Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».
Оценка 5

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
география +1
10 кл
22.11.2017
Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».
Введение Актуальность исследования Любить свою малую Родину должен каждый человек. Ведь малая Родина это место, где ты родился, провёл свои самые счастливые и интересные детские и юношеские годы, это место, где ты пошел в школу, где у тебя появильсь друзья, знакомые, которые впоследствии останутся в его памяти как тёплые и приятные воспоминания. Моя малая Родина – это село Устеренка. Это место очень дорого как для меня, так и для моих друзей. И пусть на самом деле это совершенно обыкновенное село, но лично для меня оно уникально. Вы, наверное, спросите меня почему? Так вот сейчас я постараюсь ответить на этот вопрос. Слово овраг. Как звучит неинтересно. Однако в нашей области в районе, в поселке это самая распространенная форма рельефа. Она тесно связанная с жизнью человека его хозяйственной деятельностью. Почва - первоисточник продуктов питания, кормов для скота, лесоматериалов и т.д. Для наших почв характерно низкое плодородие . Наша территория относится к зоне рискованного земледелия. К засухе прибавилась ветровая и водная эрозия - самые грозные враги почвы. Коснулась эта проблема и нашего Городищенского района, и моего родного поселка Ерзовки. Были распаханы все земли, прилегающие к территории поселка, в том числе и неудобья, и солончаки. На поля вышла тяжёлая техника, уже при вспашке пыльный шлейф тянулся позади трактора на несколько километров. Травянистый покров, удерживающий верхний плодородный слой на склонах холмов был полностью уничтожен, и в первое же половодье весь плодородный почвенный слой был смыт талыми водами в реку Ерзовка. Это привело к тому, что во многих местах начали появляться и расти овраги. Я обратила внимание на то, что ежегодно увеличивается количество оврагов в окрестности нашего поселка , растёт их глубина и протяжённость. Поэтому новой темой для исследования стало изучение оврагов в окрестностях поселка Ерзовки Городищенского района Волгоградской области. Объект исследования: овраги в окрестности школы и поселка Ерзовки» Предмет исследования: изучение оврагов в окрестностях школы и поселка Ерзовки»ЦЕЛЬ: Изучить овражную систему и найти наиболее эффективные способы борьбы с распространением и ростом оврагов в окрестностях школы и поселка Ерзовки» ЗАДАЧИ: Изучить овражную сеть в окрестностях школы и поселка Ерзовки ; Составить схему расположения оврагов; Выявить породы, слагающие овраги; Установить причины и время роста оврагов; Рассмотреть выходы грунтовых вод, обвалы и оползни; Выявить наиболее эффективные способы борьбы с оврагами. Методы исследования: картографический; статистический. Практическая значимость Материалы моей работы можно рекомендовать при проведении экскурсий на уроках географии; почвы и её структуры; во внеклассной работе по экологии, на элективных курсах и классных часах, посвящённых проблемам охраны окружающей среды; так же при строительстве сельскохозяйственных объектов, дорог. Перспективы работы Проводя различные мероприятия по предотвращению роста и развития оврагов найти наиболее эффективные способы борьбы с оврагами в окрестностях поселка Ерзовки. . Изучение оврагов в окрестностях р.п.Ерзовки 1. Эколого-географические особенности овражной экосистемы окрестностях р.п. Ерзовки Рабочий поселок Ерзовка расположен на правом берегу реки Волги. Рельеф поселка холмистая равнина. Поверхность слабо наклонена на север, абсолютные высоты составляют от 30 м – 35ы м. Почва поселка входит в зону каштановых равнин. Основные почвообразующие породы представлены глинами и суглинками. В структуре почвенного покрова преобладают черноземы типичные, которые сменяются черноземами выщелоченными, реже оподзоленными. Климат резко-континентальный, характерна частая смена воздушных масс. Основными климатообразующими факторами являются географическое положение и географическая широта, которая, в свою очередь, определяет приток солнечной энергии. Территория получает большое количество тепла, но мало влаги. Рельеф оказывает огромное влияние на все компоненты природы и во многом определяет облик той или иной местности. Формирование рельефа зависит от различных факторов, одним из которых является водная эрозия. Одной из эрозионных форм рельефа образованных временными водными потоками являются овраги. Овраг – это крутосклонная рытвина на возвышенности или склоне долины, образованная временными водотоками – талыми или дождевыми водами (6). Развитие овражно-балочных систем влечет за собой вывод из оборота больших площадей пахотных земель и поэтому требует мер направленных на прекращение эрозии (7; 11). Для успешной борьбы с оврагами необходимо их тщательное и всестороннее их изучение. Рост оврагов зависит от многих факторов: от состава пород, от крутизны склонов размывающейся возвышенности и от атмосферных осадков. Растут овраги в основном в период выпадения дождей или таяния снега. Борта оврага под действием гравитационных и делювиальных процессов постепенно выполаживаются, приближаясь к углу естественного откоса. В условиях резко-континентального климата борта и дно подобных оврагов зарастают травой, кустарниками . Такой овраг носит название балки (лога). Если овраг, углубляясь, пересекает слой горной породы, насыщенный водой, на его дне появляются родники, дающие начало струящемуся потоку - ручью. Это приводит к дальнейшему углублению, расширению и удлинению оврага. Постепенно он может превратиться в речную долину. Дренируя (собирая) подземные воды овраги понижают их уровень. В результате местность может сильно иссушиться (У1.2.4).Как происходило образование оврага в нашей местности. Ответить на данный вопрос мне поможет работа по комплексному описанию оврага. Росту овражной сети способствуют сведение лесов и неправильная агротехника обработки почвы; местами овраги получают заметное развитие при беспорядочном сбросе поливных вод на склонах орошаемых массивов. Оврагообразование наиболее интенсивно в безлесных местностях, с глубоко расчлененным рельефом (особенно на южных склонах), с большим уклоном площади водосбора, глинистыми поверхностными горными породами.
