Электронное учебное пособие для учителей биологии
Оценка 5

Электронное учебное пособие для учителей биологии

Оценка 5
Руководства для учителя
pptx
биология
5 кл—11 кл
14.12.2022
Электронное учебное пособие для учителей биологии
Органайзер проектирования уроков биологии в соответствии с требованиями ФГОС
Арбузова Рубцова_Органайзер 2016 сертификаты.pptx

ОРГАНАЙЗЕР проектирования урока биологии с конструктором ситуационных задач в соответствии с

ОРГАНАЙЗЕР проектирования урока биологии с конструктором ситуационных задач в соответствии с

ОРГАНАЙЗЕР проектирования урока биологии с конструктором ситуационных задач в соответствии с ФГОС

ОмГПУ АРБУЗОВА Елена Николаевна ; магистрант 2-го курса направления педагогическое образование по профилю

ОмГПУ АРБУЗОВА Елена Николаевна ; магистрант 2-го курса направления педагогическое образование по профилю

д.п.н., доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии ОмГПУ
АРБУЗОВА Елена Николаевна;
магистрант 2-го курса направления педагогическое образование по профилю Биологическое образование ФЕНО ОмГПУ РУБЦОВА Анастасия Валерьевна

АВТОРЫ-CОСТАВИТЕЛИ:

Электронное учебное пособие для учителей биологии

Электронное учебное пособие для учителей биологии

Электронное учебное пособие для учителей биологии

Электронное учебное пособие для учителей биологии

Электронное учебное пособие для учителей биологии

Электронное учебное пособие для учителей биологии

Цель Научно-обоснованная систематизация и алгоритмизация деятельности студента-практиканта и/или учителя при подготовке урока биологии, соответствующего требованиям

Цель Научно-обоснованная систематизация и алгоритмизация деятельности студента-практиканта и/или учителя при подготовке урока биологии, соответствующего требованиям

Цель

Научно-обоснованная систематизация и алгоритмизация деятельности студента-практиканта и/или учителя при подготовке урока биологии, соответствующего требованиям ФГОС ООО.

Задачи 1 Проектирование уроков биологии, соответствующих требованиям

Задачи 1 Проектирование уроков биологии, соответствующих требованиям

Задачи

1 Проектирование уроков биологии, соответствующих требованиям ФГОС, с наименьшими временными затратами для учителя.
2. Предоставление учителю максимально необходимой и одновременно ёмкой научно-педагогической и методической информации по современному уроку биологии.
3. Подробное описание деятельности учителя и ученика, соответствующей концепции деятельностного подхода, описание способов оценивания образовательных результатов.

Задачи 4) Опора на планируемые новые образовательные результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Задачи 4) Опора на планируемые новые образовательные результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Задачи

4) Опора на планируемые новые образовательные результаты (личностные, предметные, метапредметные).
5) Приведение образца и эталонных примеров технологических карт уроков.
6) Предоставление новой типологии уроков с указанием их структуры.
7) Указание на соблюдение дидактических и методических требований к разработке урока биологии;
Проведение учителем анализа и самоанализа будущего и проведенного урока с позиции соответствия требованиям ФГОС ООО.

Типы уроков по ФГОС и их структура

Типы уроков по ФГОС и их структура

Типы уроков
по ФГОС
и их структура

Подготовка учителя к уроку

Планируемые образователь-ные результаты

Развитие УУД

Конструктор ситуационных задач

Оценивание и самооценива-ние

Системно-деятельност-ный подход

Требования к подготовке современного урока

Постановка целей урока

Примеры технологичес-ких карт

Анализ урока

ФГОС основной школы

Инструкция

Источники

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Инструкция Органайзер работает на основе гиперссылок ( текст синего цвета ), при однократном клике на них вы перейдете на тот раздел, название которого вы выбрали

Инструкция Органайзер работает на основе гиперссылок ( текст синего цвета ), при однократном клике на них вы перейдете на тот раздел, название которого вы выбрали

Инструкция

Органайзер работает на основе гиперссылок (текст синего цвета), при однократном клике на них вы перейдете на тот раздел, название которого вы выбрали. Гиперссылки работают только в режиме демонстрации слайдов.
Например: вас интересует раздел Типы уроков, Вы нажимаете на текст в фигуре . Вам откроется запрошенный раздел, состоящий из шести слайдов. На стартовый слайд-оглавление вы можете снова перейти нажав на слово вернуться в правом нижнем углу первого и последнего слайдов раздела (аналогичная гиперссылка есть на данном слайде).

