Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов
Яковлева А.П.
АННОТАЦИЯ:
В статье обосновывается значимость такого качества личности, как эмпатия, для достижения результативной и эффективной профессиональной педагогической деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Качества личности педагога, конструктивное взаимодействие,
профессиональная деятельность педагога, сопереживание, уровни эмпатии, эмпатия.
Актуальность исследования: изучение данной проблемы обусловлена социально-экономическим и морально-психологическим состоянием современного педагогического социума, являющегося пространством повышенной конфликтности.
Цель исследования – теоретически обосновать изучение эмпатии как важного составляющего профессиональной деятельности педагога начальных классов.
Объект исследования – эмоциональная сфера педагога.
Предмет исследования – эмпатия как важное составляющее профессиональной деятельности педагога.
Задачи работы:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию эмпатии в психолого-педагогической науке.
2. Проанализировать трактовки понятия «эмпатия» в психологической науке. Рассмотреть виды и функции эмпатии, условия ее формирования.
3. Рассмотреть педагогическую эмпатию, ее влияние на взаимоотношение. Проанализировать важность эмпатии для педагога.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Эмпатия как профессионально важное личностное качество педагога начальных классов занимает главное место внутри социальных эмоций. Она помогает педагогу лучше понять ребенка, установить с ним крепкие доверительные отношения. От того какими профессиональными качествами педагог обладает, зависит отношение ребенка к окружающему его обществу и к школе. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют сопереживания партнеру по общению и прежде всего в обучении и воспитании.
В современной школьной практике взаимоотношения педагога с учениками не редко далеки от идеала и многие проблемы возникают из-за неумения учителя понять учащегося, услышать его переживания, отсутствия того, что мы называем эмпатией. Эмпатийный педагог – это педагог, идущий на контакт со всеми участниками педагогического процесса, способный понимать эмоциональное состояние учеников. А также может встать на сторону и понять мотивы своего оппонента. Поэтому очень важно не только сохранить, но и развить эмпатические способности педагога начальных классов.
Исследованию феномена эмпатии посвящено значительное число работ психологов и педагогов: К. Роджерса, В.А. Лабунской, В.С. Агеева, А.Г. Ковалева, В.В. Бойко, И.М. Юсупова, А.А. Бодалева, М.А. Пономаревой, Л.Д. Плотникова и других. Что только доказывает важность этого психологически личностного качества.
Краткий обзор проблемы:
Существуют разные подходы к понятию «эмпатия». Эмпатия – это эмоциональный процесс, переживание аффективного состояния другого в ответ на его эмоциональные поведение. (Т. П. Гаврилова, А Меграбьян и др.). Эмпатия – когнитивный процесс, понимание, осмысление внутренней жизни другого человека, способность принять роль, позицию другого (А. П. Сопиков, В. А. Лабунская и др.). Эмпатия – сложный аффективнокогнитивный процесс (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев и др.). Эмпатия – системное образование, которое включает в себя взаимодействие аффективного, когнитивного и конативного компонентов эмпатии (В. В. Бойко, М.А. Пономарева др.).
По критерию ведущего компонента В.В.Бойко классифицировал эмпатию на:
1) рациональную эмпатию, которая характеризуется направленностью внимания, восприятия и мышления на переработку информации о состоянии, поведении, проблемы объекта;
2) эмоциональную эмпатию, реализуемую посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств), позволяет входить в эмоциональный резонанс с другими – сопереживать, соучаствовать;
3) интуитивную, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.
