ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
Оценка 5

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
биология +1
8 кл—11 кл
11.03.2018
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
В статье приведена краткая характеристика и классификация элективных курсов в сравнение с факультативами по предметам. Приведены примеры использования разных элективных курсов, в зависимости от аудитории, целей и длительности курса. Автором дан краткий анализ результативности их использования в течение 5 лет.
Статья Знанио Журавлева.docx
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  (из опыта работы учителя биологии) Журавлева Наталья Викторовна,  учитель биологии и экологии, МОУ СШ №18,  Россия, г. Волгоград Практикующий   педагог   всегда   задумывается   о   том,   как   повысить   качество обучения, и, в то же время, как сделать обучение доступным для восприятия.  Педагог должен научить школьников жить в мире высоких технологий и преодолевать острые социальные проблемы.  В большинстве развитых стран общее образование на старшей ступени обучения уже давно стало профессиональным, потому что именно такое образование эффективно, а, значит, востребовано.  Проблема   современной   школы   состоит   в   отсутствие   преемственности   между единой   средней   школой   и   глубоко   специализированными   высшими   учебными заведениями. Предметы факультативных или углубленных курсов, которые длительное время раньше реализовывались в общеобразовательных школах, как бы изолировались от всех остальных, изучаемых на обычном, стандартном уровне. i [1] Современные   тенденции   образования   предполагают   возможность   профильной дифференциации на старших ступенях обучения через элективные курсы. Элективный   формированию   целостной курс   естественнонаучного   цикла   способствует   образовательной системы самостоятельной работы обучающихся; даёт возможности для выстраивания   у   учащихся   индивидуальной   образовательной   траектории, преемственности между школой и вузом, общим и профессиональным образованием, а также успешной адаптации выпускников в социуме с учетом реальных потребностей рынка труда.ii [2]   В   Концепции   профильного   обучения   на   старшей   ступени   общего   образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени общего образования   ставит   выпускника   перед   необходимостью   совершения   ответственного выбора   –   предварительного   самоопределения   в   отношении   профилирующего направления собственной деятельности.iii [3] 5 Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и моя задача как учителя – помочь учащимся объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Современные элективные курсы   – это   курсы по выбору учащихся, входящие в состав   обучения   на   старшей   ступени   школы.   Они   служат   для   построения индивидуальных   образовательных   траекторий,   а   также   используются   предпрофильной подготовки учащихся.    для Основная   цель   преподавания   элективных   курсов   заключается   в   ориентации учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.    Элективные курсы входят в школьный компонент матрицы базисного учебного плана   (БУП),   и   для   них   не   существует   стандартов.   Эта   нестандартизированность, вариативность и краткосрочность является их особенностью.   Задачи курсов по выбору: способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, подготовить ученика к поступлению в ВУЗ или СУЗ избранного   профиля   и   оценить   свой   потенциал   с   точки   зрения   образовательной перспективы Содержание   курсов   предпрофильной   подготовки   должно   не   только   знакомить учащихся   со   способами   деятельности,   необходимыми   для   успешного   освоения программы того или иного профиля и профессии (работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента), но и   включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.). Анализ   научно­методической   литературы   показал,   что   в   естественнонаучном профиле можно условно выделить разнообразные типы и виды элективных курсов. Надпредметные курсы призваны раскрыть наиболее сложную и развитую форму взаимосвязи и взаимодействия естественных наук.  Предметные   курсы   позволяют   углубить   и   расширить   знания   по   предметам естественнонаучного   профиля   –   физики,   химии,   биологии,   входящие   в   базисный учебный план школы.  В нашей школе в приоритете межпредметные курсы, которые  дают возможность интегрировать и систематизировать знания учащихся о природе.  Специалисты   выделяют   так   же   углубляющие   курсы,   которые   направлены   на углубленное   изучение   определенного   предмета.   Обобщающие   курсы,   решающие 6 проблему организации обобщающего повторения. У учащихся традиционно вызывают интерес пробные курсы, которые создают условия для адекватного выбора направления дальнейшего   учения   и   связанного   с   ним   определенного   вида   профессиональной деятельности.   В   старших   классах   ребята   часто   выбирают   ориентирующие  курсы, которые   предполагают   знакомство   с   определенным   аспектом   базовой   науки   или направлением исследования, которые возникли на стыке двух­трех естественных наук.iv [4] Необходимо отметить, что любую программу можно отнести к двум, или к трем группам одновременно. Тем не менее, каждая из программ должна быть сориентирована на решение одной из вышеперечисленных задач. И, что немаловажно, для обеспечения осознанного   и   адекватного   профессионального   самоопределения   у   учащихся   всегда должен быть достаточный выбор разнообразных элективных курсов Наша школа много лет работает в режиме эксперимента и имеет с 2008 года статус региональной    экспериментальной площадки. В настоящее время мы работаем по теме «Формирование исследовательской компетентности обучающихся средствами изучения окружающей среды».  