Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
экология
10 кл—11 кл
25.05.2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по основам экологии предназначена для учащихся 10 - 11 классов. Она составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания всего экологического образования в средней школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение основ экологии по учебному плану.
Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
основы экологии 10-11кл. элективный курс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Рекомендовано
методическим объединением
учителей химии и биологии
Руководитель МО
_________ Вердиханова Э.Х.
«___» _________ 201__г
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________ Аскеров Ш.А.
«___» _______ 201__г.
Утверждаю
Директор школы
_________ Завзанов С.З.
«___» __________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по биологии 1011 классы
«Основы экологии»
учитель биологии
Базаева А. Ю.
Составила:
с. Красный восход
1 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по основам экологии предназначена для учащихся 10 11 классов. Она составлена на основе временных
требований к Обязательному минимуму содержания всего экологического образования в средней школе и в соответствии с объёмом времени,
которое отводится на изучение основ экологии по учебному плану.
В новом базисном плане количество часов на изучение экологии не выделено, в 10 и 11 классах сокращено изучение биологии до одного
часа в неделю. Материал курса основ экологии приходится опускать. Однако для лучшего восприятия, понимания и анализа современной
экологической ситуации такое сокращение нежелательно, он имеет большое фундаментальное и прикладное значение для формирования
экологического образования человека. Отсюда возрастает роль элективных курсов по данному направлению.
Этот курс предназначен, вопервых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, вовторых – для обращения внимания,
учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
Для составления программы и планирования материала использовались: учебное пособие Черновой Н.М. и др. «Основы экологии. 1011»,
методические пособия под ред. Пономарёвой О.Н., под ред. Дудкиной О.П., под ред. Брякиной М.В., «Сборник задач, упражнений и
практических работ к учебнику под редакцией Черновой Н.М.» под ред. Жигарева И.А., рабочая тетрадь по экологии для учащихся под ред.
Криксунова Е.А., компакт – диски образовательного комплекса и системы программ «1С: Образование» под ред. Ахлебинина А.К. и
Сивоглазова В.И., материалы справочников и энциклопедий по биологии и экологии для учащихся.
Основной образовательной целью данного элективного курса является: формирование у учащихся целостного представления об
окружающей природе, её законах и закономерностях отношений человека и природы.
2 При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал выполнению поставленной
воспитательной цели: воспитание экологического образования для дальнейшего участия в осуществлении общемировой концепции
устойчивого развития природы.
Развивающей целью является: развитие экологического мышления, стимулирование желания и повышение мотивации учащихся к
самостоятельному изучению и расширению знаний по экологии своего края и страны.
Требования к умениям и навыкам обучающихся
По итогам изученного курса экологии учащиеся должны:
знать/понимать:
признаки объектов экологии, отдельных организмов, популяций, видов, биоценозов и экосистем;
сущность экологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, круговорота веществ, саморегуляции в экологических
системах, цепей питания, многообразия взаимодействий организмов в природе;
уметь:
объяснять роль экологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; роль
организмов в экосистемах, взаимосвязи организмов и окружающей среды, биологическое разнообразие в сохранении биосферы; зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды;
выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных особей и видов в экосистеме;
анализировать и оценивать воздействие факторов среды на организмы и организмов на среду;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3 УМК и дополнительная литература
1. Брякина М.В. Экология. 10, 11 кл.: Комплексные поурочные планы/ Волгоград: Учитель – АСТ, 2006.
2. Дудкина О.П. Основы экологии: Планирование уроков по учебнику Черновой Н.М./ Волгоград: Учитель, 2007.
3. Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под
ред. Н.М. Черновой/ М.: Дрофа, 2007.
4. Криксунов Е.А. и др. Экология: Рабочая тетрадь/М.: Дрофа, 2007.
5. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М./ М.: Дрофа, 2004.
6. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/ М.: Дрофа,
2009.
7. Экология: Учебное пособие: 2 CD/ под ред. Ахлебинина А.К., Сивоглазова В.И./М.: Дрофа, 2007.
4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение(1 ч). Предмет экологии. Её разделы. История развития экологии как науки и значение экологического образования в настоящее
время.
Организм и среда (9 ч). Потенциальные возможности размножения организмов.
ГЛАВА I.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути
воздействия организмов на среду обитания Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни. Повторение материала
I главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний.
ГЛАВА П.
Сообщества и популяции (11 часов). Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных
отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций
и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость. Повторение материала II главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция
знаний.
Экосистемы (10 часов). Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие
ГЛАВА III.
5 экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем Биосфера. Экология как
научная основа природопользования. Повторение материала III главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний.
Резерв – 4 часа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела, темы, урока
Примечание
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
в
о
с
а
ч
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Введение
Глава 1. Организм и среда
1
9
1 Потенциальные возможности размножения организмов
2 Общие законы зависимости организмов от факторов среды
3 Основные пути приспособления организмов к среде
4 Основные среды жизни
5 Пути воздействия организмов на среду обитания
6 Приспособительные формы организмов
7 Приспособительные ритмы жизни
8 Обобщение материала темы
9 Контроль знаний учащихся по теме
11
1
2
3
4 Популяции
5 Демографическая структура популяций
Типы взаимодействия организмов
Законы и следствия пищевых отношений
Законы конкурентных отношений в природе
Глава 2. Сообщества и популяции
6 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Рост численности и плотность популяций
6
7 Численность популяции и её регуляция в природе
8 Промежуточное обобщение материала
9
Биоценоз и его устойчивость
10 Обобщение материала темы
11 Контроль знаний учащихся по теме
10
1
2
3 Агроценозы и агроэкосистемы
4 Промежуточное обобщение материала
5 Саморазвитие экосистем
6
Законы организации экосистем
Законы биологической продуктивности
Глава 3. Экосистемы
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости
популяций, биоценозов и экосистем
Биосфера
Экология как научная основа природопользования
7
8
9 Обобщение материала темы
10 Контроль знаний учащихся по теме
Резерв – 4 часа
7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
ГЛАВА IV.
Экологические связи человека (9 ч). Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека.
Использование человеком орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. Человек разумный.
Современный человек. Человек будущего. Повторение материала IV главы. Контроль и коррекция знаний.
ГЛАВА V.
Экологическая демография (6 ч). Социально – экологические особенности демографии человека. Рост численности человечества. Социально
– географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Повторение материала V главы. Контроль и коррекция
знаний.
ГЛАВА VI.
Экологические проблемы и пути их решения (17 ч). Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы, их использование и охрана.
8 Современное состояние и охрана растительности. рациональное использование и охрана животных. От экологических кризисов и катастроф к
устойчивому развитию. Экология и здоровье. Наследственность – фактор здоровья человека. Здоровый образ жизни. Окружающая природная
среда и человек. Повторение материала VI главы. Контроль и коррекция знаний.
Обобщение и резерв (3 ч). Повторение и тестированный контроль по курсу основ экологии.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Название раздела, темы урока
Примечание
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
в
9
о
с
а
1 Человек как биосоциальный вид
ч
2 Особенности пищевых и информационных связей человека
3 Использование орудий и энергии
4 История развития экологических связей человечества. Древние
Глава 4. Социальная экология
о
гоминиды
5 История развития экологических связей человечества. Человек
разумный
6 История развития экологических связей человечества. Современность
7 История развития экологических связей человечества. Будущее
8 Повторение и промежуточный контроль знаний
9 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Модуль 2. Экологическая демография
Социальноэкологические особенности демографии человечества
Рост численности человечества
Социальногеографические особенности демографии человека
Демографические перспективы
Модуль 3. Экологические проблемы и их решения
9 Контроль и коррекция знаний
6
1
2
3
4
5 Обобщающее повторение
6 Контроль и коррекция знаний
17
1
2
3
4
5
6
7 Использование и охрана недр
8 Почвенные ресурсы, их использование и охрана
9
Современное состояние и охрана растительности
10 Современное состояние и охрана растительности
11
Рациональное использование и охрана животных
12
Рациональное использование и охрана животных
13 От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию
14 Экология и здоровье. Наследственность – фактор здоровья человека.
Современные проблемы охраны природы
Современные проблемы охраны природы
Современное состояние и охрана атмосферы
Современное состояние и охрана атмосферы
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Здоровый образ жизни
15 Экология и здоровье. Окружающая природная среда и человек
16 Обобщающее повторение
17 Контроль и коррекция знаний
1
Обобщение
Итоговое тестирование по курсу основ экологии
Резерв – 2 часа
10 11 12
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.