ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
Оценка 5
Педсоветы +1
docx
биология +1
8 кл—11 кл
11.03.2018
В статье приведена краткая характеристика и классификация элективных курсов в сравнение с факультативами по предметам. Приведены примеры использования разных элективных курсов, в зависимости от аудитории, целей и длительности курса. Автором дан краткий анализ результативности их использования в течение 5 лет.
Статья Знанио Журавлева.docx
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
(из опыта работы учителя биологии)
Журавлева Наталья Викторовна,
учитель биологии и экологии,
МОУ СШ №18,
Россия, г. Волгоград
Практикующий педагог всегда задумывается о том, как повысить качество
обучения, и, в то же время, как сделать обучение доступным для восприятия. Педагог
должен научить школьников жить в мире высоких технологий и преодолевать острые
социальные проблемы.
В большинстве развитых стран общее образование на старшей ступени обучения
уже давно стало профессиональным, потому что именно такое образование эффективно,
а, значит, востребовано.
Проблема современной школы состоит в отсутствие преемственности между
единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными
заведениями. Предметы факультативных или углубленных курсов, которые длительное
время раньше реализовывались в общеобразовательных школах, как бы изолировались от
всех остальных, изучаемых на обычном, стандартном уровне. i [1]
Современные тенденции образования предполагают возможность профильной
дифференциации на старших ступенях обучения через элективные курсы. Элективный
формированию целостной
курс естественнонаучного цикла способствует
образовательной системы самостоятельной работы обучающихся; даёт возможности для
выстраивания у учащихся индивидуальной образовательной траектории,
преемственности между школой и вузом, общим и профессиональным образованием, а
также успешной адаптации выпускников в социуме с учетом реальных потребностей
рынка труда.ii [2]
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования
отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени общего
образования ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного
выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего
направления собственной деятельности.iii [3]
5 Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и моя
задача как учителя – помочь учащимся объективно оценить свои силы и возможности,
способности, интересы и склонности.
Современные элективные курсы – это курсы по выбору учащихся, входящие в
состав обучения на старшей ступени школы. Они служат для построения
индивидуальных образовательных траекторий, а также используются
предпрофильной подготовки учащихся.
для
Основная цель преподавания элективных курсов заключается в ориентации
учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному
и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Элективные курсы входят в школьный компонент матрицы базисного учебного
плана (БУП), и для них не существует стандартов. Эта нестандартизированность,
вариативность и краткосрочность является их особенностью.
Задачи курсов по выбору: способствовать созданию положительной мотивации
обучения на планируемом профиле, подготовить ученика к поступлению в ВУЗ или СУЗ
избранного профиля и оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
перспективы
Содержание курсов предпрофильной подготовки должно не только знакомить
учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения
программы того или иного профиля и профессии (работа с текстами, анализ источников,
проведение эксперимента), но и включать материал, выходящий за рамки школьной
программы (например, различного рода практикумы и т.д.).
Анализ научнометодической литературы показал, что в естественнонаучном
профиле можно условно выделить разнообразные типы и виды элективных курсов.
Надпредметные курсы призваны раскрыть наиболее сложную и развитую форму
взаимосвязи и взаимодействия естественных наук.
Предметные курсы позволяют углубить и расширить знания по предметам
естественнонаучного профиля – физики, химии, биологии, входящие в базисный
учебный план школы.
В нашей школе в приоритете межпредметные курсы, которые дают возможность
интегрировать и систематизировать знания учащихся о природе.
Специалисты выделяют так же углубляющие курсы, которые направлены на
углубленное изучение определенного предмета. Обобщающие курсы, решающие
6 проблему организации обобщающего повторения. У учащихся традиционно вызывают
интерес пробные курсы, которые создают условия для адекватного выбора направления
дальнейшего учения и связанного с ним определенного вида профессиональной
деятельности. В старших классах ребята часто выбирают ориентирующие курсы,
которые предполагают знакомство с определенным аспектом базовой науки или
направлением исследования, которые возникли на стыке двухтрех естественных наук.iv
[4]
Необходимо отметить, что любую программу можно отнести к двум, или к трем
группам одновременно. Тем не менее, каждая из программ должна быть сориентирована
на решение одной из вышеперечисленных задач. И, что немаловажно, для обеспечения
осознанного и адекватного профессионального самоопределения у учащихся всегда
должен быть достаточный выбор разнообразных элективных курсов
Наша школа много лет работает в режиме эксперимента и имеет с 2008 года статус
региональной экспериментальной площадки. В настоящее время мы работаем по теме
«Формирование исследовательской компетентности обучающихся средствами изучения
окружающей среды». Цель работы школы: «Формирование инициативной личности,
способной творчески анализировать, использовать рациональные методы и находить
нестандартные решения в процессе изучения и сохранения окружающей среды».