вернуться

Типы уроков

В данном органайзере содержится 12 информационных разделов по методике обучения биологии

В данном органайзере содержится 12 информационных разделов по методике обучения биологии

В данном органайзере содержится 12 информационных разделов по методике обучения биологии. Если не пользоваться гиперссылками, они будут открываться в следующей последовательности:
ФГОС основной школы + ссылка на скачивание документа из Internet
Системно-деятельностный подход
Требования к подготовке современного урока
Типы уроков по ФГОС и их структура
Подготовка учителя к уроку
Постановка целей
Планируемые образовательные результаты
Развитие УУД
Конструктор ситуационных задач
Оценивание и самооценивание
Примеры технологических карт
Анализ урока




вернуться

Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Основы школьного стандарта

Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования

Закон об
образовании РФ
2012

Конвенция
о правах ребенка

Стратегия
воспитания РФ
2020

вернуться

ФГОС как социальная, норма, реализующая общественный договор

ФГОС как социальная, норма, реализующая общественный договор

ФГОС как социальная, норма, реализующая общественный договор

СЕМЬЯ
Личностная успешность
Профессиональная успешность
Социальная успешность

ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние

ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентноспособность

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Определяет:
Систему базовых национальных ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Базовые национальные ценности российского общества

Базовые национальные ценности российского общества

Базовые национальные ценности российского общества

Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество

Разработка содержания общего биологического образования

Разработка содержания общего биологического образования

Разработка содержания общего биологического образования


Проектируемое содержание






Реализуемое содержание

Уровень общего теоретического представления
Уровень учебного предмета

Уровень учебного материала

Уровень педагогической действительности
Уровень личности

стандарт

Примерная программа, рабочие программы по биологии

Учебник биологии, учебно-методическое сопровождение

Общеобразовательное
учреждение

Личность учащегося

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования

Утвержден приказом
Минобрнауки России
от 17 декабря 2010 г. №1897

Зарегистрирован
Минюстом России
№19644 от 01 февраля 2011 г.

ФГОС основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (« портрет выпускника основной школы »): любящий свой край и свое

ФГОС основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (« портрет выпускника основной школы »): любящий свой край и свое

ФГОС основного общего образования

ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и свое Отечество …
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни …
активно и заинтересованно познающий мир …
умеющий учиться …
социально активный, уважающий закон ..
уважающий других людей …
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни …
ориентирующийся в мире профессий …

Личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению …

Личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению …

устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению …
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия …
Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области …

ФГОС основного общего образования

Предметные результаты должны обеспечивать :

Предметные результаты должны обеспечивать :

Предметные результаты должны обеспечивать:
БИОЛОГИЯ

формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

ФГОС основного общего образования

ФГОС основного общего образования

ФГОС основного общего образования

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

ФГОС основного общего образования

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития образовательного учреждения

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития образовательного учреждения

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

является программой развития образовательного учреждения
Подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители – член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина.
Одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения содержания.
Содержательная и критериальная основа для разработки программ учебных предметов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
Устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Биология
Живые организмы, Человек и его здоровье, Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
….
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
……
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Основным объектом итоговой оценки подготовки выпускников выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов
Особенности оценки индивидуального проекта
1.3.4. Особенности оценки предметных результатов
1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Программа развития универсальных учебных действий … 2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Программа развития универсальных учебных действий … 2

