Элективный курс по функциональной грамотности
Оценка 4.6

Элективный курс по функциональной грамотности

Оценка 4.6
doc
естествознание
10 кл
22.09.2023
Элективный курс по функциональной грамотности
Электив Функциональная грамотность.doc

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Развитие функциональной грамотности»

для 10а класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Вельма Евгения Викторовна

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения  затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.

Рабочая программа курса «Развитие функциональной грамотности» для 10а класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа составлена на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019».

Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 10 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи программы: 

ü  развитие способности продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление); 

ü  развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);

ü  развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).

Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.

 

Предполагаемые результаты освоения курса

Личностные 

ü  формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний; 

ü  оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

Метапредметные

ü  находит и извлекает информацию в различном контексте;

ü  объясняет и описывает явления на основе полученной информации;

ü  анализирует и интегрирует полученную информацию; 

ü  формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;

ü  делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.

Предметные

обучающийся научится: 

ü  самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;

обучающийся получит возможность: 

ü  находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте; 

ü  применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;

ü  формулировать проблему на основе анализа ситуации; 

ü  анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте;

ü  овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;  оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания; 

ü  интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы; 

ü  оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.

 

 

 

Содержание программы элективного курса

«Развитие функциональной грамотности» 10 класс

 

Название темы (раздела)

 

Модуль: Основы финансовой грамотности (10ч.)

Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Обмен валюты. Фальшивые деньги. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.

 

 

 

Модуль: Креативное мышление (8ч.)

Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создаем тесты. Решение естественно[1]научных проблем. Решение социальных проблем.

 

 

 

Модуль: Читательская грамотность(8ч.)

Определение основной темы и идеи в тексте. Сопоставление содержания текстов официально делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры

 

 

 

Модуль: Глобальные компетенции (8ч.)

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

по элективному курсу «Развитие функциональной грамотности»

10 класс

2022-2023 учебный год

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год – 34

Учитель Вельма Евгения Викторовна

№ п/п

Тема

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

 

Раздел (тема) 1. «Основы финансовой грамотности».

Количество часов на изучение раздела (темы) 10 часов

1

Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы.

1

 

1

 

2

Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции.

1

 

1

 

3

Акции в магазине. Кредит и рассрочка.

1

 

1

 

4

Выгодный обмен. Обмен валюты. Фальшивые деньги.

1

 

1

 

5

Личные сбережения. Финансовая безопасность.

1

 

1

 

6

Налоговая система.

1

 

1

 

7

Государственное и негосударственное страхование.

1

 

1

 

8

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

1

 

1

 

9

Государство и малый бизнес.

1

 

1

 

10

Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.

1

 

1

 

 

Раздел (тема) 2. «Креативное мышление»

Количество часов на изучение раздела (темы) 8 часов

11

Понятие креативного мышления.

1

 

1

 

12

Креативные решения проблем.

1

 

1

 

13

Креативное самовыражение.

1

 

1

 

14

Создаем рисунки.

1

 

1

 

15

Создаем тесты.

1

 

1

 

16

Решение естественно научных проблем.

1

 

1

 

17

Решение социальных проблем.

1

 

1

 

18

Решение социальных проблем.

1

 

1

 

 

Раздел 3.  «Читательская грамотность»

Количество часов на изучение раздела (темы) 8 часов

19

Определение основной темы и идеи в тексте.

1

 

1

 

20

Сопоставление содержания текстов официально делового стиля.

1

 

1

 

21

Деловые ситуации в текстах

1

 

1

 

22

Работа с текстом: как применять информацию из текста в измененной ситуации?

1

 

1

 

23

Типы текстов: текст-инструкция.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

 

1

 

24

Типы задач на грамотность

1

 

1

 

25

Информационные задачи

1

 

1

 

26

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры

1

 

1

 

 

Раздел 4.  «Глобальные компетенции»

Количество часов на изучение раздела (темы) 8 часов

27

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?»

1

 

1

 

28

Человек и природа.

1

 

1

 

29

Здоровье.

1

 

1

 

30

Традиции и обычаи.

1

 

1

 

31

Права человека.

1

 

1

 

32

Семья.

1

 

1

 

33

Образование.

1

 

1

 

34

Итоговая работа

1

 

1

 

 

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение реализации программы.     Для реализации программы курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности обучающихся» необходимы:

ü  интерактивная доска;

ü  экран;  

ü  мультимедийный проектор;

ü  колонки;

ü  документ-камера;

ü  компьютерные программы.

 

Учебно - методическая литература

1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселѐв Ю.П.. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. Учебно – методическое пособие, Каро СПб, Санкт-Петербург, 2019.

3.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе . Педагогика. № 10. 2003.

4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла . Сборник материалов .Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.

5. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ. Социологические исследования. № 5, май 2007.

6.Крупник С.А., Мацкевич В.В. Всемирная энциклопедия: Философия / Функциональная грамотность. Минск, 2001.

7. Ковалѐва Г.С. и др.; под ред. Г.С.Ковалѐвой, Л.О.Рословой. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 2 – М.; Спб.: Просвещение, 2020

8.Панарина Л.Ю, Сорокина И.Ю., Смагина О.А., Зайцева Е.А. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов– Самара: СИПКРО, 2019.

 

Электронные ресурсы:

1. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. https://fg.resh.edu.ru/

3. Банк заданий. Функциональная грамотность. https://media.prosv.ru/fg/

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Развитие функциональной грамотности» для 10а класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Развитие функциональной грамотности» для 10а класса

Пояснительная записка Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в

Пояснительная записка Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в

Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты

Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты

Содержание пр ог р аммы элективного курса «Развитие функциональной грамотности» 10 класс №

Содержание пр ог р аммы элективного курса «Развитие функциональной грамотности» 10 класс №

Тематическое планирование по элективному курсу «Развитие функциональной грамотности» 10 класс 2022-2023 учебный год

Тематическое планирование по элективному курсу «Развитие функциональной грамотности» 10 класс 2022-2023 учебный год

Раздел 4. «Глобальные компетенции»

Раздел 4. «Глобальные компетенции»

Элективный курс по функциональной грамотности

Элективный курс по функциональной грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2023