Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряженияДанный открытый урок снят на видео 21 января 2016 года на базе МБОУ СОШ №21 г. Нижнекамск Нижнекамского района Республики Татарстан в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года - 2016».
В классе в момент съемки присутствовали 20 учащихся 8 класса МБОУ СОШ №21, 16 членов жюри – методисты управления образования г. Нижнекамск, а также учителя и конкурсанты , съемочная группа операторов.
Учащиеся с которым велась работа , были мне не знакомы, следовательно при построении урока мною были учтены и рассмотрены по мере возможности различные ситуации.
Данный видеоролик содержит материал, где я делюсь собственным опытом использования и апробирования моей методической темы «Применение информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности». Современных детей, которые с рождения приучены гаджетам, увлечь и удивить стоит большого труда. Особенно если кабинет физики с момента открытия школы не обновляется. Интерактивной доски в кабинете не имеется, не смотря на это, с помощью ноутбука и проектора преодолеваю это «препятствие» и нахожу решение как более доступно и интересно преподать урок.
Цели урока: |
Предметная: Сформировать понятие «напряжение». Ввести единицы измерения напряжения. Познакомить учащихся с правилами измерения вольтметром. Совершенствовать практические навыки по сборке электрической цепи, чтению и изображению схем, измерения напряжения. |
Задачи урока: |
а) формирование представлений о напряжении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат). б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат). в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат). |
Методы обучения: |
репродуктивный, проблемный, эвристический. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: |
коллективная, индивидуальная, групповая. |
Средства обучения: |
учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, ноутбук, проектор, интернет. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Основное содержание |
Работа электрического тока. Напряжение, единица напряжения – 1 Вольт. Вольтметр. Измерение напряжения. |
Оборудование |
Вольтметр, источник тока, лампочка, соединительные провода, ключ, раздаточный материал. Выставка рисунков по теме «Электричество» Физическая газета – дополнение рубрики «Это должен знать каждый», «Исторические сведения», «Факты»… |
Демонстрации |
Измерение напряжения на различных участках в цепи |
План урока |
Ход урока |
Запасной вариант положения |
1) Организационная часть: |
- Добрый день, ребята! Меня зовут Ахметова Айзаря Занифовна. Всем хорошего настроения и удачной работы. Присаживайтесь. |
|
1 слайд |
Девиз урока: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» (Китайская пословица) |
|
2) Проверка знаний:
2 слайд
|
- Посмотрите внимательно на экран. Что мы видим на картине? (поле). В жизни это поле мы видим, а с точки зрения электричества поле существует? (да, электрическое) |
|
3-4 слайд; 3 анимация «Эл.Ток»
|
А теперь что наблюдаем? (течение воды в трубе). А в электричестве что может протекать? (эл. ток)
|
|
Стихотворение (работа в парах, дается 3 ученикам) 1 уч. работает у доски, 2 – работа в парах. (одновременно) |
«Как вычисляется сила тока?» – стихотворение Я не зря себя хвалю, |
|
Вопрос. Ответ. 8 А 5 слайд Одновременно игра «верю не верю» с остальным классом.
|
Чему равна сила тока в цепи, если заряд равен 2,4 кКл? Ребята у вас на парте лежат сигнальные карточки зеленого и красного цветов. Я зачитываю предложения, а вы в течении 3 секунд должны поднять красную карточку ,если вы не согласны с утверждением, зеленую – если согласны.
|
|
Проверка. Самооценка. Проверка у доски задачи. 6 слайд Самооценка. |
А сейчас проверим. Кто на все вопросы правильно ответил. Ставит себе 3 балла, если ошиблись 1-2 раза - ставим 2 б, если 3 и более – ставим 1 балл. Отметьте на полях в тетрадях или на листочках у себя. |
|
Демонстрация движения груза с динамометром 7 слайд
|
Из курса 7 класса вы знакомы с термином механическая работа.
|
|
Анимация 2
|
– Создадим аналогичную ситуацию с электричеством ? Т.е. если в механике существует механическая работа, то в электричестве …? (Сущ-ет работа тока) – И эту работу совершает…. (ЭП) К какому выводу из сказанного мы можем прийти? |
|
Определение |
Работу сил электрического поля, создающего электрический ток, называют работой тока. В процессе такой работы энергия электрического поля превращается в другой вид энергии – КАКУЮ? (механическую, внутреннюю и др.) ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ РАБОТА ТОКА? (от силы тока, т. е. электрического заряда, протекающего по цепи в 1 с) – в этом вы убедились на предыдущих уроках и при выполнении Л/Р. |
|
Исследование 8 слайд Разделившись на 2 группы , ученики замыкают собранные цепи.
