Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн

  • docx
  • 01.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн.docx

 

Раздел долгосрочного плана:

9.3В Колебания и волны

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 9 класс

 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Электромагнитные волны

Шкала электромагнитных волн

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

9.4.4.2 - сравнивать свойства электромагнитных и механических волн;

9.4.4.3 - описывать и приводить примеры применения диапазонов электромагнитных волн;

9.5.4.4 - характеризовать дисперсию света при прохождении света через стеклянную призму

Цели урока

Учащиеся смогут:

§  характеризовать волновое движение на примере продольных и поперечных волн

§  описывать электромагнитные волны;

§  приводить примеры применения электромагнитных волн в различных диапазонах

§  показать роль различных видов  излучений в жизни человека, влияние  различных видов  излучений на человека;

 

Критерии оценивания

Учащийся

§  описывает электромагнитные волны;

§  сравнивает свойства электромагнитных и механических волн;

§  приводит примеры применения электромагнитных волн в различных диапазонах;

§  использует правильную физическую терминологию при обсуждении роли различных видов  излучений в жизни человека.

 

Языковые цели

Специальная предметная лексика и терминология:

Электромагнитная волна – electromagnetic waves

Радиоволны – radio waves

Инфракрасное излучение – infrared radiation

Видимый свет – visible light

Ультрафиолетовое излучение – ultraviolet radiation

Рентгеновское излучение – x-ray

Гамма излучение – gamma radiation

 

Полезное (-ые) устойчивое (-ые) выражение (-я)

для диалогов/письма

Наибольшая проникающая способность у ... излучения.
Для связи с космическими аппаратами используют
....
Человеческий глаз воспринимает
... излучение.
Для сушки овощей и фруктов использую
т ...  излучение.

Межпредметные

связи

биология,  экология, химия

Навыки

использования ИКТ

Развитие учащимися навыков самостоятельной работы, связанной с поиском информации с Интернета, ее отбором, созданием презентации (Power Point)

 

Предварительные

знания

Учащиеся также должны вспомнить  понятия «колебание», «волновое движение», «поперечная волна»

План

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

0-2 мин

 

 

 

 

2- 10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-20  мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20- 25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 - 30 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30-35 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35-38 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38-39 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39-41 мин

 

 

 

 

 

 

41-43 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43-44 мин

 

 

 

44-45 мин

(W) Организационный этап.

а) психологический настрой учащихся на урок,

b) отметка отсутствующих;

c) сообщение темы и цели урока;

 

(W) Изучение нового материала.  

«Путешествие по шкале электромагнитных волн» - изучение новой темы по презентации на интерактивной доске.

План для изучения излучения:

1. Название диапазона

2. Частота

3. Источник

4. Свойства

5. Применение

6. Действие на человека.

 

Продемонстрировать каждый элемент электромагнитной шкалы и сформулировать свойства  каждого вида излучения и применение. Дать понятие о проникающих свойствах волн в соответствии с  длинами волн.

 

Рассмотреть шкалу электромагнитных волн, которая разделена на диапазоны по частоте, и по способу излучения.

низкочастотные (от 3-10 3 до 3-103 Гц) генерируются электрическими генераторами;

радиоволны (от 3-104 до 3-1012 Гц) генерируются вибраторами Герца, антеннами;

инфракрасные лучи (от 3-1011 до 4-1014 Гц) генерируются нагретыми телами;

световые волны (от 4-1014 до 8-1014 Гц) генерируются телами, нагретыми до сравнительно высокой температуры, в частности, это лампы накаливания;

ультрафиолетовые лучи (от 8-1014 до 3-1016 Гц) генерируются телами, нагретыми до высокой температуры - до 3000 °С  и выше; это, прежде всего, Солнце; на Земле - дуговой разряд;

рентгеновское излучение (от 3,7-1015 до 3-1020 Гц) генерируется при торможении заряженных частиц в электрических полях;

гамма-излучение (от 3- 1019 Гц и более) генерируется при распаде атомов.

Все диапазоны шкалы электромагнитных излучений имеют общие свойства и различия:

            Общие свойства

 

                  РазличияРазличия

физическая природа всех излучений одинакова

возникают при ускоренном движении электрических зарядов

всем ЭМВ присущи свойства: отражение, преломление, поглощение и п.т..

