Электроэнергетика
Оценка 4.8

Электроэнергетика

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
9 кл
18.11.2018
Электроэнергетика
Публикация является частью публикации:
Технологическая карта урока.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  Фамилия, имя, отчество учителя: Корогодина Ольга Ивановна Место работы: МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»  Верховского района Орловской области Базовый учебник: учебник «География России. Хозяйство и географические  районы» (авт. А.И.Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В.Ким). Класс: 9 Тема: Электроэнергетика Цели урока: образовательные: ­определить роль элетроэнергетики в хозяйстве страны, жизни отдельного  человека; ­дать общую характеристику электроэнергетики России; ­ определить проблемы электроэнергетики страны; развивающие: ­ развивать речь, познавательные интересы; ­ развивать умение подбирать аргументы; ­ развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; ­ развивать интерес к групповой деятельности на уроке; ­ развивать коммуникативные умения; воспитательные:  ­способствовать воспитанию энергобережливости, пониманию важности  рационального природопользования. Ход урока Предмет ­ география Класс  ­ 9 Тема урока ­ Электроэнергетика Планируемые образовательные результаты Предметные В конце урока учащиеся  смогут: ­ назвать значение  электроэнергетики в  экономике страны, жизни  отдельного человека; ­ дать характеристику  Метапредметные В процессе урока учащиеся  смогут: ­ извлекать информацию; ­ делать отбор источников  информации для  поиска нового знания; ­ перерабатывать  Личностные ­осознание важности  энергосбережения и  рационального  природопользования; информацию; ­ преобразовывать  информацию из одной формы  в другую; ­ организовывать свою  деятельность; ­ осуществлять самооценку  своей деятельности; основных типов  электростанций, указать их  основные черты,  достоинства и недостатки; ­ объяснить размещение  разных типов  электростанций по  территории страны;  ­ показать на карте  крупнейшие  электростанции страны; ­ объяснить значение  понятий «Единая  энергетическая система  (ЕЭС) страны»,  «государственные районные  электростанции (ГРЭС)»; Словарь урока: Единая энергетическая система (ЕЭС) страны, государственные районные  электростанции (ГРЭС) Ресурсы урока: учебник «География России. Хозяйство и географические районы» (авт.  А.И.Алексеев), атлас по географии для 9 класса, мультипроектор, презентация «Интересные  факты о электроэнергетике, рабочие листы Тип урока: урок открытия нового знания Этапы урока. Время. 1. Орг. момент 2. Мотивация  Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Называют тему урока ­  «Электроэнергетика» Приветствует учеников, благодарит  за готовность. 1.   Подводит   к   определению   темы урока: Предлагает прослушать текст и  назвать причину случившегося:  «14 августа 2013 года в крупнейших  городах США и Канады на Восточном  побережье полностью было прекращено  движение общественного транспорта,  остановилось метро. В поездах подземки в тоннелях оказались заперты тысячи  людей. В Манхэттене многие люди  оказались заперты в темных кабинах  скоростных лифтов в офисных зданиях.  Сотни тысяч людей вышли на улицы,  спасаясь от жары в душных офисах, так  как не работали кондиционеры. Было  прекращено телерадиовещание, работа  аэропортов, остановились торги на Нью­ йоркской фондовой бирже. Прекратили  работу предприятия многих крупных американских корпораций. После  наступления темноты в ряде районов  начались грабежи» (по материалам  Интернет­ сайтов). Верно, мы изучаем вторую  составляющую ТЭК ­  электроэнергетику. 2. Создает для учеников проблемную  ситуацию: Жизнь людей порой в буквальном  смысле зависит от электроэнергетики.  Как себя обезопасить? Можно ли  электрическую энергию «хранить»,  «запасать впрок»? Задает вопросы, в процессе ответов  корректирует их, исправляет ошибки: Что вы знаете об электроэнергетике?  Какую народнохозяйственную функцию  выполняет электроэнергетика? Как получают электроэнергию7 Какие источники электрической энергии вы знаете? Как электрическая энергия передаётся  потребителю? Что нам нужно узнать?  Где добыть знания? 1.   Подводит   учащихся   к   осознанию целей и задач. 2.   Помогает,   советует   спланировать деятельность:  Подводит   к   мысли,   что   оптимальный вариант ­ работа в парах.   3 этап.  