Элективный курс по истории 10 класс. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. XX век.
Оценка 4.7

Элективный курс по истории 10 класс. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. XX век.

Оценка 4.7
docx
28.09.2023
Элективный курс по истории 10 класс. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. XX век.
Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна быть направлена на формирование целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. Программа элективного курса « Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Она выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)
эл. курс Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века_.docx

Пояснительная записка

Элективный курс по истории 10 класс.

Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. XX век.

Курс разработан в соответствии с документами:

1.      Базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования- Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004); 

2.      Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего- образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов).

Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна быть направлена на формирование целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.

 Программа элективного курса « Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Она выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

       Актуальность:  Особенность данного факультативного курса заключается в том. Что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного факультатива поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

 

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в ХХ веке;

– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

–– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

 

Элективный курс рассчитан на 35 часа.

                           

                           Календарно-тематическое планирование.

Содержание обучения.

Разделы, темы

Кол-во

часов

Формы проведения

занятий

Дата

проведения

1

2

3

4

5

1

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века

2 часа

Практикум (1 ч)

Дискуссия с элементами моделирования (1 ч)

 

2

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

6 часов

Практикум (2 ч)

Дискуссия в форме «круглого стола» (2 ч)

Лекция, работа с документами

(2 ч)

 

3

Тема 3. Гражданская война: новые подходы

4 часа

Пресс-конференция (2 ч)

Альтернативно-проектное моделирование (2 ч)

 

4

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система

4 часа

Практикум (2 ч)

Урок-«киностудия» (деловая игра-обсуждение) (2 ч)

 

5

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

4 часа

Практикум (2 ч)

Урок-версия (1 ч)

Урок-судебное разбирательство (1 ч)

 

6

Тема 6. Триумфальное поражение?

(Размышления о советско-финской войне)

2 часа

Практикум (1 ч)

Урок-альтернатива (1 ч)

 

7

Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии

3 часа

Практикум (1 ч)

Семинар с использованием видеоматериалов (2 ч)

 

8

Тема 8. Страх или свобода?

2 часа

Урок-исследование (2 ч)

 

9

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое

4 часа

Практикум (2 ч)

Деловая игра-обсуждение (2 ч)

 

10

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

4 часа

Практикум (2 ч)

Проблемно-проектная дискуссия (2 ч)

 

 

Итого

35часа

Практикумы – 12 ч

Семинары – 2 ч

Дискуссии – 5 ч

Лекции – 2 ч

Моделирование – 2 ч

Нетрадиционные уроки – 11 ч

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века   

                                                          (2 часа)

Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.

Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.

Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (6 часов)

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.

 

Тема 3. Гражданская война: новые подходы (4 часа)

Гражданская война – трагедия русского народа…

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система

                                        (4 часа)

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5.  Коллективизация  –  трагедия   крестьянина - труженика?

                                           (4 часа)

Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923–1933 гг.

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.

Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939 –

                                              1940 гг)   (2 часа)

Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.

Кто проиграл «зимнюю войну»?

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время 

                                                войны       (3 часа)

Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)

                                                                  ( 2 часа)

Приказ № 227 «Ни шагу назад!»  сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.

Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

Цена победы – большая кровь.

. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.

                                                         ( 4 часа)

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»?

Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков).

Горячие точки «холодной войны». и Разрядка окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.

Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел  к  власти  в августе  1991  года … 

                                                                ( 3 часа)

Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы…

«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий.

 

Методические рекомендации к курсу

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ в.

Задачи темы: охарактеризовать и проанализировать первую и вторую «волну» модернизации, выявить особенности российского варианта модернизации с учетом взаимосвязи и взаимовлияния экономического, внутренних и внешнеполитических факторов; обсудить проблемы модернизации России начала ХХ века и вырабатывать свой взгляд на пути и варианты развития страны.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: модернизация, органическое и догоняющее развитие стран, антиглобализм.

Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия с элементами моделирования.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

Задачи темы: охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917 году: либеральный и революционный;, Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: историческая доктрина, объективные и субъективные предпосылки, ментальность социальных слоев, радикализация масс.

Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия в форме «круглого стола, работа с документами.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы.

Задачи темы: познакомиться и обсудить основные проблемные и дискуссионные вопросы Гражданской войны; смоделировать альтернативные сценарии отдельных эпизодов Гражданской войны.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: цивилизационный конфликт, нравственные ценности, интервенция. Гражданская война, альтернативно-историческая модель.

Рекомендуемая форма проведения занятий – пресс-конференция, альтернативно-проектное моделирование.

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.

Задачи темы: изучив ресурсные материалы о ходе проведения индустриализации, определить и рассмотреть круг дискуссионных вопросов, обсудить альтернативные варианты методов осуществления индустриализации.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная индустриализация, эмиссия, стахановское движение, фронты пятилеток.

Рекомендуемая форма проведения занятий: нетрадиционный урок, обсуждение.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина – труженика?

Задачи темы: выявить причины и сущность сталинского «великого перелома», проанализировать этапы проведения коллективизации, ее итоги и последствия.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная коллективизация семейно-трудового крестьянского хозяйства, семейный подряд.

Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, нетрадиционный урок-версия, нетрадиционный урок – судебное разбирательство.

Тема 6. Триумфальное поражение?

Задачи темы: познакомившись с ресурсными материалами о советско-финской войне 1939–1940 гг., обсудить версию Виктора Суворова о ее итогах и значении, выработать собственную позицию.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «зимняя», «неизвестная» война, линия Маннергейма.

Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, нетрадиционный урок-альтернатива.

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР против Германии.

Задачи темы: «Проиграть» сценарии возможного превентивного удара и обсудить вероятность предсказанных событий.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «превентивный» удар» «фашизм – Ледокол Революции».

Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, семинарское занятие с использованием видеоматериалов.

Тема 8. Страх или свобода? (О причинах победы под Сталинградом).

Задачи темы: исследовать вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы и выбрать наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: заградительные отряды, штрафные батальоны, идеологический пресс, патриотизм.

Рекомендуемая форма проведения занятий – нетрадиционный урок-исследование.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.

Задачи темы: работая с ресурсными материалами, познакомиться с международной обстановкой послевоенного периода. Попытаться найти пути выхода из этого тупикового варианта.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «холодная война», «железный занавес», гонка вооружений.

Рекомендуемая форма проведения занятий –, деловая игра-обсуждение.

Тема 10. Если бы ГКЧП взял власть пришел к власти в августе 1991 года…

Задачи темы: проследить хронологию августовских событий. Познакомиться с версиями-объяснениями причин путча.

Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, проблемно-проектная дискуссия.

Активные формы организации учебной деятельности на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века»

Работа в малых группах

Одной из распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории ХХ века» должна быть работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.

Партнерство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.

Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.

                           Использование игровых моментов

Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения. В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.

В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения. Например, сторонники официальной точки зрения и альтернативных вариантов моделируют свои сценарии. Сюжетно-ролевые игры предусматривают работу в малых группах.

Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождение компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.


 

Пояснительная записка Элективный курс по истории 10 класс

Пояснительная записка Элективный курс по истории 10 класс

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами

Содержание программы Тема 1

Содержание программы Тема 1

Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939 – 1940 гг) (2 часа)

Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939 – 1940 гг) (2 часа)

Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия с элементами моделирования

Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия с элементами моделирования

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «превентивный» удар» «фашизм –

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «превентивный» удар» «фашизм –

Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса

Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2023