Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса
Оценка 4.7

Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
русский язык
4 кл
10.03.2017
Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса
Приступая к теме «Категория рода» (4 класс), говорю ребятам: - Знаете ли вы, что есть такие языки, в которых, в отличие от наше¬го, только два рода или, наоборот, четыре, а в других, например, в анг¬лийском, все слова «никакого» рода. А задумывались ли вы над тем, ка¬кого рода, например, ножницы, очки, сани? Между тем полвека назад уче¬никам приходилось ломать над этим голову, так как в зависимости от ро¬да менялось окончание согласую-ще¬гося с ним прилагательного во множе¬ственном числе, и надо было писать вороные кони, но красные девицы. Прежде, чем написать сени новые, кленовые, нужно было установить, какого рода слово сени. Следовало вспомнить, что это множественное число от сень - навес, крытое крыль-цо, галерея - женского рода, зна¬чит, во множественном писали сени новыя, кленовыя.Приступая к теме «Категория рода»
Элементы занимательности.doc
Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса Русский язык и литература в средних учебных заведениях  Приступая к теме «Категория рода» (4 класс), говорю ребятам: ­ Знаете ли вы, что есть такие языки, в которых, в отличие от нашего, только два рода или, наоборот, четыре, а в других, например, в английском, все слова «никакого» рода. А задумывались ли вы  над  тем,  какого  рода,  например,  ножницы, очки, сани?  Между  тем полвека  назад  ученикам приходилось ломать над этим голову, так как в зависимости от рода менялось окончание согласующе­ гося с ним прилагательного во множественном числе, и надо было писать вороные кони, но красные девицы. Прежде, чем написать  сени новые,  кленовые, нужно было установить, какого рода слово сени. Следовало вспомнить, что это множественное число от сень ­ навес, крытое крыльцо, галерея ­ женского рода, значит, во множественном писали сени новыя, кленовыя. Много интересных, полезных сведений найдет словесник в книгах Льва Успенского «Слово о словах», «Почему не иначе», «Ты и твое имя». Обращение к фактам истории языка способствует прочному усвоению материала. Полезны,   особенно   на   уроках   закрепления   и   обобщающего   повторения,   элементы   игры. Например, ученики лучше запоминают правописание  о, е  после шипящих и  ц  в окончаниях имен существительных, если провести игру «Чьи трофеи богаче». На доске написано:  Родник иначе называют ключом, луну ­ месяцем...  Задание: продлить словосочетания. Класс делится на две группы, одна подбирает существительные, в которых после шипящих и ц пишется е, другая ­ о. Побеждает та, чьи «трофеи» богаче. Выглядят они, например, так: I. Картину природы иначе называют пейзажем, хлопчатобумажную ткань ­ ситцем, небольшой лес ­ рощей, узкий обод ­ обручем, учебное заведение ­ училищем, место отдыха ­ дачей, обрыв ­ кручей, углубление с водой ­ лужей. II. Ребенка иначе называют малышом, книжную полку ­ стеллажом, доктора ­ врачом, ступени у дома ­ крыльцом, сосуде ручкой ­ ковшом, постройку из жердей и веток ­ шалашом и т. д. Для   закрепления   навыков   употребления   предлогов  из,   с,  а   также   некоторых   форм множественного   числа   существительных   в   именительном   и   родительном   падежах   предлагаю четвероклассникам игру под названием «Помогите товарищу пойти в театр». В начале урока сообщаю, что Петя получил записку от брата такого содержания (текст записан на доске): Сегодня у нашей мамы много делов: она собирается убрать из балкона макулатуру, повесить на окна новую тюль, сварить яблочную повидлу, заштопать несколько пар чулков и носок. Когда ты вернешься со школы, пока еще   небольшие   очередя,   побывай   в   магазинах   и   купи   пачку   макаронов,   несколько   яблоков,   пять   килограмм картофеля, несколько корней петрушки, чёрное кофе и. яичную шампунь. По возвращении домой приготовь салат из помидор и сок из апельсин. Условие такое: если Петя исправит все замеченные им ошибки, то половину поручений возьмет на себя брат, следовательно, вся семья успеет собраться в театр. Предлагаю ребятам помочь Пете сделать нужную правку. Задание вызывает в классе деловое оживление, стремление выполнить работу быстрее и лучше. Активизируют   мыслительную   деятельность   школьников   также   загадки­шутки,   скороговорки, чайнворды, кроссворды, грамматическое лото. Например, при изучении темы «Алфавит» (4 класс) можно предложить учащимся загадки­шутки «Звуки и буквы»: Какой алфавит состоит из шести букв? (азбука). Из названия каких двух букв можно приготовить вкусную пищу? (ка­ша). Названия каких трех букв составляют целую эпоху? (э­ра). 