Поэтому ведущее место в преподавании элективных курсов я, как учитель биологии и
экологии, отдаю методам проблемнопоискового и исследовательского характера.
В старших классах, например, в 9 и 10, хорошо себя зарекомендовали
надпредметные курсы. Главная цель данных курсов заключается в раскрытии
взаимообусловленных процессов и явлений окружающего мира. Они показывают
целостную картину мира и дают возможность ученику выбрать направление, которое
позволит наиболее полно раскрыть потенциал ученика, в соответствии с его интересами
и склонностями. Например, элективный курс «Уровневая организация живой природы»,
используя взаимосвязь уровней познания вещества, может показать учащимся
пограничные зоны, где смыкаются между собой физикахимиябиология. При этом
сфера биологии раскрывается на биомолекулярном, биополимерном уровнях; сфера
химии – биополимерном, полимерном, молекулярном, атомном уровнях; сфера физики
– атомном, ядерном уровнях.
В 11 классе я предпочитаю вести предметные элективные курсы, так как они
позволяют углублять и расширять знания по предметам естественнонаучного профиля –
7 химии и биологии, входящие в базисный учебный план школы, помогают при
подготовке к ЕГЭ. В этом году я выбрала предметное направление для элективных
курсов не только для 11ого, но и для 9ых классов, так как биологию как предмет по
выбору решили сдавать ребята не только в 11ом, но и в 9ых классах.
Неизменный фаворит это межпредметные курсы, они дают возможность
интегрировать и систематизировать знания учащихся о природе. Они могут быть
направлены на решение проблемы обобщения или знакомства с определенным аспектом
базовой науки, направлением исследования, которые возникли на стыке двухтрех
естественных наук. Например, «Экология растений», «Экология жилища», «Экология
человека» и т.д. Я с удовольствием реализую именно такого типа курсы, потому что, на
мой взгляд, именно они дают ученику возможность для индивидуализации и
социализации, повышают мотивацию и дают возможность профильного выбора
предмета.
Начинается всё со средней школы с практикумов и курсов по выбору, и если
сотрудничество плодотворное и творческое, то оно продолжается в старших классах на
элективных углубляющих, обобщающих или ориентированных курсах. Дети, которые на
протяжении нескольких лет занимаются на курсах, успешны в исследовательских
работах, показывают стабильно хорошие результаты на конкурсах и поступают и
успешно учатся в профильных ВУЗах. Я считаю, что сделать успешный выбор будущей
специальности и ВУЗа во многом помогли этим ребятам именно элективные курсы.
Сейчас первые достижения и результаты проектов и исследовательских работ уже
показывают ребята, которые учатся в 5ых и 6ых классах. Они посещают элективные
курсы по естествознанию. Мы определяли качество воды в Мокрой и Сухой Мечётках, в
Волге в районе посёлка Нижний Тракторный. С этим исследованием ребята успешно
выступили на городской конференции «Первые шаги». Очень интересным и
содержательным оказался долгосрочный экологокраеведческий проект «Растения
Поволжья в ботанике и фольклоре», который стал победителем в городском конкурсе
учебных проектов. Надеюсь, что такие межпредметные элективные курсы помогут
ребятам в будущем сориентироваться в выборе углубленного элективного курса по
предмету и осмыслить путь к будущей профессии.
Анализ результативности опыта показал, что учебная мотивация учащихся,
посещающих элективные курсы, изменилась как в качественном, так и в количественном
отношении. Внутренняя мотивация стала преобладающей. Кроме того, изменился
8 состав мотивов познания.
Преобладающими стали мотивы саморазвития,
познавательные мотивы. Так же наблюдается положительная динамика в творческих
способностях ребят.
В заключении хочу сказать, что, только стимулируя самостоятельную
познавательную деятельность учащихся, выявляя и подмечая малейшую искру интереса
к обучению, превращая эту искру в подлинный стойкий интерес к науке, можно
добиться не только расширения кругозора учащихся, но и помочь им в самоопределении
как личности, в определении будущей профессии.
Список используемых источников
9 i1. Ермаков, Д C. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д.С. Ермаков // Народное
образование. – 2004. – № 7. – С. 101107.
ii2. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /А.Г. Каспржак. – М.: Новая
школа, 2004. – 160 с.
iii3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и
ПРО, 2002. – 24 с.
iv4. Петунин, О.В. Элективные курсы их место и роль в биологическом образовании / О.В.
Петунин // Биология в школе. – 2004. – № 7. – С. 1719.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.