Актуализация  знаний 4 этап. Целеполагание и планирование   Осознают   дефицит 2. знаний. Отвечают на вопросы  учителя: определяют, что  знают об электроэнергетике,  каких знаний не хватает, где  и как их добыть.         больше   как   где   какие   строят получают ­   какие   электростанции всего нашей 1.   Формулируют   цели   и задачи   урока:   узнать,   что собой представляет электроэнергетика России:  ­ электроэнергию в России?  ­ электростанции и почему?   дают электроэнергии стране? ­   какие   проблемы   есть   у российской электроэнергетики  и как  их можно решить? 2.   Совместно   определяют план действий. План: 1.Охарактеризовать   отрасли электроэнергетики в парах. 5 этап.  «Открытие»  нового знания (изучение новой  темы) 2. Сравнить отрасли  электроэнергетики. 3. Сделать вывод. 1 этап. Работая в группах,  готовят сообщения с  опорой на вопросы  Приложение 1). 1 группа: «Тепловая  электроэнергетика России» 2 группа: «Атомная  электроэнергетика России»  3 группа: «Гидроэнергетика  России»  4 группа: «Альтернативные  источники энергии в России» 2 этап. Выступают с  сообщениями.  Проводят  самооценку работы  группы. 3 этап. Закрепляют новые  знания (приём «Линии  сравнения ­ Приложение):  предлагают линии сравнения, затем коллективно  заполняют таблицу на  рабочих листах.       над пара   особенности   атомной 1. Дает задания парам: Первая работает особенностями теплоэнергетики. Вторая   пара   изучает   особенности гидроэнергетики. Третья   ­ энергетики. Четвёртая   ­   альтернативные   источники энергии. 2.   Демонстрирует   алгоритм   работы для групп: 1.Прочитайте текст параграфа 8 (для 4­ ой   группы   учитель   предоставляет отдельные материалы ­ Приложение 2). 2.Проанализируйте рис. 26, таблицу 2 в учебнике (с. 54­55). 4.Отберите материал, необходимый для вашего сообщения. 5. Если необходимо, используйте другие источники информации. 6.Ответьте на вопросы. Ваше сообщение готово. 2. Корректирует работу групп,  отвечает на возникающие вопросы. 3. Вместе с учениками выслушивает  ответы групп, корректирует их,  исправляет неточности, дополняет  интересными фактами (по атомной  энергетике ­ Приложение 3; по  альтернативным источникам ­  презентация «Интересное об  электроэнергетике» ­ Презентация). 4. После каждого выступления  организует рефлексию. 5. Предлагает для закрепления  заполнить сводную таблицу (приём  «Линии сравнения» ­ Приложение 4): 6 этап.  Включение  нового знания в  систему знаний  (закрепление) Предлагает задание: подобрать  аргументы к тезису «Электроэнергетика ­ одна из отраслей «авангардной  тройки». Выполняют задание  учителя в парах: 1. Подбирают аргументы,  подтверждающие тезис  «Электроэнергетика ­ одна из отраслей «авангардной  тройки».  2. Группы поочередно  называют свои аргументы. Отвечают на вопросы: Какова   тема   сегодняшнего урока?     Какова цель урока? Что ты сегодня узнал? Что было для тебя важно? Где   можно   применить знания,   полученные   на уроке?      Что   для   тебя   было   легко (трудно)? Доволен   ли   ты   своей работой? Что   тебе   дала   работа   в группе? За что ты благодарен своему партнёру? Записывают домашнее  задание. 7 этап.  Рефлексия и  оценивание   Предлагает   вопросы   для 1. рефлексии. 2.Выставляет   и   комментирует отметки. 9 этап.  Домашнее  задание Предлагает и комментирует  домашнее задание: ­ инвариантная часть: параграф 9;  обозначить на контурной карте  электростанции, упомянутые в  параграфе; используя различные источники,  подобрать материал для пополнения  копилки интересных фактов об  электроэнергетике; ­ вариативная часть: 1. предложить способы экономии  электроэнергии со стороны государства; 2. предложить способы экономии  электроэнергии со стороны каждого  человека. Приложение 1 Вопросы для группы «Тепловая энергетика» 1. Какую долю электроэнергии вырабатывают в России ТЭС? 2. Какие виды топлива используют ТЭС? 3. Каковы достоинства ТЭС? 4. Каковы недостатки ТЭС? 5. Что такое ГРЭС, ТЭЦ? 6. Назовите крупные ТЭС России? 7. Есть на территории Орловской области крупная ТЭС? 8. Где размещают ТЭС в нашей стране? 9. Почему и в мире, и в России большая часть электроэнергии производится на ТЭС? 10. Что такое Единая энергетическая система (ЕЭС) страны?  Вопросы для группы «Гидроэнергетика» 1. Какую долю электроэнергии вырабатывают в России ГЭС? 2. Каковы достоинства ГЭС? 3. Каковы недостатки ГЭС? 4. Назовите крупные ГЭС России? 