Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).
Оценка 4.9

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Оценка 4.9
Разработки курсов +2
docx
русская литература +1
11 кл +1
22.01.2017
Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).
Наименование курса: Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год). Составитель : учитель русского языка и литературы Ефименко Н. И. Направленность образовательного курса поможет учителю подготовить выпускников к итоговому сочинению в новом формате с привлечением литературного материала. Значимость данного курса: • формирование самосознания, развитие речевой и читательской культуры; • умение обращаться к литературному материалу, выбирать произведение (произведения), наиболее соответствующее предложенной проблематике; • умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы; • формирование и развитие речевых, лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций; • развитие навыков активных речевых действий и риторических способностей; логики мышления; • воспитание деловых качеств у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь; • оказание помощи выпускнику в формировании нравственной позиции. Тип курса: Адаптированная Срок и этапы реализации: 2 года Количество часов в неделю/год: 2/120 мин Возрастная группа обучающихся: 16–17 лет Цели данного курса: • обучение школьников сочинению надпредметного характера с привлечением литературного материала; • сориеинтировать школьников на создание грамотного и логического письменного высказывания; • формирование у выпускников умения создавать связный текст на заданную тему (вычленение главной информации, определение темы и микротемы, его логического и композиционного замысла, анализ лексики, сочетаемости слов, риторических приемов и т.д.), и выполнение письменных заданий на основе фрагментов художественных произведений; • обучение анализу формулировки тем, способы сужения темы и определение основной идеи сочинения; актуализация проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме; подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал; формулировка тезисов сочинения, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис-доказательства-иллюстрации-выводы)созданию устного и письменного речевого высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.Наименование курса: Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год). Составитель : учитель русского языка и литературы Ефименко Н. И. Направленность образовательного курса поможет учителю подготовить выпускников к итоговому сочинению в новом формате с привлечением литературного материала. Значимость данного курса: • формирование самосознания, развитие речевой и читательской культуры; • умение обращаться к литературному материалу, выбирать произведение (произведения), наиболее соответствующее предложенной проблематике; • умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы; • формирование и развитие речевых, лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций; • развитие навыков активных речевых действий и риторических способностей; логики мышления; • воспитание деловых качеств у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь; • оказание помощи выпускнику в формировании нравственной позиции. Тип курса: Адаптированная Срок и этапы реализации: 2 года Количество часов в неделю/год: 2/120 мин Возрастная группа обучающихся: 16–17 лет Цели данного курса: • обучение школьников сочинению надпредметного характера с привлечением литературного материала; • сориеинтировать школьников на создание грамотного и логического письменного высказывания; • формирование у выпускников умения создавать связный текст на заданную тему (вычленение главной информации, определение темы и микротемы, его логического и композиционного замысла, анализ лексики, сочетаемости слов, риторических приемов и т.д.), и выполнение письменных заданий на основе фрагментов художественных произведений; • обучение анализу формулировки тем, способы сужения темы и определение основной идеи сочинения; актуализация проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме; подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал; формулировка тезисов сочинения, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис-доказательства-иллюстрации-выводы)созданию устного и письменного речевого высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Итоговое сочинение в выпускном классе подготовка, написание, редактирование.docx
Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование                              Элективный  курс                                      литература  (с учетом тематических направлений   на 2016­2017 учебный год).                                                    Автор­составитель  Ефименко Н. И. 2016 г. г.Москва 1.  Пояснительная записка учебного курса Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения,   целью   которого   задаются   новые   требования   к   качеству   подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов. Чего ждать? Итоговое сочинение в 2015­2016 учебном году оценивалось по принцу «зачёт» или   «незачёт».   Этот   результат   влиял   на   право   принимать   участие   в   Едином государственном экзамене. Какие будут условия в 2016­2017 учебном году — пока не решено. Но идёт тенденция к ужесточению условий. Впереди ещё много времени, будут приняты определённые постановления. Сроки, правила, требования, время — всё это будет уточняться. Но основные принципы проведения останутся прежними. Наша   задача   сегодня  ­   разобраться   в   причинах   неуспехов   школьников,   выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные   способы   их   решения,   поскольку   предыдущие   формы,   методы,   приемы подготовки   к   экзамену,   какими   бы   они   ни   казались   хорошими,   привычными   и   т.д., оказались как минимум недостаточными. Таким образом, новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию   систематичной   работы   над   пониманием   темы   сочинения   и   способами   её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости   самостоятельного   построения   собственного   высказывания.   Это   выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию   знаний,   полученных   с   5   по   9   классы   (в   основном   по   орфографии   и пунктуации). Цель  курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким   образом,   назначение   итогового   сочинения   –   прежде   всего,   проверка   речевых компетенций   и   умения   обращаться   к   литературному   материалу,   выбрать   наиболее соответствующее   проблематике   сочинения   произведение   (произведения)   для   раскрытия темы. Главная цель учебного курса  — формирование и развитие у выпускников трех видов ученических компетенций:    языковой, т. е. умения определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении; лингвистической,   т.   е.   способности   опознавать   языковые   единицы   и классифицировать их; коммуникативной, т. е. способности понимать высказывание, связно и логично строить текст. Для достижения данной цели определены задачи. Образовательные:    обобщить   и   систематизировать   знания   по   разделам   языкознания, представленным в критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими   образовательные   программы   среднего   общего   образования (разработаны ФГБНУ «ФИПИ»);  обобщить   знания   об   особенностях   разных   стилей   и   жанров   речи   русского языка и сфере их использования; способствовать повышению уровня грамотности учащихся. Развивающие:     совершенствовать навык анализа текстов различных видов и стилей; развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико­литературный словарь; совершенствовать умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней; совершенствовать   умение   отражать   личностную   позицию   в   сочинении   при помощи   аргументации,   стройно   и   последовательно   излагать   свои   мысли   и оформлять их в определённом стиле и жанре. Воспитательные:  воспитание бережного и внимательного отношения к родному слову;  воспитывать   ответственное   отношение   обучающихся   к   итоговой аттестации,воспитание личности. 2.       Требования к итоговому сочинению. Сочинение должно показать уровень речевой культуры, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Обсудим темы итогового сочинения ЕГЭ­2017, ведь от того, насколько хорошо мы знаем, какие темы сочинений появятся на ЕГЭ­2017, будет зависеть итоговый балл и судьба в ближайшем   будущем.   Хочется   сказать,   что   в   2017   году   темы   сочинений   стали   более социальными.   Сейчас   стоит   почитать,   перечить,   начинать   готовиться   к   итоговому сочинению.   Оценки   не   ставят,   но   добавляется   десять   баллов   за   хорошее   без   ошибок сочинение. Надо знать, сколько знаков должно быть в сочинение, какие ошибки допускают чаще   всего   и   как   правильно   написать   сочинение,   какие   аргументы   привести,   тезисы   и доводы.   Комиссия   решила   поднимать   вопросы,   связанные   с   родным   домом   и   семьей, школой и активной социальной позицией школьника.  Оставшись один на один с темой сочинения, выпускники должны продемонстрировать не только   знания   и   умения,   приобретённые   на   уроках   русского   языка,   но   и   уровень компетентности зрелой личности выпускника средней школы. Очевидно, что написание сочинения   требует   от   обучающегося   не   только   знания   теории   языка   и   норм   его знания   уместно   использовать. употребления, Литературоцентричность   выпускного   сочинения   обусловлена   традициями   российской   но   и   способности   эти   школы,   в   которой   чтению   и   изучению   художественной   литературы   всегда   отводилось важное   место.   Опора   на   художественное   произведение   при   написании   сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему   на   уровне   аргументации,   использования   примеров,   связанных   с   проблематикой   и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.                           К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). Требование   №   2.   «Самостоятельность   написания   итогового   сочинения».   Итоговое сочинение   выполняется   самостоятельно.   