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа развития универсальных учебных действий …
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов.
Биология:
Раздел «Живые организмы»;
Раздел «Человек и его здоровье»;
Раздел «Общие биологические закономерности».
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
2.4. Программа коррекционной работы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Примерный учебный план основного общего образования


Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Переход на новые образовательные стандарты

Переход на новые образовательные стандарты

Переход на новые образовательные стандарты ФГОС

Учебный год

классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2010/11

1

2011/12

2012/13

2

5

2013/14

3

10

2014/15

4

2015/16

2016/17

6

2017/18

7

2018/19

8

2019/20

9

2020/21

10

2021/22

11

- обязательное введение

- введение по мере готовности

вернуться

Практические задания ! Проанализируйте разные рабочие учебные программы по биологии

Практические задания ! Проанализируйте разные рабочие учебные программы по биологии

! Практические задания !

Проанализируйте разные рабочие учебные программы по биологии. Чем они отличаются?
Проанализируйте небольшие фрагменты учебников по биологии разных авторов и выявите основные элементы содержания образования (понятия, правила, факты, законы и т. п., предметные умения, интеллектуальные умения, умения учебного труда, требующиеся для работы с учебным материалом). Определите, в какой форме излагается учебный материал (характер текстов, вопросы, задачи, примеры, упражнения, иллюстрации, таблицы и пр.).

вернуться

Тестовые задания ! I. Соотнесите основные компоненты образовательного процесса и основные вопросы, на которые отвечает методическая наука: 1

Тестовые задания ! I. Соотнесите основные компоненты образовательного процесса и основные вопросы, на которые отвечает методическая наука: 1

! Тестовые задания !

I. Соотнесите основные компоненты образовательного процесса и основные вопросы, на которые отвечает методическая наука:
1. цель обучения а) Чему учить?
2. содержание обучения б) Как учить?
3. средства обучения в) Для чего учить?
4. методы и формы организации обучения г) С помощью чего учить?
II. Какой вид текста не используется в школьных учебниках биологии
А) описательный
Б) дополнительный
В) основной
Г) пояснительный 
III. Современным учебникам присущи следующие функции:
А) информационная
Б) трансформационная
В) систематизирующая
Г) функция закрепления и самоконтроля
Д) самообразования
Е) интегрирующая
Ж) координирующая
З) развивающе-воспитательная
И) все ответы верны

вернуться

Системно-деятельностный подход – основа

Системно-деятельностный подход – основа

Системно-деятельностный подход – основа ФГОС

Основная педагогическая задача – организовать условия, инициирующие деятельность учащихся.
Учащиеся должны не получать знания в готовом виде, а добывать их самостоятельно, при помощи и поддержке учителя. Методы обучения, соответствующие такому подходу называются деятельностными.

вернуться

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять: формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности…

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять: формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности…

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Сущность деятельностного метода такова: есть два способа построения систем: эмпирический (обобщение имеющегося опыта) теоретический (разработка на основе понятий)

Сущность деятельностного метода такова: есть два способа построения систем: эмпирический (обобщение имеющегося опыта) теоретический (разработка на основе понятий)

Сущность деятельностного метода такова: есть два способа построения систем:

эмпирический (обобщение имеющегося опыта)
теоретический (разработка на основе понятий).
Используя приобретенный опыт на занятиях, педагог с детьми устраняет (понятийный уровень) случайные выводы и интегрируют накопленный потенциал.

Идея использования деятельностных методов проста: в деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник и построить структуру занятия и дидактические условия его реализации, при…

Идея использования деятельностных методов проста: в деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник и построить структуру занятия и дидактические условия его реализации, при…


Идея использования деятельностных методов проста: в деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник и построить структуру занятия и дидактические условия его реализации, при которых обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению выявленных видов деятельности во всей полноте.

Принципы системно-деятельностного обучения 1)

Принципы системно-деятельностного обучения 1)

Принципы системно-деятельностного обучения

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы)…

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы)…

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,…

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,…

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022