Основное содержание понятия эмоциональной устойчивости человека - это способность успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без значительного отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность.
Существует четыре основных подхода к пониманию эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях ряда советских психологов
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПОДХОДЫ
К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ
Основное содержание понятия эмоциональной устойчивости человека
это способность успешно осуществлять сложную и ответственную
деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без значительного
отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и
дальнейшую работоспособность (1, с.104).
Существует четыре основных подхода к пониманию эмоциональной
устойчивости, которые реализуются в исследованиях ряда советских
психологов (3, с.106).
Для первого характерно сведение эмоциональной устойчивости к
проявлениям воли. Известно, что разные психические процессы могут
взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга (поддерживать, усиливать,
ослаблять, тормозить, подавлять и т.д.). Так, например, человек может во
левым усилием, приемами аутогенной тренировки изменять свое
эмоциональное состояние. Останавливаясь на этом моменте как основном,
некоторые авторы трактуют эмоциональную устойчивость как способность
управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. Напри
мер, в книге
"Психологический отбор летчиков"
написано, что под
эмоциональной устойчивостью "понимается,
с одной стороны,
невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное
влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны,
способность контролировать и сдерживать возникающие астенические
эмоции, обеспечивая тем самым успешное
выполнение необходимых
действий." (13). Некоторые исследователи считают, что эмоциональная
устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние
излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложнойдеятельности (8).
Но изучение эмоциональной устойчивости с точки зрения зависимости
эмоционального процесса от волевых качеств ограничивает проникновение в
ее суть и формы проявления.
Второй подход основывается на том, что для психических процессов
характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические
образования. В них могут войти разные психические явления. Это относится и
к эмоциональной устойчивости. Видимо, поэтому ряд авторов определяет ее
как интегративное свойство личности. Так, сопоставив различные точки
зрения на нее, П.И. Зильберман приходит к выводу, что под эмоциональной
"следует понимать интегративное свойство личности,
устойчивостью
характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых,
интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности
индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели
деятельности в сложной эмотивной обстановке." (4, с.157).
В рамках второго подхода находится понимание эмоциональной
устойчивости как свойства психики, благодаря которому человек способен
успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.
Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством
личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем
соответственно эмоционального компонента. В противном случае произойдет
отождествление эмоциональной устойчивости с волевой и психической
устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные
свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности
в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты
деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех
выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не
только ею, но многими личностными качествами и опытом человека.
Третий поход базируется на единстве энергетических ина теории
информационных характеристик психических свойств,
самоорганизации кибернетических систем. Эмоциональная устойчивость
возможна в таком случае на основе резервов нервнопсихической энергии,
которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы
по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности
нервных процессов.
Суть этого подхода выражается в следующем определении: " ...
эмоциональная устойчивость это свойство темперамента... позволяющее...
надежно выполнять целевые задачи... деятельности за счет оптимального
использования резервов нервнопсихической эмоциональной энергии" (11,
с.78).
Рациональный момент в подходе авторов к изучению эмоциональной
устойчивости
экстремальных условиях деятельности.
подчеркивание роли эмоционального возбуждения в
поскольку
Действительно,
эмоциональное возбуждение характеризуется состоянием активации
различных функций организма, повышением психической готовности к
различным неожиданным действиям, постольку оно является необходимым
условием использования ресурсов личности для успешного выполнения
деятельности.
Польский психолог Я.Рейковский, останавливаясь на эмоциональной
устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух ее
значениях: 1). человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное
возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой
величины; 2). человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное
эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений.
Основными направлениями исследований эмоциональной устойчивости, по
физиологическое (изучение зависимости
Я.Рейковскому, являются:
эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы), структурное
(изучение регуляторных структур личности) и поиск особого механизма ввиде самоконтроля (14, с.264266).
Рассмотрим четвертый подход к пониманию и исследованию
эмоциональной устойчивости. Известно, что каждый психический процесс
(познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других
Применительно к
и обладает специфическими особенностями.
эмоциональному процессу это означает, что ни волевой, ни познавательный
процессы, ни тем более свойства личности (направленность, темперамент,
характер, способности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно входят в
его состав. Четвертый подход основывается на выявлении собственно
эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости.
Американский психолог К.Е.Изард, отвечая на поставленный им же
вопрос о том, устойчивы или изменчивы эмоции, приводит различие между
эмоциональными состояниями и эмоциональной чертой человека, показывает,
что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они сами не
являются необходимой частью эмоций (5, с.18).
Советский психолог О.А. Черникова понимает под эмоциональной
а). относительную устойчивость оптимального уровня
устойчивостью:
интенсивности эмоциональных реакций; б). устойчивость качественных
особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность
эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение
предстоящих задач (19). А.Е. Ольшанникова считает, что для нее характерно
отчетливое доминирование положительных эмоций.
Из вышесказанного, обобщив все сведения, можно сделать следующий
вывод:
если первый подход основные психологические факторы
эмоциональной устойчивости выносит за ее пределы и усматривает их прежде
всего в волевых качествах, а второй подход считает ее следствием интеграции
разных психических процессов и явлений, то третий подход при рассмотрении
эмоциональной устойчивости имеет в виду резервы нервнопсихическойэнергии, четвертый же прежде всего качества и свойства самого
эмоционального процесса в сложной для человека ситуации.