Характеристика видов музыкальной деятельности: восприятие (слушание музыки), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), детское музыкальное творчество и музыкально-образовательная деятельность. Развитие музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности.

 

21. Музыкальное искусство как средство познания окружающего мира и воспитания

Содержание музыки. Задачи современного искусства. Интонационная природа музыки. Деятельность композитора, исполнителя и слушателя. Художественный образ. Изобразительность и выразительность в музыке.

 

22. Характеристика видов музыкально-ритмических движений  

Источники движений в ритмике: физические упражнения, танец, сюжетно-образные движения и их характеристика. Виды ритмики: музыкально-ритмические упражнения; музыкальная игра; пляски, танцы, хороводы. Основные виды музыкально-ритмических упражнений. Виды музыкальных игр. Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой).

 

23. Музыкально-дидактическая игра как активная творческая деятельность дошкольников

Игра как наиболее активная творческая деятельность. Развивающие возможности игры и из классификации (по Н.А. Ветлугиной). Музыкально-дидактическая игра как активная творческая деятельность дошкольников. Примеры музыкальных дидактических игр. Виды музыкальных игр.

 

24. Активное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкальных занятий

Музыкальные занятия как основная форма организации музыкальной деятельности детей. Роль и задачи, стоящие перед воспитателем в проведении музыкальных занятий. Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия.

 

25. Театрализованные представления и игры драматизации как вид развлечения в детском саду

Функции театрализованных представлений. Содержание, формы и методы проведения занятий по театрализованной деятельности. Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности детей. Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду. Методика проведения театрализованных игр. Требования к играм.  Игры-драматизации и их основные виды.

 

                                                               Блок 3. Методический

(включающий проблематику дисциплин цикла предметной подготовки и методики обучения)

 

1.Философия детства как теоретическая основа методики обучения и воспитания в дошкольном образовании.

Постижение смысла феномена детства и его самоценности в современной психолого-педагогической науке. Фундаментальные авторские концепции детского развития (Концепция Д. Б. Эльконина, концепция Д. И. Фельдштейна, концепция В.Т.Кудрявцева, концепция новой психологии детства А. Б. Орлова и концепция развития субъективности человека В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева).

 

2.Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

Сущность педагогической технологии. Здоровьесберегающие технологии; технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.).

 

3.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса в ДОО: закономерности, принципы, задачи, содержание.

Сущность воспитания. Особенности и движущие силы воспитания. Важнейшие закономерности и принципы воспитания. Роль и место воспитания в ряду факторов развития и социализации личности. Движущие силы воспитания: объективные внешние противоречия, объективные внутренние противоречия, субъективные противоречия. Функции воспитания: оценочная, диагностическая, организаторская, прогностическая, проективная. Концепции воспитания в современной России.

 

4.Организация педагогического взаимодействия в системе «педагог – ребенок - родитель».

Формы сотрудничества педагогов ДОО и родителей.  Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм сотрудничества Активные и интерактивные формы работы семьи и детского сада в системе «педагог – ребенок - родитель». Инновационные формы взаимодействия в системе «педагог – ребенок - родитель».

 

5.Особенности образовательной программы ДОО в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования (на примере Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.)

 

 

6.Организация эколого-развивающей среды в ДОО.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС. Экологическая культура. Экологическое обучение. Эколого-развивающие пространства. Компоненты развивающей среды.

7. Экологические занятия, их роль в формировании знаний дошкольников.

Главная цель занятий. Структура проведения экологического занятия. Занятия для младших дошкольников. Занятия в средней группе. Особенности занятий в старшей, подготовительной группе. Формы и методы работы с детьми.

8.Элементарная поисковая деятельность как форма организации экологического образования в дошкольные учреждения.

Понятие «поисковая деятельность». Методика организации поисковой деятельности. 

 

9. Труд детей в природе. Формы организации труда в природе.

Труд детей в природе. Формы организации труда в природе. Требования к организации труда в природе.

 

10. Целевые и повседневные прогулки с детьми в природу.

Прогулки, их значение. Методика проведения прогулок. Формы организации детей при проведении прогулок.