Не   допускается   списывание   сочинения (фрагментов   сочинения)   из   какого­либо   источника   (работа   другого   участника,   чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или   косвенное   цитированиес   обязательной   ссылкой   на   источник   (ссылка   дается   в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.   Если   сочинение   признано   экспертом   несамостоятельным,   то   выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). 3. Официальные критерии оценивания итогового сочинения.               Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям: 1. «Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4. «Качество письменной речи»; 5. «Грамотность». Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3­ № 5). Критерий № 1 «Соответствие теме». Данный   критерий   нацеливает   на   проверку   содержания   сочинения.   Участник   должен рассуждать   на   предложенную   тему,   выбрав   путь   ее   раскрытия   (например,   отвечает   на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели   высказывания,   т.е.   коммуникативного   замысла.   Во   всех   остальных   случаях выставляется «зачет». Критерий № 2 «Аргументация.   Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику,   произведения   устного   народного   творчества   (за   исключением   малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.   «Незачет»   ставится   при   том   условии,   что   сочинение   написано   без   привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные   произведения   лишь   упоминаются   в   работе,   не   становясь   опорой   для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную   тему.   Участник   должен   аргументировать   высказанные   мысли,   стараясь выдерживать   соотношение   между   тезисом   и   доказательствами.   «Незачет»   ставится   при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует   тезисно­доказательная   часть.   Во   всех   остальных   случаях   выставляется «зачет». Критерий № 4 «Качество письменной речи». Данный   критерий   нацеливает   на   проверку   речевого   оформления   текста   сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).                                     4.Описание места учебного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 16 часов / 1 час в неделю в первом полугодии в 11 классах. Программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. на два учебных года. Программа рассчитана на 16 часов, т. е. 1 час в неделю  в 11­м классе. В случае модульного изучения возможны другие варианты. Например, изучение данного курса только в объеме первого учебного полугодия по два   часа   в   неделю.   Данный   элективный   курс   включен   в   расписание   уроков обучающихся в 10­м или 11­м классе. Он не является фактором, превышающим предельно­допустимую нагрузку. Предлагаемая   программа   поможет   обеспечить   эффективную   подготовку учащихся     11­го   класса   к   обучению   написания   итогового   сочинения   в   новом формате.                            5. Общая характеристика учебного курса Данная   программа   содержит   структурные   элементы,   позволяющие   выявить уровень речевых компетенций обучающегося, проверить его умение обращаться к литературному   материалу,   подготовленность   учащегося   к   итоговой   аттестации, «отрепетировать»   ее   в   различных   формах:   самостоятельно,   с   учителем,   с использованием компьютера и т. п. В связи с актуальностью вопроса дифференциации обучения русскому языку, позволяющей,   с   одной   стороны,   обеспечить   базовую   подготовку,   а   с   другой   — удовлетворить   потребности   каждого,   кто   проявляет   интерес   и   способности   к предмету,   данная   программа   учитывает   образовательные   возможности   и потребности учащихся. В   программу   включено   систематическое   повторение   всех   разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы.  Данная   программа   при   изучении   курса   в   11­м   классе   направлена   на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.   Содержание   обучения   ориентировано   на   развитие   личности   ученика, воспитание   культурного   человека,   владеющего   нормами   литературного   языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать   этические   нормы   общения.   Рабочая   программа   предусматривает формирование   таких   жизненно   важных   умений,   как   различные   виды   чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей   идеей   курса   является   интенсивное   речевое   и интеллектуальное   развитие   учащихся.   Русский   язык   представлен   в   программе перечнем   не   только   тех   дидактических   единиц,   которые   отражают   устройство языка,   но   и   тех,   которые   обеспечивают   речевую   деятельность.   Каждый тематический   блок   программы   включает   перечень   лингвистических   понятий, обозначающих   языковые   и   речевые   явления,   указывает   на   особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые   отрабатываются   в   процессе   изучения   данных   понятий.   