Элективный курс по географии 11 класс "Трудные вопросы географии"

  • doc
  • 09.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эл. курс для 11 кл. Трудные вопросы географии.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

 «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»

СОШ № 2 г. Белоярский 

 

 

СООТВЕТСТВУЕТ

 

МО учителей

Протокол №_1___

от«_30_»_августа_2019г

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

                   Райзинк Е.В

«_30_»_августа_2019_ г

РАССМОТРЕНО

 

на заседании педагогического совета

Протокол №___7__

от«_31__»_августа_2019_ г

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказ № 357

от«_1_»_сентября_2019 г

 

 

 

 

 

                                                                                                     Рабочая программа

элективного курса по географии для 11 класса

«Трудные вопросы географии»

на 2019-2020  учебный год

                                              Составитель: Костьянова И.Н.

                                                                     учитель высшей квалификационной категории  

 

 

            2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

-федеральной программы «География 6-11 классы». Программы для общеобразовательных учреждений. Составитель В.И. Сиротин. М. Дрофа 2004г.

-кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОУ для единого государственного экзамена 2010г. по географии. ЕГЭ 2010г.

-ФИПИ. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2010

-А.Б. Эртель География. Подготовка к ЕГЭ-2010. ИЗД. «Легион» Ростов-на-Дону 2009

-Н.Н.Петрова Интенсивная подготовка ЕГЭ « Репетитор» 2010. Москва ЭКСМО

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

 Программа рассчитана на 35 часов, предназначена для профильной подготовки и рассчитана на учеников 11 класса. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

            Успех на экзамене во многом зависит от понимания особенностей его проведения в новом учебном году и качества подготовки. Основы ЕГЭ – контрольно измерительные материалы (КИМ), структура и содержание, которых соответствует требованиям современных технологий экзаменационной проверки знаний и одновременно учитывает специфику предмета география.  Данная программа позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. Программа включает в себя как классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, так и задания с развернутым ответом, решение географических задач. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы, начиная от того, как заполнять бланки ЕГЭ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Целью данной программы является:

  • Создание условий для применения  деятельностного (компетентностного) подхода.
  • Формирование у учеников интереса к изучению географии, умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на практических и семинарских занятиях.
  • Развитие  коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

            Перечисленные умения формируются на основе знаний школьного курса географии.

            В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены практические работы, тестирование.

            Таким образом, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

 

Содержание программы

 

Введение. ( 2часа)

Знакомство:  что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии,с инструкцией по выполнению работы.

Источники географической информации (2 часа)

Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия

Практическая работа: построение профиля рельефа по карте

Природа Земли (9 часов)

Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса

Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.

Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.

Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.

Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа.

 

Население мира (4 часа)

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.

Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.

Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами, тестирование.

 

Мировое хозяйство(2 часа)

Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы

Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: « Отраслевой состав хозяйства стран мира»

Природопользование и экология ( 1час)

Тестирование: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы.

Страноведение (2часа).

Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»

География России (8 часов)

Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир

Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.

Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства

Практические работы: географическое положение России, административно- территориальное устройство России. Плотность населения, отраслевой состав хозяйства, народы и религии – работа с картами, тестирование.

Решение вариантов ЕГЭ 4 (часа)

Работа с КИМами

Итоговое занятие(1час).

Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

1.Называть (показывать):

-   стороны горизонта;

-   элементы градусной сетки;

-   разные виды масштабов плана и карты;

-   объекты на плане и карте, пользуясь условными знаками;

- местное и декретное время;

-   границы часовых поясов;

-   отличия материковой коры от океанической;

-   крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;

-   рельеф на картах;

- климатообразующие факторы, климатические пояса;

-   особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

-   реки, озёра, водохранилища, каналы;

-   страны мира и их столицы;

-   административные субъекты России

 

2. Определять (измерять):

-   стороны горизонта, азимут

-   направления, расстояния на карте и плане;

-   географические координаты и местоположение географических объектов;

 -разницу в поясном времени территории;

-   численность и динамику населения мира, отдельных  регионов; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций

-   плотность населения;

-   смену природных зон, почв на материках;

-   географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

-   ресурсообеспеченность территории;

-   естественный прирост населения стран;

-   строить профиль;

-   определять геологическое время образования территории.

