Тетрадь
для лабораторных и практических работ по биологии
Учени__ 5 класса
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Содержание
1. Лабораторная работа № 1 "Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними " |
|
2. Практическая работа № 1 "Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа" |
|
3. Лабораторная работа № 2 "Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)" |
|
4. Лабораторная работа № 3 "Наблюдение за потреблением воды растением" |
|
5. Практическая работа № 2 "Ознакомление с принципами систематики организмов" |
|
6. Практическая работа № 3 "Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)." |
|
Лабораторная работа № 4 "Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)" |
|
Дата_______________________________
Лабораторная работа №1
Тема: «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ним.»
Цель: познакомиться с лабораторным оборудованием, правилами поведения и техники безопасности в кабинете биологии.
Оборудование: увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба.
Ход работы
1. Познакомьтесь с правилами поведения в кабинете биологии:
1) Приходить на урок за 5 минут до звонка, заходить в кабинет с разрешения учителя. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка.
2) Садиться на закрепленное за тобой место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем. Приготовить к уроку свое рабочее место, проверить наличие учебника, письменных принадлежностей.
3) Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным, аккуратным и дисциплинированным, точно выполнять указания учителя.
4) Соблюдать порядок на своем рабочем месте. Бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.
5) После окончания урока дежурные должны проветрить кабинет и сделать влажную уборку (протереть пыль на подоконниках, шкафах, полках, подготовить доску к следующему уроку).
6) При выполнении практических и лабораторных работ необходимо следовать инструкциям, выполнять работу под руководством учителя.
7) Порядок действий при возникновении пожара: а) эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации кабинета; б) при выходе из класса соблюдать спокойствие.
2. Изучите технику безопасности на уроках биологии при проведении лабораторных и практических работ:
1) Приведите в порядок рабочее место. Не загромождайте проход портфелями и сумками.
2) Перед началом работы внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.
3) Точно выполняйте все указания учителя биологии.
4) Соблюдайте осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стеклами, колющими предметами и предметами из стекла.
5) По окончании работы приведите свое рабочее место в порядок, обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
3. Зарисуйте несколько видов лабораторного оборудования и напишите его значение.
|
______________________________ |
4.
5. Зарисуйте ручную лупу и обозначьте ее части.
|
1__________________________
2__________________________
3__________________________
___________________________ |
Вывод: В ходе работы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_______________________________
Практическая работа №1
Тема: «Ознакомление с растительными и животными клетками томата и арбуза, инфузории туфельки с помощью лупы и светового микроскопа.»
Цель: Ознакомится с растительными и животными клетками томата и арбуза, инфузории туфельки с помощью лупы и светового микроскопа.
Оборудование: микроскоп, лупа, плоды томата, арбуза, готовый микропрепарат инфузории-туфельки.
Ход работы
Что делать. 1.Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода и положите его в каплю воды на предметное стекло.
2.Разомните мякоть препаровальной иглой до получения кашицы (2).
3.Накройте покровным стеклом, Излишек воды удалите фильтровальной бумагой (3).
Что делать. Рассмотрите временный микропрепарат с помощью лупы.
Что наблюдаем. Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение (4).Зарисуйте мякоть плода.
|
Вывод: В ходе работы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_______________________________
Лабораторная работа №2
Тема: «Изучение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом и лупой.»
Цель: изучить строение клеток под микроскопом и лупой.
Оборудование: микропрепарат, микроскоп, лупа.
Ход работы:
Рассмотрите препарат под микроскопом.
1. Зарисуйте несколько клеток.Подпишите рисунок.
|
3.Зарисуйте одну отдельную клеток и подпишите ее части. Подпишите рисунок.
|
|
4. Вставьте пропущенные слова в текст. .
В клетках кожицы лука, как и в других клетках, есть __________________, ___________________ и ___________________.
Вывод: В ходе работы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_______________________________
Лабораторная работа №3
Тема: "Наблюдение
за потреблением воды растением"
Цель: изучить процесс потребления воды растением
Оборудование: черенки комнатных растений (капустный лист), стакан с
водой, чернила (пищевые красители, фукорцин) для подкрашивания воды,
видеофрагмент.
Ход работы:
1. Поставить один черенок в стакан с чистой водой, другие – в подкрашенную
чернилами (пищевыми красителями) воду.
2. Поставить стаканы с черенками рядом, сравнивая цвет стеблей.
3. Проанализируйте результаты опытов, ответив на вопросы. Почему изменился
внешний вид растений? Какой главный фактор необходим для роста и развития
растений?
4. По результатам работы сделайте вывод, вставив пропущенные слова
Выводы:
1. Вода имеет очень _____________значение для растительного организма.
2. Растение потребляет воду через свои _______________________.
3. Вода участвует на все процессы__________________.
4. Ее _________________ приводит к замедлению роста и, в конечно счете,
приводит к его гибели.
5. В стакане с чистой водой стебли остаются ______________, что свидетельствует
о _____________ потреблении воды растением.
6. В то время как в стакане с подкрашенной водой, стебли становятся
________________, что указывает на то, что растение принимает воду вместе с
окраской.
7. Этот эксперимент демонстрирует важный процесс для жизни растений -
__________ воды из корней к другим частям растения.
8. Растения целенаправленно поглощают воду через______, а затем поднимают ее
вверх по ___________, обеспечивая ___________ важных веществ и поддержание
клеточного _____________, что позволяет растению оставаться прямым и
жизнеспособным.