Программа направлена на реализацию деятельностного подхода к изучению русского языка в старшей школе. Программа содержит два блока актуальный аналитический и методический материал. В первом,  рассматриваются  общие требования к структуре, содержанию  и оцениванию   сочинения,   даны   рекомендации   по   работе   с   черновиком   и   планом будущего   сочинения,   приемы   работы   над   композицией   сочинения,   способы привлечения текста литературного источника. Во втором,  анализ   пяти   тематических   направлений   итогового   сочинения   в выпускных классах на 2016­2017 учебный год, списки возможных тем итогового сочинения,   подборка   художественных   произведений   для   раскрытия   темы   по каждому   из   тематических   направлений,   композиционная   структура   сочинения, методические рекомендации по формированию умения писать сочинение.         6.   Планируемые результаты освоения учебного курса В результате изучения элективного курса учащийся  должен: знать/понимать/уметь:    раскрыть   тему   сочинения,   аргументируя   свои   тезисы   в   соответствии   с формулировкой темы, обращаясь к тексту литературного произведения или фактам истории,   культуры,   обращаться   к   тексту   того   или   иного   литературного произведения или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения; показать знание текста художественного произведения, апеллируя к тексту в своих суждениях   (интерпретировать,   цитировать,   комментировать,   пересказывать, анализировать)   текст   художественного   произведения,   или   обнаруживать   знания фактов истории и культуры (интерпретируя, анализируя, комментируя их), избегая фактических ошибок и неточностей; применять термины и понятия литературоведения, культурологии,     искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа; критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение; самостоятельно написать сочинение, которое характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов; выдерживать необходимый объем написания сочинения­350 слов.  Результаты   изучения   данного   учебного   курса,   лежащие   в   плоскости   информационных умений. В результате освоения курса учащийся научится:             опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; определять   тему   текста,   адекватно   и   корректно   аргументировать   свою позицию к фактам и явлением окружающей действительности; определять функционально­смысловой тип текста или его фрагмента; подбирать   убедительные   доказательства   своей   точки   зрения,   адекватно выражать собственное мнение; свободно,   правильно,   логично   и   образно   излагать   свои   мысли   в   устной   и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; различать   разговорную   речь,   научный   стиль,   официально­деловой   стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы; пользоваться   разными   видами   чтения   (изучающим,   ознакомительным, просмотровым); извлекать информацию из различных источников; воспроизводить   текст   с   заданной   степенью   свернутости   (план,   пересказ, изложение); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; пользоваться различными видами монолога и диалога. Свободно, правильно излагать   свои   мысли   в   устной   и   письменной   формах,   соблюдать   нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); Результаты   изучения   данного   учебного   курса,   лежащие   в   плоскости лингвистических умений. В результате освоения курса учащийся научится: соблюдать   в   практике   речевого   общения   основные   произносительные, лексические,   грамматические   нормы   современного   русского   литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;     соблюдать   нормы   русского   речевого   этикета,   уместно   использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности,   находить   грамматические   и   речевые   ошибки,   недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.   С помощью этого задания выявляется  уровень сформированности следующих речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника:  понимание   читаемого   текста   (адекватное   восприятие   информации, содержащейся в нём); определение темы текста;    формулирование   основной   мысли   (коммуникативное   намерение)   своего      высказывания; развитие высказанной мысли, аргументация своей точки зрения; выстраивание   композиции   письменного   высказывания, последовательности и связности изложения; выбор нужного для данного случая стиля и типа речи; отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи; соблюдение   при   письме   норм   русского   литературного   языка,   в   том   числе орфографических и пунктуационных.   обеспечение Так же к метапредметным результатам относятся следующие  регулятивные умения:    умение формулировать цель деятельности, умение планировать деятельность, умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.                                                                                            8. Содержание освоения  учебного курса Модуль 1. Тема 1 Введение в элективный курс «Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование».Основные требования к сочинению.  