Элективный курс по математике "Делимость чисел"
Оценка 4.8

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
6 кл—11 кл
01.07.2017
Элективный курс по математике "Делимость чисел"
Программа элективного курса по математике для учащихся 6 класса по теме "Признаки делимости". В данном курсе рассматриваются признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 25, 37, 50. Данный материал можно рассматривать и в старших классах при подготовке к ЕГЭ.Элективный курс по математике "Делимость чисел".
AleninaNU elektiv kurs matematika.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Першинская средняя общеобразовательная школа Киржачского района Владимирской области Программа элективного курса по математике "Делимость чисел" Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное Класс: 6 Составитель:  Аленина Наталья Юрьевна,  учитель математики  высшей квалификационной категории  2015 год Пояснительная записка     Элективный   курс   по   математике   «Делимость   чисел»  разработан   в   рамках реализации     профильного   обучения   на   основной   ступени   образования   и соответствует   Государственному   стандарту   общего   образования   по   математике. Предлагаемый   элективный   курс   рассчитан   на   учащихся   6   классов общеобразовательных школ. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный   курс   как   компонент   образования   должен   быть   направлен   на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся и  предназначен для расширения   и   углубления знаний и умений, которые приобретаются на уроках математики   при     изучении   темы   «Делимость   чисел».    Данный   курс   рассчитан   на обучающихся, которые проявляют интерес к математике и при этом не обязательно обладают ярко выраженными математическими способностями. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостность. Согласно базисному учебному плану данный   элективный   курс   реализуется  в   школе   за   счет   времени,   отводимого   на компонент   образовательного   учреждения,   и  рассчитан   на   10   часов     в   год, продолжительность одного занятия 40 минут один раз в неделю.  Тема   «Делимость   чисел»   рассматривается   в   математике   с   шестого     по одиннадцатый   класс.   Количество   часов   выделяемых   на   изучение   темы   «Делимость чисел»   в   разных   классах   не   позволяет   научить   учащихся   глубоко   понимать   и использовать свойства делимости чисел для решения задач различного характера, в том числе и прикладного. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо дают неправильные ответы. Программа   курса   реализует  формирование   умения  использовать   различные языки   математики,   свободно   переходить   с   языка   на   язык   для   иллюстрации, интерпретации,   аргументации   и   доказательства,   интегрирования   в   личный   опыт новой,   в   том   числе   самостоятельно   полученной,   информации;   осваивать   более сложный   уровень   знаний   по   предмету,   достойно   выступать   на   олимпиадах   и участвовать   в   различных   конкурсах.   Раскрытие   одаренности   не   сводится   к углубленному   обучению.   В   самом   же   обучении   усвоение   новой   информации подчиняется задаче усвоения методов  и  стиля, свойственных математике. Владение этими   методами   в   дальнейшем   поможет   им   не   растеряться   на   различных математических соревнованиях. Для   осознанного   усвоения   содержания,   указанной   темы,   особое   внимание уделяется   практическим   занятиям,   групповой   работе,   знакомству   с   историческими фактами,   сочетанию   познавательной   работы   на   занятиях   с   исследовательской домашней работой. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса   к   предмету   в   данной   возрастной   группе.   Материал   был   отобран   в соответствии с возрастными особенностями школьников, программой по математике для 5­6 класса и включил в себя темы, которые чаще всего встречаются на различных математических   соревнованиях.   Также   при   подборе   материала   учитывалось следующее: показать учащимся красоту математики, её связь с искусством, природой. Таким   образом,   содержание   курса   в   основной   школе   представляет   собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного математического  образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Актуальность  программы   определена   тем,   что   школьники   должны   иметь мотивацию   к   обучению   математики,   стремиться   развивать   свои   интеллектуальные возможности. Занятия   элективного   курса   содействуют   развитию   у   детей   математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие   работы,   проектная   деятельность   и   другие   технологии, используемые на занятии, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только  предметными, но и надпредметными УУД. Элективный курс имеет большое образовательное и воспитательное значение Он   направлен   на   овладение   обучающимися   конкретными   предметными   знаниями   и умениями, необходимыми для дальнейшего применения. Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие­ либо   разделы.   Программа   мобильна,  т.е.  дает   возможность   уменьшить   количество задач по данной теме при установлении степени достижения результатов. Цель программы: Создание   возможностей   для   приобретения   учащимися   умений   практического использования   признаков   делимости   чисел   при   решении     нестандартных   задач, формирование   у   учащихся   навыков   решения   более   сложных   задач     и   умения ориентироваться в теоретическом материале этого уровня.  Задачи: 1. 2. 3. 4. Повторить и обобщить знания по теме «Делимость чисел»; Расширить и углубить знания учащихся по программному материалу; Способствовать   расширению   кругозора,   обогащению   словарного   запаса, интереса к исследовательским методам. Развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно ­ популярной литературой  Развивать устойчивый интерес учащихся к математике. 5. Данная программа соответствует основной стратегии развития школы:   ориентации нового содержания образования на развитие личности;  реализации деятельностного подхода к обучению;  обучению   ключевым   компетенциям   (готовности   учащихся   использовать усвоенные   знания,   умения   и   способы   деятельности   в   реальной   жизни   для решения   практических   задач)   и   привитие   общих   умений,   навыков,   способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;  обеспечению   пропедевтической   работы,   направленной   на   раннюю профилизацию учащихся Основные виды деятельности учащихся:  знакомство с научно­популярной литературой, связанной с математикой;  проектная деятельность   самостоятельная работа;  работа в парах, в группах;  творческие работы Используемые технологии: Технология   проблемного   обучения,   технология   коллективного   способа   обучения, технология индивидуального обучения, технология уровневой дифференциации. педагогические     Структура курса: Каждый   раздел   курса   включает   в   себя   теоретический   материал,   который предполагает систематизацию знаний по определенной теме: определения тех или иных понятий, теоремы, свойства. Затем рассматривается их применение при решении задач.   Каждый   раздел   включает   в   себя   задания   для   самостоятельной   работы учащихся.  С   одной   стороны   разделы   представляют   собой   последовательность, организованную по принципу нарастающей трудности – от известного к неизвестному; с   другой   ­     каждый   раздел   автономен,   то   есть   имеет   собственную   структуру   и тематику. Это позволит учителю варьировать курс по своему усмотрению.  Основные компоненты содержания курса: Делимость чисел. Делимость суммы и произведения 2 ч Знакомство с числами. Проект «Числа­великаны».  Деление является наиболее трудным арифметическим действием, которое не всегда выполняется на множестве целых чисел. В данном разделе рассматриваются определения и свойства делимости, их   применение   к   решению   задач   повышенной   сложности.   Теоремы   и   свойства   о делимости   даются   без   строгого   доказательства.   Метод   полной   математической индукции   рассматривается   на   информативном   уровне   с   приведением   нескольких примеров. (Приложение 1, Приложение 2). Признаки делимости чисел 2 ч. Ответ на вопрос, делится ли целое число а на целое число b, можно получить непосредственным   делением.   Однако   при   решении   многих   задач,   например,   при разложении   чисел   на   простые   множители,   сокращении   дробей,   вынесении   общего множителя за скобки, упрощении уравнений и т.д. этот путь может оказаться излишне трудоемким.   Поэтому   удобно   иметь   некоторые   признаки,   позволяющие   без выполнения деления определять, делится одно число на другое или нет. В данном разделе рассматриваются признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 25, 37, 50 и их применение для решения задач. (Приложение 3, Тест) Деление с остатком 2 ч. На   делении   с   остатком   основаны   различные   формы   представления   целых чисел. Например, при делении числа на 3 могут получиться остатки 0, 1, 2. Поэтому всякое   целое   число   может   быть   представлено   в   виде 3k,   3k+1,   3k+2,   k Z. Такое разбиение применяют как в теории, так и при решении задач. Практика показывает, что решение задач на деление с остатком представляет определенную трудность для учащихся, поэтому изучение этой темы предусмотрено в рамках данного курса. Без доказательства   формулируется   теорема   о   делении   с   остатком  и   рассматриваются свойства. Применение их демонстрируется на конкретных примерах. Простые и составные числа 1 ч. Определение   простых,   составных   чисел,   взаимно   простых   чисел.   