Пояснительная записка
Элективный курс по математике в 9 классе по теме «Функции и их графики» посвящён одному из основных понятий современной математики - функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости является одним из центральных в математике. Иногда график является единственно возможным способом задания функции. Он широко используется в технике, лежит в основе многих самопишущих автоматических приборов. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение элективного курса по математики в 9 классе отводится 9 часов ( из расчёта 0,25 часа в неделю).
В ходе изучения данного курса используют следующие формы организации учебной деятельности: лекции, беседа, тестирование, практикумы по решению задач.
Цель данного курса – пояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями и их графиками, представить систематизацию функций не по видам, а по методам построения их графиков.
Задачи курса :
-сформировать у учащихся полное представление о функции;
-сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения проблем;
-развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
-расширить рамки школьной программы;
-способствовать развитию логического мышления.
Содержание курса обучения
Тема 1. Понятие функции и графика (1ч).
Учащимся сообщается цель и значение данного элективного курса. Выявляются и систематизируются знания о функциональной зависимости. Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей учащихся. Используется разнообразный наглядный материал.
Тема 2. Преобразование графиков (2ч).
Методы, упрощающие аналитическое выражение функций и облегчающие построение графиков. Построение эскизов графиков многих функций.
Тема 3. Действия над функциями (3ч).
Графики суммы, разности, произведения и частного двух функций, методы их построения. Построение графиков, содержащих знак модуля.
Тема 4. Дополнительный материал (2ч).
Приёмы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. Понятие обратной функции, область её определения и множество значений. Связь графиков прямой и обратной функций.
Итоговый тест за курс (1ч).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения элективного курса по математике в 9 классе учащиеся должны знать: - понятие функциональной зависимости;
- различные способы задания функции;
уметь: - свободно строить графики различных функций;
-решать сложные задачи графическим способом.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни.
Список литературы и учебно-методического обеспечения
1.О.К.Плетнёва «Преобразование графиков элементарных функций» -М., 2006г.
2.Н.Я.Виленкин «Функции в природе и технике» -М.,1998г.
3.И.М.Гольдфанд «Функции и графики. Основные приёмы» -М..1995г.
4.И.Х.Сиващинский «Элементарные функции и их графики» -М.,2001г.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 9 кл.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения по плану по факту |
Примечание |
|
Тема 1. Понятие функции и графика (1ч).
|
|||||
1 |
Понятие функции и графика. |
1 |
|
|
|
Тема 2. Преобразование графиков (2ч).
|
|||||
2 |
Графики элементарных функций. |
1 |
|
|
|
3 |
Построение эскизов графиков. |
1 |
|
|
|
Тема 3. Действия над функциями (3ч).
|
|||||
4 |
Графики суммы и разности двух функций, методы их построения. |
1 |
|
|
|
5 |
Графики произведения и частного двух функций, методы их построения. |
1 |
|
|
|
6 |
Построение графиков, содержащих знак модуля. |
1 |
|
|
|
Тема 4. Дополнительный материал (2ч).
|
|||||
7 |
Приёмы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. |
1 |
|
|
|
8 |
Понятие обратной функции, область её определения и множество значений. Связь графиков прямой и обратной функций.
|
1 |
|
|
|
9 |
Итоговый тест за курс. |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.