Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса

  • Занимательные материалы
  • Интерактивная доска
  • doc
  • 10.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приступая к теме «Категория рода» (4 класс), говорю ребятам: - Знаете ли вы, что есть такие языки, в которых, в отличие от наше¬го, только два рода или, наоборот, четыре, а в других, например, в анг¬лийском, все слова «никакого» рода. А задумывались ли вы над тем, ка¬кого рода, например, ножницы, очки, сани? Между тем полвека назад уче¬никам приходилось ломать над этим голову, так как в зависимости от ро¬да менялось окончание согласую-ще¬гося с ним прилагательного во множе¬ственном числе, и надо было писать вороные кони, но красные девицы. Прежде, чем написать сени новые, кленовые, нужно было установить, какого рода слово сени. Следовало вспомнить, что это множественное число от сень - навес, крытое крыль-цо, галерея - женского рода, зна¬чит, во множественном писали сени новыя, кленовыя.Приступая к теме «Категория рода»
Иконка файла материала Элементы занимательности.doc
Элементы занимательности как средство развития познавательного интереса Русский язык и литература в средних учебных заведениях  Приступая к теме «Категория рода» (4 класс), говорю ребятам: ­ Знаете ли вы, что есть такие языки, в которых, в отличие от нашего, только два рода или, наоборот, четыре, а в других, например, в английском, все слова «никакого» рода. А задумывались ли вы  над  тем,  какого  рода,  например,  ножницы, очки, сани?  Между  тем полвека  назад  ученикам приходилось ломать над этим голову, так как в зависимости от рода менялось окончание согласующе­ гося с ним прилагательного во множественном числе, и надо было писать вороные кони, но красные девицы. Прежде, чем написать  сени новые,  кленовые, нужно было установить, какого рода слово сени. Следовало вспомнить, что это множественное число от сень ­ навес, крытое крыльцо, галерея ­ женского рода, значит, во множественном писали сени новыя, кленовыя. Много интересных, полезных сведений найдет словесник в книгах Льва Успенского «Слово о словах», «Почему не иначе», «Ты и твое имя». Обращение к фактам истории языка способствует прочному усвоению материала. Полезны,   особенно   на   уроках   закрепления   и   обобщающего   повторения,   элементы   игры. Например, ученики лучше запоминают правописание  о, е  после шипящих и  ц  в окончаниях имен существительных, если провести игру «Чьи трофеи богаче». На доске написано:  Родник иначе называют ключом, луну ­ месяцем...  Задание: продлить словосочетания. Класс делится на две группы, одна подбирает существительные, в которых после шипящих и ц пишется е, другая ­ о. Побеждает та, чьи «трофеи» богаче. Выглядят они, например, так: I. Картину природы иначе называют пейзажем, хлопчатобумажную ткань ­ ситцем, небольшой лес ­ рощей, узкий обод ­ обручем, учебное заведение ­ училищем, место отдыха ­ дачей, обрыв ­ кручей, углубление с водой ­ лужей. II. Ребенка иначе называют малышом, книжную полку ­ стеллажом, доктора ­ врачом, ступени у дома ­ крыльцом, сосуде ручкой ­ ковшом, постройку из жердей и веток ­ шалашом и т. д. Для   закрепления   навыков   употребления   предлогов  из,   с,  а   также   некоторых   форм множественного   числа   существительных   в   именительном   и   родительном   падежах   предлагаю четвероклассникам игру под названием «Помогите товарищу пойти в театр». В начале урока сообщаю, что Петя получил записку от брата такого содержания (текст записан на доске): Сегодня у нашей мамы много делов: она собирается убрать из балкона макулатуру, повесить на окна новую тюль, сварить яблочную повидлу, заштопать несколько пар чулков и носок. Когда ты вернешься со школы, пока еще   небольшие   очередя,   побывай   в   магазинах   и   купи   пачку   макаронов,   несколько   яблоков,   пять   килограмм картофеля, несколько корней петрушки, чёрное кофе и. яичную шампунь. По возвращении домой приготовь салат из помидор и сок из апельсин. Условие такое: если Петя исправит все замеченные им ошибки, то половину поручений возьмет на себя брат, следовательно, вся семья успеет собраться в театр. Предлагаю ребятам помочь Пете сделать нужную правку. Задание вызывает в классе деловое оживление, стремление выполнить работу быстрее и лучше. Активизируют   мыслительную   деятельность   школьников   также   загадки­шутки,   скороговорки, чайнворды, кроссворды, грамматическое лото. Например, при изучении темы «Алфавит» (4 класс) можно предложить учащимся загадки­шутки «Звуки и буквы»: Какой алфавит состоит из шести букв? (азбука). Из названия каких двух букв можно приготовить вкусную пищу? (ка­ша). Названия каких трех букв составляют целую эпоху? (э­ра). 