Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии 5 класс

  • Рабочие тетради
  • docx
  • 01.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии предназначена для обучающихся 5 классов
Иконка файла материала Тетрадь для лабораторных и практических работ 5 класс.docx

      Рисунки на тему биология - 85 фото        

Тетрадь

для лабораторных и практических работ по биологии

                                            Учени__  5 класса

________________________________________

                          ________________________________________

                         ________________________________________

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Лабораторная работа № 1 "Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними "

 

2. Практическая работа № 1 "Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа"

 

3. Лабораторная работа № 2 "Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)"

 

4. Лабораторная работа № 3 "Наблюдение за потреблением воды растением"

 

5. Практическая работа № 2 "Ознакомление с принципами систематики организмов"

 

6. Практическая работа № 3 "Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)."

 

Лабораторная работа № 4 "Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата_______________________________

Лабораторная работа №1

Тема: «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ним.»                        

Цель: познакомиться с лабораторным оборудованием, правилами поведения и техники безопасности в кабинете биологии.

Оборудование: увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба.

Ход работы

1. Познакомьтесь с правилами поведения в кабинете биологии:

1) Приходить на урок за 5 минут до звонка, заходить в кабинет с разрешения учителя. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка.

2) Садиться на закрепленное за тобой место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем. Приготовить к уроку свое рабочее место, проверить наличие учебника, письменных принадлежностей.

3) Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным, аккуратным и дисциплинированным, точно выполнять указания учителя.

4) Соблюдать порядок на своем рабочем месте. Бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.

5) После окончания урока дежурные должны проветрить кабинет и сделать влажную уборку (протереть пыль на подоконниках, шкафах, полках, подготовить доску к следующему уроку).

6) При выполнении практических и лабораторных работ необходимо следовать инструкциям, выполнять работу под руководством учителя.

7) Порядок действий при возникновении пожара: а) эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации кабинета; б) при выходе из класса соблюдать спокойствие.

 

2. Изучите технику безопасности на уроках биологии при проведении лабораторных и практических работ:

1) Приведите в порядок рабочее место. Не загромождайте проход портфелями и сумками.

2) Перед началом работы внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.

3) Точно выполняйте все указания учителя биологии.

4) Соблюдайте осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стеклами, колющими предметами и предметами из стекла.

5) По окончании работы приведите свое рабочее место в порядок, обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

 

3.     Зарисуйте несколько видов лабораторного  оборудования и напишите его значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________

 

4.                  

cokkiuz-005

5.    Зарисуйте ручную лупу и обозначьте ее части.

 

 

1__________________________

 

2__________________________

 

3__________________________

 

___________________________

 

 

Вывод: В ходе работы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Дата_______________________________

 

Практическая  работа №1

Тема: «Ознакомление с растительными и животными клетками томата и арбуза, инфузории туфельки с помощью лупы и светового микроскопа.»

Цель: Ознакомится с растительными и животными клетками томата и арбуза, инфузории туфельки с помощью лупы и светового микроскопа.

Оборудование: микроскоп, лупа, плоды томата, арбуза, готовый микропрепарат инфузории-туфельки.

 

Ход работы

Что делать. 1.Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода и положите его в каплю воды на предметное стекло.

2.Разомните мякоть препаровальной иглой до получения кашицы (2).

http://biouroki.ru/content/f/747/2.png

3.Накройте покровным стеклом, Излишек воды удалите фильтровальной бумагой (3).

http://biouroki.ru/content/f/747/3.png

Что делать. Рассмотрите временный микропрепарат с помощью лупы.

Что наблюдаем. Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение (4).Зарисуйте мякоть плода.

 

 

Вывод: В ходе работы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата_______________________________

 

Лабораторная работа №2

Тема: «Изучение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом и лупой.»

Цель: изучить строение клеток под микроскопом и лупой.

Оборудование: микропрепарат, микроскоп, лупа.

Ход работы:

Рассмотрите препарат под микроскопом.

1.     Зарисуйте несколько клеток.Подпишите рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Зарисуйте одну отдельную  клеток и подпишите ее части. Подпишите рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Вставьте пропущенные слова в текст. .

В клетках кожицы лука, как и в других клетках, есть __________________, ___________________ и ___________________.

 

Вывод: В ходе работы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Дата_______________________________

 

Лабораторная работа   №3

Тема:  "Наблюдение за потреблением воды растением"
Цель: изучить процесс потребления воды растением
Оборудование: черенки комнатных растений (капустный лист), стакан с водой, чернила (пищевые красители, фукорцин) для подкрашивания воды, видеофрагмент.

                                                   Ход работы:

1. Поставить один черенок в стакан с чистой водой, другие – в подкрашенную чернилами (пищевыми красителями) воду.

2. Поставить стаканы с черенками рядом, сравнивая цвет стеблей.

3. Проанализируйте результаты опытов, ответив на вопросы. Почему изменился внешний вид растений? Какой главный фактор необходим для роста и развития растений?

4. По результатам работы сделайте вывод, вставив пропущенные слова

Выводы:

1. Вода имеет очень _____________значение для растительного организма.

2. Растение потребляет воду через свои _______________________.

3. Вода участвует на все процессы__________________.

4. Ее _________________ приводит к замедлению роста и, в конечно счете, приводит к его гибели.

5. В стакане с чистой водой стебли остаются ______________, что свидетельствует о _____________ потреблении воды растением.

6. В то время как в стакане с подкрашенной водой, стебли становятся ________________, что указывает на то, что растение принимает воду вместе с окраской.

7. Этот эксперимент демонстрирует важный процесс для жизни растений - __________ воды из корней к другим частям растения.

