Элективный курс «Психология выбора профессии» 8-9 классов

Элективный курс «Психология выбора профессии» 8-9 классов

docx
12.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Элективный курс «Психология выбора профессии» 8-9 классов.docx

Элективный курс «Психология выбора профессии»

Пояснительная записка.

Актуальность модуля «Психология выбора профессии» состоит в том, что в процессе перехода экономики нашей страны к рыночной экономике, реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. Для того чтобы выдержать профессиональную конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским учащимся необходимо ознакомиться с большим спектром профессий и соотнести свои возможности и способности с необходимыми требованиями профессий.

В связи с необходимостью интеграции молодёжи в современные социально-экономические условия, а так же для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся, большое значение имеет данный вид дополнительного образования.

Предлагаемая программа представлена как самостоятельный элективный курс дополнительного образования старшеклассников, раскрывающая основы выбора профессии.

Главным в программе является познание собственного «Я», своих способностей, возможностей. Соотнесение мечты и реальности, систематизация ВУЗов соответственно поставленной цели. Формирование внутренней мотивации выбора профессии. Программа рассчитана на 2 года по 17 часов в 8 и 9 классах, что способствует плавной смене ведущего вида деятельности.

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения:

уроки, деловые игры, практикумы, уроки-защиты, тематические задания, творческие работы, экскурсии и самостоятельная работа, а так же решение тестов, проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, которая включает поиск дополнительной литературы, осмысление и анализ фактов.

В основу модуля положена программа Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия» Программа профессионального самоопределения для подростков. Использованы «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Пряжникова Н.С.

Цели элективного курса:

Изучение психологии выбора профессии направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, понятийного образа мышления; потребности в получении знаний в аспекте выбранной профессии, повышение интереса к изучению других учебных дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за принятые решения; уважение к труду;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения профессиональных проблем;

Образовательной целью данной программы является формирование у старшеклассников знаний по психологии выбора профессии и основных понятий связанных с ней, понимание профессиональных перспектив, а так же применение полученных знаний на практике.

Задачи элективного курса:

  1. Освоение учащимися знаний по теории психологии;
  2. Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, навыкам профессионального поведения;
  3. Анализ собственных ресурсов (интересы, способности, особенности личности);
  4. Осознание потенциальных несоответствий личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий;
  5. Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, толерантности, коммуникативных умений;
  6. Воспитание важнейших качеств личности: творческого подхода к решению проблем, целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, а так же организованности и уверенности;
  7. Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

Возраст учебной группы: 14–16 лет.

Вид учебной группы: постоянный состав.

Занятия: групповые.

Форма обучения: программой предусмотрено различное сочетание форм и методов обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки-защиты, тематические задания, творческие работы, экскурсии, самостоятельная работа, а также решение тестов, задач, проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.

Количество учащихся: 10–15 человек в группе.

Срок реализации программы: в 8 кл. -17 часов, в 9 кл. – 17 часов.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 1 час.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа предусматривает систематизацию у учащихся общеучебных умений и навыков в аспекте профессионального самоопределения, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для этого объединения являются:

  1. Объяснение изучаемых положений с максимально широким использованием конкретных примеров;
  2. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации;
  3. Умение обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  4. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
  5. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
  6. Работа с тексами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ;
  7. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  8. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  9. Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Программа призвана помочь осуществлению школьниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения:

Результаты изучения курса психологии выбора профессии соответствуют требованиям для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся.

Развиваются потребности в получении знаний в аспекте выбранной профессии. Повышается интерес к изучению других учебных дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитывается ответственность за принятые решения; уважение к труду.

Учащиеся овладевают умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; работать в коллективе.

Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения профессиональных проблем.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся:

Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед и тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в мозговых штурмах, деловых играх, тренингах, контроль выполнения проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций. Система оценки предлагается накопительная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план занятий

развернуть таблицу

Тема занятий

Кол-во часов

 

I. Кем стать после школы 8 класс

4

1

1. Проблемы выбора. Участие в окружных конкурсах. «Социальная реклама», «Если б я был главой управы»

1

2

2. Личностные регуляторы выбора профессии

1

3

3. Этапы освоения профессией и уровни способностей

1

4

4. От самопознания к самореализации

1

 

II. Выбор профессии

7

5

1. Свойства нервной системы

1

6

2. Эмоциональное состояние и проблемы саморегуляции

1

7

3. Особенности мышления, памяти и внимания

1

8

4. Типы личности в аспекте профессиональной деятельности

1

9

5. Способности и профпригодность

1

10

6. Юридическую консультацию, тестирование, просмотр вакансий в Центре профессиональной занятости молодежи «Полюс». Организованный выезд.

1

11

7. Личный профессиональный план

1

 

III. Навыки самопрезентации

7

12

1. Уверенное и неуверенное поведение

1

13

2. Резюме. Виды и особенности

1

14

3. Собеседование. Виды и особенности

1

15

4. Проектная работа «Особенности моей профессии»

1

16

5. Ролевая игра «Интервью»

1

17

6. Портфолио – коллекция достижений, активная позиция школьника

1

18

7. Профессиограмма моей профессии. Творческое задание.

1

 

9 класс

 

1

Мир профессий. Анализ и систематизация ВУЗов. Таблица

1

2

Ценностно-нравственный активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)»

1

3

Ценностно-нравственный активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)» (продолжение)

1

4

Опросник-шутка «Мода-1»

1

5

Жизненные ценности. Опросник «Как поживаешь?»

1

6

Игра «Человек – профессия»

1

7

Соотношение внешней характеристики и образов людей. Игра «Автопортрет»

1

8

Приоритеты в профессии. Игра «Пять шагов»

1

9

Осознанное выстраивание жизненных и профессиональных перспектив. Игра «Эпитафия»

1

10

Основные смыслы трудовой жизни. «Три судьбы»

1

11

Опросник «Личная профессиональная перспектива»

1

12

Матрица профессий

1

13

Диагностика типа темперамента

1

14

Темперамент в профессиональной деятельности (продолжение)

1

15

Карточная игра профессионального и личностного самоопределения «Медоворот»

1

16

Умение соотнести реальность с мечтой

1

17

Экскурсия. Технопарк в Царицыно.

1

18

Итоговое занятия. Рефлексия.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. – (Психология для жизни).
  2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие 1.Игровые профориентационныет упражнения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.
  3. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие 2. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 80 с.
  4. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. Ценностно-нравственные активизирующие опросники прфессионального и личностного самоопределения – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 64 с.
  5. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 64 с.
  6. Журнал «Первое сентября» Школьный психолог №15. Автор Елена Карельская «Темперамент в профессиональной деятельности» Методическая разработка занятий для девятиклассника.

 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)