Элективный курс «Психология выбора профессии»
Пояснительная записка.
Актуальность модуля «Психология выбора профессии» состоит в том, что в процессе перехода экономики нашей страны к рыночной экономике, реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. Для того чтобы выдержать профессиональную конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским учащимся необходимо ознакомиться с большим спектром профессий и соотнести свои возможности и способности с необходимыми требованиями профессий.
В связи с необходимостью интеграции молодёжи в современные социально-экономические условия, а так же для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся, большое значение имеет данный вид дополнительного образования.
Предлагаемая программа представлена как самостоятельный элективный курс дополнительного образования старшеклассников, раскрывающая основы выбора профессии.
Главным в программе является познание собственного «Я», своих способностей, возможностей. Соотнесение мечты и реальности, систематизация ВУЗов соответственно поставленной цели. Формирование внутренней мотивации выбора профессии. Программа рассчитана на 2 года по 17 часов в 8 и 9 классах, что способствует плавной смене ведущего вида деятельности.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения:
уроки, деловые игры, практикумы, уроки-защиты, тематические задания, творческие работы, экскурсии и самостоятельная работа, а так же решение тестов, проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, которая включает поиск дополнительной литературы, осмысление и анализ фактов.
В основу модуля положена программа Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия» Программа профессионального самоопределения для подростков. Использованы «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Пряжникова Н.С.
Цели элективного курса:
Изучение психологии выбора профессии направлено на достижение следующих целей:
Образовательной целью данной программы является формирование у старшеклассников знаний по психологии выбора профессии и основных понятий связанных с ней, понимание профессиональных перспектив, а так же применение полученных знаний на практике.
Задачи элективного курса:
Возраст учебной группы: 14–16 лет.
Вид учебной группы: постоянный состав.
Занятия: групповые.
Форма обучения: программой предусмотрено различное сочетание форм и методов обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки-защиты, тематические задания, творческие работы, экскурсии, самостоятельная работа, а также решение тестов, задач, проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.
Количество учащихся: 10–15 человек в группе.
Срок реализации программы: в 8 кл. -17 часов, в 9 кл. – 17 часов.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 1 час.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает систематизацию у учащихся общеучебных умений и навыков в аспекте профессионального самоопределения, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для этого объединения являются:
Программа призвана помочь осуществлению школьниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения:
Результаты изучения курса психологии выбора профессии соответствуют требованиям для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся.
Развиваются потребности в получении знаний в аспекте выбранной профессии. Повышается интерес к изучению других учебных дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитывается ответственность за принятые решения; уважение к труду.
Учащиеся овладевают умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; работать в коллективе.
Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения профессиональных проблем.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед и тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в мозговых штурмах, деловых играх, тренингах, контроль выполнения проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций. Система оценки предлагается накопительная.
Учебно-тематический план занятий
развернуть таблицу
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
|
I. Кем стать после школы 8 класс |
4 |
1 |
1. Проблемы выбора. Участие в окружных конкурсах. «Социальная реклама», «Если б я был главой управы» |
1 |
2 |
2. Личностные регуляторы выбора профессии |
1 |
3 |
3. Этапы освоения профессией и уровни способностей |
1 |
4 |
4. От самопознания к самореализации |
1 |
|
II. Выбор профессии |
7 |
5 |
1. Свойства нервной системы |
1 |
6 |
2. Эмоциональное состояние и проблемы саморегуляции |
1 |
7 |
3. Особенности мышления, памяти и внимания |
1 |
8 |
4. Типы личности в аспекте профессиональной деятельности |
1 |
9 |
5. Способности и профпригодность |
1 |
10 |
6. Юридическую консультацию, тестирование, просмотр вакансий в Центре профессиональной занятости молодежи «Полюс». Организованный выезд. |
1 |
11 |
7. Личный профессиональный план |
1 |
|
III. Навыки самопрезентации |
7 |
12 |
1. Уверенное и неуверенное поведение |
1 |
13 |
2. Резюме. Виды и особенности |
1 |
14 |
3. Собеседование. Виды и особенности |
1 |
15 |
4. Проектная работа «Особенности моей профессии» |
1 |
16 |
5. Ролевая игра «Интервью» |
1 |
17 |
6. Портфолио – коллекция достижений, активная позиция школьника |
1 |
18 |
7. Профессиограмма моей профессии. Творческое задание. |
1 |
|
9 класс |
|
1 |
Мир профессий. Анализ и систематизация ВУЗов. Таблица |
1 |
2 |
Ценностно-нравственный активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)» |
1 |
3 |
Ценностно-нравственный активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)» (продолжение) |
1 |
4 |
Опросник-шутка «Мода-1» |
1 |
5 |
Жизненные ценности. Опросник «Как поживаешь?» |
1 |
6 |
Игра «Человек – профессия» |
1 |
7 |
Соотношение внешней характеристики и образов людей. Игра «Автопортрет» |
1 |
8 |
Приоритеты в профессии. Игра «Пять шагов» |
1 |
9 |
Осознанное выстраивание жизненных и профессиональных перспектив. Игра «Эпитафия» |
1 |
10 |
Основные смыслы трудовой жизни. «Три судьбы» |
1 |
11 |
Опросник «Личная профессиональная перспектива» |
1 |
12 |
Матрица профессий |
1 |
13 |
Диагностика типа темперамента |
1 |
14 |
Темперамент в профессиональной деятельности (продолжение) |
1 |
15 |
Карточная игра профессионального и личностного самоопределения «Медоворот» |
1 |
16 |
Умение соотнести реальность с мечтой |
1 |
17 |
Экскурсия. Технопарк в Царицыно. |
1 |
18 |
Итоговое занятия. Рефлексия. |
1 |
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.