Без доказательства дается основная теорема арифметики. Среди простых и составных чисел существуют числа, обладающие интересными свойствами. Одним числам дали название “близнецы”, другие числа признали “совершенными”. А есть, так называемое, “число Шахерезады”. Учащимся предлагается самостоятельно найти информацию об этих числах. (Приложение 4) Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное 2 ч. В   разделе   рассматриваются   вопросы,   связанные   с   НОД   и   НОК:   способы   их нахождения   ­   разложение   на   простые   множители,   алгоритм   Евклида;   формула, связывающая НОД и НОК; применение НОД и НОК для сокращения дробей, сложения дробей. (Приложение 5) Итоговое занятие. 1ч. Выступление   участников   курса   с   исследовательскими   работами.   Подведение итогов работы (рефлексия, диагностика). Элективный   курс   обладает   возможностями   для   формирования коммуникативных   ценностей,  основу   которых   составляют   процесс   общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:  правильного использования математической терминологии и символики;  потребности   вести   диалог,   выслушивать   мнение   оппонента,   участвовать   в  дискуссии; способности   открыто   выражать   и   аргументировано   отстаивать   свою   точку зрения. Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем;  формулирование проблемы;   анализ объектов с целью выделения признаков;  установление причинно ­ следственных связей;  умение   работать   с   разными   источниками   математической   информации: находить   информацию   в   различных   источниках   (тексте   учебника,   научно­ популярной литературе, справочниках, Интернете) Регулятивные УУД:  формирование и развитие умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать, что усвоено, что ещё подлежит усвоению; в   диалоге   с   учителем   учиться   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять степень   успешности   выполнения   своей   работы   и   работы   всех,   исходя   из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.  Личностным результатом изучения предмета является формирование таких УУД:  Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно­ преобразующей деятельности человека: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью;  Развитие   познавательных   интересов,   формирование   мотивов   достижения   и социального признания;  Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. Планируемый результат: изучение     материала   элективного   курса     дает   возможность   обучающимся достичь следующих  образовательных результатов:  расширить математические представления учащихся о свойствах целых чисел;  рассмотреть   свойства   делимости   чисел,   теоремы   о   делимости,   показать применения делимости в практических целях;  вспомнить признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9, вывести признаки делимости на 4, 25, 6, рассмотреть признак делимости на 11, уметь применять признаки для решения задач;  рассмотреть   теорему   о   делении   с   остатком   и   свойства   деления,   уметь выполнять   деление   с   остатком,   находить   остаток   при   делении,   неполное частное;    уметь доказывать: простым или составным является данное число; знать   различные   способы   нахождения   наибольшего   общего   делителя,   уметь применять при сокращении дробей; уметь   находить   наименьшее   общее   кратное   нескольких   чисел,   применять   в практических целях; Оценка знаний Для   проверки   степени   усвоения   материала   по   каждой   теме   рекомендуется проводить   тематический   контроль   в   форме   проверочных   самостоятельных   работ, тестов, выполнения проектов. Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий,   сколько   обучающий   характер   и   являться   продолжением   процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.  Календарно ­ тематический план с УУД №  урока Тема урока Элементы содержания 1 Числа в нашей жизни.   Числа   в   нашей жизни. Дата пров еден ия занят ия 06.02 Представлен ие о развитии натурального Планируемый результат Предметные УД Метапредметные УУД Личностные:  формирование  стартовой мотивации к числа,  овладение  навыками  устных и  письменных  вычислений. изучению нового Коммуникативные:  развивать у учащихся  представления о месте  математики в системе  наук  Определение  делимости чисел. Применение  свойств для  доказательства  делимости на  конкретное  число,  сокращение  дробей. Теоремы о  делимости.  Применение  свойств для  доказательства  делимости на  конкретное  число,  сокращение  дробей. Признаки  делимости чисел  на 2, 3, 4, 5, 6, 7,  8, 9, 10, 11, 25 и  их применение  для решения  задач. Теорема о  делении с  остатком.  Свойства  13.02 Применение  свойств  делимости  чисел при  вычислениях  20.02 Изучение  теорем о  делимости  суммы и  произведени я 27.02 06.03 Изучение  признаков  делимости  13.03 Изучение  деления с  остатком. Познавательные:  постановка и  формулирование  проблемы,  самостоятельное  создание алгоритма  деятельности при  решении проблем  творческого и  поискового характера Регулятивные:  коррекция ­ внесение  необходимых  дополнений и корректив в план и способ  действия в случае  расхождения эталона,  реального действия и  его продукта Познавательные:  выдвижение гипотез и  их обоснование Регулятивные: оценка­ выделение и осознание  учащимся того, что уже  усвоено и что подлежит  усвоению, осознание  качества и уровня  усвоения Познавательные:  выдвижение гипотез и  их обоснование Регулятивные: оценка­ выделение и осознание  учащимся того, что уже  усвоено и что подлежит  усвоению, осознание  качества и уровня  усвоения Познавательные:  постановка и  формулирование  проблемы,  самостоятельное  создание алгоритма  2 Делимость чисел.   