1Какие слова состоят из ста согласных? (стол, стог, стон, стоп). Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой, но если л на с сменяешь, сибирской стану я рекой (Елисей ­ Енисей).  С б смертельна я бываю, С м меха я пожираю, С р актеру я нужна, С с для повара важна.                                 (боль, моль, роль, соль)  Когда я с д, меня сорвут, Когда я с т, на мне плывут.                                         (плод, плот),  Чтоб отгадать, имей терпенье, С я ­ часть лица, а с б ­ растенье.                                          (лоб, боб) С м я в море, С в я в поле, С и я в доме, С г ­ в футболе.                       (мол, вол, пол, гол) При изучении словообразования можно, к примеру, предложить учащимся прослушать отрывки из стихотворений и выписать слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами: Никакой я не цыпленок. Мама ­ цапля, Сын ­ цапленок.                      (А. Шлыгин) Дальше, дальше кромкой тонкой Наш заплыв и наш полет, Станет он домашним льденком,  Лед!                                 (С. Кирсанов) Каждый маленький рисенок,  Что на цыпочки встает, Смотрит в страхе, как ребенок,  Не летит ли самолет:                                (Е. Евтушенко) Со   словами  цапленок,   льденок,   рисенок  (маленький   стебелек   риса)   ребята   встречаются   ученики   подчеркивают   художественно­   Определив   их   лексическое   значение, впервые. изобразительную роль в тексте новообразований с суффиксами субъективной оценки. В 6 классе задание усложняется: Объясните, по какому образцу со    листическая роль этих слов? Какова сти    зданы выделенные слова, определите в них значимые части. Он спрыгнул! Ха­ха­ха! Он сиганул! Ха­ха­ха! Ласточкой! Хе­хе! Солдатиком! Хи­хи­хи! Храбрец! Молодец! Хвастец!(В. Драгунский) Хоть в Сахару пойди, загляни­ка  Все невиданным цветом цветет,  И на Марсе цветет земляника,  На Земле марсяника растет.                                  (Е. Евтушенко) Он от горя, что рыскают волки,  В диких зарослях плакал навсхлип... (В. Боков) Эмоционально­оценочные суффиксы особенно характерны для произведений устного народного творчества, поэтому полезно обращаться к сказкам, былинам и т. д. Можно использовать и такие рассказы: Жили­были два брата Щик и Чик. Они служили у существительных суффиксами и обозначали профессии» человека. Один из братьев был очень капризным. Он писался только после букв д, т, с, з, ж. Это был Чик. Другой братец Щик был менее разборчив: он писался после всех остальных буке. Иногда братец Щик видел перед собой и ь, но допускал его к себе только том случае, когда ь стоял после л. Щик и Чик Ик и Ок Другие два брата Ик и Ок соперничала, стремясь ласково назвать как можно большее количество предметов. Вот и ссорились, то из­за слова глаз (глазик глазок), то из­за слова нос (носик ­ носок). Порешили в конце концов, что Ик будет в основном опекать слова, которые во всех формах склонения переносят ударение на окончание (стола, слону, ковром ­ столик, слоник, коврик), а Ок завладеет словами, которые в единственном числе сохраняют ударение на основе (катера, вечеру, теремом ­ катерок, вечерок, теремок). Одним   из   эффективных   средств   воспитания   познавательного   интереса   к   изучению   русского языка   является   этимологический   анализ.   История   возникновения   слова,   зачастую   необычная   для учащихся   (копейка   от   копье),   неожиданные   родственные   связи   (акварель   ­   акваланг   ­   аквариум), открытие новых образных граней (аква в переводе с греческого означает вода) ­ все это воздействует не только на ум, но и на чувства, обостряет желание узнать, постичь, запомнить, обратиться при необходимости   к   дополнительной   литературе:   словарям,   справочникам   и   под.,   развивает   у школьников языковое чутье. Следует,   однако,   помнить:   занимательность   не   должна   стать   самоцелью.   Только   в сочетании с достаточной научной глубиной она принесет желаемые результаты. 3

Посмотрите также