Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов
Оценка 4.7

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
pdf
психологическая работа +1
СCУЗ, ВУЗ
02.12.2019
Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов
В статье обосновывается значимость такого качества личности, как эмпатия, для достижения результативной и эффективной профессиональной педагогической деятельности.
Статья2 - Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов.pdf

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

 

Яковлева А.П.

АННОТАЦИЯ:

В статье обосновывается значимость такого качества личности, как эмпатия, для достижения результативной и эффективной профессиональной педагогической деятельности.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Качества       личности       педагога,       конструктивное       взаимодействие,

профессиональная деятельность педагога,  сопереживание, уровни эмпатии,  эмпатия.

Актуальность исследования: изучение данной проблемы обусловлена социально-экономическим и морально-психологическим состоянием современного педагогического социума, являющегося пространством повышенной конфликтности.

Цель исследования – теоретически обосновать изучение эмпатии как важного составляющего профессиональной деятельности педагога начальных классов.

Объект исследования – эмоциональная сфера педагога.

Предмет исследования – эмпатия как важное составляющее профессиональной деятельности педагога.

Задачи работы: 

1.                 Рассмотреть различные научные подходы к пониманию эмпатии в психолого-педагогической науке. 

2.                 Проанализировать трактовки понятия «эмпатия» в психологической науке. Рассмотреть виды и функции эмпатии, условия ее формирования. 

3.                 Рассмотреть педагогическую эмпатию, ее влияние на взаимоотношение. Проанализировать важность эмпатии для педагога.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов занимает главное место внутри социальных эмоций. Она помогает педагогу лучше понять ребенка, установить с ним крепкие доверительные отношения. От того какими профессиональными качествами педагог обладает, зависит отношение ребенка к окружающему его обществу и к школе. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют сопереживания партнеру по общению и прежде всего в обучении и воспитании.

В современной школьной практике взаимоотношения педагога с учениками не редко далеки от идеала и многие проблемы возникают из-за неумения учителя понять учащегося, услышать его переживания, отсутствия того, что мы называем эмпатией. Эмпатийный педагог – это педагог, идущий на контакт со всеми участниками педагогического процесса, способный понимать эмоциональное состояние учеников. А также может встать на сторону и понять мотивы своего оппонента. Поэтому очень важно не только сохранить, но и развить эмпатические способности педагога начальных классов.

Исследованию феномена эмпатии посвящено значительное число работ психологов и педагогов: К. Роджерса, В.А. Лабунской, В.С. Агеева, А.Г. Ковалева, В.В. Бойко, И.М. Юсупова, А.А. Бодалева, М.А. Пономаревой, Л.Д. Плотникова и других. Что только доказывает важность этого психологически личностного качества.

 

Краткий обзор проблемы:

Существуют разные подходы к понятию «эмпатия». Эмпатия – это  эмоциональный процесс, переживание аффективного состояния другого в ответ на его эмоциональные поведение.  (Т. П. Гаврилова,  А Меграбьян и др.). Эмпатия – когнитивный процесс, понимание, осмысление внутренней жизни другого человека, способность принять роль, позицию другого (А. П. Сопиков, В. А. Лабунская и др.).  Эмпатия – сложный аффективнокогнитивный процесс (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев и др.).  Эмпатия – системное образование, которое включает в себя взаимодействие аффективного, когнитивного и конативного компонентов эмпатии (В. В. Бойко, М.А. Пономарева  др.).

По критерию ведущего компонента В.В.Бойко классифицировал эмпатию на: 

1)                рациональную эмпатию, которая характеризуется направленностью внимания, восприятия и мышления на переработку информации о состоянии, поведении, проблемы объекта;

2)                эмоциональную эмпатию, реализуемую посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств), позволяет входить в  эмоциональный резонанс с другими – сопереживать, соучаствовать;

3)                интуитивную, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.

