РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Развитие функциональной грамотности»
для 10а класса
Составитель: Вельма Евгения Викторовна
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.
Рабочая программа курса «Развитие функциональной грамотности» для 10а класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа составлена на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019».
Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 10 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
ü развитие способности продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
ü развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
ü развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
Предполагаемые результаты освоения курса
Личностные
ü формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
ü оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
ü находит и извлекает информацию в различном контексте;
ü объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
ü анализирует и интегрирует полученную информацию;
ü формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
ü делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
ü самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
ü находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
ü применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
ü формулировать проблему на основе анализа ситуации;
ü анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте;
ü овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое; оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
ü интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
ü оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
Содержание программы элективного курса
«Развитие функциональной грамотности» 10 класс
№ |
Название темы (раздела) |
|
Модуль: Основы финансовой грамотности (10ч.) Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Обмен валюты. Фальшивые деньги. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
|
|
Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создаем тесты. Решение естественно[1]научных проблем. Решение социальных проблем.
|
|
Модуль: Читательская грамотность(8ч.) Определение основной темы и идеи в тексте. Сопоставление содержания текстов официально делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры
|
|
Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.
|
Тематическое планирование
по элективному курсу «Развитие функциональной грамотности»
10 класс
2022-2023 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
Учитель Вельма Евгения Викторовна
№ п/п |
Тема |
Запланировано |
Фактически проведено |
||
Кол-во часов |
Дата |
Кол-во часов |
Дата |
||
|
Раздел (тема) 1. «Основы финансовой грамотности». Количество часов на изучение раздела (темы) 10 часов |
||||
1 |
Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. |
1 |
|
1 |
|
2 |
Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. |
1 |
|
1 |
|
3 |
Акции в магазине. Кредит и рассрочка. |
1 |
|
1 |
|
4 |
Выгодный обмен. Обмен валюты. Фальшивые деньги. |
1 |
|
1 |
|
5 |
Личные сбережения. Финансовая безопасность. |
1 |
|
1 |
|
6 |
Налоговая система. |
1 |
|
1 |
|
7 |
Государственное и негосударственное страхование. |
1 |
|
1 |
|
8 |
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. |
1 |
|
1 |
|
9 |
Государство и малый бизнес. |
1 |
|
1 |
|
10 |
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. |
1 |
|
1 |
|
|
Раздел (тема) 2. «Креативное мышление» Количество часов на изучение раздела (темы) 8 часов |
||||
11 |
Понятие креативного мышления. |
1 |
|
1 |
|
12 |
Креативные решения проблем. |
1 |
|
1 |
|
13 |
Креативное самовыражение. |
1 |
|
1 |
|
14 |
Создаем рисунки. |
1 |
|
1 |
|
15 |
Создаем тесты. |
1 |
|
1 |
|
16 |
Решение естественно научных проблем. |
1 |
|
1 |
|
17 |
Решение социальных проблем. |
1 |
|
1 |
|
18 |
Решение социальных проблем. |
1 |
|
1 |
|
|
Раздел 3. «Читательская грамотность» Количество часов на изучение раздела (темы) 8 часов |
||||
19 |
Определение основной темы и идеи в тексте. |
1 |
|
1 |
|
20 |
Сопоставление содержания текстов официально делового стиля. |
1 |
|
1 |
|
21 |
Деловые ситуации в текстах |
1 |
|
1 |
|
22 |
Работа с текстом: как применять информацию из текста в измененной ситуации? |
1 |
|
1 |
|
23 |
Типы текстов: текст-инструкция. Поиск ошибок в предложенном тексте. |
1 |
|
1 |
|
24 |
Типы задач на грамотность |
1 |
|
1 |
|
25 |
Информационные задачи |
1 |
|
1 |
|
26 |
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры |
1 |
|
1 |
|
|
Раздел 4. «Глобальные компетенции» Количество часов на изучение раздела (темы) 8 часов |
||||
27 |
Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» |
1 |
|
1 |
|
28 |
Человек и природа. |
1 |
|
1 |
|
29 |
Здоровье. |
1 |
|
1 |
|
30 |
Традиции и обычаи. |
1 |
|
1 |
|
31 |
Права человека. |
1 |
|
1 |
|
32 |
Семья. |
1 |
|
1 |
|
33 |
Образование. |
1 |
|
1 |
|
34 |
Итоговая работа |
1 |
|
1 |
|
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение реализации программы. Для реализации программы курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности обучающихся» необходимы:
ü интерактивная доска;
ü экран;
ü мультимедийный проектор;
ü колонки;
ü документ-камера;
ü компьютерные программы.
Учебно - методическая литература
1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселѐв Ю.П.. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. Учебно – методическое пособие, Каро СПб, Санкт-Петербург, 2019.
3.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе . Педагогика. № 10. 2003.
4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла . Сборник материалов .Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.
5. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ. Социологические исследования. № 5, май 2007.
6.Крупник С.А., Мацкевич В.В. Всемирная энциклопедия: Философия / Функциональная грамотность. Минск, 2001.
7. Ковалѐва Г.С. и др.; под ред. Г.С.Ковалѐвой, Л.О.Рословой. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 2 – М.; Спб.: Просвещение, 2020
8.Панарина Л.Ю, Сорокина И.Ю., Смагина О.А., Зайцева Е.А. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов– Самара: СИПКРО, 2019.
Электронные ресурсы:
1. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. https://fg.resh.edu.ru/
3. Банк заданий. Функциональная грамотность. https://media.prosv.ru/fg/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.