Элективный курс "Мой город"
Оценка 4.8

Элективный курс "Мой город"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
география
8 кл
05.05.2022
Элективный курс "Мой город"
МОЙ ГОРОД электив.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

____«Средняя общеобразовательная школа №13» города Обнинска___

Адрес: Российская Федерация, Калужская область, город Обнинск, улица Калужская, д. 11, 

электронный адрес: Obninskshkola13@yandex.ru,  тел/факс (848439) 3-40-42

 

Принята на педагогическом совете

Протокол № 1 от 28.08.2020 г

 

Утверждена

приказом №61-ОД от 28.08.2020 г

Директор школы

________  Пестрикова О. В.

 

 

 

Программа элективного курса

«Мой город»

(предметная область: естественно-научная)

                                                      для 8 класса

                                            (34 ч. - 1 час в неделю)

Составитель:

Косова Ирина Григорьевна,

учитель географии

                                                                         первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

                                            

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

    Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

   Методических рекомендаций по реализации элективных курсов (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 04/03.2010 г. №03-413).

   Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»                                     (с изменениями и дополнениями);

      Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 28.08.2020 г. протокол № 1 педагогического совета МБОУ «СОШ №13» города Обнинска;

  Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №13»  на 2017-2022годы;

  Учебного плана МБОУ «СОШ №13» на 2020-2021 учебный год.

 

Рабочая программа, согласно, учебного плана, рассчитана на 34 часа в год                         (1 час в неделю).

Планирование составлено на основе своей авторской программы: составитель - Косова Ирина Григорьевна учитель географии.

 

    В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах.

Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план.

   Изучение своей малой родины  - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем городе вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины.

   Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего города.    

Краеведческие знания носят  межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.

    Для изучения географии своего города предлагается следующий элективный курс: «Мой город» – 8  класс, 34 ч.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий.              

   Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

  Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала курса.

   У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

   Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия с географическими картами, и другие мероприятия.

Особое место в программе курса принадлежит исследовательской деятельности. Предполагается написание исследовательских работ, разработка туристических маршрутов.

 

Цель курса: развитие интереса к географии и смежным наукам,

                      активизация познавательной деятельности,

                      способствующей решению задач патриотического,

                      нравственного и эстетического воспитания.

 

Задачи курса:

Дидактические:

- формирование необходимых практических умений и навыков в процессе работы с картами и дополнительной литературой;

- поиск и систематизация информации географического характера учащимися;

- формирование географической культуры;

-  представление и защита туристических проектов и маршрутов.

Образовательные:

- формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников;

- теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности;

- обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами;

- формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного города.

Развивающие:

Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

- развивать наглядно – образное и логическое мышление у учащихся;

- развивать исследовательские творческие компетенции;

- развивать умения работать с картой.

- развивать внимание, пространственное воображение;

- развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к

  окружающему миру.

Воспитательные:

- совершенствование нравственных основ культуры учащихся: патриотической, экологической, экономической, художественной  культуры жизненного определения;

- воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного города;

- воспитание ответственности за слова, дела, поступки;

- включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

 

Информационная справка

 

Элективный курс  «Мой город»  начал апробацию  с  сентября 2020 г.   Курс посещали  учащиеся МБОУ «СОШ №13» 8-х классов. Занятия проходили по вторникам с 14.00 до 14.45. в основном в кабинете географии. На занятиях учащиеся знакомились с новым материалом, интересными фактами, разрабатывали маршруты, делали презентации, исследовательские работы. Также при проведении занятий использовались такие формы как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие, творческая мастерская.

 

Объем часов: 34 часа, теоретическая часть –13 часов,

                                      практическая часть - 11часов,         

                                      исследовательская деятельность -  10 часов.

 

 Планируемые результаты работы курса «Мой город».

                                        

В результате работы курса школьники должны усвоить следующие умения и навыки:

·        ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями города;

·        применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

·        применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

·        повысить свой кругозор;

·        применять компьютерные технологии в обучении;

·        знать особо охраняемые природные  территории своей местности

·        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

·        создание банка исследовательских и проектных работ учеников.

·        увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

·        повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.

  

Учащиеся должны знать:

- историю образования и развития города;

- особо охраняемые территории и памятники природы города Обнинска;

 

В процессе обучения учащиеся приобретают умения:

- заниматься поиском необходимой информации;

- анализировать статистический материал;

- описывать результаты творческих наблюдений;

-  делать выводы и обобщения;

- обсуждать результаты, участвовать в дискуссии;

-  работать в команде.

 

Изучение программы курса завершается итоговой конференцией, на которой проходит защита творческих самостоятельных работ учащихся, оформляется выставка фотографий, рисунков о родном городе.

 

Направления:

Введение, история образования города, знаменитые имена и фамилии города, исследовательская деятельность « Улицы города рассказывают».

 

                Учебно-тематическое планирование курса «Мой город»

 

№ п/п

Темы

Всего часов

Теоретические

     занятия

Практические            занятия

1

Введение

1

1

-

2

Возникновение и развитие города

10

3

7.Исследовательская деятельность, составление презентаций (индивидуально-групповая работа)

 

3

Улицы и учебные заведения нашего города

17

7

10.Исследовательская деятельность, составление презентаций (индивидуально-групповая работа)

 

 

4

Знаменитые люди города

5

2

 

3.

