Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное электронное приложение можно использовать на уроке «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий». Презентация содержит цели урока: ознакомиться с понятием проблема текста, категориями проблем и типами комментариев к ним. Задачи: 1. Научиться вычленять и формулировать основную проблему текста. 2. Развивать умение комментировать проблему.
Иконка файла материала Сочинение - рассуждение.pptx
«Сочинение – рассуждение как вид  творческого задания ЕГЭ.  Формулировка проблемы текста и ее  комментарий» Учитель русского языка и литературы МБОУ Алексеевской сош Пужалина Т.В.
«Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий» Цели урока: ознакомиться с понятием проблема  текста,  категориями проблем и  типами  комментариев к ним. Задачи: 1. Научиться вычленять и формулировать  основную проблему текста. 2. Развивать умение комментировать проблему.
.  1.Среди предложений 14­18 найдите предложение  с обособленным обстоятельством, выделите его. (14)«Берегите  матерей!»  ­  провозгласил  в  поэме  один  маститый  поэт.  (15)Хорошо  было  бы  добавить:  «Берегите матерей так, как они берегут нас!» (16)Этот  призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что  может  мать,  может  только  она.  (17)Сейчас  я  думаю,  что  мы  порой  чересчур  уж  бездумно  принимаем  жертвы  матерей  своих.  (18)Принимая  их,  мы  обязаны  задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее?  Не  отдаёт  ли  то,  без  чего  не  может  выжить  на  земле  человек?»
2. В предложениях 1­3 найдите слово, образованное  неморфологическим способом.   (1)Мамы  давно  уже  нет…  (2)  А  я  всё  ещё  мысленно  говорю:  «Прости  меня,  мама…».  (3)Она  рассказывала  близким, знакомым  и даже не очень близким, какой у  неё  сын:  очень  хотела,  чтобы  люди  ко  мне  хорошо  относились, уважали меня.
3. В предложениях 1­5 найдите притяжательное  местоимение. (1)Мамы  давно  уже  нет…  (2)  А  я  всё  ещё  мысленно  говорю:  «Прости  меня  мама…».  (3)Она  рассказывала  бли…ким, зн…комым и даже не очень близким какой у  неё  сын:  очень  хотела,  что(бы  )люди  ко  мне  хорошо  относились,уважали  меня.  (4)Я  и  в  самом  деле  старался  спасти  её  от  болезней,  от  житейских  (не)взгод,  торопился  выполнить  её  (не)частые  про… ьбы.  (5)А  слов  которыми  сейчас  до  того  переполнен  что они по…ступают к горлу, (не) выск…зал.
4. Среди предложений 1­5 найдите сложное предложение, в  состав которого входит односоставное определенно – личное  предложение. (1)Мамы  давно  уже  нет…  (2)  А  я  всё  ещё  мысленно  говорю:  «Прости  меня,  мама…».  (3)Она  рассказывала  близким, знакомым  и даже не очень близким, какой у  неё  сын:  очень  хотела,  чтобы  люди  ко  мне  хорошо  относились,  уважали  меня.  (4)Я  и  в  самом  деле  старался спасти её от болезней, от житейских невзгод,  торопился выполнить её нечастые просьбы. (5)А слов,  которыми  сейчас  до  того  переполнен,  что  они  подступают к горлу, не высказал.
5. В предложении 20­24 найдите формообразующую  частицу. (20)«В муках мы мать вспоминаем», ­ писал Н. А.  Некрасов. (21) И за спасением от детских недугов  тоже обращаемся к ней. (22)«Ничего страшного: я  с  тобой.  Всё  пройдёт…»  ­  шепчет  мама.  (23)И  болезнь  отступает,  потому  что  рядом  Она.  (24)  «Ах,  было!» навеки  так  если  б
6. Прочитайте фрагмент рецензии к тексту и вставьте   на места пропусков цифры, соответствующие  номерам терминов из списка. Чувство вины за невысказанность слов любви и  благодарности матери  звучат почти в каждом  предложении текста . Автор использует в  тексте___________(18) и ________(12),  __________(25,26) Риторический вопрос  Оксюморон Парцеляция  Градация Сравнительные обороты
План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту Сформулируйте проблему. Прокомментируйте проблему. Определите позицию автора исходного текста по данной проблеме. Выскажите собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором. Докажите свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце): первый аргумент - из русской или зарубежной литературной классики; второй аргумент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей. Итоговый вывод (заключение).