Словарик: транспорт, корень, важное, стебель, жизнедеятельности,
отсутствие, присутствие, тургора, светлыми, окрашенными, нормальном
Дата_______________________________
Практическая работа №2
Тема: «Ознакомление с принципами систематики организмов»
Ход работы
1. Запишите классификацию растений и животных
Принцип систематики
Растения |
Животные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.ЗАПИШИТЕ НЕЗАВЕРШЕННОЕ предложение:
Наименьшим таксоном в систематике является _________________.
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_______________________________
Практическая работа №3
Тема: «Выявление приспособленности организмов к среде обитания.»
Цель: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: карточки ЦОР.
Ход работы
1. Прочитайте описательный текст об организме.
2. Заполните таблицу:
видовое название |
среда обитания |
черты приспособленности организма в среде обитания. |
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Вывод: В ходе работы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Крот европейский
Крот – небольшой пушной зверек из класса млекопитающих. Длина тела варьируется в пределах 13 – 15 сантиметров, а длина хвостика 2 – 4 см. Формой туловище крота напоминает меховой мешок, передняя часть которого мало чем отличается от задней. И в этом есть глубокий смысл при его образе жизни и способах передвижения. Крот строит целые подземные лабиринты, узкие ходы которых не предполагают разворота и двустороннего движения. Поэтому крот способен бегать как вперед, так и задом наперед с одинаковой ловкостью и скоростью. Впереди у крота чувствительное во всех отношениях рыльце, выступающее вперед в виде небольшого хоботка, а сзади не менее чувствительный хвост. Волоски хвоста выполняют осязательную функцию и хорошо справляются с ролью навигатора. Способности двигаться задом способствуют и специфические особенности меха крота – шкурка у него мягкая и шелковистая, а волосы растут перпендикулярно к коже и легко гнуться в любую сторону. То есть у крота отсутствует понятие “против шерсти”. В какую бы сторону ни бежал крот, его шубка не оказывает сопротивления и не тормозит движения.
Глаза у крота развиты плохо и прикрыты веками настолько, чтобы туда не попадала земля – две узкие щелки часто сложно заметить невооруженным глазом. Ушные раковины тоже тщательно замаскированы и практически не видны. Это не мешает кроту быть обладателем отличного слуха!
Довершают портрет впечатляющих размеров лапы-лопаты. Они развернуты ладонями наружу и снабжены массивными и крепкими когтями. Именно они – главное орудие труда при строительстве нор.
Кактус обыкновенный
Пережив
множество природных катаклизмов, они сумели выжить и приспособиться к условиям
окружающей среды. Их острые шипы когда-то были листьями, но эволюционировав,
приняли более привычную нам форму. Они не только защищают растение от животных,
но и дают стеблю благодатную тень, и к тому же способны электростатически
притягивать мельчайшие частицы влаги. Корневая система очень невелика, однако
стебли, благодаря характеристике кактуса, могут разрастаться до невероятных
размеров, и это не случайно, таким образом он впитывает максимально возможное
количество влаги. Плотная кожица спасает растение от солнечных ожогов, а ребра
на стебле — от растрескивания. Обладая такой совершенной защитой от палящего
солнца, кактусы с легкостью выдерживают жару до +60°C, и по праву считаются
самыми жароустойчивыми растениями на Земле.
Кактус - это уникальный представитель вечнозеленых растений. Существует более
3000 видов растения. В высоту кактусы достигают 10 метров и живут в среднем 500
лет. Покрыт он колючками и шипами длиной до 12 сантиметров. По всему стволу
есть восковой налет и волоски. Растение не имеет листьев, и состоит из
толстого, зеленого стебля разной формы. Они могут быть гладкими и ребристыми,
все зависит от разновидности растения. Существует всего один вид кактуса – это
Пейрексия, у которого есть листья, похожие на листья цитрусовых растений.
Произрастает растение в песках пустынь, из расщелин скал, под открытым палящим солнцем. Кактус имеет свойство накапливать воду в своих клетках. В пустынях например, температура днем очень высокая, а ночью подает до 10 градусов, от этого перепада образуется роса. Оседает она на растениях и на почве. Этого количества влаги им достаточно для существования. Обильно влажная почва, губительна для растения, корневая система загнивает, и кактус начинает чахнуть.
Дата_______________________________
Лабораторная работа №4
Тема: «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума).»
Цель: изучить искусственные сообщества и их обитателей.
Оборудование: фотографии обитателей аквариума
Ход работы
1. Из предложенных живых объектов составьте свой аквариум:
· водоросли и высшие водные растения (вольфия, ряски, гигрофила, кабомба каролинская, спирогира, ксенококкус, кладофора);
· простейшие (инфузории, жгутиковые, корненожки);
· рачки (дафнии, циклопы);
· моллюски (катушка красная, красная физелла , серая физа, ампулярии, тропические мелании, беззубки, перловицы);
· рыбы (к группе тепловодных относятся меченосцы, гамбузия, каллихт, гурами, гуппи, данио рерио, макропод, моллиенизия, цихлиды, к холодноводным аквариумным видам относят группу рыб, приспособленных к жизни и условиям комнатного не подогреваемого аквариума золотая рыбка, вуалехвост, вьюн, телескоп);
2. Составьте схему пищевых цепей аквариума, который вы смоделировали. Изобразите схемы цепей питания в данной экосистеме.
|
Вывод: В ходе работы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.