Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Программа структурирована следующим образом: всего 35 часов по 1 часу в неделю в 8 классе.
электив Мой выбор.doc
Пояснительная записка.
На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей,
умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их
в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в
качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики
заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного
обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной
на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким
образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть
реформирования школы, направленная на повышение способности будущего
выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг,
конструированию собственного образовательного маршрута.
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля
обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание
этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о
выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Программа структурирована следующим образом: всего 35 часов по 1 часу в
неделю в 8 классе.
Особенностью предлагаемой программы является межпредметная
направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из
различных областей. Программа не только информирует, но и дает на
практике использовать методики самоорганизации, самопознания и
самоконтроля. В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса
Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории
дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным
пособием для учащихся по данной программе.
Цель программы:
Психологопедагогическое сопровождение учащихся 8х классов
образовательной школы в выборе индивидуального маршрута
профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей,
склонностей и возможностей.
Задачи:
1. сформировать у школьников представления о требованиях
изменяющегося общества к выпускникам школы;
2. способствовать развитию у школьников отношения к себе как к
субъекту будущего профессионального образования и
профессионального труда;
3. обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных
решений о выборе индивидуального образовательного и
профессионального маршрута;
4. способствовать приобретению практического опыта, соответствующего
интересам, склонностям личности школьника и профилю его
дальнейшего обучения.
Формы деятельности:
самоанализ;
анализ научных и художественных источников, СМИ;
анализ практических примеров проблемных ситуаций;
групповые дискуссии;
индивидуальная работа;
индивидуальная и групповая проектная работа;
психотренинг;
психодиагностические процедуры;
ролевые и деловые игры;
эвристические задания.
В данной программе используются групповые и интерактивные методы
обучения.
заключаются в создании непринужденной атмосферы,
Преимущества тренинговой формы проведения занятия
стимуляции
креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой
рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу
образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В
конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе
профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть
сформированы:
знания и представления о требованиях современного общества к
профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального
труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей
перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и
выборе профиля обучения, в частности;
умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором
профиля обучения и пути продолжения образования; объективно
оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с
избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их
позволяющие
достижения; выполнять творческие упражнения,
приобрести соответствующий практический опыт;
знания о психологических особенностях процесса общения, его
структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном
использовании различных средств;
представления о способах саморегуляции в условиях межличностного
взаимодействия. Содержание программы 8 класс
Введение (1 час)
Занятие направлено на знакомство учащихся с предлагаемой программой,
личное и групповое целеполагание. Тренинг «Знакомство».
Модуль 1. «Что я знаю о себе?» (11 часов).
Тема 1. Я – человек и личность (1 час).
Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня
развития собственного Я (телесного,
духовного). Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя.
социального,
рефлексивного,
Тема 2. Характер и темперамент (2 часа).
Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние
темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности: черты
характера.
Тема 3. Психические качества личности (2 часа).
Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные возможности
человека.
Тема 4. Интересы и склонности (1 час).
Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика
собственных интересов.
Тема 5. Самооценка (1 час).
Понятие самооценки. Диагностика собственного уровня самооценки.
Тема 6. Мотивация личности (2 часа). Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация
достижений.
Тема 7. Здоровье и профессиональный выбор (2 часа).
Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное
влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья. Влияние
состояния здоровья на выбор профессии.
Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» (5 часов).
Тема 8. Профессиональное самоопределение – что это? (2 час).
Культурноисторические аспекты профессионального самоопределения.
Тема 9. Типы самоопределения человека (2 часа).
Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой
функции, самоопределению на конкретном трудовом посту, самоопределение
в специальности, самоопределение в профессии, жизненное самоопределение,
личностное самоопределение.
Тема 10. Профессиональные ценности (1 час).
Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник.
Модуль 3. Портфолио (портфель достижений) (4 часа)
Тема 11. Проектирование основного и дополнительного образования (2 часа).
Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо». Профессиональный план:
основной вариант, запасной вариант.
Тема 12. Анализ успешности человека (2 часа).
Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель
достижений. Модуль 4. «Классификация мира труда» (7 часов).
Тема 13. Мир профессий (3 часа).
Типы профессий: «человектехника», «человекчеловек», «человекприрода»,
«человекзнаковая система», «человек художественный образ». Классы
профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие,
изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые
орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии
механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии,
в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства
организма.
Тема 14. Профессиография (2 часа)
Понятие профессиографии. Формула профессии.
Тема 15. Профессиональные пробы (2 часа).
Минипроект «Профессиональная проба».
Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» (3 часа)
Тема 16. Мои родословные ценности (1 час)
Профессиональная история семьи.
Тема 17. Совместное проектирование профессионального будущего (2 часа).
Влияние семьи на выбор профессионального маршрута.
Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» (5 часа).
Тема 18. Самоконтроль (2 часа).
Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие.
Самоуважение. Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой» Тема 19. Мой выбор (3 час).
Составление профессиограмм, списков необходимых книг, журнальных и
газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса у школьников должны быть
сформированы:
знания и представления о требованиях современного общества к
профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда
и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в
условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о
психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля
обучения, в частности;
умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором
профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать
свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой
деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять
приобрести
позволяющие
упражнения,
творческие
соответствующий практический опыт;
знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре,
закономерностях и средствах, а также эффективном использовании
различных средств;
представления о способах саморегуляции в условиях межличностного
взаимодействия. 1. Перечень учебнометодического обеспечения
Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и
траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2007
Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения
школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2007
2. Список используемой литературы:
1.
Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов
н/Д, 1996
3. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для
учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
4. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля
профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова.
Пермь, 2004
5. Микляева А.В. Я подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков
психологии (8 класс). – СПб., 2003
6. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие.
– М.: 2002
7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники
(811 классы). – М., 2005
8. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9
11 класс): Практическое руководство – М., 2005
9. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь,
2004
10.Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории
дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2е изд.,
стер. – М.: Образовательноиздательский центр «Академия»; 2005
11. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории
дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс):
Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова,
Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2е изд., стер. – М.: Образовательно
издательский центр «Академия», 2005
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Элективный курс "Мой выбор" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.