Эмпатия в зависимости от того, насколько это качество проявлено у конкретного индивида, подразделяется на 3 уровня:
1-й уровень эмпатии считается самым низким. Он часто может быть у равнодушных людей, которых мало трогает страдание окружающих. Люди привыкли заботится только о себе, внимание сконцентрировано на своей личности, им не интересны мысли и чувства других. Они иногда уверенны что, понимают окружающих, однако это совсем не так. Из-за своей концентрации только на себе они не в состоянии это осознавать. Люди имеющие 1-й уровень эмпатии целиком погружены в повседневные дела, не обращая внимание на эмоции других. Даже собственные чувства у них остаются неосознаваемыми и нераскрытыми. Они часто отрицают свои чувства и проявляют нетерпимость к слабостям других людей. Низкий уровень эмпатии не позволяет сопереживать собеседнику, где чувства проявляются наиболее активно. У человека с низким уровенем эмпатийности, наблюдается затруднения в установлении контактов с людьми. Они отдают предпочтение уединению, а не работе с людьми.
2-й уровень эмпатии в различных проявлениях свойственен абсолютному большинству людей. Уровень характеризуется умением оказать поддержку в нужный момент. Люди данного типа умеют слушать друг друга. Понимание происходит, когда один человек ясно представляет себе, что в данный момент испытывает другой. Данная личность вполне способна понять переживание индивида. Нет постоянного фокусирования только лишь на мыслях других, люди способны утешить и оказать своевременную поддержку, при этом не погружаясь в чужие проблемы. Они находятся под самоконтролем и им не чужды эмоциональные проявления. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но теряют терпения при излишнем излиянии чувств собеседника.
3-й уровень эмпатии самый высокий. Люди глубоко ощущают окружающих людей, способны мысленно воссоздать любое переживание, понимают людей лучше, чем они сами. Они не навязывают свое мнение и дают действенные советы, предпочитают взаимодействовать с людьми осторожно, чтобы исключить возможность обидеть. Высокая эмпатийность характеризуется чувствительностью к нуждам и проблемам окружающих. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакт и находят общий язык. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями, психологами, педагогами
Е.П. Ильин утверждает, что эмпатия у педагогов, как главное профессиональное качество, должно проявляться в форме сочувствия и входящее в понятие "помогающая деятельность", которое является базовым в медицинской, социальной, педагогикой и психологической деятельности.
В качестве особых форм Т.П. Гаврилова выделяет: сочувствие и сопереживание. По ее мнению, сопереживанием является переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, а сочувствием будет переживание субъектом по поводу чувств другого человека, иных, отличных чувств. При сочувствии субъект переживает без соотнесения с собой, в то время как при сопереживании субъект переживает чувства объекта как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта.
У эмпатии можно выделить несколько функций. Так например, В.В. Лабунская выделяет: эмоциональную функцию, которая делится на развитие социальных эмоций, удовлетворение эмоциональных отождествлений себя с объектом эмпатии; когнитивную функцию, которая включает в себя оценочное мнение окружающих, развитие способности принять его точку зрения, оценка и анализ перспективы дальнейших взаимоотношений; поведенческую функцию, которая заключается в сопровождении эмпатии в процессе межличностных отношений, выборе адекватных поведенческих актов, способных вызвать собеседника на взаимную эмпатию, регуляция средств обращения.
В.В. Бойко обозначил функции форм эмпатии.
Эмпатия в форме сочувствия:
1) увеличивает уровень понимания эмоциональных состояний;
2) активизирует переживания неблагополучия окружающих безотносительно к собственному дискомфорту;
3) помогает удовлетворению потребности в благополучии окружающих;
4) определяет выбор альтруистических способов поведения и стратегий взаимодействия под девизом «за другого».
Эмпатия в форме сопереживания:
1) усиливает степень идентификации с окружающими;
2) снижает напряжение, чувство дискомфорта, вызываемые переживаниями другого человека;
3) помогает удовлетворению потребности в собственном благополучии;
4) развивает эгоистические способы поведения и стратегии взаимодействия «за себя».
Педагогическую эмпатию можно определить как особенность эмоциональной сферы педагога, которая играет важную роль в отношениях между участниками образовательного процесса, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними.
Эмпатия помогает педагогу ставить и корректировать профессионально-значимые цели, осознавать мотивы деятельности учащихся, осознать стратегии своей деятельности, выстраивать планы действия, оценивая их эффективность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.