Сравнитьпоказания амперметра на рис. 63 и 64
Анимация 3 (Демонстрация лампы) |
А теперь, ребята, у каждого из вас н парте имеется листочки с надписью «Исследование». На оборотной стороне написано слово. (На листочках написаны Диэлектрики:дистиллированная вода, стекла, пластмассы, бензол, масла, слюда, фарфор, воздух, резина, смолы различные, дерево; Проводники: растворы солей, растворы кислот, серебро, медь, алюминий, золото, вода, графит, медь, ) На 2 партах надписи ДИЭЛЕКТРИК и ПРОВОДНИК. На слайде прописано группа диэлектриков и проводников. Каждый находит свой слово в группе и идет к тому столу , где стоит карточка с этим названием. Ребята делятся т.о. на 2 группы и проводят исследование: замыкают собранную цепь.. - Ребята, посмотрите на показания амперметра. Озвучьте каждая группа.(Называет каждая группа). - если в цепи с осветительной лампой амперметр показывает меньшую силу тока , а через цепь с лампой от карманного фонаря проходит больший ток, то почему же яркость лампочек различна? (ответы ребят) - Идеализированный, частный случай, когда показания амперметров одинаковы. Значит, работа тока зависит не только от силы тока, но и от другой величины…. (которую называют электрическим напряжением или просто напряжением) |
|
3) Изучение нового материала: |
Так вот, сегодня мы узнаем, что такое напряжение, научимся его измерять, познакомимся с его основными характеристиками. |
|
Записать число и тему урока в тетради (На доске) 9 слайд |
Тема нашего урока: «Электрическое напряжение. Единицы напряжения» |
|
План на доске и 1 один на парту 10 слайд |
При знакомстве с новой величиной будем пользоваться уже известным нам планом. Ребята, найдите в учебнике определение, кто нашел - прочтите классу.(стр.91) |
|
Определение |
Электрическое напряжение – это физическая величина, характеризующая электрическое поле |
|
Определение |
Вывод: напряжение показывает, какую работу совершает эл. поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. |
|
Обозначение Прописываю на доске, одновременно со слайдом
|
- Обозначается напряжение U; - работа А; - заряд буквой q; |
|
|
Исходя из определения напряжения : зная работу тока на данном участке цепи и весь эл. заряд, прошедший по этому участку, мы можем составить уравнение, т. е. работу тока при перемещении единичного эл. заряда: |
Карточка с заданием. |
Формула для вычисления Анимация 4 |
U = A/q → A= Uq; q = A/U |
|
(Мини сообщение) Заранее дать одному ребенку
|
- Этот портрет вам знаком? (Да, Алессандро Вольта) Как вы думаете единица электрического напряжения как называется? (Вольт).Обозначение напряжения В. Обратимся к формуле напряжения и попробуем вывести единицу измерения. U = A/q; 1 В = 1Дж/Кл |
|
Единицы измерения Слайд 11 |
За единицу напряжения принимают , такое эл. напряжение на концах проводника , при котором работа по перемещению эл.заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж: 1 В = 1Дж/Кл - На следующем уроке вы познакомитесь с прибором для измерения напряжения – вольтметр. Подключается он в цепь параллельно, попробуете собрать цепь с использованием вольтметра. |
|
Слайд 12 Прибор для измерения Обозначение на схеме Правила подключения
|
- Как понять смысл напряжения? Электрический ток подобен течению воды в реках и водопадах, т.е. подобен течению воды с более высокого уровня на более низкий. Заряд q соответствует массе воды, а напряжение – разности уровней, напору воды в реке. |
|
Слайд 13
|
Работа, совершаемая падающей водой, зависит от её массы и высоты падения, следовательно, зависит от потенциальной энергии. Чем больше разность уровней воды, тем большую работу совершает вода. Работа силы тока зависит от электрического заряда и напряжения на этом проводнике. Чем больше напряжение на участке цепи, тем больше работа тока при той же величине заряда. В 10 классе мы будем работу электрического поля выражать через разность потенциальной энергии. Если в цепи нет напряжения, то в ней нет и электрического тока (как нет течения в озере или пруде при отсутствии разности уровней в рельефе). |
|
4) Домашнее задание: записано на доске заранее |
§39-40, пройти тестирование с использованием телефона по теме «Электрическое напряжение».
|
|
Творческий проект. Слайд 14 |
Класс работает над творческим проектом. Попробуем написать свою картину? Ее нужно будет пояснять с точки зрения электричества. |
Если не успеваю, тогда Домашняя работа |
Рефлексия (на рисунок лампочки прикрепляют зеленые и красные кружочки при помощи магнитиков). (1 мин) На доске прикреплен ватман, на котором нарисована лампочка. Перед уходом. |
|
|
ПЛАН (на доске)
Мини – сообщение
ВОЛЬТА Алессандро - итальянский естествоиспытатель, физик, химик и физиолог. Его важнейшим вкладом в науку явилось изобретение источника постоянного тока, сыгравшее определяющую роль в дальнейших исследованиях электрических и магнитных явлений.
Индивидуальная карточка на сильных учащихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.