Исследовательская деятельность, составление презентаций (индивидуально-групповая работа)

 

5

Подведение итогов

1

             Конференция

 

всего

34

 

 

 

                Планирование исследовательской деятельности учащихся

                                         курса «Мой город»

 

 

 

Направления

 

              Исследовательская деятельность

 

1

 

 

Улицы города

 

1.     работа с различными источниками информации.

2.     создание мини-проекта «Улицы города рассказывают»

 

 

2

 

 

Знаменитые люди города

1.     работа с различными источниками информации.

2.     посещение краеведческого музея.

            создание презентации.

 

Содержание курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

- анализ географических карт;

- анализ статистических данных;

- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;

- создание презентаций.

Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой.

 

 

 

 

                                        Содержание программы

 

1.     Введение (1 час) Цели и задачи курса «Мой город».                                                                                                                                                                                  Инструктаж по технике   безопасности .

     Тема 2. Возникновение и развитие города. (10 часов)

Основные понятия: город, герб, флаг - символы власти.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.

Содержание темы: Герб и флаг города Обнинска. Историческое прошлое города

Возникновение и развитие города. Географическое положение и природные условия

Географическое положение города Обнинска в  Калужской области.

Практические занятия: Экскурсии (АЭС, Усадьба Белкино, метеомачта). Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Отработка навыков работы с различными источниками информации. Выступление с собранным материалом  «Экскурсия по городу Обнинску» (в виде презентации) перед учащимися начальной школы.

   

    Тема 3. Улицы города. (17 часов)

Форма занятий: теоретические занятия, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Улицы города рассказывают». Отработка навыков работы над проектами.  

 

      Тема 4. Знаменитые люди города. (5 часов)

Форма занятий: теоретические занятия

Содержание темы: Знаменитые люди города (труженики промышленности,  участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие города и страны.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.

 Ресурсное обеспечение:

1. Техническое оснащение: компьютер, проекционная система, доступ к Интернету.

 

Литература

1. «Фактография города Обнинска»  Сухов Л.Н.

2. «Город Обнинск»  Н.Черных.

3. Литература обнинского городского музея истории.

4. «Обнинск. Иллюстрированная фактография города» Е.Л.Дробкова, Л.Н.Сухов.

5. «Этажи Обнинской стройки» Н.Черных.

6. «Обнинск – город на ладошке» Е.Мацупко.

7. «География Калужской области» К.В.Пашканг.

8. Атлас Калужской области.

 

                     Календарно-тематическое планирование.

 

 Тема занятия

кол-во часов

 дата проведения

1

Введение.

Инструктаж по технике  безопасности                 

1

8.09

2

Возникновение и развитие города.

Герб и флаг города Обнинска.

1

15.09

3

Историческое прошлое города

1

22.09

4

Возникновение и развитие города.

1

6.10

5

Географическое положение и природные условия

1

13.10

6

Географическое положение города Обнинска в  Калужской области.

1

20.10

7

Усадьба Белкино  ( экскурсия)

2

10.11

8

Дом в Нижнем парке

Домик в Буграх

1

17.11

9

Первая в мире АЭС  ( экскурсия)

2

24.11

10

Высотная метеомачта  ИЭМ 

( экскурсия)

2

1.12

11

История происхождения названий улиц города.

1

8.12

12

Современные и прежние названия.

1

15.12

13

Проспект Ленина .Проспект Маркса

1

19.01

14

Улицы имени героев Советского Союза

Улица Жукова, улица Победы. Улица Мигунова

2

26.01

15

Улицы Гагарина, Осипенко, Гастелло

Выступление перед уч-ся нач школы.

2

2.02

16

Улицы имени ученых. Улица Курчатова.

Выступление перед уч-ся нач школы.

2

9.02

17

Площадь Бондаренко

1

16.02

18

Улица Ляшенко. Улица Любого

1

2.03

19

Улица Шацкого

1

9.03

20

Улица Кончаловского

1

16.03

21

«Улицы города рассказывают» мини-проект

2

6.04

22

Достопримечательности и памятники города.

1

13.04

23

Знаменитые люди города.

Блохинцев. Академик  Федоров.

1

20.04

24

Латышев Г.Г. ( Боевое братство)

1

27.04

25

Ильюшко Н.В.

1

4.05

26

Подведение итогов работы кружка

1

18.05

 

                                                                  итого:

34

 

 

Приложение: Презентации и рабочие проекты учащихся.

                       Фотоматериал о проведенных мероприятиях.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе

Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей

Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей

География» в целом. Учащиеся должны знать: - историю образования и развития города; - особо охраняемые территории и памятники природы города

География» в целом. Учащиеся должны знать: - историю образования и развития города; - особо охраняемые территории и памятники природы города

Улицы и учебные заведения нашего города 1 7 7 10

Улицы и учебные заведения нашего города 1 7 7 10

Содержание программы 1.

Содержание программы 1.

Этажи Обнинской стройки» Н.Черных

Этажи Обнинской стройки» Н.Черных

Улицы имени героев Советского

Улицы имени героев Советского

Элективный курс "Мой город"

Элективный курс "Мой город"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2022