Овраг не главный.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза 403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,  Гончарова Петра Алексеевича» р.п. Ерзовка, улица Школьная, 2 т. 8­84468­4­79­55, E­mail: [email protected] ОКПО 22402704, ОГРН 1023405363376, ИНН/КПП 3403301246/340301001  Районный этап областного конкурса: «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Направление «Эколого­биологическое» Публицистика в защиту природы и культуры Статья  «Овраг ­  ты наш враг!». 2017 год Содержание        Введение……………………………………………………………….                    .3      . Изучение оврагов в окрестностях  р.п. Ерзовки             1. Эколого­географические особенности овражной экосистемы окрестностях  р.п. Ерзовки ……………………………………6             2. Причины образования оврагов.  Овраги окрестностях  р.п. Ерзовки… 8                      3. Породы, слагающие овраги ..………….………………….                          11             4. Время, причины и величина роста оврагов …………….                              .13            5. Выходы грунтовых вод, обвалы и оползни………………                            16            6. Природоохранные мероприятия……………..……………                             18            7. Польза оврагов ……………………………………………...                          26 . Выводы…………………………………………………………..…                  27 V. Список используемой литературы………………………………                   28 Приложение ………………………………………………………….                      29 Введение Актуальность исследования   Любить  свою  малую  Родину должен каждый человек. Ведь  малая Родина это   место, где ты  родился, провёл свои самые счастливые и интересные детские и  юношеские годы, это место, где  ты пошел в школу,   где у тебя появильсь друзья,  знакомые, которые впоследствии останутся в его памяти как тёплые и приятные  воспоминания. Моя малая Родина – это село Устеренка. Это место очень дорого как  для меня, так и для моих друзей. И пусть на самом деле это совершенно  обыкновенное село, но лично для меня оно уникально. Вы, наверное, спросите меня  почему? Так вот сейчас я постараюсь ответить на этот вопрос. Слово овраг. Как звучит неинтересно. Однако в нашей области в районе, в  поселке это самая  распространенная форма рельефа. Она тесно связанная с  жизнью человека его хозяйственной деятельностью. Почва ­ первоисточник продуктов питания, кормов для скота, лесоматериалов и т.д.  Для наших почв характерно низкое плодородие . Наша территория относится к зоне  рискованного земледелия. К засухе прибавилась ветровая и водная эрозия ­ самые  грозные враги почвы.   Коснулась эта проблема и нашего  Городищенского района, и моего родного поселка Ерзовки. Были распаханы все земли, прилегающие к территории  поселка, в  том числе и неудобья, и солончаки. На поля вышла тяжёлая техника, уже при  вспашке пыльный шлейф тянулся позади трактора на несколько километров.  Травянистый покров, удерживающий верхний плодородный слой на склонах холмов  был полностью уничтожен, и в первое же половодье весь плодородный почвенный слой был смыт талыми водами в реку  Ерзовка. Это привело к тому, что во многих  местах начали появляться и расти овраги.   Я обратила внимание на то, что ежегодно увеличивается количество оврагов в  окрестности  нашего поселка , растёт их глубина и протяжённость. Поэтому новой  темой для исследования стало изучение оврагов в окрестностях поселка   Ерзовки Городищенского района  Волгоградской области. Объект исследования: овраги в окрестности школы и поселка Ерзовки»  Предмет исследования: изучение оврагов в окрестностях школы и  поселка  Ерзовки» ЦЕЛЬ: Изучить овражную систему и найти наиболее эффективные способы  борьбы с распространением и ростом оврагов в окрестностях  школы и поселка  Ерзовки» ЗАДАЧИ: Изучить  овражную сеть в окрестностях  школы и поселка Ерзовки ; Составить схему расположения оврагов; Выявить породы, слагающие овраги; Установить причины и время роста оврагов; Рассмотреть выходы грунтовых вод  Выявить наиболее эффективные способы борьбы с оврагами. Методы исследования: картографический; статистический.  , обвалы и оползни;   Практическая значимость Материалы  моей  работы можно рекомендовать  при проведении экскурсий на уроках   географии; почвы и её структуры; во внеклассной работе по  экологии, на элективных курсах и классных часах, посвящённых проблемам охраны окружающей среды; так же  при строительстве сельскохозяйственных объектов, дорог. Проводя различные мероприятия по предотвращению роста и развития оврагов найти наиболее эффективные способы борьбы с оврагами в окрестностях   поселка  Перспективы работы Ерзовки.    . Изучение оврагов в окрестностях  р.п.Ерзовки 1. Эколого­географические особенности овражной экосистемы окрестностях  р.п. Ерзовки Рабочий поселок  Ерзовка расположен на правом берегу реки Волги. Рельеф  поселка холмистая равнина. Поверхность слабо наклонена на север, абсолютные высоты  составляют  от 30 м – 35ы м. Почва  поселка  входит в зону  каштановых равнин.  Основные почвообразующие породы представлены глинами и  суглинками. В  структуре почвенного покрова преобладают черноземы типичные, которые  сменяются черноземами выщелоченными, реже оподзоленными. Климат резко­континентальный, характерна частая смена воздушных масс.  Основными климатообразующими факторами являются географическое  положение и географическая широта, которая, в свою очередь, определяет приток солнечной энергии. Территория получает большое количество тепла, но мало влаги.  Рельеф оказывает огромное влияние на все компоненты природы и во многом  определяет облик той или иной местности. Формирование рельефа зависит от  различных факторов, одним из которых является водная эрозия. Одной из  эрозионных форм рельефа образованных временными водными потоками являются  овраги.  Овраг – это крутосклонная рытвина на возвышенности или склоне долины, образованная временными водотоками – талыми или дождевыми водами (6). Развитие овражно­балочных систем влечет за собой вывод из оборота больших  площадей пахотных земель и поэтому требует мер направленных на прекращение  эрозии (7; 11). Для успешной борьбы с оврагами необходимо их тщательное и  всестороннее их изучение. Рост оврагов зависит от многих факторов: от состава  пород, от крутизны склонов размывающейся возвышенности и от атмосферных  осадков. Растут овраги в основном в период выпадения дождей или таяния снега.  Борта оврага под действием гравитационных и делювиальных процессов постепенно  выполаживаются, приближаясь к углу естественного откоса. В условиях  резко­ континентального климата борта и дно подобных оврагов зарастают травой,  кустарниками . Такой овраг носит название балки (лога). Если овраг, углубляясь,  пересекает слой горной породы, насыщенный водой, на его дне появляются родники,  дающие начало струящемуся потоку ­ ручью. Это приводит к дальнейшему углублению, расширению и удлинению оврага. Постепенно он может превратиться в речную  долину. Дренируя (собирая) подземные воды овраги понижают их уровень.  В  результате местность может сильно иссушиться (У1.2.4).Как происходило  образование оврага в нашей местности. Ответить на данный вопрос мне поможет  работа по комплексному описанию оврага. Росту овражной сети способствуют сведение лесов и неправильная агротехника  обработки почвы; местами овраги получают заметное развитие при беспорядочном  сбросе поливных вод на склонах орошаемых массивов. Оврагообразование наиболее  интенсивно в безлесных местностях, с глубоко расчлененным рельефом (особенно на  южных склонах), с большим уклоном площади водосбора, глинистыми  поверхностными горными породами. Рисунок 1. Общий вид оврага.  Антропогенные овраги своим появлением и развитием обязаны, прежде всего,  хозяйственной деятельности человека, влияющей на состояние природных ландшафтов. Если ранее основной причиной оврагообразования была сельскохозяйственная деятельность людей (расширение пахотных земель), то в настоящее время возрастает доля техногенно обусловленных оврагов (в населенных пунктах, при прокладке дорог, трубопроводов, добыче полезных ископаемых). В этой группе оврагов по характеру воздействия обычно выделяется несколько подгрупп: 1) образующиеся при нарушении естественных условий на водосборе - уничтожение растительности, распашка, усиленное обводнение территории и т.