Пояснительная записка
Элективный курс по математике в 9 классе по теме «Функции и их графики» посвящён одному из основных понятий современной математики - функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости является одним из центральных в математике. Иногда график является единственно возможным способом задания функции. Он широко используется в технике, лежит в основе многих самопишущих автоматических приборов. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение элективного курса по математики в 9 классе отводится 9 часов ( из расчёта 0,25 часа в неделю).
В ходе изучения данного курса используют следующие формы организации учебной деятельности: лекции, беседа, тестирование, практикумы по решению задач.
Цель данного курса – пояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями и их графиками, представить систематизацию функций не по видам, а по методам построения их графиков.
Задачи курса :
-сформировать у учащихся полное представление о функции;
-сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения проблем;
-развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
-расширить рамки школьной программы;
-способствовать развитию логического мышления.
Содержание курса обучения
Тема 1. Понятие функции и графика (1ч).
Учащимся сообщается цель и значение данного элективного курса. Выявляются и систематизируются знания о функциональной зависимости. Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей учащихся. Используется разнообразный наглядный материал.
Тема 2. Преобразование графиков (2ч).
Методы, упрощающие аналитическое выражение функций и облегчающие построение графиков. Построение эскизов графиков многих функций.
Тема 3. Действия над функциями (3ч).
Графики суммы, разности, произведения и частного двух функций, методы их построения. Построение графиков, содержащих знак модуля.
Тема 4. Дополнительный материал (2ч).
Приёмы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. Понятие обратной функции, область её определения и множество значений. Связь графиков прямой и обратной функций.
Итоговый тест за курс (1ч).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения элективного курса по математике в 9 классе учащиеся должны знать: - понятие функциональной зависимости;
- различные способы задания функции;
уметь: - свободно строить графики различных функций;
-решать сложные задачи графическим способом.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни.
Список литературы и учебно-методического обеспечения
1.О.К.Плетнёва «Преобразование графиков элементарных функций» -М., 2006г.
2.Н.Я.Виленкин «Функции в природе и технике» -М.,1998г.
3.И.М.Гольдфанд «Функции и графики. Основные приёмы» -М..1995г.
4.И.Х.Сиващинский «Элементарные функции и их графики» -М.,2001г.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 9 кл.
| № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану по факту | Примечание | |
| Тема 1. Понятие функции и графика (1ч). 
 | |||||
| 1 | Понятие функции и графика. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
| Тема 2. Преобразование графиков (2ч). 
 | |||||
| 2 | Графики элементарных функций. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
| 3 | Построение эскизов графиков. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
| Тема 3. Действия над функциями (3ч). 
 | |||||
| 4 | Графики суммы и разности двух функций, методы их построения. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
| 5 | Графики произведения и частного двух функций, методы их построения. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
| 6 | Построение графиков, содержащих знак модуля. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
| Тема 4. Дополнительный материал (2ч). 
 | |||||
| 7 | Приёмы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
| 8 | Понятие обратной функции, область её определения и множество значений. Связь графиков прямой и обратной функций. 
 | 1 | 
 | 
 | 
 | 
| 9 | Итоговый тест за курс. | 1 | 
 | 
 | 
 | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.