Критерии оценивания сочинения. Основные правила работы над сочинением:   выбор темы; определение проблемы или вопроса, которые содержатся в теме текста;  подбор произведения (­й) на материале которого(­ых) докажем свою точку  зрения; алгоритм работы над сочинением. Тема 2 Различные способы работы с черновиком. Вспомогательный материал для пояснения,  конкретизации, аргументации основной мысли сочинения. Раскрытие темы.  Проблемный вопрос. Тезисы. План­конспект (вступление, основная часть,  заключение, цитаты). Заключительная стадия работы над черновиком:       соотнесение текста черновика с планом: устранение отклонений от темы,  расширение абзацев, в которых мысль выражена недостаточно полно; проверка главной идеи, которая должна проходить через все сочинение; проверка правильности выделения абзацев; стилистическая и речевая правка; уточнение цитат (если они использованы); проверка орфографии и пунктуации. Тема 3 Анализ художественного произведения с привлечением отдельных сведений, в том  числе и литературоведческого характера, для пояснения, подтверждения своей  мысли.Композиция сочинения. Как писать вступление. Смысловая целостность сочинения (определяется тем, насколько продумано  построение работы, и оценивается по критерию №3 «Композиция»). Ключевые слова: композиция, тема, проблема, вступление, тезис, идея, основная  часть, аргумент, заключение, риторический вопрос, цитата, микровывод.  Введение в  тему, проблема.Варианты вступлений: Историческо е Аналитическ ое Биографичес кое Цитатное Личностное Предполагает краткую характеристику определенной эпохи, анализ соц.-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.) Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. Введение в тему, проблема. Алгоритм написания. 1. Анализ темы. Выделение ключевых слов. 2. Вопрос к теме. 3. Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы, 3—5  предложений). 4. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы). 5. Основная часть — аргументация: а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода) б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода) в) название третьего произведения+иллюстрация (анализ эпизода) 6. Заключение (3—5 предложений). Композиционная структура Вступление Варианты вступления Основная часть Заключение Виды заключения Логическая структура Подготовка к восприятию основных мыслей работы. Общий объем вступления не должен превышать1/4 всего сочинения. Тезис1.Доказательства, примеры (один или несколько). Микровывод (обобщение сказанного) Тезис2.Доказательства, примеры. Микровывод. Логический переход к новой мысли. Тезис3.Доказательства, примеры. Микровывод (…) Обобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки). Общий объем заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Тема 4 Основная часть сочинения. Раскрытие темы, рассуждения, анализ текста художественного произведения. Четкое  членение текста на абзацы. Структура абзаца текста­рассуждения: тезис, развитие  мысли, иллюстративная часть (доказательства, примеры), микровывод. Основные средства логических связей в тексте – рассуждения – вводные слова,  конструкции, указывающие на различные смысловые отношения между  предложениями и абзацами: последовательность развития мысли(вначале, прежде всего, затем, во­первых, во­ вторых, значит, итак и др.); отношения противоречия, противопоставления(однако, между тем, в то время как,  тем не менее); причинно­следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому и др.); переход от одной мысли к другой (обратимся к…, вспомним также…, перейдем к…); итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить и др.)      Тема 5 Работа над заключением.         Заключение — логическое завершение над темой сочинения. Виды заключения: обобщение сказанного (типичная и логичная концовка сочинения, возвращаемся к  основной мысли сочинения); риторический вопрос (вопросительное предложение, возвращаемся к основной  проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркивая ее актуальность); призыв к читателю (обращение к читателю, побуждая изменить отношение к  проблеме); цитата (высказывание полно выражающее мысль выпускника). Тема 6 Приемы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. Приемы привлечения текста в процессе работы над сочинением: ссылка, указание на произведение, определенный эпизод, высказывание автора,  персонажа и т.д.; сжатый пересказ сюжета, конфликтов, этапов становления характера; цитирование — дословная выдержка из какого­либо произведения; использование косвенной речи. Недопустимость искажения общего  высказывания.Работа над речевым оформлением сочинения (речевое оформление  учитывается в критерии №5 «Грамотность»). Типы и виды ошибок (фактические, речевые, грамматические). (Тематические направления итогового сочинения на 2016/2017 учебный год) Модуль 2 Тема 7­8  Тематическое направление №1 «Разум и чувства» Направление предполагает  раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира  человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут  быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве,  составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для  писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко  оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума          Рекомендованные художественные произведения к тематическому направлению №1.  «Разум и чувство»  Иван Сергеевич Тургенев "Ася"  Александр Иванович Куприн "Олеся"  Иван Алексеевич Бунин "Тёмные аллеи" , "Натали", "Солнечный удар", "Лёгкое  дыхание" Михаил Афанасьевич Булгаков "Мастер и Маргарита"          Тема9­10 Тематическое направление  №2 «Честь и бесчестие» В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть  верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств  человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью ­ вплоть до глубокого  морального падения личности. Рекомендованные художественные произведения к тематическому направлению №2.  «Честь и бесчестие»  Антон Павлович Чехов "Студент"  Валентин Григорьевич Распутин "Уроки французского", "Пожар", "Женский  разговор", "Дочь Ивана, мать Ивана"  Виктор Петрович Астафьев "Печальный детектив"  Олег Олегович Павлов "Конец века"  Лев Николаевич Толстой "Война и мир"          Тема 11­12. Тематическое направление №3 «Победа и поражение»  Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах:  социально­историческом, нравственно­философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека,  страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и  результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и  относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.                 Рекомендованные художественные произведения к тематическому направлению    №3.  «Победа и поражение»  Иван Сергеевич Тургенев "Отцы и дети"  Михаил Юрьевич Лермонтов "Герой нашего времени"  Борис Львович Васильев "А зори здесь тихие"  Михаил Афанасьевич Булгаков "Белая гвардия"  Лев Николаевич Толстой "Война и мир"          Тема 13­14 Тематическое направление №4 «Опыт и ошибки» В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического  опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного  опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте,  предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых,  трагических. Рекомендованные художественные произведения к тематическому направлению №4.  «Опыт и ошибки»  Иван Алексеевич Бунин "Господин из Сан­Франциско"  Михаил Александрович Шолохов "Тихий Дон"  Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума"  Александр Сергеевич Пушкин "Евгений Онегин" Тема 15­16 Тематическое направление №5 «Дружба и вражда» Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях  достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и  последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих  отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека,  способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. Рекомендованные художественные произведения к тематическому направлению №5.    «Дружба и вражда»         Надежда Борисовна Васильева "Гагара"         Иван Александрович Гончаров "Обломов"        Лев Николаевич Толстой "Война и мир"       Александр Александрович Фадеев "Разгром"        Иван Сергеевич Тургенев "Отцы и дети"       Даниэль Пеннак "Глаз волка"      Михаил Юрьевич Лермонтов "Герой нашего времени"      Александр Сергеевич Пушкин "Евгений Онегин"                                                       9. Технология организации учебного процесса Реализация   данной   программы   предусматривает   использование   личностно­   признающего   ученика   главной   фигурой ориентированного   обучения, образовательного процесса. Цели   обучения   реализуются   в   ходе   активной   познавательной   деятельности каждого   ученика   при   его   взаимодействии   с   учителем   и   соучениками.   Обучение строится   на  основе   теоретической   и   практической   формы   работы   с  учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:     уроки­лекции; уроки применения знаний на практике; уроки навыков (тренировочные); уроки комплексного применения знаний. Преобладают   групповые   и   индивидуальные   формы   работы.   Основными организационными   формами   вовлечения   учащихся   в   учебную   деятельность являются:  работа   под   руководством   учителя   (усвоение   и   закрепление   теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);    самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); работа в группах; индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально­ деловых   отношений,   организацию   самостоятельной   познавательной   деятельности учащихся,   направленной   на   развитие   самостоятельности   как   черты   личности, индивидуальная письменная работа по созданию текстов Формы итогового контроля и критерии их оценки. Контроль уровня сформированности по освоению соответствующих навыков осуществляется на трёх уровнях:    текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); промежуточный (проводится в форме написания сочинения); итоговый   (в   конце   курса)   проводится   в   форме   написания   сочинения   по тематическим   направлениям     на   основе   критериев   оценивания   итогового сочинения. 7.   Тематическое планирование.. № 1 2 3 4 5 Темы Первый блок учебного курса Введение Требования к сочинению Критерии оценивания. Правила работы над сочинением Как выбрать тему сочинения Как работать с черновиком и планом сочинения. План­ конспект Как анализировать художественное произведение. Работа над композицией сочинения.  