Формулировка проблемы Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной из главных, а не второстепенной; дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).
Проблема текста Проблема – это предмет обсуждения, то ради  чего автор создал свой текст философские  социальные  ПРОБЛЕМА политические  нравственные  экологические  Проблема текста
Определите тип проблемы Проблема 1.В чем опасность политики  национализма 2.Можно ли избежать социальной  несправедливости 3. В чем смысл человеческой  жизни 4.Нужно ли заботиться об  окружающих людях ? 5.Имеет ли право человек  вмешиваться в жизнь природы? Тип проблемы Д.Социальная Б.Политическая В. Нравственная В.Экологическая А.Философская
Сформулировать проблему можно  двумя  способами: Способы формулировки проблемы 1. В виде вопроса(проблема и есть вопрос, над  которым рассуждает автор исходного текста и  который требует решения 2.Сочетанием слова проблема с именем  существительным , употребленным в родительном  падеже: проблема(чего?) Задание Сформулируйте данные проблемы в виде вопроса
Проблема текста Проблема Проблема в  виде вопроса Формулировка  проблемы 1. Проблема жертвенной  материнской любви Чем жертвуют матери  ради своих детей? 2. Проблема нашего  отношения к матери Как мы относимся к  нашим матерям? Всегда ли мы  оцениваем  по достоинству  жертвенность  материнских поступков…  Всегда ли вовремя мы  осознаём значение  благородных материнских  поступков…
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы Типовые конструкции Проблема (какая?) Проблема (чего?) Сложная, важная, серьезная , глубокая, актуальная , злободневн ая, острая , нерешенна я. воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентнос ти, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д. Автор размышляет над проблемой… Автор текста затрагивает проблему… В центре внимания автора проблема… В тексте (имя и фамилия автора в род. падеже) поднимается проблема… Предложенный для анализа текст посвящен проблеме… (Имя и фамилия автора в им. падеже) предлагает своим читателям задуматься над проблемой… Как(зачем, почему и т.д)? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Словарная работа Любовь –  чувство глубокого  расположения,  самоотверженной и  искренней привязанности Жертвенность – готовность  на самопожертвование  Словарная работа
Комментарий проблемы Текстуальный комментарий Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… Не случайно писатель изображает(кого, что)… Поступок героя свидетельствует о том, что… Автор втор осуждает, одобряет поступки героя, героев… Концептуальный комментарий Проблема (чего?)- одна из актуальных проблем нашего времени… Данная социальная, нравственная и т.д. проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). Вопреки мнению большинству автор считает Автор обращает наше внимание на… Задание: Напишите комментарий по поводу выделенной проблемы
Задание Прокомментируйте основную проблему текста, используя введение цитат. Прокомментируйте основную проблему текста, используя косвенную речь.
Введение цитат в текст сочинения Способы оформления чужой речи Прямая речь Пример А: «П». А: «П!» А: «П?». В.Г. Белинский писал: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» «П»,-а. «П!»,-а.. «П?»,-а. «П,-а,-п» «П,-.а..П» « В муках мы мать вспоминаем,-писал Н.А. Некрасов,- и за спасением от детских недугов обращаемся тоже к ней» Косвенная речь Предложения с вводной конструкцией Цитата как часть предложения В.Г. Белинский однажды написал о том, что нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» По словам В.Г. Белинского, нет ничего святее матери. Не случайно Белинский считал, что «нет ничего на свете святее и бескорыстнее