Раздел долгосрочного плана: 9.3В Колебания и волны |
Школа: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 9 класс
|
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: |
Электромагнитные волны Шкала электромагнитных волн |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
9.4.4.2 - сравнивать свойства электромагнитных и механических волн; 9.4.4.3 - описывать и приводить примеры применения диапазонов электромагнитных волн; 9.5.4.4 - характеризовать дисперсию света при прохождении света через стеклянную призму |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
Учащиеся смогут: § характеризовать волновое движение на примере продольных и поперечных волн § описывать электромагнитные волны; § приводить примеры применения электромагнитных волн в различных диапазонах § показать роль различных видов излучений в жизни человека, влияние различных видов излучений на человека;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Учащийся § описывает электромагнитные волны; § сравнивает свойства электромагнитных и механических волн; § приводит примеры применения электромагнитных волн в различных диапазонах; § использует правильную физическую терминологию при обсуждении роли различных видов излучений в жизни человека.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
Специальная предметная лексика и терминология: Электромагнитная волна – electromagnetic waves Радиоволны – radio waves Инфракрасное излучение – infrared radiation Видимый свет – visible light Ультрафиолетовое излучение – ultraviolet radiation Рентгеновское излучение – x-ray Гамма излучение – gamma radiation
Полезное (-ые) устойчивое (-ые) выражение (-я) для диалогов/письма Наибольшая
проникающая способность у ... излучения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
биология, экология, химия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Развитие учащимися навыков самостоятельной работы, связанной с поиском информации с Интернета, ее отбором, созданием презентации (Power Point)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Учащиеся также должны вспомнить понятия «колебание», «волновое движение», «поперечная волна» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Временное планирование |
Планируемые мероприятия |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0-2 мин
2- 10 мин
10-20 мин
20- 25 мин
25 - 30 мин
30-35 мин
35-38 мин
38-39 мин
39-41 мин
41-43 мин
43-44 мин
44-45 мин |
(W) Организационный этап. а) психологический настрой учащихся на урок, b) отметка отсутствующих; c) сообщение темы и цели урока;
(W) Изучение нового материала. «Путешествие по шкале электромагнитных волн» - изучение новой темы по презентации на интерактивной доске. План для изучения излучения: 1. Название диапазона 2. Частота 3. Источник 4. Свойства 5. Применение 6. Действие на человека.
Продемонстрировать каждый элемент электромагнитной шкалы и сформулировать свойства каждого вида излучения и применение. Дать понятие о проникающих свойствах волн в соответствии с длинами волн.
Рассмотреть шкалу электромагнитных волн, которая разделена на диапазоны по частоте, и по способу излучения. низкочастотные (от 3-10 3 до 3-103 Гц) генерируются электрическими генераторами; радиоволны (от 3-104 до 3-1012 Гц) генерируются вибраторами Герца, антеннами; инфракрасные лучи (от 3-1011 до 4-1014 Гц) генерируются нагретыми телами; световые волны (от 4-1014 до 8-1014 Гц) генерируются телами, нагретыми до сравнительно высокой температуры, в частности, это лампы накаливания; ультрафиолетовые лучи (от 8-1014 до 3-1016 Гц) генерируются телами, нагретыми до высокой температуры - до 3000 °С и выше; это, прежде всего, Солнце; на Земле - дуговой разряд; рентгеновское излучение (от 3,7-1015 до 3-1020 Гц) генерируется при торможении заряженных частиц в электрических полях; гамма-излучение (от 3- 1019 Гц и более) генерируется при распаде атомов. Все диапазоны шкалы электромагнитных излучений имеют общие свойства и различия:
Примечание: Строгих границ между отдельными диапазонами электромагнитных волн нет. Границы между отдельными областями шкалы излучений весьма условны. Названия областей сложились исторически, они лишь служат удобным средством классификации источников излучений. Например, излучение с длиной волны в 100 мкм может быть отнесено к радиоволнам или к инфракрасным волнам. Исключение - видимый свет. Излучения различной длины волны отличаются друг от друга по способу их получения (излучение антенны, тепловое излучение и др.) и методам регистрации. Излучения различной длины волны очень сильно отличаются друг от друга по поглощению их веществом. Коротковолновые излучения (рентгеновское и особенно γ-лучи) поглощаются слабо.
(G) Работа с учебником, Интернет-ресурсами. Учащимся предложить объединиться на 6 групп. Каждая группа получает задание и представляет свой вид излучения, сопровождая своё выступление презентацией. Учащимся можно предложить подготовить краткое сообщение о применении:
1) радиоволн (радиосвязь, тевизионная связь, электрические приборы, пульты дистанционного управления для телевизоров и охранной сигнализации); 2) инфракрасного излучения (ультрафиолетовое сканирование и т.п.); 3) видимого света (дисперсия видимого света); 4) ультрафиолетового излучения (сканирование и т.п.); 5) рентгеновского излучения (радиологические, инженерные приложения); 6) гамма-излучения (медицинское использование, особенно в лечении рака) Таблица для оценивания (оценивание по 3-х балльной системе)
(W) Обсудить вопросы с учащимися: · безопасности в отношении использования микроволн и рентгеновских лучей; · о возможных опасностях при позволении маленькому ребенку пользоваться мобильным телефоном; · безопасности ультрафиолетового излучения с описанием вреда от воздействия Солнца; · рентген-аппаратов в аэропортах для осмотра багажа для обеспечения безопасности пассажиров.
sВместе с учащимися составьте инструкцию по защите от электромагнитного излучения. Например: ü Соблюдайте элементарные правила работы с компьютером, делайте регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения, занимайтесь спортом; ü Соблюдайте технику безопасности при пользовании приборами, излучающими ИК – лучи; ü Соблюдайте осторожность при приёме ультрафиолетовых ванн; защищайте свои глаза от ультрафиолетового света. ü Выдерживайте сроки прохождения флюорографии.
