Эмоционально-личностное развитие обучающихся с ОВЗ.

  • docx
  • 07.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала эмоционально-личностное развитие обучающихся с ОВЗ..docx

Эмоционально-личностное развитие обучающихся с ОВЗ.

Автор: Смирнова Светлана Викторовна - учитель-логопед ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт-Петербурга.

Можно тонко чувствовать музыку, но, не зная

техники, быть не в состоянии издать звук, хотя бы

целые симфонии звучали в ушах. А ребенок - это тот

же инструмент, на котором нужно уметь играть и

уметь извлечь звук даже тогда, когда инструмент

испорчен и звучит фальшиво.

В.П. Кащенко

 

В современных условиях модернизации образования, в условиях реализации специального ФГОС произошло переосмысление роли и места нравственно-эстетического, социально-личностного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация указанных направлений - одна из актуальнейших и сложнейших проблем, которая должна сегодня решаться всеми, кто имеет отношение к воспитанию «особых» детей.

Программа коррекционной работы, входящая в содержание Адаптированной образовательной программы, должна решать задачи личностного развития детей с ОВЗ, поскольку требования к результатам ее освоения в условиях  специального ФГОС  дополняются группой специальных требований к результатам овладения социальной компетенцией.

Понятие «социальная компетенция» включает в себя систему знаний о социальной действительности и о себе; систему сложных социальных навыков взаимодействия, сценариев поведения в социальных ситуациях, умение регулировать конфликты ненасильственным путем и т.д.

Представления о себе у человека не ограничиваются познанием своего внешнего облика. Личный внутренний мир, внутренний мир окружающих людей всегда являлся и является предметом познания и совершенствования.

А так ли просто детям с ограниченными возможностями восприятия явлений даже внешнего мира понять явления мира внутреннего-  недоступного для восприятия с помощью 5 основных видов чувств.

 Трудно установить зависимость своего внутреннего состояния от определенных социальных причин, трудно дифференцировать свои внутренние ощущения от восприятия окружающей действительности, обозначать их вербально, сдерживать свои негативные поведенческие порывы, трудно понять себя, объяснить свои поступки. У детей могут появиться (а потом и закрепиться) попытки самоутверждения в виде различных нарушений поведения, агрессивных проявлений или развиться депрессивные расстройства. 

А если подобная ситуация сохраняется длительно – к искаженному формированию личности.

Ведь эмоциональная сфера является важнейшей составляющей в развитии ребенка, т. к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций – важнейший момент в становлении личности растущего человека.

 Все указанное создает сложности установления адекватного контакта с окружающим миром. Ведь эмоциональная сфера является важнейшей составляющей в развитии ребенка, т. к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Восприятие, понимание своего внутреннего мира – важнейший момент в становлении личности растущего человека.

Задачи специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку

-разобраться в эмоциональном состоянии ребенка с «нестандартными» особенностями развития;

-определить компенсаторные возможности ребенка при правильном педагогическом подходе, адекватном обучении;

-помочь взрослым (родителям и педагогам) понять особенности ребенка;

-создать условия для максимальной реализации его потенциальных возможностей и, корригируя нежелательные тенденции в развитии ребенка, способствовать его личностному становлению.

Но проблема коррекции социально–эмоционального, личностного развития детей с ОВЗ является до сих пор научно малоизученной. Она требует своего решения либо путем модифицирования уже известных, либо путем разработки новых методов и приемов коррекционно–воспитательного воздействия, их научно–методического обоснования, экспериментальной апробации.

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ  С ОВЗ

 ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОНЯТИЙ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЯВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1.                   Индивидуальная схема наблюдений и оценки эмоционального состояния обучающегося  в различных видах деятельности.

(Составляется совместно учителем-логопедом, педагогом-психологом и классным руководителем).

Условные обозначения: Р - радость, Г – гнев, С – страх, Р-е – равнодушие, Сп-е – спокойствие, И – интерес, пед– педагог, св – сверстники.

Обследуемый: Оксана С., класс…

Дата

Организованная деятельность

(учебная, внеурочная)

 

Неорганизованная деятельность

(свободное общение, игра)

 

Индивидуальное

Поведение

 

Поведение в общении

Индивидуальное

поведение

Поведение в общении

09.18

С

  С-пед.

  Р-е-св.

Р-е

     И-пед.

      Г-св.

 

05.19

И

Сп-е-пед.

   И-св.

И

     И-пед.

      Р-св.