п.; 2) возникающие искусственно на водосборах, созданных новыми линиями стока — разъемными бороздами на пашне, скотопрогонными тропами, межеванием, обвалованием; сюда же включаются и придорожные овраги, разрушающие кюветы и полотно дорог; 3) чисто техногенные овраги, формирующиеся при стоке промышленных вод при добычньгх и строительных работах, сбросных вод предприятий, прорывов различных трубопроводов [1]. Что касается техногенных оврагов, то среди них выделяются три подгруппы — придорожные, промышленно-стоковые и урбаногенные. Придорожные овраги относятся к техногенным, поскольку при строительстве как шоссейных, так и грунтовых дорог используется большое количество различной техники, а также перемещаются огромные объемы грунта и других строительных материалов. Следствием вышеперечисленных мероприятий является техногенное изменение рельефа и соответственно водосборов. Происходят перераспределение стока во вновь образованных водосборных бассейнах и появление эрозионных форм. Промышленно-стоковые овраги встречаются в меньшей степени. Связано это с более локальным распространением объектов, имеющих сток промышленных вод. Соответственно и организация наблюдения за промышленно-стоковыми оврагами проще, чем за придорожными. И к тому же, как указывалось выше, для образования таких оврагов необходимо нарушение правил выпуска сточных промышленных вод с территории объекта и игнорирование рельефа окружающей местности, что и происходит довольно часто. Относительно оврагов данной группы необходимо отметить, что образование их приурочено к промышленным участкам, расположенным вне городской застройки, то есть важным условием их развития, помимо природных факторов, является сток производственных вод. В качестве примера можно привести участки по добыче нефти и полезных ископаемых (карьеры), строительные площадки, места прорывов трубопроводов и т.п. Урбаногенные, или городские, овраги согласно С.Н. Ковалеву [2] вы- деляются в отдельную группу, так как являются следствием процессов и явлений, присущим только городским территориям. К данной группе относятся также овраги, развивающиеся в пределах крупных населенных пунктов сельского типа. Методика исследования Подготовительный этап      Постановка целей и задач Подготовка материалов и оборудования для проведения полевых работ (планшет, линейка ,мерная линейка, компас, бумага, определитель растений, животных) Знакомство с объектом исследования Составление плана-карты объекта исследования Проведение исследования - описание оврага - описание почвы - ботаническое описание биотопа (используется метод пробных площадок - автор Ашихмина, 2000 г) Обработка материалов обследования 1.Составление характеристики почвы 2. Заполнение таблицы по профилям изучаемого оврага 3.Заполнение бланков по ботаническому описанию биотопа 4. Анализ полученных результатов, формулировка выводов, рекомендаций и предложений МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Выполнение работы. Место проведения исследования - лесной массив, расположенный в микрорайоне Сергеевской СОШ. д.Сергеево, Вязниковского района, Владимирской области. Исследуемая территория находится в юго – западном направлении от д. Сергеево. Рельеф овражный. Изучаемый овраг по уклону местности выходит к плотине в д.Исаево. Время проведения- май 2009г           Провели описание морфометрических показателей для изучения оврага(Приложение № ). Заполнили таблицу по профилям оврага Провели описание почв Заложили пробную площадку (размер 10*10м) Провели описание биотопа по методике (Приложение № ) Определили название данного растительного сообщества. Заполнили бланки описания растительного сообщества (№1,№2) Составили карту схему расположения места исследования. Сделали выводы Определили рекомендации РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 1. Описание оврага.  Овраг находится в лесном массиве, находящемся в западном направлении от д.Сергеево, на расстоянии 2 км.    Причинами появления овражных форм рельефа являются: 1. 2. 3. 4. Уклон местности к плотине в д.Исаево; Поверхность сложена рыхлыми породами; Возникают временные потоки дождевых и талых вод; Слабая задернованность поверхности. При таянии снега вода застаивается в оврагах, и осадки стекают по склонам оврагов Овраг располагается в юго- западном направлении от его вершины.Устье находится возле Исаевской плотины. Его длина около 2-х км. Северо-восточный склон крутой до 2 м, обрывистый, наблюдаются осыпи высотой 47 см. Юго-западный более пологий. Ширина створа – около 5 м. Глубина оврага в верхней части до 5 м, склоны пологие, ширина 5 м поперечный профиль оврага имеет V-образную форму. В средней части оврага ширина до 15 м, глубина 11 м, поперечный профиль также сохраняет V- образную форму. Склоны оврага сложены дерново – подзолистыми почвами. Дно оврага узкое, с четко выраженными ступенями высотой 0,5-0,6 м. В нижней, приустьевой части овраг расширяется, склоны становятся более пологими, поперечный профиль становится U-образным. Глубина оврага 12-15 м, ширина 19 м. Склоны и дно задернованы травянистой растительностью, на дне выделяется русло временного водотока около 0,5 м глубиной. Данные по описанию профилей оврага занесены в таблицу. Профиль Ширина долины (м) 3) Крутизна склонов: приблизительные значения крутизны склонов  Из данных таблицы видно, что левый берег (ЛБ) почти всегда    круче правого берега (ПБ). Основную причину этого нужно искать в механическом составе почвы. Можно сопоставить крутизну склонов со свойствами почв - более легкие типы почв (такие, как супеси, песчаники и т.д.) обладают большей осыпающейся способностью, т.е. способны образовывать более крутые берега. Следовательно, можно предположить, что левый склон оврага сложен легкими типами почв, а правый более тяжелыми. В овраге имеется выход грунтовых вод , практически от вершины до устья протекает ручей. Ручей впадает в Исаевскую плотину ( Фотография №. ) В данном лесном массиве находится большое количество оврагов. Форма долины оврага. Этот показатель целиком зависит от длины днища оврага. Длинное днище - корытообразная форма долины, короткое - V-образная. Исследуя длину днища оврагов, можно будет определить не возраст , а силу эрозионной деятельности. В V-образной долине днище еще почти не сформировалось. следовательно, здесь идет интенсивный процесс развития оврага под действием эрозионной деятельности. В корытообразной долине днище довольно плоское, и можно сказать, что эрозионная деятельность здесь почти закончена, т.е. овраг уже почти сформирован. 2.Почву изучали на естественных обрывах оврагов (фотография № ). Цвет  коричнево­серый. По влажности можно определить как свежие, в основном  дерново­средне­подзолистые почвы. Эти почвы обычно бесструктурные и  способны легко размываться, особенно на пахотных угодьях. В почвенном  обнажении мы выделили следующие горизонты: Ао – подстилка (2­5 см) А1 – гумусовый горизонт (50­70 см) В – слой глины (120 см) С – материнская порода. Актуальность моего исследования При   повышении   уровня   грунтовых   вод   происходит   избыточное переувлажнение земель, что приводит усилению процесса водной эрозии почвогрунтов,   разрушения   берегов,   оврагообразования   и   заболачивания территории. Цель и задачи исследования  изучение причин образования оврагов  ;  создание проекта борьбы с оврагообразованием.  Исходя, из цели исследования поставлены следующие задачи:  выявить причины образования оврагов;  изучить меры борьбы с оврагами;  сделать мониторинг состояния оврагов. Методы исследования 1. Изучить научную литературу. 2. Провести собственное изучение образования оврагов. Научная новизна исследования •   В Намском улусе впервые собраны сведения об образовании оврагов. Что такое овраг?  СРЕДА, в которой живёт человечество, ­ это часть земной природы. Взаимодействуя с ней, человек неизбежно изменяет её, к сожалению, чаще негативно, чем созидающе.  