 

11. Научные основы теории развития речи

Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. Методы исследования в методике развития речи. Значение родного языка и речи в развитии ребенка. Понятие о языке, предпосылки его возникновения. Функциональные характеристики языка.

 

12.Система работы по развитию речи в детском саду.

Задачи и содержание работы по развитию речи детей. Средства развития речи (общение, культурная языковая среда, непосредственно-образовательная деятельность, художественная литература и др.). Методические принципы развития речи. Методы и приемы развития речи (наглядные, словесные, практические). ФГОС ДО: содержание образовательной области «Речевое развитие». Целевые ориентиры. Примерные образовательные программы в соответствии с ФГОС ДО. Парциальные программы речевого развития детей (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова).

 

13.Задачи, содержание словарной работы с детьми.

Понятие словарной работы, ее значение для развития речи детей. Исследования данной проблемы Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Е.И.Струнина и др.

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста (количественное развитие и качественная характеристика развития словаря детей).

 

14.Методика развития словаря в разных возрастных группах.

Задачи словарной работы (обогащение словаря, активизация словаря в речи детей, закрепление и уточнение словаря, устранение из лексики нелитературных слов).

Содержание словарной работы (бытовая лексика, природоведческая, обществоведческая, эмоционально-оценочная и др). Структура и содержание конспекта по речевому развитию детей дошкольного возраста.

 

15. Методика развития словаря детей в разных возрастных группах.

Приемы работы с детьми дошкольного возраста по обогащению и активизации словаря детей. Методы обогащения словаря детей. Методы активизация словаря детей.

Методика работы по обогащению и активизации словаря в разных возрастных группах детского сада. Методика работы над смысловой стороной слова (антонимы и синонимы, многозначные слова) в разных возрастных группах.

 

16.Грамматический строй родного языка как система.

Понятие грамматического строя речи (система систем, правила и их функционирование в области морфологии, синтаксиса, словообразования).

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Исследования грамматики А.Н.Гвоздева, А.Г Тамбовцева (Арушанова), Л.Федоренко и др.

Особенности, задачи и содержание формирования грамматического строя речи (формирование морфологической стороны речи, формирование синтаксической стороны речи, формирование способов словообразования, словотворчества). Пути формирования грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.

 

17.Методика формирования грамматического строя речи детей

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи детей. Методика работы по формированию морфологической стороны речи детей в разных возрастных группах. Методика формирования синтаксической стороны речи детей в разных возрастных группах. Методика формирования способов словообразования, словотворчества в разных возрастных группах.

 

18.Задачи, содержание и воспитания звуковой культуры речи.

Понятие звуковой культуры речи. Исследования данной проблемы. А.И Максакова. М.М.Алексеева, Х.Швачкина, Р.Левина и др. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольников. Направления работы по воспитанию звуковой культуры речи. Этапы обучения правильному звукопроизношению (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звуков).

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи. Формы работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию звуковой культуры речи. Методика обучения звукопроизношению на занятиях в разных возрастных группах.

 

19. Развитие диалогической речи детей.

Понятие связной  речи и ее значение для развития ребенка. Исследования функционального направления (Виноградова, О.С.Ушакова,  М.С. Лаврик и др.).

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Виды и формы связной речи. Методы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Разговор воспитателя с детьми как метод развития диалогической речи.

Беседа как метод обучения диалогической речи.

Виды бесед и их структура (вводная, по литературному произведению, этическая беседа, итоговая, о труде взрослых). Методика проведения этической беседы. Методика проведения беседы о труде взрослых. Методика проведения итоговой беседы.

 

20.Развитие связной монологической речи детей.

Методы развития связной монологической речи. Пересказ литературных произведений (структура, методика работы с детьми разного возраста).

Приемы          обучения        детей рассказыванию.        Виды рассказов       (описательные, повествовательные, контаминация) и их структура.

Методика обучения рассказыванию по восприятию (по предметам и игрушкам, по картине) в разных возрастных группах детского сада.

Методика обучения рассказыванию по памяти (из коллективного и личного опыта) в разных возрастных группах детского сада.

