Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русская литература +1
11 кл
10.01.2018
Данное электронное приложение можно использовать на уроке «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий». Презентация содержит цели урока: ознакомиться с понятием проблема текста, категориями проблем и типами комментариев к ним.
Задачи: 1. Научиться вычленять и формулировать основную проблему текста. 2. Развивать умение комментировать проблему.
Сочинение - рассуждение.pptx
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
«Сочинение – рассуждение как вид
творческого задания ЕГЭ.
Формулировка проблемы текста и ее
комментарий»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Алексеевской сош
Пужалина Т.В.
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
«Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее
комментарий»
Цели урока: ознакомиться с понятием проблема
текста, категориями проблем и типами
комментариев к ним.
Задачи:
1. Научиться вычленять и формулировать
основную проблему текста.
2. Развивать умение комментировать проблему.
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
.
1.Среди предложений 1418 найдите предложение
с обособленным обстоятельством, выделите его.
(14)«Берегите матерей!» провозгласил в поэме один
маститый поэт.
(15)Хорошо было бы добавить:
«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (16)Этот
призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что
может мать, может только она. (17)Сейчас я думаю,
что мы порой чересчур уж бездумно принимаем
жертвы матерей своих. (18)Принимая их, мы обязаны
задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее?
Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле
человек?»
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
2. В предложениях 13 найдите слово, образованное
неморфологическим способом.
(1)Мамы давно уже нет… (2) А я всё ещё мысленно
говорю: «Прости меня, мама…». (3)Она рассказывала
близким, знакомым и даже не очень близким, какой у
неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо
относились, уважали меня.
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
3. В предложениях 15 найдите притяжательное
местоимение.
(1)Мамы давно уже нет… (2) А я всё ещё мысленно
говорю: «Прости меня мама…». (3)Она рассказывала
бли…ким, зн…комым и даже не очень близким какой у
неё сын: очень хотела, что(бы )люди ко мне хорошо
относились,уважали меня. (4)Я и в самом деле
старался спасти её от болезней, от житейских
(не)взгод, торопился выполнить её (не)частые про…
ьбы. (5)А слов которыми сейчас до того переполнен
что они по…ступают к горлу, (не) выск…зал.
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
4. Среди предложений 15 найдите сложное предложение, в
состав которого входит односоставное определенно – личное
предложение.
(1)Мамы давно уже нет… (2) А я всё ещё мысленно
говорю: «Прости меня, мама…». (3)Она рассказывала
близким, знакомым и даже не очень близким, какой у
неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо
относились, уважали меня. (4)Я и в самом деле
старался спасти её от болезней, от житейских невзгод,
торопился выполнить её нечастые просьбы. (5)А слов,
которыми сейчас до того переполнен, что они
подступают к горлу, не высказал.
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
5. В предложении 2024 найдите формообразующую
частицу.
(20)«В муках мы мать вспоминаем», писал Н. А.
Некрасов. (21) И за спасением от детских недугов
тоже обращаемся к ней. (22)«Ничего страшного: я
с тобой. Всё пройдёт…» шепчет мама. (23)И
болезнь отступает, потому что рядом Она. (24)
«Ах,
было!»
навеки
так
если
б
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
6. Прочитайте фрагмент рецензии к тексту и вставьте
на места пропусков цифры, соответствующие
номерам терминов из списка.
Чувство вины за невысказанность слов любви и
благодарности матери звучат почти в каждом
предложении текста . Автор использует в
тексте___________(18) и ________(12),
__________(25,26)
Риторический вопрос
Оксюморон
Парцеляция
Градация
Сравнительные обороты
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
Сформулируйте проблему.
Прокомментируйте проблему.
Определите позицию автора исходного текста по
данной проблеме.
Выскажите собственное мнение, согласившись или не
согласившись с автором.
Докажите свою точку зрения, приведя не менее двух
аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):
первый аргумент - из русской или зарубежной
литературной классики;
второй аргумент - из собственного жизненного опыта
или жизненного опыта других людей.
Итоговый вывод (заключение).
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Формулировка проблемы
Проблема - вопрос, который интересует автора исходного
текста и вызывает его раздумья и размышления.
Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько
проблем. Какую из них выбрать для комментария и
положить в основу сочинения? Рекомендуется
сосредоточиться на проблеме, которая
находится в центре внимания автора, а не упоминается
вскользь, то есть является одной из главных, а не
второстепенной;
дает выпускнику большой простор для выражения
собственных мыслей, то есть соответствует его
жизненному и читательскому опыту (ученик твердо
знает, какие аргументы приведет в доказательство своей
точки зрения).