В ходе изучения темы учащиеся заполняют следующую таблицу: "Шкала электромагнитных излучений".
корни – ускоренно движущийся заряд; ствол – ЭМВ ветви – диапазоны листья – применения
Взаимопроверка и взаимооценивание.
(W)Вопросы к учащимся в ходе изучения нового материала: Первый уровень 1. Что понимают под электромагнитными волнами? 2. Что является источником электромагнитных волн? 3. ЭМВ – продольные или поперечные? Почему? 4. В чем отличие механических волн от ЭМВ? 5. Какие явления свидетельствуют о том, что свет представляет собой электромагнитные волны? 6. Почему призма превращает белый свет в радугу, 7. Как можно обнаружить инфракрасные лучи? ультрафиолетовые лучи? рентгеновские лучи? 8. Какое свойство инфракрасных лучей используется на практике? 9. Какие свойства рентгеновских лучей позволяют применять их в медицине? 10. Как изменяются свойства электромагнитного излучения соответственно к увеличению его частоты? 11. Почему зимой облачные дни теплее солнечных? 12. Почему в горах рекомендуется использовать солнечные очки? 13. Почему баллоны некоторых ламп, используемых в медицине, делают из кварцевого стекла? 14. Почему в ясный летний день жарко бывает не в полдень, а чуть позже?
Второй уровень 1. Какие вы знаете методы возбуждения электромагнитных волн и способы их регистрации? 2. Что общего между всеми видами электромагнитных излучений? В чем отличие? 3. Как избежать негативного влияния некоторых видов электромагнитного излучения на здоровье человека?
(W) Устное решение качественных задач. Учащимся предлагаются следующие качественные задачи: 1) Для чего врачи-рентгенологи пользуются при работе перчатками, фартуками и очками, в которые введены соли свинца? (Свинец и соли свинца поглощают рентгеновские лучи) 1) При рентгенодиагностике желудочно-кишечного тракта больному дают «бариеву кашу». Для чего это делается? (Сернокислая соль бария поглощает рентгеновское излучение и делает видимыми мягкие ткани тела (желудок, кишечник) человека).
(I,f) Заполните
пропуски в предложении
Правильные ответы: а) Гамма b) Радиоволны с) Видимое излучение d) Инфракрасное излучение
(I,f) Тест. Ответы:
(W) Подведение итогов урока. Что мы узнали на уроке? • Шкала электромагнитных волн - непрерывная последовательность частот и длин волн электромагнитных излучений, представляют собой переменное электромагнитное поле, которое распространяется в пространстве. • Общая закономерность шкалы электромагнитных волн: по мере перехода от более длинных волн (малых частот) до более коротких (больших частотам) волновые свойства электромагнитного излучения проявляются слабее, а квантовые свойства проявляются сильнее. Рефлексия «Незаконченное предложение» Сегодня я понял … потому что… (W) Домашнее задание. Описать один день из своей жизни, называя все им встретившиеся электромагнитные волны, используя правильную физическую терминологию. Учащиеся могут составить карту источников электромагнитных волн в различных диапазонах у себя дома или в школьном кабинете. |
интерактивная доска
использовать PPТ презентацию, чтобы показать диапазоны электромагнитного спектра в порядке длин волн
Дисперсия и спектр света https://www.youtube.com/watch?v=4E1AxUMUz-g
Интернет, ноутбуки
Презентация по теме на английском языке: http://physicslocker.com/physicslocker/igcse/pp/KS4%20Boardworks%20PowerPoints/gcse%20physics/10.%20Electromagnetic%20Waves%20v2.1.ppt
Приложение 1
Приложение 2 (качественные задачи)
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике
PPТ презентация к уроку
Приложение 2
PPТ презентация к уроку
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная информация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация - как Вы планируете оказать дополнительную поддержку? Какие задания Вы планируете дать более способным учащимся? |
Оценка - как Вы планируете проверить знания учащихся? |
Межучебные связи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все учащиеся будут: знать основные понятия по теме «Электромагнитные волны» Большинство учащихся будут: отвечать на вопросы правильно, выполнять задания Некоторые учащиеся смогут объяснить явления, свойства излучений, изученные на уроке |
Наблюдение, формативное оценивание |
Работа в парах и группах и обсуждение их работы с другими учащимися и учителем развивают уважение к мнению окружающих способность общаться надлежащим образом со сверстниками и со взрослыми. Обсуждение с учащимися вопросов безопасности излучении, составление инструкции по защите от электромагнитного излучения будет способствовать безопасности учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия
Реалистичны ли задачи урока/учебные задачи? Что Вы выучили сегодня? Какова была учебная атмосфера? Удачна ли подготовленная мной учебная дифференциация? Соблюдал ли я время? Какие изменения я внес в план и почему? |
Место, оставленное ниже, используйте для комментариев по проведенному уроку. Ответьте на наиболее важные вопросы по уроку, приведенные в графе слева. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговая оценка Какие два момента наиболее успешны (рассмотрите преподавание и обучение)? 1: Обратная связь по окончанию выступлений. 2: Презентации групп. Какие два момента улучшили урок (рассмотрите преподавание и обучение)? 1: Систематизация всего теоретического материала в виде ментальной карты. 2: Смена деятельности учащихся. Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
W = работа с классом G = парная или групповая работа
I = индивидуальная работа f = формативное оценивание
s = инструкция по технике безопасности
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.