Эмоциональная жизнь личности.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение.
Иконка файла материала Эмоциональная жизнь личности.doc
Эмоциональная жизнь личности.  Совокупность   настроений,   аффектов,   чувств   и   страстей   человека   образует   его эмоциональную  жизнь и такое  индивидуальное  качество, как эмоциональность. Это  качество можно   определять   как   склонность   человека   эмоционально   реагировать   на   различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству   эмоции   от   настроений   до   страстей.   Под   эмоциональностью   понимается   также   сила влияния эмоций на мышление и поведение. Рассуждая о чувствах человека, мы уже отмечали, что они могут быть примитивными и высокими. Что же такое высокие чувства? Это такие эмоции, которые в своей основе опираются на   принятую   человеком   высшую   мораль,   на   нравственные   нормы   и   ценности   поведения. Благородство   чувств   определяется   не   самим   характером   этих   чувств,   а   целями   и  конечными результатами   тех   поступков,   которые   человек   совершает   под   влиянием   этих   чувств.   Если человек, случайно сделав для другого что­то хорошее, чувствует из­за этого радость, то такое чувство можно назвать благородным. Если у него, напротив, возникает сожаление по поводу того, что кому­то от его действий стало лучше, или, к примеру, чувство зависти от того, что кому­ то хорошо, то такие эмоции благородными не назовешь. Высшие эмоции человека  — это мотивы поведения, т. е, они   способны побуждать и направлять человека, стимулировать его совершать определенные действия и поступки. Это в свое время ярко описал известный голландский философ и психолог Б. Спиноза. Природа людей, утверждал он, такова, что по большей части к тем, кому плохо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо — завидуют. Сострадание и зависть — трудно совместимые эмоции. Однако они, к сожалению, в жизни встречаются почти одинаково часто, делая порой людей эмоциональными двуликими янусами. Вместе с тем на протяжении веков великие и благородные умы человечества постоянно   боролись   и   призывали   к   тому,   чтобы   исключить   из   жизни   людей   неблагородные чувства.7. Влияние эмоций на поведение человека.  Поведение   человека   в   значительной   мере   зависит   от   его   эмоций,   причем   различные эмоции по­разному влияют на поведение. Есть так называемые  стенические эмоции, которые повышают   активность   всех   процессов   в   организме,   и  астенические   эмоции,   которые   их тормозят.   Стеническими,   как   правило,   бывают   положительные   эмоции:   удовлетворенность (удовольствие),   радость,   счастье,  а   астеническими   —     отрицательные:  неудовольствие,  горе, печаль.   Рассмотрим   каждый   вид   эмоций   подробнее,   включая   настроение,   аффект,   чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека. Настроение  создает   определенный   тонус   организма,   т.   е.   его   общий   настрой   (отсюда название   "настроение")   на   деятельность.   Производительность   и   качество   труда   человека   в хорошем,   настроенного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих,   чем   тот,   у   которого   постоянно   плохое   настроение.   С   улыбающимся   по­доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.   настроении   всегда   выше,   оптимистическом,   чем   человека, Аффекты  играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию   и   ресурсы   организма   для   решения   внезапно   возникшей   задачи   или   преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она — в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно,   и   поэтому   для   продолжения   нормальной   деятельности   организму   обязательно нужен   отдых.   Аффекты   часто   играют   и   отрицательную   роль,   делают   поведение   человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих. Еще   более   значительна,   чем   у   настроений   и  аффектов,   жизненная   роль   чувств.  Они характеризуют   человека   как   личность,   достаточно   устойчивы   и   обладают   самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся   нравственными   регуляторами   поступков   и   взаимоотношений   людей.   Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти, В особый класс   выделяются   эстетические   чувства,   которые   определяют   отношение   человека   к   миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческих чувств —  хороший индикатор уровня его психологического развития. Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека,   делает   его   односторонне   ограниченным   в   своих   устремлениях,   а   стресс   вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья.8. Основные классификации эмоций.  Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы,   самый   естественный   и  как   будто   простой:   какие   бывают   эмоции,   какие   бывают   чувства? Трудности   здесь   возникают,   прежде   всего,   из­за   огромного   многообразия   эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по­разному: по "знаку" (плюс — минус) переживания — приятные — неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого "нравится" до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью  определить то или  иное  эмоциональное  переживание  словесно. Недаром Ф. И. Тютчев, замечательный лирический поэт, писал: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Разве легко точно обозначить словом то, что ты переживаешь, чувствуешь, прикрепить словесную этикетку к эмоции? Недаром создано так много различных схем для обозначения эмоциональных явлений. Например, основоположник научной психологии ("отец психологии", как его иногда называют) Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие — неудовольствие,   2) напряжение — разряжение, 3) возбуждение — торможение. Современный американский исследователь эмоций К. Изард (его книга “Эмоции человека” опубликована на русском языке) считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные — производными. К фундаментальным   относятся:   1)   интерес   —   волнение;   2) радость;   3)   удивление;   4)   горе   — страдание;  5)  гнев;  6)  отвращение; 7)  презрение;  8)  страх; 9)  стыд; 10)  вина. Из  соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как   тревожность,   которая   может   сочетать   в   себе   и   страх,   и   гнев,   и   вину,   и   интерес   ­ возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность. Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность:   к   любой   положительной   эмоции   —   эмоции,   которая   переживается   нами   как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать противоположную эмоцию,  что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций. Наверное, старый викинг преувеличивает, но доля психологической правды в этом есть. Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта   способность   получила   название   эмпатии.   По   словам   американского   психолога   Карла Роджерса, "быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким".