Элективного курса по биологии 10-11 классы «Основы экологии» Составила: учитель биологии

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса по основам экологии предназначена для учащихся 10 - 11 классов. Она составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания всего экологического образования в средней школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение основ экологии по учебному плану. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
Иконка файла материала основы экологии 10-11кл. элективный курс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан  Рекомендовано методическим объединением  учителей химии и биологии   Руководитель МО _________    Вердиханова Э.Х. «___» _________ 201__г  Согласовано Заместитель директора по УВР __________         Аскеров Ш.А.  «___» _______ 201__г. Утверждаю Директор школы     _________   Завзанов С.З.  «___» __________  201__г.                                                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                         Элективного курса  по биологии  10­11 классы                                                                                                                       «Основы экологии»                                                                                                                                                                                                                                               учитель биологии                                                                                                                                                                                                                          Базаева А. Ю.                     Составила:                                                                                                с. Красный восход  12015 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Программа элективного курса по основам экологии предназначена для учащихся 10 ­ 11 классов. Она составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания всего экологического образования в средней школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение основ экологии по учебному плану.    В новом базисном плане количество часов на изучение экологии не выделено, в 10 и 11   классах сокращено изучение биологии до одного часа в неделю. Материал курса основ экологии приходится опускать. Однако  для лучшего восприятия, понимания и анализа современной экологической ситуации такое сокращение   нежелательно, он имеет большое фундаментальное и прикладное значение для формирования экологического образования человека. Отсюда возрастает роль элективных курсов по данному направлению.  Этот курс предназначен, во­первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во­вторых – для обращения внимания,  учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой. Для составления программы и планирования материала использовались: учебное пособие Черновой Н.М. и др. «Основы экологии. 10­11»,  методические пособия под ред. Пономарёвой О.Н., под ред. Дудкиной О.П., под ред. Брякиной М.В., «Сборник задач, упражнений и  практических работ к учебнику под редакцией Черновой Н.М.» под ред. Жигарева И.А., рабочая тетрадь по экологии для учащихся под ред.  Криксунова Е.А., компакт – диски образовательного комплекса и системы программ «1С: Образование» под ред. Ахлебинина А.К. и  Сивоглазова В.И., материалы справочников и энциклопедий по  биологии и экологии для учащихся.     Основной     образовательной   целью   данного   элективного   курса   является:   формирование   у   учащихся   целостного   представления   об окружающей природе, её законах и закономерностях отношений человека и природы. 2При   этом   отбор   фактологического   материала   осуществлялся   таким   образом,   чтобы   он   способствовал   выполнению   поставленной воспитательной   цели:   воспитание   экологического   образования   для   дальнейшего   участия   в     осуществлении   общемировой   концепции устойчивого развития природы.       Развивающей   целью   является:   развитие   экологического   мышления,   стимулирование   желания   и   повышение   мотивации     учащихся   к самостоятельному изучению и расширению знаний по экологии своего края и страны. Требования к умениям и навыкам обучающихся По итогам изученного курса экологии учащиеся должны: знать/понимать: ­ признаки объектов экологии, отдельных организмов, популяций, видов, биоценозов и экосистем; ­ сущность экологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, круговорота веществ, саморегуляции в экологических  системах, цепей питания, многообразия взаимодействий организмов в природе; уметь: ­ объяснять роль экологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; роль  организмов в экосистемах, взаимосвязи организмов и окружающей среды, биологическое разнообразие в сохранении биосферы; зависимость  собственного здоровья от состояния окружающей среды; ­ выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных особей и видов в экосистеме; ­ анализировать и оценивать воздействие факторов среды на организмы и организмов на среду; ­ использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 3УМК и дополнительная литература 1. Брякина М.В. Экология. 10, 11 кл.: Комплексные поурочные планы/ Волгоград: Учитель – АСТ, 2006. 2. Дудкина О.П. Основы экологии: Планирование уроков по учебнику Черновой Н.М./ Волгоград: Учитель, 2007. 3. Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под  ред. Н.М. Черновой/ М.: Дрофа, 2007. 4. Криксунов Е.А. и др. Экология: Рабочая тетрадь/М.: Дрофа, 2007. 5. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М./ М.: Дрофа, 2004. 6. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/ М.: Дрофа,  2009. 7. Экология: Учебное пособие: 2 CD/ под ред. Ахлебинина А.К., Сивоглазова В.И./М.: Дрофа, 2007. 4СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс (35 часов, 1 час в неделю)    Введение(1 ч). Предмет экологии. Её разделы. История развития экологии как науки и значение экологического образования в настоящее время.   Организм и среда (9 ч).  Потенциальные возможности размножения организмов. ГЛАВА I. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни. Повторение материала I главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний. ГЛАВА П. Сообщества и популяции (11 часов). Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость. Повторение материала II главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний. Экосистемы (10 часов). Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие ГЛАВА III. 5экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем Биосфера. Экология как научная основа природопользования. Повторение материала III главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний. Резерв – 4 часа.   КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название раздела, темы, урока Примечание о в т с е ч и л о К в о с а ч № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Введение  Глава 1. Организм и среда  1 9 1 Потенциальные возможности размножения организмов 2 Общие законы зависимости организмов от факторов среды 3 Основные пути приспособления организмов к среде 4 Основные среды жизни 5 Пути воздействия организмов  на среду обитания 6 Приспособительные формы организмов 7 Приспособительные ритмы жизни 8 Обобщение материала темы 9 Контроль знаний учащихся по теме 11 1 2 3 4 Популяции 5 Демографическая структура популяций Типы взаимодействия организмов Законы и следствия пищевых отношений Законы конкурентных отношений в природе Глава 2. Сообщества и популяции  616 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Рост численности и плотность популяций 6 7 Численность популяции и её регуляция в природе 8 Промежуточное обобщение материала 9 Биоценоз и его устойчивость 10 Обобщение материала темы 11 Контроль знаний учащихся по теме 10 1 2 3 Агроценозы и агроэкосистемы 4 Промежуточное обобщение материала 5 Саморазвитие экосистем 6 Законы организации экосистем Законы биологической продуктивности Глава 3. Экосистемы  Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости  популяций, биоценозов и экосистем Биосфера Экология как научная основа природопользования 7 8 9 Обобщение материала темы 10 Контроль знаний учащихся по теме Резерв – 4 часа 7СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 класс (35 часов, 1 час в неделю) ГЛАВА IV. Экологические   связи   человека   (9   ч).   Человек   как   биосоциальный   вид.   Особенности   пищевых   и   информационных   связей   человека. Использование человеком орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. Человек разумный. Современный человек. Человек будущего. Повторение материала IV главы. Контроль и коррекция знаний. ГЛАВА V. Экологическая демография (6 ч). Социально – экологические особенности демографии человека. Рост численности человечества. Социально – географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Повторение материала V главы. Контроль и коррекция знаний. ГЛАВА VI. Экологические проблемы и пути их решения (17 ч). Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.   Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы, их использование и охрана. 8Современное состояние и охрана растительности.  рациональное использование и охрана животных. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию. Экология и здоровье. Наследственность – фактор здоровья человека. Здоровый образ жизни. Окружающая природная среда и человек. Повторение материала VI главы. Контроль и коррекция знаний. Обобщение и резерв (3 ч).  Повторение и тестированный контроль по курсу основ экологии. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Название раздела, темы урока Примечание в т с е ч и л о К в 9 о с а 1 Человек как биосоциальный вид ч   2 Особенности пищевых и информационных связей человека 3 Использование орудий и энергии 4 История развития экологических связей человечества. Древние  Глава 4. Социальная экология  о гоминиды 5 История развития экологических связей человечества. Человек  разумный 6 История развития экологических связей человечества. Современность 7 История развития экологических связей человечества. Будущее 8 Повторение и промежуточный контроль знаний 99 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Модуль 2. Экологическая демография  Социально­экологические особенности демографии человечества Рост численности человечества Социально­географические особенности демографии человека Демографические перспективы Модуль 3. Экологические проблемы и их решения  9 Контроль и коррекция знаний 6 1 2 3 4 5 Обобщающее повторение 6 Контроль и коррекция знаний 17 1 2 3 4 5 6 7 Использование и охрана недр 8 Почвенные ресурсы, их использование и охрана 9 Современное состояние и охрана растительности 10 Современное состояние и охрана растительности 11 Рациональное использование и охрана животных 12 Рациональное использование и охрана животных 13 От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию 14 Экология и здоровье. Наследственность – фактор здоровья человека.  Современные проблемы охраны природы Современные проблемы охраны природы Современное состояние и охрана атмосферы Современное состояние и охрана атмосферы Рациональное использование и охрана водных ресурсов Рациональное использование и охрана водных ресурсов Здоровый образ жизни 15 Экология и здоровье. Окружающая природная среда и человек 16 Обобщающее повторение 17 Контроль и коррекция знаний 1 Обобщение  Итоговое тестирование по курсу основ экологии Резерв – 2 часа 101112