 

3. Объяснять:

- последовательность построения профилей;

-   связь рельефа с тектоническим строением и полезными ископаемыми на картах;

-   географические следствия движений Земли;

-   особенности природы России, особенности населения, отраслей хозяйства

-   роль России в международном географическом разделении труда;   

-   географическую специфику отдельных стран, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ;

-    природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем;

-   демографическую ситуацию отдельных стран и регионов, уровни урбанизации и концентрации населения и производства.

 

4.Описывать:

-   внешний вид основных форм рельефа суши;

-   климат территории;

-   существенные признаки географических объектов и явлений;

-   разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

-   результаты географических открытий и путешествий.

 

5.Прогнозировать (оценивать):

-   оценивать ресурсообеспеченность  отдельных стран мира, их демографическую ситуацию;

-   оценивать природные условия и богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

-   развитие хозяйства разных районов страны;

-   изменения политической карты под влиянием международных отношений.

 

                                      Тематическое планирование

Наименование тем курса

Кол-во

часов

В том числе

Формы контроля

лекций

практических

1

Введение. Что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии

1

1

 

беседа

2

Правила заполнения бланков ЕГЭ Федерального центра тестирования.

Особенности экзаменационной работы по географии. Описание комплекта экзаменационных материалов.

1

 

1

тестирование, работа с картами атласа

Раздел I. Источники географической информации

3-4

Источники географической информации. Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы.

Построение профиля рельефа по карте.

Великие географические открытия

2

1

1

работа с картами атласа,

построение профиля

Раздел II. Природа Земли

5-6

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли.

Часовые пояса

2

1

1

тестирование, работа с картами атласа

 7-8

Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы.

2

1

1

тестирование, работа с картами атласа

9

Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса

1

0,5

0,5

тестирование

10

Гидросфера: состав, строение. Мировой океан и его части.

1

0,5

0,5

работа с картами атласа

11

Биосфера. Почва как особое природное образование. Природные комплексы

1

0,5

0,5

тестирование, работа с картами атласа

12-13

Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы

2

1

1

работа с картами атласа

Раздел III. Население мира

14-15

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.

2

1

1

тестирование

16

Плотность населения. Народы и основные религии

1

 

1

работа с картами атласа

17

Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.

1

1

 

тестирование, работа с картами атласа

Раздел IV. Мировое хозяйство.

18-19

Развитие хозяйства.

Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы.

2

1

1

тестирование, работа с картами атласа

Раздел V. Природопользование и экология

20

Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование

1

1

 

тестирование

Раздел VI. Страноведение

21-22

Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира.

2

1

1

работа с картами атласа,

тестирование

Раздел VII. География России

23-24

Географическое положение России

Административно- территориальное устройство России

1

 

1

работа с картами атласа,

тестирование

25-26

Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир.

2

1

1

тестирование, работа с картами атласа

27-28

Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.

2

1

1

тестирование, работа с картами атласа

29-30

Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства

2

1

1

тестирование, работа с картами атласа

 

Решение вариантов ЕГЭ 4 (часа)

 

 

 

 

31

Решение 1 варианта ЕГЭ

1

 

1

тестирование

32

Решение 2 варианта ЕГЭ

1

 

1

тестирование

33

Решение 3 варианта ЕГЭ

1

 

1

тестирование

34

Решение 4 варианта ЕГЭ

1

 

1

тестирование

 

Итоговое занятие.

 

 

 

 

35

Анализ наиболее трудных заданий и

подходы к их выполнению.

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.            Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2010.

2.            ФИПИ. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся. М «Интеллект – Центр» 2010

3.            В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова,  О.В.Чичерина «География:  Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.» М. АСТ: Астрель

4.            М.О.Полякова «География: эффективная методика»- Репетитор. М. «Экзамен»

5.            В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова,  О.В.Чичерина, Г.П. Аксакалова, Э.М. Амбарцумова «География: Поурочное планирование» М. «Экзамен» 2005

6.            Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П. Аксакалова, Э.М. Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008

7.            Ю.А. Соловьева Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010 География ФИПИ. М. АСТ Астрель2010.

8.            А.Б. Эртель География. Подготовка к ЕГЭ-2010. ИЗД. «Легион» Ростов-на-Дону 2009

9.            М.О.Полякова ЕГЭ. География. Пособие для подготовки к ЕГЭ.. М. «Экзамен» 2009.

10.        Н.Н.Петрова Интенсивная подготовка ЕГЭ « Репетитор» 2010. Москва ЭКСМО 2009


11.