Цель работы школы:     «Формирование инициативной личности, способной   творчески   анализировать,   использовать   рациональные   методы   и   находить нестандартные   решения   в   процессе   изучения   и   сохранения   окружающей   среды». Поэтому ведущее место в преподавании элективных курсов я, как учитель биологии и экологии, отдаю методам проблемно­поискового и исследовательского характера. В   старших   классах,   например,   в   9   и   10,   хорошо   себя   зарекомендовали надпредметные   курсы.   Главная   цель   данных   курсов   заключается   в   раскрытии взаимообусловленных   процессов   и   явлений   окружающего   мира.   Они   показывают целостную картину мира и дают возможность ученику выбрать направление, которое позволит наиболее полно раскрыть потенциал ученика, в соответствии с его интересами и склонностями. Например, элективный курс «Уровневая организация живой природы», используя   взаимосвязь   уровней   познания   вещества,   может   показать   учащимся пограничные   зоны,   где   смыкаются   между   собой   физика­химия­биология.   При   этом сфера   биологии   раскрывается   на   биомолекулярном,   биополимерном   уровнях;   сфера химии – биополимерном, полимерном, молекулярном, атомном уровнях; сфера физики – атомном, ядерном уровнях.  В   11   классе   я   предпочитаю   вести   предметные   элективные   курсы,   так   как   они позволяют углублять и расширять знания по предметам естественнонаучного профиля – 7 химии   и     биологии,   входящие   в   базисный   учебный   план   школы,   помогают   при подготовке к ЕГЭ. В этом году я выбрала предметное направление для элективных курсов не только для 11­ого, но и для 9­ых классов, так как биологию как предмет по выбору решили сдавать ребята  не только в 11­ом, но  и в 9­ых классах.  Неизменный   фаворит   ­   это   межпредметные   курсы,   они  дают   возможность интегрировать   и   систематизировать   знания   учащихся   о   природе.   Они   могут   быть направлены на решение проблемы обобщения или знакомства с определенным аспектом базовой   науки,   направлением   исследования,   которые   возникли   на   стыке   двух­трех естественных наук. Например, «Экология растений», «Экология жилища», «Экология человека» и т.д. Я с удовольствием реализую именно такого типа курсы, потому что, на мой   взгляд,   именно   они   дают   ученику   возможность   для   индивидуализации   и социализации,   повышают   мотивацию   и   дают   возможность   профильного   выбора предмета.  Начинается   всё  со  средней  школы  с  практикумов  и  курсов  по  выбору,  и  если сотрудничество плодотворное и творческое, то оно продолжается в старших классах на элективных углубляющих, обобщающих или ориентированных курсах. Дети, которые на протяжении   нескольких   лет   занимаются   на   курсах,   успешны   в   исследовательских работах,   показывают   стабильно   хорошие   результаты   на   конкурсах   и   поступают   и успешно учатся в профильных ВУЗах. Я считаю, что сделать успешный выбор будущей специальности и ВУЗа во многом помогли этим ребятам именно элективные курсы.  Сейчас первые достижения и результаты проектов и исследовательских работ уже показывают ребята, которые учатся в 5­ых и 6­ых классах.  Они посещают элективные курсы по естествознанию. Мы определяли качество воды в Мокрой и Сухой Мечётках, в Волге в районе посёлка Нижний Тракторный. С этим исследованием   ребята успешно выступили   на   городской   конференции   «Первые   шаги».   Очень   интересным   и содержательным   оказался   долгосрочный   эколого­краеведческий   проект   «Растения Поволжья в ботанике и фольклоре», который стал победителем в городском конкурсе учебных   проектов.   Надеюсь,   что   такие   межпредметные   элективные   курсы   помогут ребятам   в   будущем   сориентироваться   в   выборе   углубленного   элективного   курса   по предмету и осмыслить путь к будущей профессии.   Анализ   результативности   опыта   показал,   что   учебная   мотивация   учащихся, посещающих элективные курсы, изменилась как в качественном, так и в количественном отношении.     Внутренняя   мотивация   стала   преобладающей.   Кроме   того,   изменился 8 состав   мотивов   познания.   Преобладающими   стали   мотивы   саморазвития, познавательные  мотивы.  Так  же  наблюдается  положительная  динамика  в  творческих способностях ребят.  В   заключении   хочу   сказать,   что,   только   стимулируя   самостоятельную познавательную деятельность учащихся, выявляя и подмечая малейшую искру интереса к   обучению,   превращая   эту   искру   в   подлинный   стойкий   интерес   к   науке,   можно добиться не только расширения кругозора учащихся, но и помочь им в самоопределении как личности, в определении будущей профессии.  Список используемых источников 9 i1. Ермаков, Д C. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д.С. Ермаков // Народное  образование. – 2004. – № 7. – С. 101­107. ii2. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /А.Г. Каспржак. – М.: Новая  школа, 2004. – 160 с. iii3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и  ПРО, 2002. – 24 с. iv4. Петунин, О.В. Элективные курсы их место и роль в биологическом образовании / О.В. Петунин // Биология в школе. – 2004. – № 7. – С. 17­19.

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018