3 Делимость  суммы и  произведени я. 4,5 Признаки  делимости  чисел. 6 Деление с  остатком. деления.  Применение  свойств для  нахождения  остатка от  деления на  конкретное  число, неполного  частного. Определение  простых,  составных чисел.  Взаимно простые числа.  Совершенные  числа, числа­ близнецы, число  Шахерезады. 20.03 Знакомство с простыми и  составными  числами 7 Простые и  составные  числа. 8, 9 НОД и НОК. Нахождение  НОД и НОК. 03.0 4 10.0 4 Определение  НОД и НОК.  Способы  нахождения НОД и НОК:  разложение на  простые  множители,  алгоритм  Евклида.  Применение НОД деятельности при  решении проблем  творческого и  поискового характера Регулятивные:  коррекция ­ внесение  необходимых  дополнений и корректив в план и способ  действия в случае  расхождения эталона,  реального действия и  его продукта Регулятивные работая  по составленному плану, использовать наряду с  основными и   дополнительные  средства (справочная  литература, средства  ИКТ). Учиться  обнаруживать и  формулировать учебную проблему совместно с  учителем. Познавательные:  составлять  алгоритм  решения задачи,     применять компьютер   для оформления  решения. Коммуникативные:  организовывать учебное взаимодействие в  группе (распределять  роли, договариваться  друг с другом и т.д.). Предвидеть  (прогнозировать)  последствия  коллективных решений. Личностные:  формирование  устойчивой мотивации к  изучению нового  Познавательные: уметь осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и  несущественных  признаков и НОК для  сокращения  дробей,  сложения  дробей. Решение  задач. 10 Итоговое  занятие 17.0 4 Личностные:   формирование  целостного, взгляда на  мир в его органичном  единстве и  разнообразии науки,  природы,   культур и  религии. Регулятивные: в  диалоге с учителем  учиться вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности выполнения  своей работы и работы  всех, исходя из  имеющихся критериев,   совершенствовать  критерии оценки и  пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные:  анализировать,  сравнивать,  классифицировать и  обобщать факты и  явления.  Самостоятельно  предполагать, какая  информация нужна для  решения предметной  учебной задачи,  состоящей  из  нескольких шагов. Коммуникативные: при  необходимости  отстаивать свою точку  зрения, аргументируя  ее. Учиться  подтверждать  аргументы фактами.  Учиться критично  относиться к своему  мнению. Тематическое планирование № п/п 1 Название разделов и тем Числа   в   нашей жизни. Количество часов 1 Делимость чисел. Делимость суммы   произведения. Признаки делимости чисел. и   с Деление остатком. Простые и составные числа НОД и НОК.   2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 Итоговое занятие 1 1 2 1 1 2 1 Форма проведения Беседа, рекомендации   по   проведению исследовательских и творческих работ   Практикум  Практикум  Исследовательская   работа, рекомендации   по   проведению исследовательских и творческих работ Беседа, практикум   Беседа, практикум Исследовательская работа, консультация   по   выполнению исследовательских и творческих работ   Семинар ­ практикум Образовательный продукт Опорный конспект, проект   «Числа   – великаны» Решенные задания   Опорный  конспект, решенные задания Опорный  конспект, решенные   задания, тестовая работа   Опорный  конспект, решенные задания Опорный  конспект, решенные задания Памятка правилами алгоритмами, решенные  задания Зачетные индивидуальные   и групповые работы с и   Итого 10 Информационно­методическое обеспечение: • дополнительная литература: .  1. Воробьев Н. Н. Признаки делимости. — 4­е изд., испр. — М.: Наука, 1988 2. Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград 3. Галкин В.А. Задачи по теме «Признаки делимости».// Математика, 1999.­№5.­ С.9. 4. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6­8 классах.­ М.: Просвещение, 1984. 5. Каплун Л.М. НОД и НОК в задачах. // Математика, 1999.­ №7. – С. 4­6. 6. Перельман Я.И. Математика – это интересно! – М.:ТЕРРА – Книжный клуб, 2006. 7. И.Л.Соловейчик.   «Я   иду   на   урок   математики»,   Пособие   для   учителя математики «Первое сентября» 2001 г 8. Энциклопедический   словарь   юного   математика./   Сост.   Савин   А.П.   –   М.: Педагогика, 1989. – С. 352. • цифровые образовательные ресурсы: http://fcior.edu.ru        Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов http://school­collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://mat­game.narod.ru           сайт «Математическая гимнастика»

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"

Элективный курс по математике "Делимость чисел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017