 

 

2.                  Обследование уровня владения лексическими понятиями, обозначающими явления внутреннего мира человека, состояния системных связей в лексике.

2.1. Шкала лексико-семантических понятий, обозначающих явления внутреннего мира человека.

Задание 1. Раздели слова на 4 группы: слово обозначает что-то хорошее; слово обозначает что-то плохое; затрудняюсь определить (нейтральное понятие); не знаю значение этого слова. /Распределить слова на шкале, рассматривая только их семантические признаки/.

 

Задание 2. Поставь слову оценку: «5» – очень хорошее, «4» – хорошее, «3» –никакое, «2» – плохое, «1» – очень плохое. /Анализируется фоносемантическая сторона слова/.

 

Обследуемый: Оксана С., класс…

Хорошо

Нейтрально

???

Плохо

 

Вежливость 5

Отвага 4

Восхищение 3

Равнодушие 3

Доброта 4

Радость 5

Удовольствие 3

Мужество 1

Нежность 4 Щедрость 3

Зависть 3

Бесстрашие 2

Очарование 5

Прощение 2

Любовь 5

Чуткость 2

Удивление 5

Скупость 4

Упрямство 3

Хитрость 4

Тревожность 3

Искренность 2

Уступчивость 3

Доверчивость 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гнев 3

Бескорыстие 3

Страдание 4

Грусть 5

Жадность 3

Трусость 3

Глупость 3

Страх 4

Злоба 1

Лесть 4

Злорадство 3

Обидчивость 5

Гордость 4 Недовольство 4 Лицемерие 3

Застенчивость 5

Упрямство 4

Эгоизм 1

 

 

2.2. Назови слово, противоположное по лексическому значению (подбор антонимов) /слова различных частей речи  могут быть предложены в контексте/:

Зло -…, ласковый-…,  обижать-…, трудолюбивый-…, горе- …, равнодушный-…,  страх-…,  милосердный-…, гнев-…,  щедрый -…,  ненависть-…,  ложь - …, мудрый -…, подозревать -…, преданный -…,  вражда -…,   и др.

Критерии качественной оценки:

    –       подбирает антонимы различных частей речи;

    –       вместо подбора антонима добавляет к слову приставку НЕ -;

    –       неточный подбор некоторых антонимов;

    –  подбор антонимов очень затруднён (заменяет антонимы синонимами; смешивает антонимы близких по значению слов; меняет часть речи).

09.18

05.19

 

2.3. Назови слово, подходящее по лексическому  значению (подбор синонимов):

Бессердечный - …, великодушие - …, смелый - …, верность - …, мудрый - …, грубость - … и др.

Критерии качественной оценки:

    –       подбирает синонимы различных частей речи;

    –       подбирает только отдельные синонимы;

     –     подбор синонимов очень сильно затруднён (заменяет синонимы однокоренными словами и словами, далёкими по значению; меняет часть речи).

 

09.18

05.19

 

2.4.Объясни значение выражения. (Понимание прямого и переносного значения слов. Понимание фразеологизмов.)

 

Волк в овечьей шкуре. Задирать нос. Золотые руки. Жить душа в душу. Бить баклуши. Хоть бы хны. Водить за нос. Душа уходит в пятки. И др.

Критерии качественной оценки:

     - понимает и объясняет переносное значение слова и значения фразеологизмов;

    -   не всегда различает прямое и переносное значение слова, значение фразеологизма (ошибки единичны);

    -      не всегда объясняет принцип переноса значения;

    -      понимает только отдельные фразеологизмы;

    -      понимание переносного значения слов и фразеологизмов недоступно.

09.18

05.19

                                                                                                                                        

2.5.Состояние умения давать определение слову.

Лексический материал см. п. 2.1.

Критерии качественной оценки:

    -    умеет давать определение слову;

    -    заменяет определение описательным оборотом, однокоренным словом; включает слово в состав предложения;

    -  даёт неточное, неполное определение (выделяет только основные один-два признака);

   -   структура предложения-определения не усвоена, помощь не эффективна.

09.18

05.19

 

3. Динамика социально-эмоционального и речевого развития обучающегося в

процессе реализации коррекционно-развивающей  программы.

 

Обследуемый: Оксана С., класс…

Дата

Дата

Утверждения:

Р – редко, Н– никогда, О – обычно

09.18

05.19

Р

О

Хорошо себя чувствует с взрослыми.

Р

О

Может действовать с взрослыми сообща.