Методика обучения рассказыванию по воображению (творческие рассказы, технология Л.В.Ворошниной).

 

21.Предмет и задачи теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

22.Методика обучения детей решению арифметических задач. Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками. Последовательные этапы и методические приемы в работе над задачами.

23.Методика обучения младших и средних дошкольников различению частей суток, определению их последовательности. Свойства времени, особенности его восприятия детьми.

24.Методика обучения детей счету. Формирование умений образовывать числа путем увеличения или уменьшения числа на один. Сравнение чисел. Счетная деятельность, взаимно-однозначное соответствие, натуральное число, цифра.

25.Методика обучения детей способам обследования и сравнения предметов по длине, ширине, высоте. Приемы обучения детей упорядочиванию предметов по величине. Развитие глазомера.

26. Понятие о предмете «Литературное образование дошкольников». Детская литература как социокультурное явление. Функции детской литературы как искусства слова. Место детской книги в литературном образовании дошкольников. Специфика детской литературы. Представление о сущности литературного образования дошкольников, о роли приобщения детей к чтению, воспитание компетентных читателей. Литература как средство умственного, нравственного, эстетического и творческого развития способностей дошкольника, как приобщение ребенка к духовному опыту человечества.

 

27.Концепции литературного развития детей раннего и дошкольного возраста. Современные технологии литературного образования детей в ДОО. Литературное произведение как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Использование различных методов литературного развития детей в единстве всех компонентов: расширение литературного опыта, углубление читательских интересов, развитие восприятия художественного текста, становление разных видов деятельности на основе знакомых литературных произведений. Психолого-педагогические основы литературного развития, связанные с восприятием, пониманием художественного произведения ребенком дошкольного возраста.

 

28.Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях. Содержание литературного материала и возраста детей. Структура типичного занятия. Знакомство с произведением, обеспечение детям правильного и яркого восприятия путём художественного слова. Беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. Организация повторного чтения текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Методика использования художественно-изобразительных средств на занятиях с сохранением целостного восприятия текста.

 

29.Этапы формирования эстетической грамотности ребенка-читателя. Переход от первоначального восприятия к ступеням собственно эстетической деятельности в старшем дошкольном возрасте: возникновение представлений о художественной условности и художественном вымысле; формирование начальных представлений об авторстве произведения; об особенностях некоторых жанров; о мотивах поступков литературных героев; об особенностях языка художественной литературы, о единстве формы и содержания.

 

30. Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Познавательное и воспитательное значение произведений устного народного творчества, развитие образного мышления, обогащение речи детей. Знакомство с народным творчеством. Роль жанра детского фольклора, как народная сказка. Рассказывание сказки. Образцы русской речи – жемчужина народного творчества, воздействие их на разум и чувства человека: поучения, заключенные в них. Пословицы и поговорки, их образность, поэтичность. Загадка как одна из малых форм устного народного творчества. Наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений в загадках, отражающих реальный мир.

 

 

Блок 4. Психолого-педагогические ситуации

 

Задание 1. Трёхлетняя Камила начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо кофту, колготки, рейтузы, отстала от других детей. 

Как быть: 

     помочь девочке быстро одеться, 

     предложить детям подождать, пока Камила оденется сама, 

     оставить её в группе с няней? 

Назовите свои варианты действий и дайте им обоснование. 

Учтите, что вещи остались в таком состоянии с утра, когда мама привела девочку в детский сад. Она очень спешила. 

Что вы добавите к ответам в этом случае? 

Как поступите вы, если такое положение с вещами девочки повторяется каждый день?  

 

Задание 2. Четырёхлетний Руслан после занятия забыл отнести на место стульчик и побежал играть. Няня сказала мальчику: «Руслан, поставь свой стульчик на место!» 

Как поступить: 

        оставить ребёнка в покое, а когда дети уйдут на прогулку, поставить стул на место, 

        демонстративно поставить стульчик на место, подчеркнув, что все дети хорошие, аккуратные, а Руслан нет, 

        подвести мальчика к стульчику, обратить внимание на то, что все стулья одинаковые и заставить Руслана принести стульчик на место? 