Проблема обострялась с развитием человеческого общества и к двадцать первому  веку стала чрезвычайной: именно теперь стали угрожающими те изменения, которые  стали необратимыми. Это вымирание отдельных видов животного мира и, как следствие, нарушение природного баланса в животном мире, и глобальные изменения в атмосфере, грозящие изменением климата на планете Земля, последствия которого  совершенно непредсказуемы и одиозны. И это только два примера. Учёные давно занимаются этими проблемами. Их работы изложены как научным  языком диаграмм и схем, так и популярно. Благодаря телевизионным программам,  Интернету, книгам, журналам в той или иной степени о них знает каждый. Однако  далеко не каждый человек озабочен будущим своей голубой планеты и стремится  помочь ей. В разумеется данной работе я хочу поделиться своим видением проблемы  взаимодействия человека с природой, опираясь, , на материалы, прочитанные или  увиденные по телевизору. Некоторые факты мне были рассказаны родственниками,  учителями. Антропогенное воздействие человека на природу принято считать состоящим из  шести факторов. 1.Разрушение биогеоценоза за счёт распашки целины или для строительства.  Биогеоценоз – баланс обитания различных организмов на одном ареале. Одни из них  перерабатывают минералы, обогащают почву отходами своей жизнедеятельности для повышения её плодородия. Другие служат кормом для других, более крупных и  организованных животных. До времени почва сама в состоянии восстановиться после удара по ней, но всему наступает конец. И потому нам хорошо известны  заболоченные и уже непригодные местности или засолённые пески, уже непригодные  для жизни. 2. Загрязнение среды отходами деятельности человека. Это выбросы в атмосферу от  ТЭЦ, от автомобилей, от объектов промышленности. 3. Отравление среды ядохимикатами, удобрениями. Широко известны такие  последствия этого, как уменьшение численности птиц (в деревнях исчезают снегири и скворцы, это уже заметно, этого не скрыть). Отравление же человеческого организма за счёт применения, например, ядов от колорадского жука мне кажется совершенно  не изученным предметом в нашем обществе. 4. Нещадная вырубка лесов. В РФ лесами занята самая большая площадь. Однако, в  последние десять лет леса масштабно вырубают, санкционированно или нет. Я сам  убедился в этом, наблюдая за тем, как в лесных массивах Городищенского района  реальная местность совершенно не совпадает с изображением на картах: на месте  густых лесов повсеместно идут вырубки, причём не цивилизованные (с уборкой  сучьев, с последующим засаживание лесами замещения, а с засорением и  заращиванием мелколесьем). При этом лесники, как я видел, занимаются таким  «диким егерством», как сопровождением нахлынувших из городов охотников.  Лесные просеки зарастают, не прочищаются, указатели сгнили, номера участков на  них не читаются. Такое «хозяйствование» привело к тому, что летом 2010 года леса у нас повсеместно горели. Подобную же картину я видел на территориях Сызранского,  Базарносызганского, Карсунского, Рузаевского и Никольского района. Заметим, что  это четыре разных региона России, из чего следует, что проблема очень широка по  своей печальной географии. Слышал мнение, что массовое выгорание лесов полезным явлением для оздоровления местности, с которым трудно согласиться, ибо пожар –  это всегда тревога, урон, беда, опасность. 5. Человек наносит вред природе, даже просто гуляя по лесу. Он разводит костры,  сжигая мелких животных, травяной покров и поросль. Но ещё вреднее то, что  компании непременно оставляют за собой кучи мусора, состоящего из вреднейшего  пластика, разложение которого длится годами и постепенно отравляет почву. В  наших сёлах мусор выбрасывается в овраги, в речки, в лесополосы. Следы  этого мусора я встречал даже вдали от жилья, в самых густых лесах,  придорожные же лесополосы и лесочки приведены этим в ужасающее  состояние. 6. Добыча полезных ископаемых. Терриконы в таких местностях долго  зарастают дикими травами, называемыми в просторечии чертополохом. Количество населения на конкретной территории сильно влияет на эти  процессы. Уничтожаются целые природные сообщества и изменяется  климат. Теперь антропогенные территории занимают более 60% суши  нашей планеты. Поздно человек понял, что он воздействует на природу, мягко говоря, плохо. Термин «экология» был введён немецким учёным Геккелем. А когда вопросы встали  особенно остро, в конце двадцатого века, напротив, победное шествие капитализма  по планете вкупе со сращиванием олигархии с властными структурами государств  развязало руки мародёрам и браконьерам всех мастей. Перейдём теперь к рассмотрению путей спасения природной среды от нас самих. Всем понятно, что никто не будет призывать сейчас к отказу от материальных благ и  удобств, как автомобили или полезные ископаемые. Это будет всегда. Хотя, заметим, что автомобильный бензиновый двигатель был изобретён сравнительно недавно, нет  ещё и полутора веков (немецкий изобретатель Отто, конец девятнадцатого века).   Вернёмся к вопросу об экологии. Из неё выделяется экология СОЦИАЛЬНАЯ,  учение о взаимодействии общества и природы в интересах сохранения и  рационального использования окружающей среды для настоящего и будущего  поколения. Это учение получило правовую сторону – ОХРАНА ПРИРОДЫ. Это  реакция на разрушительную деятельность человека на Земле, направленная на  воспроизведение природных ресурсов, урон которым невозможно предупредить.  Природоохранная деятельность разделена на три пути. 1. 2. 3. Создание очистных сооружений, переработка мусора, сбор и утилизация  отходов производства и так далее. Разработка и применение экологически чистых технологий производства,  переход к безотходному производству. Продуманное рациональное размещение «грязных» производств Подойдём теперь к самому главному выводу по вопросу взаимодействия человечества и  природы. Человечество не должно становиться могильщиком природы и самого себя в  качестве её части. Общество разумное, общество культурное не имеет ничего общего с  толпой, которая управляется алчным или марионеточным (то есть управляемым  внешними кругами) правительством. В начале двадцатого века в нашей стране работал  видный учёный, который занимался этой проблемой серьёзно. Я не так часто встречаю  его имя в литературе и никогда – в СМИ. Однако пришло время, когда к его учению нам  просто необходимо обернуться и сделать его настольной книгой. Термин, которым он  назвал разумное общество, которое живёт по закону – не вредить природе, рационально использовать её недра, воспроизводить потреблённое, искать экологические виды  топлива, рассчитывать каждую попытку вмешательства в её естественный ход –  НООСФЕРА. Этот учёный имеет мировое имя: академик Вернадский. Пока мы далеки от такого общества, а насильно, как показывает история, ничего не  создашь, нужны срочные меры, как усиление требований охраны природы к  предприятиям, отмена пластиковой упаковки (ведь жили же без этого), требовать от  местных администраций соблюдения мер к очистным сооружениям, к сбору отходов.  Здесь безусловно нужны действия власти, а если власти не работают, то над ними  нужен общественный контроль, происходящий от партий или организаций.  Показательна деятельность такой организации, как GREENPEACE. Интернетное  сообщество в защиту социальной справедливости и природы CHANGE.ORG также  набирает свою силу. Хочу упомянуть популярное в республиках СССР движение.  Наивное на первый взгляд, но такое притягательное в стремлении привлечь людей к  здоровому образу жизни и к добрым поступкам. Оно известно под названием «ДЕТКА» и родилось от простого человека Порфирия Иванова. Привлекшее немало  последователей, оно показало, что в народе даже в самое жестокое время войн и  конкуренции живо стремление к доброму. Для меня бесспорно, что в условиях дикого беспредела во всех сферах жизни, которое  насаждается существующей властью в республиках бывшего СССР, все меры и даже  отдельные «победы» не приведут к позитивному изменению в области охраны природы.  