5. Есть на территории Орловской области крупная ГЭС? 6. На всякой ли реке можно построить ГЭС? 7. Почему самые мощные ГЭС России построены на Енисее и Ангаре? 8. Что такое Единая энергетическая система (ЕЭС) страны?  Вопросы для группы «Атомная энергетика» 1. Какую долю электроэнергии вырабатывают в России АЭС? 2. Какие виды топлива используют АЭС? 3. Каковы достоинства АЭС? 4. Каковы недостатки АЭС? 5. Назовите крупные АЭС России? 6. Есть на территории Орловской области крупная АЭС? 7. Почему в нашей стране одни АЭС расположены в густонаселённых районах ­  Ленинградская, Курская, Нововоронежская­, а другие наоборот в отдалённых и  малозаселённых, например Билибинская в Чукотском АО? 8. Что такое Единая энергетическая система (ЕЭС) страны?  Вопросы для группы «Альтернативные источники электроэнергии» 1. Какую долю электроэнергии дают в России альтернативные источники? 2. Какие альтернативные источники энергии используются в России? 3. Назовите их достоинства и недостатки? 4. Где в России действуют ветроэнергетические установки? Где их можно создавать в  перспективе? 5. Где в России действуют ПЭС? Где их можно создавать в перспективе? 6. Где в России действуют ПЭС? Где их можно создавать в перспективе? 7. Производится ли на территории Орловской области электроэнергия с  использованием альтернативных источников? 8. Что такое Единая энергетическая система (ЕЭС) страны?  Приложение 2 Гелиоэнергетика. У человечества есть практически неиссякаемый источник энергии ­ это Солнце. Солнце поставляет Земле колоссальную мощность — примерно 1017 ватт, это более чем в 100 тысяч раз превышает сегодняшний уровень потребления электроэнергии. За двадцать дней Земля получает в виде солнечного излучения столько же энергии, сколько хранится   во   всех   запасах   ископаемого   топлива   на   планете.   Солнце   –   источник   всех её       на улавливание остальных   видов   энергии   на   планете.   Так   как   абсолютно   чистой   атмосферы   нет,   до поверхности   Земли   доходит   лишь   50%   энергии.   Даже   это   количество   грандиозно   и превышает все другие виды энергии. Всю солнечную энергию использовать нельзя – часть её переходит в тело морей и океанов, часть обеспечивает круговорот воды в природе, часть идет на фотосинтез. Кроме того, 30% отражается поверхностью Земли и возвращается в космос. Солнечные электростанции (СЭС) не загрязняют атмосферу; солнечные киловатты бесплатны.   Проблема   связана   с   циклическим   характером   поступления.   Под   солнечные батареи  используется  большая площадь  Земли.  Кроме того, КПД  солнечных установок пока очень низок (около 10%), плотность солнечной    энергии низкая, требуются большие средства хранение. Ветроэнергетика.  Попытки использовать силу ветра своими корнями уходят в далекие времена. Силу ветра можно реально считать базой развития будущей энергетики, так как используется даровая энергия. Получение электроэнергии с помощью ветра ­ экологически чистый источник и не влияет на тепловой баланс атмосферы. Но следует отметить низкую интенсивность   ветровых   установок,   поэтому   они   занимают   большие   площади.   Работа ветровых   установок   неблагоприятно   влияет   на   работу   телевизионной   сети,   является источником шума. Если наступает затишье, ветровая энергия становится равной нулю.                                                                                                                                                     При ливные   электростанции.  Энергия   морских   приливов   огромна.   Однако   практическое использование   затруднено,   поэтому   моря   и   океаны   могут   удовлетворить   только   1% мировой.   Однако   в   море   они   занимают   очень   большие   пространства   и   опасны   для судоходства.                        Геотермальная энергетика. Геотермальная энергия – это теплота, которая генерируется внутри Земли в источники огромной силы (внутренняя энергия Земли). Это практически неиссякаемый  и полностью независимый от условий  окружающей среды,  времени года, суток источник энергии.  и   Приложение 3 В   мире   существует   около   420   атомных   реакторов.   У   нас   в   стране   14%   всей   энергии вырабатывается АЭС. Первая в мире АЭС была пущена в 1954 году в СССР в Обнинске.  Приложение 4 Сводная таблица «Типы электростанций» ТЭС ГЭС Линии сравнения АЭС Альтернативные источники энергии

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Электроэнергетика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018