Назовите другие возможные варианты действий, дайте им обоснование. 

 

Задание 3. Трёхлетний Малик катал по полу машину, а Амина играла с куклой. Ей захотелось покатать её, и, подойдя к мальчику, она отняла машину. Малик заплакал, а амина выжидательно посмотрела на воспитателя. 

Какие особенности, свойственные младшим дошкольникам, проявились в поведении девочки? 

Как поступить педагогу в данной ситуации? 

 

Задание 4. Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются. Переходя от одного предмета к другому, малыш играет с тем, что попадает в его поле зрения: увидел мячик, играет с ним, через 1-2 минуты заметил куклу, бросает мяч и играет с этой куклой. Действия детей этого возраста прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся. 

О каких особенностях развития детей свидетельствует такое поведение? Как учитывать эти особенности при организации жизни и деятельности детей? 

 

Задание 5. Определите возраст детей и назовите основные признаки, по которым вы это сделали.

а) Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). Различает тон голоса человека, который к нему обращается. Подолгу певуче гулит. Чётко берёт погремушку, которую держат у него над грудью. Долго лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. 

б) Подолгу лепечет. На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый и постоянно находящийся в определённом месте. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её. Хорошо ползает

(много, быстро, в разнообразных направлениях). Пьёт из чашки.

 

 

Ситуация 1.

Муз. руководитель: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают средства музыкальной выразительности, давайте нарисуем их». Из подготовительной группы раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Муз. руководитель (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, давайте послушаем музыку и определим средства музыкальной выразительности, которые композитор использовал в музыкальном произведении, чтобы мы точно определили, о чем нам хотел рассказать в этой музыке». Опять недовольные выкрики из класса: «Зачем?» «Давайте, лучше рисовать» и т.д. Муз. руководитель: «Ну уж нет, не захотели рисовать, будем слушать музыку, сразу нужно было думать».

Оценка

Муз. руководитель демонстрирует дошкольникам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими детьми. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.

Прогнозирование

Если подобные ситуации будут повторяться, то ни о какой дисциплине в группе уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к муз. руководителю.

Решение

Планируя работу муз. руководитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что дошкольникам не понравится музыкальное занятие. В данной ситуации, если он вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Например, слова: «Да, вы правы, рисовать иллюстрации (картинки) к средствам музыкальной выразительности мы уже не успеем, тогда послушаем музыку и определим какой темп, динамика, ритм, лады, регистры и т.д. использовал композитор», – дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками муз. руководителя управляют не их или его капризы. Кроме того, воспитатель должен дать понять своим детям, что нытье и подобный тон недопустимы на занятиях.

 

Ситуация 2.

Ребенок говорит о том, что занятия музыкой ему в жизни не пригодятся и заниматься этим он не хочет.

Решение

Можно попробовать на жизненных примерах объяснить ему, что музыка необходима и без нее, по крайней мере на сегодняшний день, он просто не получит когда он пойдет в школу положительную оценку и даже аттестат. Также выяснить, возможно воспитатель и муз. руководитель предвзято относится к ребенку, и поэтому он не хочет активно заниматься музыкальной деятельностью.

 

Ситуация 3.

В старшей группе детского сада на музыкальном занятии мальчик достал конфеты и начал их есть сам, ни с кем не делясь. Другие ребята увидели это и попросили поделиться с ними. Однако мальчик сказал, что не желает раздавать свои конфеты и хочет их съесть сам. На что ребята обозвали его «Жадиной» и прекратили общаться с этим мальчиком.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения воспитателя, мальчика и детей.

2. Как бы вы (на месте воспитателя) поступили, если бы на занятии возникла подобная проблема).

3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию.

 

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

1.Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.

2. Белкина, В. Н.  Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08012-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491309

3. Болотина, Л. Р.  Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491477

4.Блонский, П. П.  Педология / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 315 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12114-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452274.

5.Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.

6.Выготский, Л. С.  Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09445-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452726.

7.Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с.

8.Выготский, Л. С.  Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452935

9. Выготский, Л. С.  История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07532-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452956.

