Министерство просвещения РФ
Образовательная организация:_________________________
Населённый пункт:__________________
Рабочая тетрадь
по элективному курсу «Флора Среднего Урала»
учащегося______класса
Часть IV
Фамилия:________________________
Имя:____________________
Отчество:________________________
Год:____________
Тема: «семейство Злаковые»
Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Злаковых. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
2. Распространение представленных растений (доклад);
3. Значение злаков для человека и природы (доклад);
4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Пырейник сибирский, Пшеница обыкновенная, Ячмень гривастый, Вейник седеющий, Мятлик луговой, Овсяница овечья.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал злаков;
2. Изготовить микропрепарат семени пшеницы (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему строения и формулу цветка семейства Злаки;
2. Зарисовать схему строения семени пшеницы.
Формула цветка:________________________
Строение цветка злаков:
1 – тычинка;
2 – рыльце;
3 – завязь;
4 – цветковые чешуи.
Строение семени пшеницы:
1 – хохолок; 2 – околоплодник, сросшийся с семенной кожурой; 3 – эндосперм; 4 – корешок; |
5 – почечка; 6 – стебелёк; 7 – семядоля. |
Тема: «семейство Лилейные»
Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Лилейные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
2. Распространение данных растений (доклад);
3. Значение лилейных для человека и природы (доклад);
4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Купена пахучая, Вороний глаз четырёхлистный, Ландыш майский, Гусиный лук маленький, Ллойдия горная.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Лилейных;
2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему строения цветка лилии и сделать обозначения;
2. Зарисовать схему строения луковицы лилии и сделать обозначения;
3. Зарисовать внешний вид тюльпана, как представителя семейства Лилейные.
Формула цветка:________________________
Строение цветка лилии:
1 – рыльце;
2 – столбик;
3 – тычиночная нить;
4 – пыльник;
5 – венчик.
Строение луковицы лилии:
1 – чешуи;
2 – придаточные корни.
Внешний вид тюльпана
Тема: «семейство Сложноцветные»
Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Сложноцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
2. Распространение данных растений (доклад);
3. Значение сложноцветных для человека и природы (доклад);
4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Одуванчик рогатый, Одуванчик плоский, Василёк синий, Бодяк обыкновенный, Лопух большой, Полынь норвежская, Астра альпийская.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Сложноцветные;
2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему строения язычкового цветка одуванчика и сделать обозначения;
2. Зарисовать схему строения семянки и сделать обозначения;
3. Зарисовать внешний вид ромашки, как представителя семейства Сложноцветные;
4. Зарисовать внешний вид подсолнуха, как представителя семейства Сложноцветные;
5. Зарисовать внешний вид мать-и-мачехи, как представителя семейства Сложноцветных.
Строение язычкового цветка одуванчика:
1 – венчик; 2 – рыльце пестика; 3 – завязь; 4 – андроцей; 5 – хохолок. |
Формула цветка:___________________
Строение семянки:
1 – околоплодник;
2 – семя.
Внешний вид ромашки
Внешний вид подсолнуха
Внешний вид мать-и-мачехи
Тема: «семейство Паслёновые»
Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Паслёновые. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
2. Распространение данных растений (доклад);
3. Значение паслёновых для человека и природы (доклад);
4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Белена чёрная, Дурман вонючий, Табак настоящий, Паслён клубненосный, Томат.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Паслёновые;
2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;
3. Определить наличие крахмала в клубнях и плодах картофеля;
4. Определить наличие крахмала в плодах томата.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему строения цветка картофеля и сделать обозначения;
2. Зарисовать схему строения плода паслёновых и сделать обозначения;
3. Зарисовать внешний вид картофеля, как представителя семейства Паслёновые;
4. Зарисовать внешний вид томата, как представителя семейства Паслёновые;
5. Зарисовать внешний вид перца, как представителя семейства Паслёновые.
Формула цветка:____________________
Строение цветка картофеля:
1 – рыльце; 2 – столбик; 3 – завязь; 4 – тычинки; |
5 – венчик; 6 – чашелистик; 7 – чашечка.
|
Строение плода паслёновых:
1 – семена.
Внешний вид картофеля
Внешний вид томата
Внешний вид перца
Тема: «семейство Бобовые»
Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Бобовые. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
2. Распространение данных растений (доклад);
3. Значение бобовых для человека и природы (доклад);
4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Астрагал волжский, Остролодочник волосистый, Копеечник альпийский, Горошек заборный, Чина луговая, Донник лекарственный.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Бобовые;
2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;
3. Рассмотреть боб и разобраться в его строении.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему строения цветка гороха и сделать обозначения;
2. Зарисовать схему строения плода семейства Бобовых и сделать обозначения;
3. Зарисовать внешний вид гороха, как представителя семейства Бобовые;
4. Зарисовать внешний вид клевера, как представителя семейства Бобовые.
Формула цветка:____________________
Строение цветка гороха:
1 – парус; 2 – вёсла; 3 – лодочка; 4 – тычинки; |
5 – рыльце; 6 – столбик; 7 – завязь.
|
Строение плода семейства Бобовых:
1 – плодоножка;
2 – шов;
3 – створки;
4 – семена.
Внешний вид гороха
Внешний вид клевера
Тема: «семейство Розоцветные»
Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Розоцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
2. Распространение данных растений (доклад);
3. Значение розоцветных для человека и природы (доклад);
4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Кизильник блестящий, Яблоня домашняя, Ирга канадская, Земляника лесная, Лапчатка холодная, Гравилат городской, Манжетка обыкновенная, Шиповник майский.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Розоцветные;
2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;
3. Определить содержание витаминов в плодах семейства Розоцветные;
4. Определить содержание витаминов и химических элементов в берёзовом соке.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему строения цветка шиповника и сделать обозначения;
2. Зарисовать схему строения плодов семейства Розоцветные и сделать обозначения.
Формула:_____________________
Строение цветка шиповника:
1 – венчик; 2 – тычинки; 3 – рыльце; 4 – столбик; |
5 – завязь; 6 – чашелистики; 7 – цветоложе; 8 – цветоножка. |
Изображение плода «Костянка»
Изображение плода «Орешек»
Изображение плода «Крылатка»
Изображение плода «Многокостянка»
Изображение плода «Ягода»
Изображение плода «Яблоко»
Тема: «семейство Крестоцветные»
Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Крестоцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности данного семейства (доклад);
2. Распространение данных растений (доклад);
3. Значение крестоцветных для человека и природы (доклад);
4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Капуста огородная, Горчица полевая, Редька дикая, Пастушья сумка обыкновенная, Хрен деревенский.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал;
2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;
3. Определить содержание крахмала в подземном органе редиса;
4. Определить содержание витаминов в подземном органе редьки;
5. Определить содержание витаминов в соке листьев капусты;
6. Определить содержание крахмала в соке листьев капусты.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему строения цветка капусты и сделать обозначения;
2. Зарисовать схему строения плода семейства Крестоцветные и сделать обозначения;
3. Зарисовать внешний вид капусты, как представителя семейства Крестоцветные;
4. Зарисовать внешний вид хрена, как представителя семейства Крестоцветные;
5. Зарисовать внешний вид сурепки, как представителя семейства Крестоцветные.
Формула цветка:____________________
Строение цветка капусты:
1 – венчик; 2 – чашелистик; 3 – длинные тычинки; |
4 – короткие тычинки; 5 – рыльце; 6 – столбик. |
Строение плода семейства Крестоцветные:
1 – створки;
2 – семя;
3 – перегородка.
Внешний вид капусты
Внешний вид хрена
Внешний вид сурепки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.