распространяются в вакууме со скоростью

300 000 км/с

 

с увеличением частоты происходит:

-уменьшение длины волны

олее слабое поглощение веществом

величение проникающей способности

силение вредного влияния на живые организмы

 

 

Примечание: Строгих границ между отдельными диапазонами электромагнитных волн нет. Границы между отдельными областями шкалы излучений весьма условны. Названия областей сложились исторически, они лишь служат удобным средством классификации источников излучений.

Например, излучение с длиной волны в 100 мкм может быть отнесено к радиоволнам или к инфракрасным волнам. Исключение - видимый свет. Излучения различной длины волны отличаются друг от друга по способу их получения (излучение антенны, тепловое излучение и др.) и методам регистрации. Излучения различной длины волны очень сильно отличаются друг от друга по поглощению их веществом. Коротковолновые излучения (рентгеновское и особенно γ-лучи) поглощаются слабо.

 

(G) Работа с учебником, Интернет-ресурсами.

Учащимся предложить объединиться на 6 групп.                   Каждая группа получает задание и представляет свой вид излучения, сопровождая своё выступление презентацией.

Учащимся можно предложить подготовить краткое сообщение о применении:

 

1) радиоволн (радиосвязь, тевизионная связь, электрические приборы, пульты дистанционного управления для телевизоров и охранной сигнализации);

2) инфракрасного излучения (ультрафиолетовое сканирование и т.п.);

3) видимого света (дисперсия видимого света);

4) ультрафиолетового излучения (сканирование и т.п.);

5) рентгеновского излучения (радиологические, инженерные приложения);

6) гамма-излучения (медицинское использование, особенно в лечении рака)

Таблица для оценивания (оценивание по 3-х балльной системе)

Вид излучения

Доступность содержания

Полнота изложения вопроса

Оценка         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(W) Обсудить вопросы с учащимися:

·         безопасности в отношении использования микроволн и рентгеновских лучей;

·         о возможных опасностях при позволении маленькому ребенку пользоваться мобильным телефоном;

·         безопасности ультрафиолетового излучения с описанием вреда от воздействия Солнца;

·         рентген-аппаратов в аэропортах для осмотра багажа для обеспечения безопасности пассажиров.

 

sВместе с учащимися составьте инструкцию по защите от электромагнитного излучения.

Например:

ü          Соблюдайте  элементарные правила работы с компьютером, делайте регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения, занимайтесь спортом;

ü          Соблюдайте технику безопасности при пользовании приборами, излучающими ИК – лучи;

ü          Соблюдайте осторожность при приёме ультрафиолетовых ванн; защищайте свои глаза от ультрафиолетового света.

ü          Выдерживайте сроки прохождения флюорографии.

 

В ходе изучения темы учащиеся заполняют следующую таблицу: "Шкала электромагнитных излучений".

 

Название  излучения

Частота

Длина волны

Источник

Применение

 

 

 

 

 

 

Учащимся предложить готовую таблицу и составить Mind-map карту (ментальную карту) «Электромагнитное волны» (изобразить ЭМВ в виде дерева, используя готовую таблицу- см. Приложение 2)

 

корни – ускоренно движущийся заряд;

ствол – ЭМВ

ветви – диапазоны

листья – применения

 

Взаимопроверка и взаимооценивание.

 

 

(W)Вопросы  к учащимся в ходе изучения нового материала:

Первый уровень

1. Что понимают под электромагнитными волнами?

2. Что является источником электромагнитных волн?

3. ЭМВ – продольные или поперечные? Почему?

4. В чем отличие механических волн от ЭМВ?

5. Какие явления свидетельствуют о том, что свет представляет собой электромагнитные волны?

6. Почему призма превращает белый свет в радугу,

7. Как можно обнаружить инфракрасные лучи? ультрафиолетовые лучи? рентгеновские лучи?

8. Какое свойство инфракрасных лучей используется на практике?

9. Какие свойства рентгеновских лучей позволяют применять их в медицине?

10. Как изменяются свойства электромагнитного излучения соответственно к увеличению его частоты?

11. Почему зимой облачные дни теплее солнечных?

12. Почему в горах рекомендуется использовать солнечные очки?

13. Почему баллоны некоторых ламп, используемых в медицине, делают из кварцевого стекла?

14. Почему в ясный летний день жарко бывает не в полдень, а чуть позже?

 

Второй уровень

1. Какие вы знаете методы возбуждения электромагнитных волн и способы их регистрации?

2. Что общего между всеми видами электромагнитных излучений? В чем отличие?           

3. Как избежать негативного влияния некоторых видов электромагнитного излучения на здоровье человека?

