Образовательные тренды
Непрерывное обучение, или Lifelong Learning
Тотальная цифровизация
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)
Геймификация
Технологии VR и AR
Активная проектная работа Agile и Scrum-технологии
Адаптивное обучение
Интегральный подход
Изменение роли преподавателя и чат-боты
ИОТ
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.
Нормативная база
Построение индивидуальной траектории обучения по программам СПО является реализацией основных прав обучающихся и мерой их социальной поддержки и стимулирования в соответствии со ст. 34 ФЗ «Об образовании» (ч. 1, пп. 1-7) и обеспечивает возможности индивидуализации образовательного процесса обучающегося, а именно:
- участие в проектировании собственной индивидуальной
образовательной траектории (при условии соблюдения требований
ФГОС СПО);
- выбор элективных курсов, включённых в вариативную
часть ОПОП СПО;
- выбор факультативных курсов, ОППО, программ ДПО,
реализующихся в образовательной организации;
Нормативная база
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 02 декабря 2019 года № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)
Нормативная база
Локальные нормативно-правовые акты, обеспечивающие нормативно-правовое сопровождение построения индивидуальной траектории обучения должны определять:
− порядок (правила) выбора элективных и факультативных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, из перечня, реализующихся образовательной организацией;
Примерный перечень необходимых нормативно-правовых документов для разработки:
Положение об организации обучения по индивидуальному учебному плану (включая форму заявления обучающегося (его законного представителя));
− Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (включая форму заявления обучающегося (его законного представителя) и регламент процедуры зачета);
− Приказы об утверждении элективных и факультативных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, реализующихся образовательной организацией.
Основные понятия
Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору обучающегося
Факультативный курс (от франц. facultatif и лат. facultas — возможность) — это необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию обучающихся.
Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:
обеспечивают повышенный уровень освоения одного из учебных предметов общеобразовательной и/или профессиональной подготовки, его раздела;
служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе;
служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем;
способствуют приобретению образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда
Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы – обязательный образовательный компонент, их выбирает каждый обучающийся.
Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность.
Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год. Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности, рассчитанные на один семестр или один год. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными.
Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.
Учащимся одной группы может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все учащиеся и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов
Элективный курс «Диалог культур. Калифорнийские индейцы, глазами русских путешественников и поселенцев Форт-Росс 1812-1841гг. История Русской Америки»
Данный курс основывается на научно-исследовательской работе автора «Жизнь калифорнийских индейцев глазами русских путешественников и поселенцев Форт-Росс (1812-1841)» 2015 года.
Работа была апробирована в качестве докладов на следующих конференциях:
- Студенческой научно-практической конференции ВГПУ (2014 г.);
- Студенческой научно-практической конференции ВоГУ (2015г.). Награждена дипломом II степени за лучший доклад на тему: «Восприятие калифорнийских индейцев русскими путешественниками».
-Всероссийской Зимней школе Европейского университета г. Санкт-Петербурга «Ремесло историка» (2015 г.). Награждена грамотой за участие.
- Всероссийской научной конференции с международным участием «Чтения к 80-летию со дня рождения д.и.н., проф. Ю.К. Некрасова (1935-2006)», 22-23 мая 2015 г.
- V Всероссийской конференции «Парадигма инновационной системы образования: будущее рождается сегодня». Награждена дипломом лауреата в номинации «Педагог новатор 2021».
Элективный курс «Диалог культур. Калифорнийские индейцы, глазами русских путешественников и поселенцев Форт-Росс 1812-1841гг. История Русской Америки»
Данный курс относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах:
История
Экономические основы производства
Для освоения элективного курса, обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин. Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме. Уметь критически анализировать теоретические концепции.
Вашему вниманию представлены учебное пособие и рабочая программа курса
Целью освоения элективного курса ««Диалог культур. Калифорнийские индейцы, глазами русских путешественников и поселенцев Форт-Росс 1812-1841 гг. История Русской Америки» является: Формирование необходимых социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, лидерских качеств.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекционные занятия, семинарские занятия, решение кейсов, дискуссии, имитационные и деловые игры, круглые столы, занятие-путешествие
Образовательные технологии: В рамках семинарских занятий используются презентации, групповая, самостоятельная работа и проектная деятельность, обсуждение, деловые игры, проведение дебатов, разбор кейсов и деловых ситуаций.
Результаты обучения:
умения: анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
знания: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты;
Элективный курс «Диалог культур. Калифорнийские индейцы, глазами русских путешественников и поселенцев Форт-Росс 1812-1841гг. История Русской Америки»
Факультативный курс «Культурная жизнь Вологодской области в годы Великой Отечественной войны»
Данный курс основывается на научно-исследовательской работе автора «Учреждения культуры Вологодской области в годы Великой Отечественной войны»
Данный курс относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах: История
Для освоения элективного курса, обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин.
Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме.
Уметь критически анализировать теоретические концепции.
Основные положения курса должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: История
Вашему вниманию представлены учебное пособие и рабочая программа курса
Целью освоения факультативного курса «Культурная жизнь Вологодской области в годы Великой Отечественной войны» является: Формирование необходимых социальных и личностных качеств гражданина и патриота своей страны, уважительного отношения к истории своего государства.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекционные занятия, семинарские занятия, решение кейсов, дискуссии, занятие-концерт
Образовательные технологии
В рамках семинарских занятий используются презентации, групповая, самостоятельная работа и проектная деятельность, обсуждение, разбор кейсов.
Показатели оценки результата:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Факультативный курс «Культурная жизнь Вологодской области в годы Великой Отечественной войны»
Основные выводы
Элективные и факультативные курсы в настоящее время должны соответствовать данным требованиям:
иметь социальную и личностную значимость, актуальность, как с точки зрения подготовки профессиональных кадров, так и личностного развития учащихся; -
- способствовать социализации и адаптации, представлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;
- поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной социализации обучения;
- обладать значительным развивающим потенциалом;
- вносить вклад в формирование целостной картины мира;
- способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков, ключевых компетенций
Литература и источники
Шалдина, А. В. Факультативный курс как один из элементов формирования профессиональной мотивации студентов СПО / А. В. Шалдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56199/.
Дубяга, Н.Ю. Главные тренды образования. – URL: http://loft.imc-nev.ru/obrazovatelnye-trendy/694-glavnye-trendy-v-obrazovanii.html
А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.
Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.
Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.
Днепров Э. Концепция с авторитарным профилем. М., ““Первое сентября”, 2002 г., №33, стр. 2.
Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.
Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.