Нужны серьёзные политические действия. Перспективными являются недавно  появившиеся общественно­политические движения «За национализацию и  деприватизацию стратегических ресурсов страны» и «За ответственную власть!» НА ЗАЩИТУ СВОЕЙ ПЛАНЕТЫ ДОЛЖНЫ ВСТАТЬ ВСЕ РАЗУМНЫЕ ЛЮДИ,  НА НЕЙ ЖИВУЩИЕ! Хотелось обратить внимание,  на одно из распространенных явлений природы  в  Волгоградской олассти, в нашем поселке Ерзовка. Это явление называется ОВРАГ. Овраг – это крутосклонная рытвина на возвышенности или склоне долины, образованная временными водотоками – талыми или дождевыми водами (6). Развитие овражно-балочных систем влечет за собой вывод из оборота больших площадей пахотных земель и поэтому требует мер направленных на прекращение эрозии (7; 11). Для успешной борьбы с оврагами необходимо их тщательное и всестороннее их изучение. Рост оврагов зависит от многих факторов: от состава пород, от крутизны склонов размывающейся возвышенности и от атмосферных осадков. Растут овраги в основном в период выпадения дождей или таяния снега. Борта оврага под действием гравитационных и делювиальных процессов постепенно выполаживаются, приближаясь к углу естественного откоса. В условиях умеренного климата борта и дно подобных оврагов зарастают травой, кустарниками или даже лесом. Такой овраг носит название балки (лога). Если овраг, углубляясь, пересекает слой горной породы, насыщенный водой, на его дне появляются родники, дающие начало струящемуся потоку - ручью. Это приводит к дальнейшему углублению, расширению и удлинению оврага. Постепенно он может превратиться в речную долину. Дренируя (собирая) подземные воды. овраги понижают их уровень. В результате местность может сильно иссушиться (У1.2.4).Как происходило образование оврага в нашей местности? Какие растения растут по краям оврага? Каких животных здесь можно встретить? Ответить на данные вопросы мне поможет работа по комплексному описанию оврага. Цель работы: Провести комплексное изучение оврага, находящегося в микрорайоне школы. Задачи: Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги обычно образуются на склонах водоразделов и располагаются по направлению стока располагается по краям оврага. 1. Изучить литературу по данной тематике. 2. Провести описание оврага по специальным методикам. 3. Составить ботаническое описание биотопа, который 4. Составить план-карту места исследования. 5. Провести обработку материалов исследования. 6. Сделать выводы и обобщения . 7. Определить рекомендации и предложения. текущих вод. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 — 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки. развивающиеся) и зрелые овраги. Причинами образования оврага являются: Овраа́г — форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками. Овраг в Харьковской области, Украина. Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами, а также на склонах балок. Длина оврагов от нескольких метров до нескольких километров. Выделяют молодые (интенсивно а) наличие уклонов на земной поверхности; б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность; в) отсутствие растительного покрова. Овраги образуются в процессе водной эрозии при наличии вышеуказанных причин и продольной распашке склона. Выделяют следующие стадии развития оврага: Промоина — след от водного потока, ширина и глубина которого не более 1 м. Небольшие промоины могут размываться, углубляться текущими водами и преобразовываться в следующую стадию оврага — рытвину. Рытвина — след от водного потока. Глубина и ширина более 1 м. На этих стадиях борьба с оврагами наиболее эффективна и доступна. Можно выровнять и создать задернованную поверхность. Молодой овраг. Эта стадия характеризуется интенсивным углублением русла оврага. Склоны лишены растительности почти на 90 %. В этой стадии создают плотины и запруды в оврагах или водозадерживающие валы. Зрелый овраг — прекращение роста оврага в ширину и глубину. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. Крутизна склона может быть до 600. У вершины склоны еще крутые и лишены растительности. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений. Старый овраг — балка. Склоны, днище полностью задернованы. Крутизна склонов до 400. Лог — старый овраг, крутизна склонов до 150, задернованный, поросший древесной и кустарниковой растительностью. Как из вестно, наиболее простым и научно обоснованным является деление всех ов рагов по происхождению на естественные и антропогенные. Появление есте ственных оврагов вызывается целым рядом природных процессов:  боковая эрозия рек,  оползни, карст,  катастрофические ливни и др. Антро погенные овраги своим появлением и развитием обязаны, прежде всего,  хо зяйственной деятельности человека, влияющей на состояние природных ландшафтов. Если ранее основной причиной оврагообразования была сельскохозяйственная деятельность людей (расширение пахотных земель), то в настоящее время возрастает доля техногенно обусловленных оврагов (в насе ленных пунктах, при прокладке дорог, трубопроводов, добыче полезных ис копаемых). В этой группе оврагов по характеру воздействия обычно выделя ется несколько подгрупп: 1) образующиеся при нарушении естественных ус ловий на водосборе - уничтожение растительности, распашка, усиленное об воднение территории и т.п.; 2) возникающие искусственно на водосборах, созданных новыми линиями стока — разъемными бороздами на пашне, ското прогонными тропами, межеванием, обвалованием; сюда же включаются и придорожные овраги, разрушающие кюветы и полотно дорог; 3) чисто техно генные овраги, формирующиеся при стоке промышленных вод при добычньгх и строительных работах, сбросных вод предприятий, прорывов различных трубопроводов [1]. Что касается техногенных оврагов, то среди них выделяются три подгруппы — придорожные, промышленно- стоковые и урбаногенные. Придорожные овраги относятся к техногенным, поскольку при строительстве как шоссейных, так и грунтовых дорог используется большое количество различной техники, а также перемещаются огромные объемы грунта и других строительных материалов. Следствием вышеперечисленных мероприятий является техногенное изменение рельефа и соответственно водосборов. Происходят перераспределение стока во вновь образованных водо сборных бассейнах и появление эрозионных форм. Промышленно-стоковые овраги встречаются в меньшей степени. Связано это с более локальным распространением объектов, имеющих сток промышленных вод. Соответственно и организация наблюдения за промышленно-стоковыми оврагами проще, чем за придорожными. И к тому же, как указывалось выше, для образования таких оврагов необходимо нарушение правил выпуска сточных промышленных вод с территории объекта и игнори рование рельефа окружающей местности, что и происходит довольно часто. Относительно оврагов данной группы необходимо отметить, что образование их приурочено к промышленным участкам, расположенным вне городской застройки, то есть важным условием их развития, помимо природных факто ров, является сток производственных вод. В качестве примера можно привес ти участки по добыче нефти и полезных ископаемых (карьеры), строительные площадки, места прорывов трубопроводов и т.п. Урбаногенные, или городские, овраги согласно С.Н. Ковалеву [2] вы деляются в отдельную группу, так как являются следствием процессов и яв лений, присущим только городским территориям. К данной группе отно сятся также овраги, развивающиеся в пределах крупных населенных пунктов сельского типа. Методика исследования Подготовительный этап  Постановка целей и задач  Подготовка материалов и оборудования для проведения полевых работ (планшет, линейка ,мерная линейка, компас, бумага, определитель растений, животных)  Знакомство с объектом исследования  Составление плана-карты объекта исследования  Проведение исследования - описание оврага - описание почвы - ботаническое описание биотопа (используется метод пробных площадок - автор Ашихмина, 2000 г) Обработка материалов обследования 1.Составление характеристики почвы 2. Заполнение таблицы по профилям изучаемого оврага 3.Заполнение бланков по ботаническому описанию биотопа 4. Анализ полученных результатов, формулировка выводов, рекомендаций и предложений МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Выполнение работы. Место проведения исследования - лесной массив, расположенный в микрорайоне Сергеевской СОШ. д.Сергеево, Вязниковского района, Владимирской области. Исследуемая территория находится в юго –западном направлении от д. Сергеево. Рельеф овражный. Изучаемый овраг по уклону местности выходит к плотине в д.Исаево. Время проведения- май 2009г изучения оврага(Приложение № ).  Провели описание морфометрических показателей для  Заполнили таблицу по профилям оврага  Провели описание почв  Заложили пробную площадку (размер 10*10м)  Провели описание биотопа по методике (Приложение № )  Определили название данного растительного сообщества.  