Эмпатия в зависимости от того, насколько это качество проявлено у конкретного индивида, подразделяется на 3 уровня: 

1-й уровень эмпатии считается самым низким. Он часто может быть у равнодушных людей, которых мало трогает страдание окружающих. Люди привыкли заботится только о себе, внимание сконцентрировано на своей личности, им не интересны мысли и чувства других. Они иногда уверенны что, понимают окружающих, однако это совсем не так. Из-за своей концентрации только на себе они не в состоянии это осознавать. Люди имеющие 1-й уровень эмпатии целиком погружены в повседневные дела, не обращая внимание на эмоции других. Даже собственные чувства у них остаются неосознаваемыми и нераскрытыми. Они часто отрицают свои чувства и проявляют нетерпимость к слабостям других людей. Низкий уровень эмпатии не позволяет сопереживать собеседнику, где чувства проявляются наиболее активно. У человека с низким уровенем эмпатийности, наблюдается затруднения в установлении контактов с людьми. Они отдают предпочтение уединению, а не работе с людьми. 

2-й уровень эмпатии в различных проявлениях свойственен абсолютному большинству людей. Уровень характеризуется умением оказать поддержку в нужный момент. Люди данного типа умеют слушать друг друга. Понимание происходит, когда один человек ясно представляет себе, что в данный момент испытывает другой. Данная личность вполне способна понять переживание индивида. Нет постоянного фокусирования только лишь на мыслях других, люди способны утешить и оказать своевременную поддержку, при этом не погружаясь в чужие проблемы. Они  находятся под самоконтролем и им не чужды эмоциональные проявления. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но теряют терпения при излишнем излиянии чувств собеседника.

3-й уровень эмпатии самый высокий. Люди глубоко ощущают окружающих людей, способны мысленно воссоздать любое переживание, понимают людей лучше, чем они сами. Они не навязывают свое мнение и дают действенные советы, предпочитают взаимодействовать с людьми осторожно, чтобы исключить возможность обидеть. Высокая эмпатийность характеризуется чувствительностью к нуждам и проблемам окружающих. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакт и находят общий язык. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями, психологами, педагогами

Е.П. Ильин утверждает, что эмпатия у педагогов, как главное профессиональное качество, должно проявляться в форме сочувствия и входящее в понятие "помогающая деятельность", которое является базовым в медицинской, социальной, педагогикой и психологической деятельности. 

В качестве особых форм Т.П. Гаврилова выделяет: сочувствие и сопереживание. По ее мнению, сопереживанием является  переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, а сочувствием будет переживание субъектом по поводу чувств другого человека, иных, отличных чувств. При сочувствии субъект переживает без соотнесения с собой, в то время как при сопереживании субъект переживает чувства объекта как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта. 

У эмпатии можно выделить несколько функций. Так например, В.В. Лабунская выделяет: эмоциональную функцию, которая делится на развитие социальных эмоций, удовлетворение эмоциональных отождествлений себя с объектом эмпатии; когнитивную функцию, которая включает в себя оценочное мнение окружающих, развитие способности принять его точку зрения, оценка и анализ перспективы дальнейших взаимоотношений; поведенческую функцию, которая заключается в сопровождении эмпатии в процессе межличностных отношений, выборе адекватных поведенческих актов, способных вызвать собеседника на взаимную эмпатию, регуляция средств обращения.

В.В. Бойко обозначил функции форм эмпатии. 

Эмпатия в форме сочувствия:

1)                увеличивает уровень понимания эмоциональных состояний;

2)                активизирует переживания неблагополучия окружающих безотносительно к собственному дискомфорту;

3)                помогает удовлетворению потребности в благополучии окружающих;

4)                определяет выбор альтруистических способов поведения и стратегий взаимодействия под девизом «за другого». 

Эмпатия в форме сопереживания:

1)                усиливает степень идентификации с окружающими;

2)                снижает напряжение, чувство дискомфорта, вызываемые переживаниями другого человека;

3)                помогает удовлетворению потребности в собственном благополучии;

4)                развивает эгоистические способы поведения и стратегии взаимодействия «за себя».

Педагогическую эмпатию можно определить как особенность эмоциональной сферы педагога, которая играет важную роль в отношениях между участниками образовательного процесса, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними.

Эмпатия помогает педагогу ставить и корректировать профессионально-значимые цели, осознавать мотивы деятельности учащихся, осознать стратегии своей деятельности, выстраивать планы действия, оценивая их эффективность. 

 

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов

Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019