8. Растения целенаправленно поглощают воду через______, а затем поднимают ее вверх по ___________, обеспечивая ___________ важных веществ и поддержание клеточного _____________, что позволяет растению оставаться прямым и жизнеспособным.

Словарик: транспорт, корень, важное, стебель, жизнедеятельности, отсутствие, присутствие, тургора, светлыми, окрашенными, нормальном

 

 

Дата_______________________________

 

Практическая  работа №2

 

Тема: «Ознакомление с принципами систематики организмов»

 

Ход работы

 

1. Запишите классификацию растений и животных

Принцип систематики

Растения

Животные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ЗАПИШИТЕ НЕЗАВЕРШЕННОЕ  предложение: 

Наименьшим таксоном в систематике является _________________.

 

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата_______________________________

 

Практическая работа №3

Тема: «Выявление приспособленности организмов к среде обитания.»

Цель: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: карточки ЦОР.

Ход работы

1.     Прочитайте описательный текст об организме.

2.     Заполните таблицу:

видовое название

среда обитания

черты приспособленности организма в среде обитания.

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: В ходе работы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Крот европейский

 

Крот – небольшой пушной зверек из класса млекопитающих. Длина тела варьируется в пределах 13 – 15 сантиметров, а длина хвостика 2 – 4 см. Формой туловище крота напоминает меховой мешок, передняя часть которого мало чем отличается от задней. И в этом есть глубокий смысл при его образе жизни и способах передвижения. Крот строит целые подземные лабиринты, узкие ходы которых не предполагают разворота и двустороннего движения. Поэтому крот способен бегать как вперед, так и задом наперед с одинаковой ловкостью и скоростью. Впереди у крота чувствительное во всех отношениях рыльце, выступающее вперед в виде небольшого хоботка, а сзади не менее чувствительный хвост. Волоски хвоста выполняют осязательную функцию и хорошо справляются с ролью навигатора. Способности двигаться задом способствуют и специфические особенности меха крота – шкурка у него мягкая и шелковистая, а волосы растут перпендикулярно к коже и легко гнуться в любую сторону. То есть у крота отсутствует понятие “против шерсти”. В какую бы сторону ни бежал крот, его шубка не оказывает сопротивления и не тормозит движения.

Глаза у крота развиты плохо и прикрыты веками настолько, чтобы туда не попадала земля – две узкие щелки часто сложно заметить невооруженным глазом. Ушные раковины тоже тщательно замаскированы и практически не видны. Это не мешает кроту быть обладателем отличного слуха!

Довершают портрет впечатляющих размеров лапы-лопаты. Они развернуты ладонями наружу и снабжены массивными и крепкими когтями. Именно они – главное орудие труда при строительстве нор.

 

Кактус обыкновенный

Пережив множество природных катаклизмов, они сумели выжить и приспособиться к условиям окружающей среды. Их острые шипы когда-то были листьями, но эволюционировав, приняли более привычную нам форму. Они не только защищают растение от животных, но и дают стеблю благодатную тень, и к тому же способны электростатически притягивать мельчайшие частицы влаги. Корневая система очень невелика, однако стебли, благодаря характеристике кактуса, могут разрастаться до невероятных размеров, и это не случайно, таким образом он впитывает максимально возможное количество влаги. Плотная кожица спасает растение от солнечных ожогов, а ребра на стебле — от растрескивания. Обладая такой совершенной защитой от палящего солнца, кактусы с легкостью выдерживают жару до +60°C, и по праву считаются самыми жароустойчивыми растениями на Земле.
Кактус - это уникальный представитель вечнозеленых растений. Существует более 3000 видов растения. В высоту кактусы достигают 10 метров и живут в среднем 500 лет. Покрыт он колючками и шипами длиной до 12 сантиметров. По всему стволу есть восковой налет и волоски. Растение не имеет листьев, и состоит из толстого, зеленого стебля разной формы. Они могут быть гладкими и ребристыми, все зависит от разновидности растения. Существует всего один вид кактуса – это Пейрексия, у которого есть листья, похожие на листья цитрусовых растений.

Произрастает растение в песках пустынь, из расщелин скал, под открытым палящим солнцем. Кактус имеет свойство накапливать воду в своих клетках. В пустынях например, температура днем очень высокая, а ночью подает до 10 градусов, от этого перепада образуется роса. Оседает она на растениях и на почве. Этого количества влаги им достаточно для существования.  Обильно влажная почва, губительна для растения, корневая система загнивает, и кактус начинает чахнуть.

 

 

Дата_______________________________

 

Лабораторная работа №4

Тема: «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума).»

Цель: изучить искусственные сообщества и их обитателей.

Оборудование: фотографии обитателей аквариума

 

Ход работы

 

1. Из предложенных живых объектов составьте свой аквариум:

·                                 водоросли и высшие водные растения (вольфия, ряски, гигрофила, кабомба каролинская, спирогира, ксенококкус, кладофора);

·                                 простейшие (инфузории, жгутиковые, корненожки);

·                                 рачки (дафнии, циклопы);

·                                 моллюски (катушка красная, красная физелла , серая физа, ампулярии, тропические мелании, беззубки, перловицы);

·                                 рыбы (к группе тепловодных относятся меченосцы, гамбузия, каллихт, гурами, гуппи, данио рерио, макропод, моллиенизия, цихлиды, к холодноводным аквариумным видам относят группу рыб, приспособленных к жизни и условиям комнатного не подогреваемого аквариума золотая рыбка, вуалехвост, вьюн, телескоп);

 

2.                             Составьте схему пищевых цепей аквариума, который вы смоделировали. Изобразите схемы цепей питания в данной экосистеме.

 

 

Вывод: В ходе работы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________