Заполнили бланки описания растительного сообщества  Составили карту схему расположения места исследования.  Сделали выводы  Определили рекомендации (№1,№2) РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 1. Описание оврага.  Овраг находится в лесном массиве, находящемся в западном  Причинами появления овражных форм рельефа являются: направлении от д.Сергеево, на расстоянии 2 км. 1. Уклон местности к плотине в д.Исаево; 2. Поверхность сложена рыхлыми породами; 3. Возникают временные потоки дождевых и талых вод; 4. Слабая задернованность поверхности. При таянии снега вода застаивается в оврагах, и осадки стекают по склонам оврагов  Овраг располагается в юго- западном направлении от его вершины.Устье находится возле Исаевской плотины. Его длина около 2-х км. наблюдаются осыпи высотой 47 см. Юго-западный более  Северо-восточный склон крутой до 2 м, обрывистый, пологий. Ширина створа – около 5 м. Глубина оврага в верхней части до 5 м, склоны пологие, ширина 5 м поперечный профиль оврага имеет V-образную форму. В средней части оврага ширина до 15 м, глубина 11 м, поперечный профиль также сохраняет V-образную форму. Склоны оврага сложены дерново –подзолистыми почвами. Дно оврага узкое, с четко выраженными ступенями высотой 0,5-0,6 м. В нижней, приустьевой части овраг расширяется, склоны становятся более пологими, поперечный профиль становится U-образным. Глубина оврага 12-15 м, ширина 19 м. Склоны и дно задернованы травянистой растительностью, на дне выделяется русло временного водотока около 0,5 м глубиной.  Таким образом, на основании изложенных выше фактов можно сформулировать следующие выводы:  1. Изучаемый овраг можно считать сформировавшимся.  2.Причины образования данного оврага:  а) наличие уклона в сторону Исаевской плотины б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность  в) деятельность талых вод  3. Это - зрелый овраг - рост оврага в ширину и глубину прекратился. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений.  4 По происхождению этот овраг можно отнести к теме «Изучение оврага»  4. Разработать маршруты учебно-познавательных экологических троп в этих участках местности. Кроме этого, следует продолжать изучение данных ландшафтных уголков с точки зрения микроклиматических факторов и их фауны. Это повысит возможность нахождения редких и исчезающих видов, возможности их изучения и охраны. естественным овранам.  4.Видовой состав растений и животных биотопа лесного массива и оврагов отличается значительным разнообразием.  Рекомендации:  1 Продолжить изучение овражной сети .  2.Провести комплексное описание оврагов, образовавшихся на полях и сравнить их с лесными оврагами.  3.Поводить экскурсии с учащимися по географии, биологии по  5.Предложить учителям разработку экскурсии для изучения оврага(приложение № )  Тема: «Изучение оврага»  Цель: изучить причины образования и роста оврага и меры борьбы его с ростом, применяемые в местной практике.  Оборудование: компас, школьный эклиметр, школьный нивелир, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники.  Ход экскурсии  При проведении вводной беседы учитель сообщает тему и цели экскурсии, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага.  Общее знакомство с оврагом проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам.  Остановка № 1. Определение частей оврага.  Примерное распределение заданий 1-я группа  Сделайте рисунок оврага.  2-я группа  Измерьте длину оврага шагами.  Измерьте длину одного из отвершков.  Определите крутизну склонов: а) у вершины; б) в середине; в) в устье с помощью эклиметра. Для этого: а) два ученика натягивают шнур по склону от бровки к днищу; б) третий ученик прикладывает эклиметр к шнуру. По отклонению отвеса определяют крутизну склона. Данные записать в тетрадь:  Определите по компасу общее направление оврага. Для этого установите компас в рабочее положение: а) откройте рычажок; б) дайте стрелке успокоиться; в) совместите северный конец стрелки с буквой «С» на лимбе; г) показания компаса запишите в тетрадь.  Определите место, где овраг берет свое начало (вершина) и  Определите количество отвершков и где их больше (с какой куда впадает (устье). стороны оврага). Вершина — ... Средняя часть — ... Устье — ...  Определить характер склонов (заросшие травой, кустарником, деревьями; обнажены).  3-я группа  Определите ширину оврага с помощью травинки: а) у вершины; б) около устья оврага; в) у одного из отвершек. Для этого: а) возьмите травинку на вытянутые руки; б) на противоположном берегу заметьте два предмета, расположенные недалеко друг от друга на бровке оврага; в) отметьте травинкой расстояние от одного предмета до другого (смотреть одним глазом); г) затем травинку сложите пополам; д) от точки, где вы находились, отходить до тех пор, пока половинка травинки не закроет расстояние между этими объектами; е) измерьте расстояние от места, где вы остановились, до того места, где вы стояли. Это расстояние будет равно ширине оврага. Данные запишите в тетрадь.  Определите стадию развития оврага; если овраг растущий — меры по приостановлению его роста.  4 группа  Измерьте глубину оврага: а) возле устья; б) около одного из более крупных отвершков. Если глубина небольшая и склон крутой, можно использовать рулетку. Для этого один ученик находится у бровки оврага, держит рулетку на «0». Другой внизу снимает показания глубины оврага. Если склон пологий, глубину можно определить с помощью нивелира или глазомерного планшета (с отвесом). Нивелирование ведется от днища к бровке: а) установите планшет на уровне своих глаз, при этом отвес должен располагаться строго в вертикальном направлении; б) направьте горизонтальный луч (свой взгляд, смотреть одним глазом) на подошву ног второго ученика, который поднимается по склону до тех пор, пока горизонтальный луч (1-й ученик) не будет находиться на одной прямой; в) в этой точке 3-й ученик забивает колышек; г) 1-й ученик с глазомерным планшетом переходит в эту точку; 2-й ученик поднимается по склону выше. Съемщик дает команды для 2-го ученика подниматься или опускаться по склону; д) съемку вести до бровки. Данные записать в таблицу: е) для определения глубины сложите все превышения точек.  Примечание  Превышение определяется по формуле: рост съемщика (h) — 10 см (лоб), т.е. h — 10 см. Такое нивелирование проводится быстро, но приблизительно. После окончания работы каждая группа отчитывается о проделанной работе.  Информация для учителя  При изучении оврага основное внимание обращают на причины, способствующие его образованию, и меры борьбы с его ростом, применяемые в местной практике.  На этой экскурсии целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д.  После прекращения роста оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных склонов. •   то такое овраг?   По толковому словарю Ожегова овраг это длинная впадина на поверхности земли, а по словарю   Даля  это  крутобокая  рытвина,   от  вешних   вод;   водороина,  водомоина,   росточь; малый овражек – рытвина, а овражища – овражный разлом. Овраги образуются по склонам, откосам;   вешние   воды   исподволь   размывают   небольшие   ложбинки.   А   по   современному толковому словарю русского языка овраг это глубокая длинная впадина на поверхности земли, образуемая обычно в результате размывания водным потоком. По­якутски овраг это –   кенус   аппа   –   туруору,   кырыьа   суох   эниэлээх,   тебетун   диэки   салааланар   быстах   уу суурээнэ алдьаппыт хоруута.  Причины образования оврагов  Для   образования   оврагов   необходимо,   с   одной   стороны,   периодическое   появление   масс воды,   которые   не  могут  быть  впитаны   почвой,   с  другой,   известная  склонность  почвы  к размывам, обусловленная малой связностью её частиц.     •   Сильные продолжительные дожди, выпадающие в теплый период года и значительные  снегозапасы в зимнее время года. •   Уничтожение травянистого покрова, скрепляющего почву, часто оказывается  достаточным, чтобы появилась разрушительная сила воды, и появились размывы почвы. •   Уничтожение травянистого покрова происходит чаще всего под влиянием пастьбы скота.  При этом растаптывается верхний слой почвы, что приводит к ослаблению связности почвы. •   Антропогенный фактор. Влияние человека на природу.  •   При повышении уровня грунтовых вод происходит избыточное переувлажнение земель,  что приводит усилению процесса водной эрозии почвогрунтов, разрушения берегов,  оврагообразования и заболачивания территории.  Укрепление оврагов  В   равнинных   местностях   периодически   появляющиеся   воды   не   приобретают   такой значительной   скорости   и   такой   разрушительной   силы;   кроме   того,   значительная   часть медленно проте6кающей воды может впитываться почвой. Поэтому не всегда в равнинах наблюдаются и размывы: присутствие травянистого покрова (дерна), подобно присутствию леса на склонах гор, ослабляет скорость стекания вод и, кроме того, увеличивает связность верхнего   слоя   почвы,   в   котором   обильно   ветвятся   корни   травянистых   растений.   Таким образом,   предупредительным   мерам   по   отношению   образования   оврагов   сводятся   к охранению имеющегося на склонах травянистого покрова и в искусственном укреплении в виде облесения и запруживание оврагов.  Природа это основа всего. Природа это большинство прекрасного на нашей планете. Без  природы не было бы нас. Мы должны беречь природу ведь без неё мы погибнем. Мы не можем  без природы потому что люди ещё не научились делать питательную искусственную еду, а  обходиться без еды мы не можем. Ещё если не будет природы то вся вода будет загрязнена и  без полезных веществ. Природа самое важное на планете. Методика описания оврага Описание проводилось по стандартной методике включающей в себя измерения основных морфометрических показателей оврага (3; 14) . При проведении измерений использовались рулетка и мерная веревка. В ходе работы для документального подтверждения делались фотоснимки (Приложение. № 1). План изучения оврага  Установите точное местонахождение оврага: в каком районе располагается, на территории какого хозяйства, вблизи какого населенного пункта. Вычерти схему пути.  Выясните причину появления оврага: неправильная обработка земли, уничтожение растительности и др.  Определите общее направление основного оврага по сторонам горизонта.  Установите вершину (начало) и устье оврага.  Определите высоту и характер склонов - обрывистый, крутой, пологий на разных участках оврага.  Вычертите план, продольный профиль оврага .  Опишите, какие породы вскрываются в вершине, средней части и в устье оврага. Измерьте мощность отдельных слоев горных пород в обнажениях.  Определите, имеются ли в овраге выходы грунтовых вод? В каком виде (просачивание, ключи). Есть ли заболоченные участки, постоянные или временные водотоки, бочажины, заполненные водой? Их местонахождение отметьте на карте, плане.  Установите, встречаются ли и где оползни, обвалы; на каком протяжении наблюдаются, какой они ширины, опишите толщину сползающего слоя.  Сделайте несколько фотоснимков оврага (в вершине, в средней части, в устье).  Сколько оврагов расположено на исследуемой вами территории? Приложение № Тема: «Изучение оврага» Цель: изучить причины образования и роста оврага и меры борьбы его с ростом, применяемые в местной практике. Оборудование: компас, школьный эклиметр, школьный нивелир, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники. Ход экскурсии При проведении вводной беседы учитель сообщает тему и цели экскурсии, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага. Общее знакомство с оврагом проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам. Остановка № 1. Определение частей оврага. Примерное распределение заданий 1-я группа Определите по компасу общее направление оврага. Для этого установите компас в рабочее положение: а) откройте рычажок; б) дайте стрелке успокоиться; в) совместите северный конец стрелки с буквой «С» на лимбе; г) показания компаса запишите в тетрадь. Определите место, где овраг берет свое начало (вершина) и куда впадает (устье). Определите количество отвершков и где их больше (с какой стороны оврага). Сделайте рисунок оврага. 2-я группа Измерьте длину оврага шагами. Измерьте длину одного из отвершков. Определите крутизну склонов: а) у вершины; б) в середине; в) в устье с помощью эклиметра. Для этого: а) два ученика натягивают шнур по склону от бровки к днищу; б) третий ученик прикладывает эклиметр к шнуру. По отклонению отвеса определяют крутизну склона. Данные записать в тетрадь: Вершина — ... Средняя часть — ... Устье — ... Определить характер склонов (заросшие травой, кустарником, деревьями; обнажены). 3-я группа Определите ширину оврага с помощью травинки: а) у вершины; б) около устья оврага; в) у одного из отвершек. Для этого: а) возьмите травинку на вытянутые руки; б) на противоположном берегу заметьте два предмета, расположенные недалеко друг от друга на бровке оврага; в) отметьте травинкой расстояние от одного предмета до другого (смотреть одним глазом); г) затем травинку сложите пополам; д) от точки, где вы находились, отходить до тех пор, пока половинка травинки не закроет расстояние между этими объектами; е) измерьте расстояние от места, где вы остановились, до того места, где вы стояли. Это расстояние будет равно ширине оврага. Данные запишите в тетрадь. Определите стадию развития оврага; если овраг растущий — меры по приостановлению его роста. 4 группа Измерьте глубину оврага: а) возле устья; б) около одного из более крупных отвершков. Если глубина небольшая и склон крутой, можно использовать рулетку. Для этого один ученик находится у бровки оврага, держит рулетку на «0». Другой внизу снимает показания глубины оврага. Если склон пологий, глубину можно определить с помощью нивелира или глазомерного планшета (с отвесом). Нивелирование ведется от днища к бровке: а) установите планшет на уровне своих глаз, при этом отвес должен располагаться строго в вертикальном направлении; б) направьте горизонтальный луч (свой взгляд, смотреть одним глазом) на подошву ног второго ученика, который поднимается по склону до тех пор, пока горизонтальный луч (1-й ученик) не будет находиться на одной прямой; в) в этой точке 3- й ученик забивает колышек; г) 1-й ученик с глазомерным планшетом переходит в эту точку; 2-й ученик поднимается по склону выше. Съемщик дает команды для 2-го ученика подниматься или опускаться по склону; д) съемку вести до бровки. Данные записать в таблицу: е) для определения глубины сложите все превышения точек. Примечание Превышение определяется по формуле: рост съемщика (h) — 10 см (лоб), т.е. h — 10 см. Такое нивелирование проводится быстро, но приблизительно. После окончания работы каждая группа отчитывается о проделанной работе. На этой экскурсии целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д. После прекращения роста оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных склонов. Причинами образования оврага являются: а) наличие уклонов на земной поверхности; б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность; в) отсутствие растительного покрова. Овраги образуются в процессе водной эрозии при наличии вышеуказанных причин и продольной распашке склона. Выделяют следующие стадии развития оврага: Промоина — след от водного потока, ширина и глубина которого не более 1 м. Небольшие промоины могут размываться, углубляться текущими водами и преобразовываться в следующую стадию оврага — рытвину. Рытвина — след от водного потока. Глубина и ширина более 1 м. На этих стадиях борьба с оврагами наиболее эффективна и доступна. Можно выровнять и создать задернованную поверхность. Молодой овраг. Эта стадия характеризуется интенсивным углублением русла оврага. Склоны лишены растительности почти на 90 %. В этой стадии создают плотины и запруды в оврагах или водозадерживающие валы. Зрелый овраг — прекращение роста оврага в ширину и глубину. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. Крутизна склона может быть до 600. У вершины склоны еще крутые и лишены растительности. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений. Старый овраг — балка. Склоны, днище полностью задернованы. Крутизна склонов до 400. Лог — старый овраг, крутизна склонов до 150, задернованный, поросший древесной и кустарниковой растительностью. Как известно, наиболее простым и научно обоснованным является деление всех оврагов по происхождению на естественные и антропогенные. Появление естественных оврагов вызывается целым рядом природных процессов:    боковая эрозия рек, оползни, карст, катастрофические ливни и др. 3. Породы, слагающие овраги Почти все овраги  нашего поселка  имеют одинаковый почвенный профиль ­  вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы, а следовательно  на этом профиле чётко видны почвенные горизонты и подгоризонты. Почвенные  горизонты ­ генетические горизонты в почвенном профиле (вертикальный разрез  почвенной толщи от поверхности до материнской породы), отличающиеся относительной однородностью минералогического и химического состава,  физических свойств, морфологических и других признаков (окраска, структура,  сложение). Они возникают в результате расчленения почвы в процессе её  образования, именно поэтому их и называют генетическими. 4. Время, причины и величина роста оврагов Развиваясь на склонах (с уклоном св. 1°), овраги обычно врезаются ветвящимися  вершинами в водораздельные возвышенности, в берега балок, рек и озер, в склоны  водоразделов, прилежащие к вершинам балок, и в дно балок. Местом зарождения  оврагов служат незначительные углубления вдоль склонов, собирающие воду с  прилегающего водосбора (межи, канавы, незащищенные кюветы дорог, дорожные  колеи, борозды, междурядья, трещины и др.), а также опушки снегосборных  древесно­кустарниковых или щитовых заграждений, расположенных вдоль по склону. Развитие оврагов (1­я стадия) начинается с неглубокой (0,5—1,5 м) рытвины  (промоины), которая не может быть сглажена обычной обработкой почвы.  Поперечный профиль оврага на этой стадии имеет треугольную форму, а затем  трапециевидную или прямоугольную в зависимости от пород. Откосы крутые, голые,  развиваются обвалами и осыпями, материал которых выносится водой в устье, где  образует конус выноса (пролювий), нередко заиливающий ценные  сельскохозяйственные угодья. На 2­й стадии развития овраг начинает врезаться вершиной и расти к водоразделу  путем обвалов вершинного обрыва. При подтоке поверхностных вод с боков вершина оврага ветвится, а в долине его образуются боковые отвершки. Ниже вершины  происходит углубление русла и подмыв стенок, дно оврага расширяется, вдоль  стенок образуется неустойчивая осыпь. На 3 ­ й стадии вырабатывается продольный профиль предельного уклона («профиль  равновесия»), устье оврага врезается до базиса эрозии (уровень прилежащей равнины, дна балки или русла реки, в которую впадает овраг), дно расширяется, но осыпь  остается неустойчивой. На 4 ­ й (последней) стадии долина оврага расширяется, на дне его отлагается  аллювий и делювий, обрыв растущей вершины сглаживается, вдоль откосов  формируется устойчивая осыпь под углом естественного откоса (30—45°), который  постепенно выполаживается под влиянием плоскостного смыва, на дне и на откосах  формируется почвенно ­ растительный покров зонального типа. Овраг превращается  на этой стадии в балку, склоны которой развиваются под влиянием плоскостного  смыва и местами одновременно под влиянием ветра. Все названные стадии можно  наблюдать не только на разновозрастных оврагах, но и на одном достаточно длинном  и старом овраге. Длина оврага может быть от нескольких десятков метров до  нескольких километров; глубина до 25 м и более. Скорость роста оврага зависит от  пород и особенностей климата — в среднем 1—3 м, но местами 8—25 и даже 150 м  5. Выходы грунтовых вод, обвалы и оползни. Если овраг вскрывает водоносный горизонт, то на дне его формируется постоянный  водоток, расход которого зависит от мощности водоносного горизонта и от пород  дна (в рыхлых песчаных и галечных наносах водоток может исчезнуть); обычно на  откосах таких оврагов появляются оползни. Оползни ­ скользящее смещение масс рыхлых горных пород вниз по склону под  влиянием силы тяжести. Возникают вследствие подмыва, переувлажнения (особенно  при наличии чередования водоупорных и водоносных пород), сейсмических толчков  и т.д. Оползни оживают весной и после проливных дождей. Нередко на поверхности  оползня сохраняются деревья, росшие здесь до его образования. Другим склоновым процессом, который так же является экзогенным процессом,  влияющим на формирование земной коры и изменение рельефа, является обвал. Это  быстрое обрушение крупных глыб или массива горных пород с крутых склонов.  Возникают обвалы внезапно, когда порода на склоне теряет устойчивость в результате подмыва рекой или талыми водами. Обвалы отличаются от оползней тем,  что последние оползают без опрокидывания и сильного дробления. 6. Природоохранные мероприятия Русские ученые и практики сельского хозяйства еще в 19 веке разработали  мероприятия по предупреждению оврагообразования и борьбе с эрозией почв (В. В.  Докучаев и др.). Но осуществление этих мер в условиях дореволюционной России  встречало большие затруднения. Эффективная и планомерная борьба у нас в  поселке,  по опросам местных сторожилов,  с оврагами не велась никогда. Работы по  снегозадержанию на полях велась в Советское время изредко.   Боролись  с оврагами  путем лесонасаждений как защитных, так и предупредительных на площади  водосборов, в верховьях и по берегам рек. Основные меры борьбы с оврагообразованием должны быть направлены на устранение или уменьшение поверхностного стока по всей площади прилежащего водосбора, чтобы прекратить смыв (плоскостную эрозию) почв на водосборах и создать условия для полезного и более полного использования атмосферных осадков. Особое значение имеет правильная организация сельскохозяйственных угодий с выделением территорий, на которых поверхностный сток талых и дождевых вод смывает почвы обычно при уклонах свыше 1,5—2°. На таких территориях проводят предупредительные агротехнические и лесомелиоративные приемы, устраняющие или резко снижающие поверхностный сток. 8.  Польза оврагов Овраги наносят огромный ущерб  населению,  хозяйству и экономике в целом.  Оврагообразование разрушает ценные сельскохозяйственные угодья, размывает  дороги, повышает затраты средств и труда на защиту мостов и других сооружений. Оно ускоряет сток талых и дождевых вод, снижает уровень грунтовых вод и  увеличивает испаряющую поверхность земли, т. е. иссушает почву: с овражных  водосборов происходит усиленный смыв почвы; выносы грунта заносят посевы и  почвы, вызывают быстрое заиление водохранилищ и обмеление рек, но, несмотря на все это, овраги приносят пользу. Во время степных пожаров овраги  препятствуют распространению огня, а так же служат убежищем для животных.  Овраги можно использовать для создания искусственных водоёмов для разведения в них рыб, водоплавающих птиц, ондатры. Родники на дне оврагов питают ручьи и реки, а так же служат источником воды для диких животных. На склонах оврагов  устраивают свои дома птицы и мелкие животные. Овраги приносят пользу  городам и сёлам, они поднимают свежий воздух от реки, разбавляя смог. ВЫВОДЫ: В результате работы были получены следующие выводы: 1. В селе Трусово 6 крупных оврагов, большинство из которых появилось 50 ­ 70 лет  назад в результате хозяйственной деятельности человека и продолжают расти. 2. Почвенный профиль, то есть породы, слагающие овраги, аналогичны для всех  оврагов села Трусово, отличаются овраги лишь мощностью слоёв. Наибольшая  мощность первого и второго подгоризонтов наблюдается в 5 овраге, наименьшая ­ в 3 и в 6 овраге. Дно оврагов глинистое, и лишь во 2 овраге на дне есть крупный песок с  галькой. 3. Основной причиной роста оврагов является снос дернового покрова. Рост  интенсивен весной во время таяния снега. 4. Выходы грунтовых вод есть в одном овраге (№2), оползни и обвалы во всех  оврагах. В 2008 году они более значительные, и составляют от14 до 30% от общей  протяженности оврага. 5. Наиболее эффективным способом борьбы с ростом и распространением оврагов в  окрестности села Трусово является засыпка щебнем у его основания. Литература Ашихмина Т.Я., Школьный экологический мониторинг, 2000г., Москва, изд. АГАР. Биология в школе №6,1998. Егорова Г., Хохотулева О. «Описание фиторазнообразия биотопов в сравнительном аспекте». Козлов М., Олигер И. Школьный атлас определитель беспозвоночных. - М., 1991. Новиков В., Губанов И., Школьный атлас – определитель высших растений. – М., 1985. Самкова В.А. под ред. Суравегиной И.Т. Мы изучаем лес. 1993г., Москва, центр «Экология и образование».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».

Статья «Овраг - ты наш враг и друг!».

Статья  «Овраг -  ты наш враг и друг!».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017