 

 (W) Устное решение качественных задач.

Учащимся предлагаются следующие качественные задачи:

1)      Для чего врачи-рентгенологи пользуются при работе перчатками, фартуками и очками, в которые введены соли свинца?

(Свинец и соли свинца поглощают рентгеновские лучи)

1)      При рентгенодиагностике желудочно-кишечного тракта больному дают «бариеву кашу». Для чего это делается?

(Сернокислая соль бария поглощает рентгеновское излучение и делает видимыми мягкие ткани тела (желудок, кишечник) человека).

 

(I,f) Заполните пропуски в предложении
      a)Наибольшая проникающая способность у __________________________________________излучения.
      b)Для связи с космическими аппаратами используют _________________________________________________ .
      c)Человеческий глаз воспринимает
 _________________________________________излучение.
      d)Для сушки овощей и фруктов используют_____________________________ излучение.

 

Правильные ответы:

а) Гамма          b) Радиоволны      

с) Видимое излучение     d) Инфракрасное излучение

 

(I,f) Тест.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Б

А

В

В

В

А

В

Б

 

(W) Подведение итогов урока. Что мы узнали на уроке?

• Шкала электромагнитных волн - непрерывная последовательность частот и длин волн электромагнитных излучений, представляют собой переменное электромагнитное поле, которое распространяется в пространстве.

• Общая закономерность шкалы электромагнитных волн: по мере перехода от более длинных волн (малых частот) до более коротких (больших частотам) волновые свойства электромагнитного излучения проявляются слабее, а квантовые свойства проявляются сильнее.

Рефлексия

«Незаконченное предложение»

Сегодня я  понял … потому что…

(W) Домашнее задание. Описать один день из своей жизни, называя все им встретившиеся электромагнитные волны, используя правильную физическую терминологию. Учащиеся могут составить карту источников электромагнитных волн в различных диапазонах у себя дома или в школьном кабинете.

 

интерактивная доска

 

 

 

 

 

 

 

использовать PPТ презентацию, чтобы показать диапазоны электромагнитного спектра в порядке  длин волн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисперсия и спектр света

https://www.youtube.com/watch?v=4E1AxUMUz-g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет, ноутбуки

 

 

 

 

 

 

Презентация по теме на английском языке:

http://physicslocker.com/physicslocker/igcse/pp/KS4%20Boardworks%20PowerPoints/gcse%20physics/10.%20Electromagnetic%20Waves%20v2.1.ppt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 (качественные задачи)

 

Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике

 

 

PPТ презентация к уроку

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PPТ презентация к уроку

 

Дополнительная информация

Дифференциация - как Вы планируете оказать  дополнительную поддержку? Какие задания Вы планируете дать более способным учащимся?

Оценка - как Вы планируете проверить знания учащихся?

Межучебные связи
Проверка соблюдения правил охраны здоровья и безопасности
ИКТ связи
Связи значений

Все учащиеся будут: знать основные понятия по теме «Электромагнитные волны»

Большинство учащихся будут: отвечать на вопросы правильно, выполнять задания

Некоторые учащиеся смогут объяснить явления, свойства излучений, изученные на уроке

Наблюдение, формативное оценивание

Работа в парах и группах и обсуждение их работы с другими учащимися и учителем  развивают уважение к мнению окружающих способность общаться надлежащим образом со сверстниками и со взрослыми.

Обсуждение с учащимися вопросов безопасности излучении, составление инструкции по защите от электромагнитного излучения будет способствовать безопасности учащихся.

Рефлексия

 

Реалистичны ли задачи урока/учебные задачи? Что Вы выучили сегодня? Какова была учебная атмосфера? Удачна ли подготовленная мной учебная дифференциация? Соблюдал ли я время? Какие изменения я внес в план и почему?

Место, оставленное ниже, используйте для комментариев по проведенному уроку. Ответьте на наиболее важные вопросы по уроку, приведенные в графе слева. 

 

Итоговая оценка

Какие два момента наиболее успешны (рассмотрите преподавание и обучение)?

1: Обратная связь по окончанию выступлений.

2: Презентации групп.

Какие два момента улучшили урок (рассмотрите преподавание и обучение)?

1: Систематизация всего теоретического материала в виде  ментальной карты.

2: Смена деятельности учащихся.

Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?

W = работа с классом                                          G = парная или групповая работа

I = индивидуальная работа                                  f = формативное оценивание

s = инструкция по технике безопасности


 

Скачано с www.znanio.ru