Министерство просвещения РФ
Образовательная организация:_________________________
Населённый пункт:__________________
Рабочая тетрадь
по элективному курсу «Флора Среднего Урала»
учащегося______класса
Часть III
Фамилия:________________________
Имя:____________________
Отчество:________________________
Год:____________
Тема: «Голосеменные»
Цель занятия: познакомиться с голосеменными и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности голосеменных (доклад);
2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
3. Распространение голосеменных(доклад);
4. Значение в природе и для человека (доклад);
5. Виды, встречаемые на территории Урала (доклад): Ель сибирская, Ель голубая, Сосна обыкновенная, Сосна сибирская, Лиственница сибирская, Можжевельник обыкновенный, Пихта сибирская.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;
2. Изготовить микропрепарат иглы сосны (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать строение мужской и женской шишек сосны. Сделать обозначения;
2. Зарисовать ветку сосны, сделать обозначения;
3. Зарисовать жизненный цикл голосеменных, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
4. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».
Строение мужской и женской шишек сосны:
А – мужская шишка: 1 – ось шишки; 2 – пыльцевой мешок; 3 – чешуя. |
Б – женская шишка: 1 – ось шишки; 2 – семенная чешуя; 3 – кроющая чешуя; 4 – семязачаток. |
Ветка сосны:
1 – мужская шишка;
2 – женская шишка;
3 – видоизменённые листья.
Жизненный цикл голосеменных:
1 – спорофит; 2 – женская шишка; 3 – мужская шишка; 4 – семязачаток с яйцеклеткой;
|
5 – пыльца; 6 – опыление; 7 – семя с запасом питательных веществ (эндоспермом); 8 – проросток. |
Таблица 1
Характеристика голосеменных
Признак |
Характеристика |
Строение |
|
Способ размножения |
|
Опыление |
|
Срок созревания семян |
|
Распространение |
|
Значение в природе |
|
Значение для человека |
|
Тема: «Покрытосеменные»
Цель занятия: познакомиться с растениями отдела Покрытосеменные и их характерными особенностями.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности растений отдела Покрытосеменные (доклад);
2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
3. Распространение покрытосеменных (доклад);
4. Значение покрытосеменных в природе и для человека (доклад);
5. Класс Однодольные (доклад);
6. Класс Двудольные (доклад);
7. Характеристика плодов отдела (доклад).
Практические работы:
1. Рассмотреть модель строения цветка и узнать о процессах, связанных с данным органом растений.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему строения цветка и сделать обозначения;
2. Зарисовать схему положения завязи в цветке и сделать обозначения;
3. Зарисовать схемы строения пестичного, тычиночного и обоеполого цветков. Сделать обозначения;
4. Зарисовать схемы самоопыления и перекрёстного опыления;
5. Зарисовать схему строения семяпочки и сделать обозначения;
6. Зарисовать схемы строения простых соцветий
7. Зарисовать схемы строения сложных соцветий;
8. Зарисовать жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные, указать плоидность и место редукционного деления;
9. Заполнить таблицу «Симметрия цветка»;
10. Заполнить таблицу «Характеристика механизмов опыления»;
11. Заполнить таблицу «Характеристика плодов»;
12. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика растений классов покрытосеменных растений».
Строение цветка:
1 – рыльце; 2 – завязь; 3 – столбик; 4 – семязачаток; 5 – тычиночная нить; 6 – связник; 7 – пыльник; 8 – пыльник в разрезе; |
9 – пыльцевые зёрна; 10 – лепесток; 11 – чашелистик; 12 – цветоложе; 13 – цветоножка; 14 – прицветник; 15 – прицветничек. |
Положение завязи в цветке:
1 – верхняя;
2 – нижняя;
3 – полунижняя.
Строение пестичного, тычиночного и обоеполого цветков:
А – пестичный;
Б – тычиночный;
В – обоеполый;
1 – пестик;
2 – тычинки.
Схемы самоопыления и перекрёстного опыления
Строение семяпочки:
1, 2 - внутренний и наружный интегументы; 3 - яйцеклетка; 4 - зародышевый мешок; 5-нуцеллус; 6 - халаза; |
7 - антиподы; 8 - вторичное ядро; 9 - синергиды; 10 - семяножка; 11 - плацента; 12 - проводящий пучок; 13 – микропиле. |
Схемы строения простых соцветий:
1 – кисть;
2 – щиток;
3 – простой колос;
4 – зонтик;
5 – початок;
6 – головка;
7 – корзинка.
Схемы строения сложных соцветий:
1 - сложная кисть;
2 - сложный колос;
3 - сложный щиток;
4 - сложный зонтик.
Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные:
1 – цветок; 2 – пестик; 3 – тычинка; 4 – зародышевый мешок; 5 – пыльцевое зерно; 6 – опыление; |
7 – оплодотворение; 8 – яйцеклетка, трипплоидная клетка; 9 – зародыш; 10 – семя; 11 – проросток; 12 – редукционное деление. |
Таблица 2
Симметрия цветка
Тип симметрии |
Характеристика |
Примеры растений |
Правильный |
|
|
Неправильный |
|
|
Ассиметричный |
|
|
Таблица 3
Характеристика механизмов опыления
Механизм |
Характеристика |
Энтомофилия |
|
Орнитофилия |
|
Хироптерофилия |
|
Анемофилия |
|
Гидрофилия |
|
Искусственное |
|
Таблица 4
Характеристика плодов
Название плода |
Характеристика |
Пример растений |
Костянка |
|
|
Семянка |
|
|
Орешек |
|
|
Зерновка |
|
|
Крылатка |
|
|
Многокостянка |
|
|
Ягода |
|
|
Яблоко |
|
|
Тыквина |
|
|
Боб |
|
|
Стручок |
|
|
Коробочка |
|
|
Таблица 5
Сравнительная характеристика растений классов покрытосеменных растений
Признак |
Класс Однодольные |
Класс Двудольные |
Количество семядолей |
|
|
Корневая система |
|
|
Листья |
|
|
Жилкование |
|
|
Проводящие пучки |
|
|
Цветок |
|
|
Околоцветник |
|
|
Опыление |
|
|
Плоды |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.