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Проблема текста
Проблема – это предмет обсуждения, то ради
чего автор создал свой текст
философские
социальные
ПРОБЛЕМА
политические
нравственные
экологические
Проблема текста
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Определите тип проблемы
Проблема
1.В чем опасность политики
национализма
2.Можно ли избежать социальной
несправедливости
3. В чем смысл человеческой
жизни
4.Нужно ли заботиться об
окружающих людях ?
5.Имеет ли право человек
вмешиваться в жизнь природы?
Тип проблемы
Д.Социальная
Б.Политическая
В. Нравственная
В.Экологическая
А.Философская
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы
1. В виде вопроса(проблема и есть вопрос, над
которым рассуждает автор исходного текста и
который требует решения
2.Сочетанием слова проблема с именем
существительным , употребленным в родительном
падеже: проблема(чего?)
Задание
Сформулируйте данные проблемы в виде вопроса
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Проблема текста
Проблема
Проблема в
виде вопроса
Формулировка
проблемы
1. Проблема жертвенной
материнской любви
Чем жертвуют матери
ради своих детей?
2. Проблема нашего
отношения к матери
Как мы относимся к
нашим матерям?
Всегда ли мы оцениваем
по достоинству
жертвенность
материнских поступков…
Всегда ли вовремя мы
осознаём значение
благородных материнских
поступков…
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Типовые конструкции (клише) для формулирования
проблемы
Типовые конструкции
Проблема
(какая?)
Проблема
(чего?)
Сложная,
важная,
серьезная ,
глубокая,
актуальная
,
злободневн
ая, острая ,
нерешенна
я.
воспитания,
образования,
патриотизма,
героизма,
благородства,
интеллигентнос
ти, смысла
жизни, отцов и
детей,
формирования
личности,
сохранения
родного языка,
влияния красоты
природы на
человека и т.д.
Автор размышляет над
проблемой…
Автор текста затрагивает
проблему…
В центре внимания автора
проблема…
В тексте (имя и фамилия автора
в род. падеже) поднимается
проблема…
Предложенный для анализа
текст посвящен проблеме…
(Имя и фамилия автора в им.
падеже) предлагает своим
читателям задуматься над
проблемой…
Как(зачем, почему и т.д)?
Именно эта проблема привлекла
внимание автора.
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Словарная работа
Любовь –
чувство глубокого
расположения,
самоотверженной и
искренней привязанности
Жертвенность – готовность
на самопожертвование
Словарная работа
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Комментарий проблемы
Текстуальный комментарий
Автор раскрывает проблему на
примере случая из жизни…
Не случайно писатель
изображает(кого, что)…
Поступок героя
свидетельствует о том, что…
Автор втор осуждает, одобряет
поступки героя, героев…
Концептуальный
комментарий
Проблема (чего?)- одна из
актуальных проблем нашего
времени…
Данная социальная,
нравственная и т.д. проблема
имеет многовековую историю.
Каждый из нас не раз
сталкивался с этой проблемой
(где, когда).
Вопреки мнению большинству
автор считает
Автор обращает наше
внимание на…
Задание:
Напишите комментарий по
поводу выделенной проблемы
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Задание
Прокомментируйте основную проблему
текста, используя введение цитат.
Прокомментируйте основную проблему
текста, используя косвенную речь.
Электронное приложение к уроку «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулировка проблемы текста и ее комментарий»
Введение цитат в текст сочинения
Способы
оформления
чужой речи
Прямая речь
Пример
А: «П». А: «П!» А: «П?».
В.Г. Белинский писал: «Нет ничего святее
и бескорыстнее любви матери»
«П»,-а. «П!»,-а.. «П?»,-а.
«П,-а,-п» «П,-.а..П»
« В муках мы мать вспоминаем,-писал Н.А.
Некрасов,- и за спасением от детских
недугов обращаемся тоже к ней»
Косвенная речь
Предложения с
вводной
конструкцией
Цитата как часть
предложения
В.Г. Белинский однажды написал о том,
что нет ничего святее и бескорыстнее
любви матери»
По словам В.Г. Белинского, нет ничего
святее матери.
Не случайно Белинский считал, что «нет
ничего на свете святее и бескорыстнее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.