1 Какие слова состоят из ста согласных? (стол, стог, стон, стоп). Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой, но если л на с сменяешь, сибирской стану я рекой (Елисей ­ Енисей).  С б смертельна я бываю, С м меха я пожираю, С р актеру я нужна, С с для повара важна.                                 (боль, моль, роль, соль)  Когда я с д, меня сорвут, Когда я с т, на мне плывут.                                         (плод, плот),  Чтоб отгадать, имей терпенье, С я ­ часть лица, а с б ­ растенье.                                          (лоб, боб) С м я в море, С в я в поле, С и я в доме, С г ­ в футболе.                       (мол, вол, пол, гол) При изучении словообразования можно, к примеру, предложить учащимся прослушать отрывки из стихотворений и выписать слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами: Никакой я не цыпленок. Мама ­ цапля, Сын ­ цапленок.                      (А. Шлыгин) Дальше, дальше кромкой тонкой Наш заплыв и наш полет, Станет он домашним льденком,  Лед!                                 (С. Кирсанов) Каждый маленький рисенок,  Что на цыпочки встает, Смотрит в страхе, как ребенок,  Не летит ли самолет:                                (Е. Евтушенко) Со   словами  цапленок,   льденок,   рисенок  (маленький   стебелек   риса)   ребята   встречаются   ученики   подчеркивают   художественно­   Определив   их   лексическое   значение, впервые. изобразительную роль в тексте новообразований с суффиксами субъективной оценки. В 6 классе задание усложняется: Объясните, по какому образцу со    листическая роль этих слов? Какова сти    зданы выделенные слова, определите в них значимые части. Он спрыгнул! Ха­ха­ха! Он сиганул! Ха­ха­ха! Ласточкой! Хе­хе! Солдатиком! Хи­хи­хи! Храбрец! Молодец! Хвастец! (В. Драгунский) Хоть в Сахару пойди, загляни­ка  Все невиданным цветом цветет,  И на Марсе цветет земляника,  На Земле марсяника растет.                                  (Е. Евтушенко) Он от горя, что рыскают волки,  В диких зарослях плакал навсхлип... (В. Боков) Эмоционально­оценочные суффиксы особенно характерны для произведений устного народного творчества, поэтому полезно обращаться к сказкам, былинам и т. д. Можно использовать и такие рассказы: Жили­были два брата Щик и Чик. Они служили у существительных суффиксами и обозначали профессии» человека. Один из братьев был очень капризным. Он писался только после букв д, т, с, з, ж. Это был Чик. Другой братец Щик был менее разборчив: он писался после всех остальных буке. Иногда братец Щик видел перед собой и ь, но допускал его к себе только том случае, когда ь стоял после л. Щик и Чик Ик и Ок Другие два брата Ик и Ок соперничала, стремясь ласково назвать как можно большее количество предметов. Вот и ссорились, то из­за слова глаз (глазик глазок), то из­за слова нос (носик ­ носок). Порешили в конце концов, что Ик будет в основном опекать слова, которые во всех формах склонения переносят ударение на окончание (стола, слону, ковром ­ столик, слоник, коврик), а Ок завладеет словами, которые в единственном числе сохраняют ударение на основе (катера, вечеру, теремом ­ катерок, вечерок, теремок). Одним   из   эффективных   средств   воспитания   познавательного   интереса   к   изучению   русского языка   является   этимологический   анализ.   История   возникновения   слова,   зачастую   необычная   для учащихся   (копейка   от   копье),   неожиданные   родственные   связи   (акварель   ­   акваланг   ­   аквариум), открытие новых образных граней (аква в переводе с греческого означает вода) ­ все это воздействует не только на ум, но и на чувства, обостряет желание узнать, постичь, запомнить, обратиться при необходимости   к   дополнительной   литературе:   словарям,   справочникам   и   под.,   развивает   у школьников языковое чутье. Следует,   однако,   помнить:   занимательность   не   должна   стать   самоцелью.   Только   в сочетании с достаточной научной глубиной она принесет желаемые результаты. 3

Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса

Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса

Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса

Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса

Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса

Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017