10.Выготский, Л. С.  Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 432 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07471-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452957.

11.Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста : учебник / Волков Б.С., Волкова Н.В. — Москва : КноРус, 2020. — 270 с. — ISBN 978-5-406-00298-8. — URL: https://book.ru/book/933950

12.Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.

13. Габова, М. А.  Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений : учебное пособие для вузов / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07666-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/49098914.Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.

15. Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 160 с.

16. Микляева, Н. В.  Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03348-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498829

17. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06300-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490678.

18. Обухова, Л. Ф.  Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 275 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10873-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495549 

19.Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 206 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08757-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451962.

20.       Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. - 705, [7] с. - (Мастера психологии)

21. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.

22. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.

23.Иванников, В. А.  Введение в психологию : учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00116-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451091.

24.       Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2017. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

25.Молчанов, С. В.  Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для вузов / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00488-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450270.

26. Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 11-е изд., стер. - М. : Академия, 2019 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 656, [1] с. : портр.; 22 см. - (Высшее образование).; ISBN 5-7695-0408-0

27. Немов, Р. С.  Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10265-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456490

28. Смирнова, Е. О.  Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497274

 

Дополнительная литература

 

1. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06300-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490678

2. Ежкова, Н. С.  Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491077 

3. Болотина, Л. Р.  Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491477

4. Микляева, Н. В.  Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03348-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498829

5. Смирнова, Е. О.  Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497274

6. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 179 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07221-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491039

7. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498837

б) дополнительная литература

1. Габова, М. А.  Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений : учебное пособие для вузов / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07666-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490989

2. Бережковская, Е. Л.  Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14308-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496899

3. Сорокоумова, Е. А.  Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 227 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04322-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492403 

4. Юревич, С. Н.  Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учебное пособие для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10051-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494980

5. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01720-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498845

6. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 111 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09051-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498958

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

Ресурсы

Адрес сайта

1.

Единый национальный портал дополнительного образования детей

http://dop.edu.ru/home/93

2.

ЭБС «Университетская библиотека online»

http://www.biblioclub.ru/

3.

Электронный каталог библиотеки ОГПУ

http://www.ospu.ru/studentu/bibli oteka/elektronnyy-katalog/

4.

Национальный цифровой ресурс РУКОНТ

http://www.rucont.ru/

5.

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

http://elibrary.ru

6.

Педагогическая библиотека

http://www.pedlib.ru/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ВОПРОСЫ К ГИА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ

ВОПРОСЫ К ГИА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ

Развитие внимания, памяти, воображения детей раннего возраста

Развитие внимания, памяти, воображения детей раннего возраста

Основы теории физического воспитания детей

Основы теории физического воспитания детей

Подготовка детей к школе в ДОУ и семье

Подготовка детей к школе в ДОУ и семье

Актерское мастерство танцора. 9

Актерское мастерство танцора. 9

Способности как индивидуально-психологические свойства личности

Способности как индивидуально-психологические свойства личности

Методика проведения театрализованных игр

Методика проведения театрализованных игр

Главная цель занятий. Структура проведения экологического занятия

Главная цель занятий. Структура проведения экологического занятия

Понятие грамматического строя речи (система систем, правила и их функционирование в области морфологии, синтаксиса, словообразования)

Понятие грамматического строя речи (система систем, правила и их функционирование в области морфологии, синтаксиса, словообразования)

Методика обучения детей решению арифметических задач

Методика обучения детей решению арифметических задач

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

Как поступить педагогу в данной ситуации?

Как поступить педагогу в данной ситуации?

Ситуация 2. Ребенок говорит о том, что занятия музыкой ему в жизни не пригодятся и заниматься этим он не хочет

Ситуация 2. Ребенок говорит о том, что занятия музыкой ему в жизни не пригодятся и заниматься этим он не хочет

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии /

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии /

Иванников, В. А. Введение в психологию : учебник для вузов /

Иванников, В. А. Введение в психологию : учебник для вузов /

Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов /

Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов /

Образовательная платформа Юрайт [сайт]

Образовательная платформа Юрайт [сайт]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024