Как писать вступление. Варианты вступлений. Основная часть сочинения. Как писать заключение. Виды заключения. Кол­во  часов 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 Приемы привлечения текста литературного источника в  работе над сочинением. Как работать над речевым  оформлением сочинения. Типы и виды ошибок. Второй блок учебного курса Тематические направления итогового сочинения на  2016/2017год Подготовка к написанию сочинения по тематическому  направлению №1 «Разум и чувства» Возможные темы  сочинений. Рекомендованные художественные произведения к  тематическому направлению №1  Подготовка   к   написанию   сочинения   по   тематическому направлению №2«Честь и бесчестие»  Возможные темы сочинений. Рекомендованные   художественные   произведения   к тематическому направлению №2 Подготовка   к   написанию   сочинения   по   тематическому направлению №3«Победа и поражение»  Возможные темы сочинений. Рекомендованные   художественные   произведения   к тематическому направлению №3  Подготовка   к   написанию   сочинения   по   тематическому направлению №4.  «Опыт и ошибки»  Возможные темы сочинения. Рекомендованные   художественные   произведения   к тематическому направлению №4. Подготовка   к   написанию   сочинения   по   тематическому направлению №5   «Дружба и вражда» Возможные темы сочинения. Рекомендованные   художественные   произведения   к тематическому направлению №5. 2 2 2 2 8. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения учебного курса. В учебнике «Энциклопедия русской литературы» пользуемся страничкой «Литературное  кафе». Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения  произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. В разделе «Учебник»  можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно  разнообразный иллюстративный материал. При контроле знаний учащихся в конце  учебного года пользуюсь разделом «Тесты». Использование этого учебника очень удобно:  все темы подразделены на временные периоды, что облегчает поиск. Диски с записями  произведений различных поэтов и писателей использую для того, чтобы показать идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так  же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок. Для изучения учебного курса потребуется: 1. Письмо   Рособрнадзора   от   01.10.2015   г.   №   02­248   «О   направлении   уточненных редакций   методических   материалов,   регламентирующих   проведение   итогового сочинения (изложения) в 2015 ­ 2016 учебном году> (вместе с "Рекомендациями по организации   и   проведению   итогового   сочинения   (изложения)   для   органов исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации,   осуществляющих государственное   управление   в   сфере   образования",   "Техническим   регламентом проведения итогового сочинения (изложения)", "Методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций,   реализующих   образовательные   программы   среднего   общего образования",   "Методическими   рекомендациями   по   подготовке   к   итоговому сочинению   (изложению)   для   участников   итогового   сочинения   (изложения)", "Методическими   рекомендациями   для   экспертов,   участвующих   в   проверке итогового сочинения (изложения)") 2. Письмо   Рособрнадзора   от   30.10.2015   №02­484   "О   сроках   проведения   итогового сочинения (изложения) в 2015­2016 учебном году" 3. Беляева   Н.В   Итоговое   сочинение:   подготовка   и   контроль:   учебное   пособие   для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение,2016 4. Назарова Т.Н.Допуск к ЕГЭ. Практикум для подготовки к итоговому сочинению в 2015­2016  учебном году. М.: Издательство «Экзамен»,2016. 5. Беляева Н.В.,Новикова Л.В.,Зинин С.А.,Зинина Е.А.Итоговое сочинение.Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям. М.: Издательство»Национальное образование»,2016(ФИПИ­школе. Итоговое сочинение). Интернет­ресурсы Помогают готовиться к сочинению электронные учебники. В практике своей  работы использую «Энциклопедию русской литературы», «Фраз», «Кирилл и  Мефодий. Русский язык.5­11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С. Тургенев,  А.П. Чехов, М.Ю. Лермонтов и др.) и многое другие. В целях повышения  грамотности использую тесты онлайн.     Материалы сайтов: 1. http://www.ege.edu.ru 2. ctege.info/normativnyie­pravovyi 3. http://sochinenie.wikivote.ru/ http:// new.fipi.ru/ege­i­gve­11/itogovoe­sochinenie 4. http://wwwsochinenie11.ru/ 5. http://www.ctege.info/ege­2015/itogovoe­sochinenie­po­literature­v­11­klasse.html Контролирующие материалы 1. Практические работы. 2. Сочинения­рассуждения. 3. Промежуточные контрольные работы. 4. Самоконтроль.

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).

Элективный курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений на 2016-2017 учебный год).

Элективный  курс. Итоговое сочинение в выпускном классе: подготовка, написание, редактирование (с учетом тематических направлений   на 2016-2017 учебный год).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017